Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 типу территориальных образований и сформировать модель управления её социально-экономическим развитием;
интегрированный подход к определению дефиниции «маркетинг территорий» как вида управленческой деятельности, ориентированной на изучение, удовлетворение, формирование и развитие потребностей, повышение конкурентных преимуществ, туристической и инвестиционной привлекательности, обеспечивающей социально-экономическое развитие территории посредством взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества с целью улучшения качества жизни населения;
научно-концептуальный подход к определению термина «территория» как суммирующего, исчерпывающего ресурса посредством обобщения существующих подходов, который позволяет идентифицировать территорию на основе выявления основных признаков территориального продукта в комплексе
«маркетинг-микс»; научно-методический подход к использованию в качестве маркетингового инструментария исследования социально-экономического развития территорий программно-целевого планирования, что позволит корректировать ориентиры территориального развития в зависимости от оптимальности критерия; научно-методический подход к использованию системы рейтингов при разработке программ социально-экономического развития постсоциа-листических стран, что будет способствовать установлению более конкретных ориентиров развития территорий; разработан механизм формирования и реализации стратегии привлекательности территории Донецкой Народной Республики на основе совершенствования организационного обеспечения механизма управления ее социально-экономическим развитием.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение полученных результатов определяется предложенными научными идеями, разработанной концепцией маркетинга территории в системе социально-

12 экономического развития территориальных образований, дальнейшим совершенствованием методологии и научно-методических подходов к решению проблем маркетинга территорий как фактора их социально-экономического развития, формирования привлекательности и обоснования теоретико- методологических подходов к исследованию каждой его системообразующей составляющей на основе маркетингового инструментария.
Теоретические положения диссертационной работы доведены до уровня конкретных методик и рекомендаций относительно усовершенствования научно- методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием территорий на основе маркетинга территорий с использованием инструментов стратегического индикативного планирования.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что разработанные и предложенные научные идеи, концепции, теоретико- методологические и научно-практические подходы и рекомендации могут использоваться (частично уже используются) в управлении социально- экономическим развитием территорий на основе маркетингового подхода.
Наиболее важное практическое значение имеют следующие теоретические и прикладные положения и рекомендации: разработанная концепция маркетинга территорий в системе социально-экономического развития, ее внедрение в практическую деятельность на основе использования принципов маркетинга в территориальном управлении; разработаны практические рекомендации по повышению эффективности и результативности индикативного управления развитием территорий; обоснованы научно-методические положения и практические рекомендации по совершенствованию управления социально- экономическим развитием территорий с использованием инструментов стратегического индикативного планирования; разработана модель прогнозирования социально-экономического развития территориальных образований, базирующаяся на макроэкономической модели открытой экономики


13 с учетом разработанных автором весовых коэффициентов элементов рейтинга
«Индекс глобальной конкурентоспособности» на основе использования метода анализа иерархий, использование которого позволит оценить уровень экономического роста с точки зрения ресурсной, инновационной ориентации и повышения производительности труда.
Предложения и рекомендации, разработанные в диссертации, одобрены и внедрены на следующих уровнях.
На государственном уровне:
Министерством информации Донецкой Народной Республики (справка
№ 01/882 от 22.06.2018г.) – при определении направлений маркетинговой стратегии, а именно при формировании и продвижении позитивного имиджа
Донецкой Народной Республики;
Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики
(справка № 11/1295 от 11.06.2018 г.) – при разработке проекта концепций программ социально-экономического развития городов и районов Донецкой
Народной Республики на 2019 год;
Министерством молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной
Республики (справка № 01-38/2306/1 от 29.06.2018 г.) – при формировании в
Донецкой Народной Республике конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли экономики;
Министерством промышленности и торговли Донецкой Народной
Республики (справка № 04.5-63/2627 от 01.06.2018 г.) – при разработке программ территорий Донецкой Народной Республики с целью рационального и эффективного использования ресурсов;
Комитетом Народного Совета Донецкой Народной Республики по конституционному законодательству и государственному строительству (справка
№ 94/7 от 13.06.2018 г.) – при подготовке нормативных правовых актов, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и

14 свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ.
На местном уровне:
Управлением экономики и промышленности Администрации города
Донецка (справка № 625/01-32 от 29.06.2018 г.) – при подготовке Программы восстановления и развития экономики и социальной сферы города Донецка на последующие периоды;
Управлением по работе с сельхозпроизводителями Старобешевского района
(справка № 163 от 12.06.2018 г.) – при разработке программ развития, способствующих привлечению инвестиций и развитию Донецкого региона.
Полученные результаты исследования и основные положения диссертационной работы используются в учебном процессе
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» при изучении дисциплин
«Маркетинг», «Маркетинг территорий», «Правовые основы маркетинга»,
«Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» (справка № 903/01-27/6.9.0 от 20.06.2018 г.).
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической базой исследования являются гносеологические и онтологические основы философии, современные парадигмы философии, а также концептуальные положения фундаментальных и прикладных работ отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга и теории систем. Методология исследования основана на системном подходе, теории целеполагания и идеи целесообразности, что обусловлено содержанием маркетинга территорий как симбиоза межнаучных связей.
В качестве методов научного исследования в работе использовались: общенаучные и специальные аналитические методы  логического анализа (при исследовании маркетинговых парадигм), структурно-логического анализа (для уточнения и упорядочения терминологии в понятийном аппарате маркетинга территорий), системного анализа и синтеза (при обосновании базовых понятий с


15 целью решения задач исследования) абстрагирования, обобщения, группировки
(при проведении контент-анализа критериальной модели бренда), экономико- математические и экономико-статистические методы (для подтверждения гипотез зависимости темпов экономического роста от показателей привлекательности территорий), метод анализа иерархий (МАИ) (при парных сопоставлениях отдельных показателей рейтинга «Индекс глобальной конкурентоспособности», синтезе рейтингового подхода к оценке привлекательности территорий с количественным подходом к прогнозированию их макроэкономических показателей), сравнительный и экономический анализ (при анализе социально- экономического положения постсоциалистических стран), метод экспертной и рейтинговой оценки (при оценке составляющих бренда территории), метод визуализации (для наглядной демонстрации полученных результатов исследования и аналитических данных).
Обработка данных осуществлялась с помощью компьютерных программ
Word Microsoft Office 2010, Microsoft Office Excel 2010, Statistica11.0.
Положения, выносимые на защиту. По результатам исследования на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Интегрированный подход к определению дефиниции «маркетинг территорий».
2. Организационный подход к формированию методологии и инструментария маркетинга территорий на основе межнаучных связей.
3. Комплексный подход к социально-экономическому развитию территорий на основе маркетинга территорий.
4. Научно-концептуальный подход к определению термина «территория».
5. Научно-методический подход к типологизации территорий на основе изучения диаметральностей их развития.
6. Содержание методологии исследования социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий.

16 7. Концепция маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территориальных образований.
8. Научно-методический подход к использованию в качестве маркетингового инструментария исследования социально-экономического развития территорий программно-целевого планирования.
9. Синергетический подход к определению статусности и состоятельности специфических территорий на основе учета имиджа территорий и их инвестиционной активности.
10. Механизм социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий.
11. Методическое обеспечение механизма управления социально- экономическим развитием территории на основе системы рейтингов и индикаторов развития территорий.
12. Научно-методический подход к использованию системы рейтингов при разработке программ социально-экономического развития постсоциалистических стран.
13. Научно-методический подход к моделированию социально- экономического развития территориальных образований.
14. Научный подход к разработке стратегии маркетинга специфических территорий.
15. Научно-методический подход к оценке привлекательности специфических территорий посредством гармонизации интересов стейкхолдеров.
16. Механизм формирования и реализации стратегии привлекательности территории Донецкой Народной Республики.
Степень достоверности и апробация результатов. Диссертация является самостоятельно выполненным научным трудом, в котором изложен авторский подход к исследованию маркетинга территорий в системе социально- экономического развития территориальных образований и даны научно


17 обоснованные рекомендации по дальнейшему внедрению концептуальных положений маркетинга территорий.
Все научные положения, результаты и выводы, изложенные в диссертации и выносимые на защиту, получены автором лично. Из научных трудов, опубликованных в соавторстве, использованы только те идеи и положения, которые являются результатом личных исследований соискателя.
Научные и практические положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на 20 научных и научно-практических конференциях в Российской Федерации, Донецкой Народной Республике,
Луганской Народной Республике. Наиболее значимые из них следующие:
«Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем» (г. Симферополь, 2017 г.); «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» (г. Москва, 2017 г.); «Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами» (г. Донецк, 2017 г.);
«Инновационные направления развития маркетинга: теория и практика»
(г. Луганск, 2017 г.); «Проблемы и перспективы развития социально- экономического потенциала российских регионов» (г. Чебоксары, 2017 г.);
«Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов» (г. Ялта, 2017 г.);
«Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития» (г. Пенза,
2018 г.); «Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами», (г. Донецк, 2018 г.); «Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий» (г. Вологда, 2018 г.); «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий» (г. Донецк, 2018 г.); «Современные вызовы и реалии экономического развития России» (г. Ставрополь, 2018 г.).
Публикации.
Научные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы опубликованы в 46 научных трудах, в том числе

18 5 монографий, из которых одна личная (22,14 печ. л.), 4 коллективных (лично автору принадлежит 4,41 печ. л.), 21 статья в рецензируемых научных изданиях
(лично автору принадлежит 10,53 печ. л.), 3 статьи в прочих изданиях
(1,07 печ.л.), 17 работ апробационного характера (лично автору принадлежит
5,89 печ. л.). Общий объем публикаций автора составляет 44,04 печ. л.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, содержащих шестнадцать подразделов, заключения, списка литературы, включающего 311 наименований и приложений (объемом 98 страниц).


19