Файл: Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации традиции семейного чтения.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.
Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).
В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Выводы по главе I
Родители, которые занимались с детьми до школы: читали им книги, рассказывали истории, пели им песни, играли с ними в игрушки, в слова и др. Это, как показывают исследования, является одним из важнейших факторов читательской успешности. Преодоление недостатков чтения наших детей – безотлагательная задача, прежде всего, семьи, дошкольных учреждений, школы и, конечно, библиотеки.
Глава II. Практическая часть исследования
2.1 Система работы библиотеки в практике воспитателя ДОО
Программа практической части исследования была разработана в ходе производственной (преддипломной) практики в период с 06.04.2023 г. по 03.05.2023 г.
Базой опытно-практической части исследования явилось МАДОУ детский сад № 51 МО г. Новороссийск (подготовительная группа).
Система работы педагога ДОО разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В систему работы по проблеме исследования включено:
- перспективный план тематики детско-взрослых проектов «Модель года»;
- создание развивающей предметно-пространственная среда по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- разработка и апробация конспектов ООД по формированию интереса к книге и реализован проект;
- обобщение содержания теоретической части исследования и на ее основе разработка рекомендации воспитателям по формированию представлений через организацию игровой деятельности;
- составление плана мероприятий;
- составление рекомендации для родителей по возрождению традиции семейного чтения.
В начале нашей работы нами была проанализирована развивающая предметно-пространственная среда. Частью нашего проекта стала работа по реализации содержательных линий:
1. «Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско- родительского чтения): Направление: «Популяризация чтения»
1.1 «Буккроссинг» Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку). «Библиотечный дворик», который находится на игровом участке группы, доступен для родителей и детей группы. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. Цель проведения буккроссинга — повышение интереса к чтению и литературе. Реализацию данной технологии следует начать с оформления «Библиотечного дворика», в котором систематически будут организовываться различные выставки, вернисажи и биеналле. Это портреты детских писателей и поэтов, выставки, приуроченные ко Дню рождения какого-либо литератора, тематические иллюстрации, плакаты к событийным датам, книги-новинки. В рамках осуществления данной технологии музыкальный руководитель организовывает литературно-музыкальные вечера. В будущем возможно проведение квестов: «Поможем Буратино», «Куда спрятались страницы», «Незнайка в гостях у Коротышек». - «Читаем ВМЕСТЕ»; - «Мама, почитай-ка»; - «Папа, почитай-ка»; - «Все А.Пушкина Читают»; - «Читаем Книгу Кубанских писателей»; - «Поэзии мир необъятный»; - «Раз, два, три. Четыре, пять - начинаем Мы Читать»; «Когда читатель улыбается»; - «Книги на все времена: о добре и дружбе»; - «А.Барто для детей».
2. «Навигатор в мире детских книг» (составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей) - «А Что читаете Вы?»; - «Читать - Это Модно»; - «Все мы родом из детства»; - «Книги нашего дома».
3. «Досуговое чтение» или «Домашнее чтение». Когда наступают долгожданные выходные, возникает вопрос: чем заняться в свободное время, когда все члены семьи не обременены домашними делами? С целью решения данного вопроса мы и придумали для детей и родителей технологию домашнего чтения. В группе в читательском уголке, может быть представлен список названия книг, которые родители могут прочитать с ребятами дома. Подборка тематической литературы осуществляется воспитателями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей данной группы. Таким образом, родители вместе с детьми выбирали любую книгу из списка, чтобы прочитать её самостоятельно дома, а затем, возвращаясь в детский сад, ставили отметку о прочтении на данном стенде. Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения. Родителям было предложено сделать фотоотчеты на тему «Читаем дома»; создать творческие работы «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»; подготовить материалы для организации выставки «Наша домашняя библиотека» или выставки-конкурса «Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками», изготовить лэпбуки. Также в группе и на участке создали для детей мини — библиотеки, организовали театральные постановки по прочитанным книгам, провели конкурс чтецов. Продолжая развивать данную технологию, педагоги наметили проведение ряда интересных мероприятий: викторины и онлайн - досуг с родителями «Синквейн».
4. «Рекламный микрофон» (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок, плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами и др.).
6. «Буктрейлер». Все мы в любом возрасте очень любим кино и мультфильмы. И в детском саду мы тоже можем создать и показать ребятам короткий фильм. Но это будет не просто маленький сюжетный ролик, а, скорее, ролик-мотивация. Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком. Поэтому мы определили главную цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств. Теперь главное – постараться научить родителей создавать для своих детей такие видеоролики дома. Поэтому мы проводили для них мастер-классы на тему «Фильм, фильм, фильм» и совместно с ними выпустили газету «Мультфильмы моего детства».
7. «Книжная карусель» (фестивали, конкурсы, викторины, акции, недели детской книги, праздники, квесты, флешмобы и др.):
Сентябрь: беседы (этические): «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга»; консультация для родителей: «Организация книжного уголка в семье», мини-проекта «Здравствуй, старая книга!» – провести поиски самых старых книг(взрослой и детской) в домашних библиотеках, представить книгу долгожителя, рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке.
Результат: старая книга поможет открыть страницы семейных историй, узнать сведения о своей родословной, подтолкнуть взрослых познакомить детей с традициями семьи.
Октябрь: беседы: «От глиняной дощечки к печатной страничке», «Осень на страницахкниг»; настольно-печатные игры «Что было до….», «Как родилась книга» и т.д. консультация для родителей «Как правильно выбрать детскую книгу»; фестиваль «Поэтический дуэт – «Осенний вернисаж» беседы (этические) «Мой любимый сказочный герой»; консультация для родителей: «А что читаете Вы?»; игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжныймагазин» и т.д.) акция «Книжка малышка» (для малоимущих семей).
Ноябрь: беседы (этические) «Книги бывают разные»; консультации для родителей: «Как правильно читать книжки с малышами», «Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках»; игровая деятельность - словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение» и т.д. 11 квест-игра по произведениям Н.Носова; познавательное мероприятие по произведениям Н.Носова акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС) организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор, горят в домах литературные огоньки.
Декабрь: беседы «Красота зимней природы на страницах детских книг»; консультации для родителей: «Какую книгу подарить ребенку на Новый год?», «Круг детского чтения»; игровая деятельность - настольно-печатные игры «Расскажи сказку» и т.д. музыкально-познавательная викторина для дошкольников старшего дошкольного возраста по произведениям Э. Успенского.
Январь: беседы «Зачем нужны книги»; консультации для родителей: «Шарль Перро: биография писателя для взрослых и детей, занимательные истории о создании сказок», «Как стать родителем читающего ребенка»; театрализованная деятельность – пальчиковый, настольный театр; конкурс чтецов «Зимний вернисаж» квест-игра по произведениям Шарль Перро.
Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).
В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Выводы по главе I
Родители, которые занимались с детьми до школы: читали им книги, рассказывали истории, пели им песни, играли с ними в игрушки, в слова и др. Это, как показывают исследования, является одним из важнейших факторов читательской успешности. Преодоление недостатков чтения наших детей – безотлагательная задача, прежде всего, семьи, дошкольных учреждений, школы и, конечно, библиотеки.
Глава II. Практическая часть исследования
2.1 Система работы библиотеки в практике воспитателя ДОО
Программа практической части исследования была разработана в ходе производственной (преддипломной) практики в период с 06.04.2023 г. по 03.05.2023 г.
Базой опытно-практической части исследования явилось МАДОУ детский сад № 51 МО г. Новороссийск (подготовительная группа).
Система работы педагога ДОО разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В систему работы по проблеме исследования включено:
- перспективный план тематики детско-взрослых проектов «Модель года»;
- создание развивающей предметно-пространственная среда по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- разработка и апробация конспектов ООД по формированию интереса к книге и реализован проект;
- обобщение содержания теоретической части исследования и на ее основе разработка рекомендации воспитателям по формированию представлений через организацию игровой деятельности;
- составление плана мероприятий;
- составление рекомендации для родителей по возрождению традиции семейного чтения.
В начале нашей работы нами была проанализирована развивающая предметно-пространственная среда. Частью нашего проекта стала работа по реализации содержательных линий:
1. «Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско- родительского чтения): Направление: «Популяризация чтения»
1.1 «Буккроссинг» Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку). «Библиотечный дворик», который находится на игровом участке группы, доступен для родителей и детей группы. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. Цель проведения буккроссинга — повышение интереса к чтению и литературе. Реализацию данной технологии следует начать с оформления «Библиотечного дворика», в котором систематически будут организовываться различные выставки, вернисажи и биеналле. Это портреты детских писателей и поэтов, выставки, приуроченные ко Дню рождения какого-либо литератора, тематические иллюстрации, плакаты к событийным датам, книги-новинки. В рамках осуществления данной технологии музыкальный руководитель организовывает литературно-музыкальные вечера. В будущем возможно проведение квестов: «Поможем Буратино», «Куда спрятались страницы», «Незнайка в гостях у Коротышек». - «Читаем ВМЕСТЕ»; - «Мама, почитай-ка»; - «Папа, почитай-ка»; - «Все А.Пушкина Читают»; - «Читаем Книгу Кубанских писателей»; - «Поэзии мир необъятный»; - «Раз, два, три. Четыре, пять - начинаем Мы Читать»; «Когда читатель улыбается»; - «Книги на все времена: о добре и дружбе»; - «А.Барто для детей».
2. «Навигатор в мире детских книг» (составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей) - «А Что читаете Вы?»; - «Читать - Это Модно»; - «Все мы родом из детства»; - «Книги нашего дома».
3. «Досуговое чтение» или «Домашнее чтение». Когда наступают долгожданные выходные, возникает вопрос: чем заняться в свободное время, когда все члены семьи не обременены домашними делами? С целью решения данного вопроса мы и придумали для детей и родителей технологию домашнего чтения. В группе в читательском уголке, может быть представлен список названия книг, которые родители могут прочитать с ребятами дома. Подборка тематической литературы осуществляется воспитателями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей данной группы. Таким образом, родители вместе с детьми выбирали любую книгу из списка, чтобы прочитать её самостоятельно дома, а затем, возвращаясь в детский сад, ставили отметку о прочтении на данном стенде. Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения. Родителям было предложено сделать фотоотчеты на тему «Читаем дома»; создать творческие работы «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»; подготовить материалы для организации выставки «Наша домашняя библиотека» или выставки-конкурса «Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками», изготовить лэпбуки. Также в группе и на участке создали для детей мини — библиотеки, организовали театральные постановки по прочитанным книгам, провели конкурс чтецов. Продолжая развивать данную технологию, педагоги наметили проведение ряда интересных мероприятий: викторины и онлайн - досуг с родителями «Синквейн».
4. «Рекламный микрофон» (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок, плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами и др.).
6. «Буктрейлер». Все мы в любом возрасте очень любим кино и мультфильмы. И в детском саду мы тоже можем создать и показать ребятам короткий фильм. Но это будет не просто маленький сюжетный ролик, а, скорее, ролик-мотивация. Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком. Поэтому мы определили главную цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств. Теперь главное – постараться научить родителей создавать для своих детей такие видеоролики дома. Поэтому мы проводили для них мастер-классы на тему «Фильм, фильм, фильм» и совместно с ними выпустили газету «Мультфильмы моего детства».
7. «Книжная карусель» (фестивали, конкурсы, викторины, акции, недели детской книги, праздники, квесты, флешмобы и др.):
Сентябрь: беседы (этические): «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга»; консультация для родителей: «Организация книжного уголка в семье», мини-проекта «Здравствуй, старая книга!» – провести поиски самых старых книг(взрослой и детской) в домашних библиотеках, представить книгу долгожителя, рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке.
Результат: старая книга поможет открыть страницы семейных историй, узнать сведения о своей родословной, подтолкнуть взрослых познакомить детей с традициями семьи.
Октябрь: беседы: «От глиняной дощечки к печатной страничке», «Осень на страницахкниг»; настольно-печатные игры «Что было до….», «Как родилась книга» и т.д. консультация для родителей «Как правильно выбрать детскую книгу»; фестиваль «Поэтический дуэт – «Осенний вернисаж» беседы (этические) «Мой любимый сказочный герой»; консультация для родителей: «А что читаете Вы?»; игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжныймагазин» и т.д.) акция «Книжка малышка» (для малоимущих семей).
Ноябрь: беседы (этические) «Книги бывают разные»; консультации для родителей: «Как правильно читать книжки с малышами», «Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках»; игровая деятельность - словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение» и т.д. 11 квест-игра по произведениям Н.Носова; познавательное мероприятие по произведениям Н.Носова акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС) организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор, горят в домах литературные огоньки.
Декабрь: беседы «Красота зимней природы на страницах детских книг»; консультации для родителей: «Какую книгу подарить ребенку на Новый год?», «Круг детского чтения»; игровая деятельность - настольно-печатные игры «Расскажи сказку» и т.д. музыкально-познавательная викторина для дошкольников старшего дошкольного возраста по произведениям Э. Успенского.
Январь: беседы «Зачем нужны книги»; консультации для родителей: «Шарль Перро: биография писателя для взрослых и детей, занимательные истории о создании сказок», «Как стать родителем читающего ребенка»; театрализованная деятельность – пальчиковый, настольный театр; конкурс чтецов «Зимний вернисаж» квест-игра по произведениям Шарль Перро.