Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 602
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Донецкий национальный университет»
На правах рукописи
ИБРАГИМХАЛИЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(по отраслям сферы деятельности, в т.ч.: маркетинг)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени доктора экономических наук
Научный консультант: доктор экономических наук, профессор
Лукьянченко Наталья Дмитриевна
Донецк – 2018
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПАРАДИГМЫ МАРКЕТИНГА
ТЕРРИТОРИЙ............................................................................
19 1.1 Исследование сущности и эволюции маркетинга территорий..................................................................................
19 1.2 Идеогенез маркетинга территорий как симбиоз межнаучных связей....................................................................
41 1.3 Маркетинг территорий в системе социально- экономического развития территорий.....................................
49
Выводы по разделу 1.......................................................................................
62
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ В КОНЦЕПЦИИ
МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ................................................
65 2.1 Территория как ресурс социально-экономического развития.......................................................................................
65 2.2 Типологизация как метод исследования социально- экономического развития территорий.....................................
79 2.3 Модели и технологии социально-экономического развития территорий..................................................................................
95 2.4 Концепция маркетинга территорий в системе социально- экономического развития территориальных образований ....
114
Выводы по разделу 2………………………………………………………...
127
РАЗДЕЛ 3 УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ
РАЗВИТИЕМ
ТЕРРИТОРИЙ
НА
ОСНОВЕ
МЕТОДОЛОГИИ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ................
130 3.1 Методология маркетинга территорий на основе программно-целевого планирования.......................................
130 3.2 Статусность и состоятельность как синергия благоприятного имиджа территорий и его инвестиционной привлекательности....................................................................
161 3.3 Маркетинг в формировании механизма регулирования социально-экономическим развитием территорий...............
215
Выводы по разделу 3.......................................................................................
229
РАЗДЕЛ 4 ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ В
ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ О
СОСТОЯНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИЙ………………………………………………….
231 4.1 Целевые индикаторы социально-экономического развития в диагностике потенциалов территории .................................
231 4.2 Рейтинги территорий в формировании стратегий ее развития ......................................................................................
244
4.3 Прогнозирование влияния экономического развития на формирование конкурентоспособности территории.............. 259
Выводы по разделу 4....................................................................................... 283
РАЗДЕЛ 5 МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ…………………………………………………. 285 5.1 Стратегии маркетинга территорий в контексте специфических территорий посредством учета развития ее качественных характеристик ................................................
285 5.2 Гармонизация интересов стейкхолдеров как фактор повышения уровня привлекательности территорий............... 311 5.3 Механизм формирования и реализации стратегии привлекательности территории Донецкой Народной
Республики.................................................................................. 322
Выводы по разделу 5....................................................................................... 337
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 339
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... 346
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 383
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сущность понятий «территория», «территориальное образование»,
«регион» …………………………………………………………………….. 384
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рейтинг стран мира по уровню счастья населения за 2013-2017 гг……... 393
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Классификация стран по уровню экономического развития……………... 395
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Основные характеристики постсоциалистических стран………………… 396
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Классификация групп стран по типу рыночной экономики……………… 400
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Распределение стран по корреляционной зависимости…………………... 403
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Рейтинг самых инновационных стран мира за 2012-2016 гг…………….. 408
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Исходные данные для моделирования экономического роста…………… 409
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Моделирование экономического роста постсоциалистических стран…... 412
ПРИЛОЖЕНИЕ М
Методика оценки гармонизации интересов……………………………….. 466
Справки о внедрении результатов диссертационной работы…………….. 469 3
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тенденции широкомасштабного применения маркетингового инструментария к процессам формирования, продвижения и обеспечения продуктами или услугами покупателей, управление с выгодой для организации взаимоотношений с ними в современных условиях не в полной мере отражают возможности маркетинговой деятельности. Территоприи (города, регионы, страны) как объекты управления сменяют услуги и товары.
Глобализационные процессы способствовали формированию рынка территорий, на котором наиболее привлекательным продуктом считается не какой-либо товар или услуга, а имманентные условия для жизнедеятельности всех заинтересованных сторон, которые выбирают именно ту, которая соответствует их потребностям.
Формирование оптимальной организации развития маркетинга территорий позволяет создать позитивный имидж территории, обеспечить ее привлекательность (инвестиционную и туристическую), более обоснованно использовать ее имманентный потенциал, посредством доверительного отношения к органам власти, которые выступают одним из основных носителей позитивного образа территории, разработать и реализовать последовательную маркетинговую стратегию социально-экономического развития территории.
Следовательно, разработка маркетинговой стратегии социально-экономического развития территорий применительно к Донецкой Народной Республике может представлять научный и практический интерес, что и подтверждает своевременность, актуальность и практическую значимость диссертационной работы.
Связь работы с научными программами, планами, темами.
Исследование проведено согласно комплексному плану научно- исследовательских работ ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» в рамках госбюджетных тем: «Системное управление стратегическим развитием
5 предприятий в условиях структурной коррекции экономики» (№ 0114U003190);
«Управление социально-экономическими системами на постконфликтных территориях» (№ 0117D000203).
Степень
разработанности
проблемы.
Вопросы познания терминологической сущности, научной атрибуции, отдельных вопросов маркетингового подхода к территориальному управлению рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых:
Е.Г.
Агаларова,
Л.В. Балабановой, Д.В. Башмакова, В.И. Беляева, Н.Ю. Возияновой,
С.Г. Важениной, И.С. Важенина, Д.В. Визгалова, В.Г. Воронина, Г. Вугда,
А. Деффнера, М.Ф. Иванова, Дж. Капмовска, А.В. Кирьянко, И.В. Князева,
С.В. Комарова, Ф. Котлера, Э.Р. Кошеварова, Е.С. Куликова, А.М. Лаврова,
С.В. Лобовой, Н.Д. Лукьянченко, Т. Метаксас, Т.В. Мещерякова,
А. Моррисона, М. Опперманна, В.С. Панасейкина, А.П. Панкрухина,
Т.В. Поляковой, В.Ю. Припотеня, Н.П. Реброва, И. Рейна, В.С. Сурнина,
Е.А. Третьякова, Д.П. Фролова, Д. Хайдера, Т.Н. Целых, А.В. Чечулина,
Е.В. Шевцова, П.В. Языкова и др.
Проблематике социально-экономического развития территорий (стран, регионов, городов) посвящены работы Е.М. Азарян, Г.Л. Багиева,
Д. Баллантайна, В.И. Беляева, Л.А. Данченок, М. Кристофера, А.В. Половяна,
Ю.Н. Полшкова, А. Пейна, А.С. Созинова, А.Г. Шеломенцева и др. При этом необходимо отметить, что наряду с достижениями ученых в развитии концепций маркетинга, с одной стороны, и социально-экономического развития территорий, с другой, положения маркетинга территорий все еще остаются недостаточно исследованными. Несогласованность взглядов на сущность, содержание, составляющие и инструментарий маркетинга территорий требует своей систематизации и развития.
Таким образом, отсутствие работ по комплексному решению проблем маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территориальных образований обуславливает необходимость не только
6 соответствующего идеогенеза, но и обоснования новых теоретико- методологических подходов к исследованию каждой его системообразующей составляющей, разработки рационального инструментария. Актуальность перечисленных проблем, их недостаточная разработанность и практическое значение обусловило выбор темы исследования и её актуальность.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование, обоснование и разработка теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций по формированию механизма социально- экономического развития территориальных образований на основе маркетинга территорий.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач научного исследования: исследовать сущность и эволюцию экономической категории «маркетинг территорий»; определить существующие межнаучные связи маркетинга территорий и его инструментария с системой социально-экономического развития территорий на основе концепции маркетинга; обосновать и разработать комплексный подход к управлению социально- экономическим развитием территорий на основе маркетинга и определить место маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территориальных образований; обосновать и обобщить подходы к определению термина «территория» как обобщающего ресурса с целью формирования и выявления основных признаков территориального продукта в концепции «маркетинг-микс»; систематизировать подходы к типологизации территорий на основе изучения территориальных диаметральностей и выделить типы специфических территорий;
7 обобщить существующую методологию исследования социально- экономического развития территорий на основе использования стратегий маркетинга; обосновать концепцию маркетинга территорий в системе социально- экономического развития территорий; усовершенствовать методологические основы маркетинга территорий; обосновать теоретические основы статусности и состоятельности территорий как синергии имиджа территорий и их инвестиционной привлекательности; разработать механизм социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий; обосновать и усовершенствовать методическое обеспечение процесса реализации механизма управления социально-экономическим развитием территории на основе использования системы рейтингов и индикаторов развития в качестве инструментария маркетинга территорий; обосновать формирование маркетинговой стратегии развития территорий на основе использования системы рейтингов при разработке программ социально- экономического развития постсоциалистических стран; усовершенствовать научно-методический подход к моделированию социально-экономического развития на основе системы рейтингов; обосновать подход к разработке стратегии маркетинга специфических территорий на основе их качественных характеристик; разработать методический подход к оценке привлекательности специфических территорий на основе гармонизации интересов стейкхолдеров; разработать механизм формирования и реализации стратегии привлекательности территории Донецкой Народной Республики.
Объектом исследования является процесс развития маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территориальных образований.
8
Предмет исследования – теоретические, методологические основы и механизмы обеспечения социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий.
Диссертация выполнена в соответствии с Паспортом специальности
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям сферы деятельности, в т.ч.: маркетинг), в частности п. 9.27 «Маркетинг территорий как фактор социально-экономического развития, повышения инвестиционной активности и формирования благоприятного имиджа территории», п. 9.2
«Методологические основы, содержание, формы и методы стратегического и операционного маркетинга», п. 9.26 «Система позиционирования и рыночного продвижения товарных марок, создание бренда и управление брендом».
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что в диссертации разработана концепция маркетинга территорий в системе социально- экономического развития территориальных образований, теоретические и методологические подходы к управлению социально-экономическим развитием территорий на основе маркетинга.
По итогам исследования получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной:
впервые:
определено и раскрыто содержание методологии исследования социально- экономического развития территорий на основе маркетинга как совокупности научных теорий и идей, принципов, методов и моделей, направленных на повышение привлекательности территорий, что будет способствовать принятию обоснованных решений относительно выбора стратегии социально- экономического развития территорий; теоретически обоснована и разработана концепция маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территориальных образований как научно обоснованная система взглядов, основывающаяся на совокупности разработанных теоретико-методологических положений и методических
9 подходов, использовании маркетингового инструментария для обеспечения организационной, экономической, информационной и модельной составляющих концептуальной схемы маркетинга территорий в системе социально- экономического развития территориальных образований, реализация которой обеспечит функционирование механизма эффективного управления социально- экономическим развитием территорий на основе методологии маркетинга; разработан механизм социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий, который охватывает совокупность методов, моделей, инструментов и практических рекомендаций по оценке привлекательности территорий и позволяет на основе изучения современного состояния уровня развития территорий выявить проблемные зоны их социально- экономического развития территорий, направления и организационно- информационное обеспечение управленческого воздействия стейкхолдеров на трансформации экономики территорий с целью достижения критериально обоснованного уровня социально-экономического развития; разработан научно-методический подход к моделированию социально- экономического развития территориальных образований, базирующийся на макроэкономической модели открытой экономики с учетом разработанных автором весовых коэффициентов элементов рейтинга «Индекс глобальной конкурентоспособности» на основе использования метода анализа иерархий, использование которого позволит оценить уровень экономического роста с точки зрения ресурсной, инновационной ориентации и повышения производительности труда;
усовершенствовано:
комплексный подход к управлению социально-экономическим развитием территорий на основе маркетинга территорий и нормативно-правового, организационного и информационного обеспечения, который, в отличие от действующих, позволяет координировать структурные подразделения
10 территориальных администраций, формирующих программы социально- экономического развития территорий; теоретически обоснован научно-методический подход к оценке привлекательности специфических территорий посредством гармонизации интересов стейкхолдеров, который позволит формализировать направления развития территорий, являющиеся составляющими механизма социально- экономического развития территорий на основе маркетинга; методическое обеспечение механизма управления социально- экономическим развитием территории на основе системы рейтингов и индикаторов развития территорий, которое, в отличие от существующего, учитывает основные параметры социально-экономической среды, а его использование обеспечит практическую реализацию комплексного использования его потенциала; синергетический подход к определению статусности и состоятельности специфических территорий на основе учета их имиджа и инвестиционной активности, использование которого будет способствовать обеспечению экономического и политического признания государственности территорий; научный подход к разработке стратегии маркетинга специфических территорий, который, в отличие от существующих, основан на качественных характеристиках территории социальных и экономических;
получили дальнейшее развитие:
организационный подход к формированию методологии и инструментария маркетинга территорий на основе межнаучных связей посредством использования общенаучных методов познания, позволяющих изучать одни и те же объекты методами частных наук; научно-методический подход к типологизации территорий на основе изучения диаметральностей их развития, который, в отличие от существующих, будет способствовать определению принадлежности территории к конкретному