Файл: Курсовая работа Халикова А. И специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных класссах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующий, второй этап адаптации - работа над режимом дня школьника, первый опыт взаимодействия в группах. В педагогике существуют методы, помогающие ребёнку в первые школьные дни. Для того, чтобы дети быстрее и лучше узнавали друг друга и познакомились со школьными правилами, используются различные игровые формы занятий.

Особые трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных детей в семье. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

На третьем этапе акцентируется внимание на узконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий отсутствует их конечной цели. Оценка сообщает школьнику, решена или не решена им данная учебная задача. Проблеме оценки учителю предлагается уделять особое внимание, т.к. считается, что оценка имеет существенное значение для развития личности младшего школьника.

Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах. В школьной практике процесс оценивания должен вступать в форме развернутого суждения, в котором учитель обосновывает отметку или в свернутой форме, как прямое выставление отметки. В оценочном суждении учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, и только затем, как вывод из сказанного называет отметку [7, с. 5].

Можно предположить, что именно такой вид оценивания ребёнка в первые месяцы его пребывания в школе поможет ему лучше сориентироваться в том, что у него действительно не получается. Необязательно ставить оценку, можно просто объяснить ученику, что в его работе хорошо, а что нет. Сейчас принято решение не ставить в первом классе детям оценок. Однако, в настоящее время оценка часто выступает как мотив обучения ребёнка.


Четвертый этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил, знаков и приемов работы. Учитель создает ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль, а сам педагог наблюдает и фиксирует основные трудности учеников кто-то действует слишком медленно, а кто-то, напротив, чересчур импульсивен, а кто-то всё ещё испытывает тревогу). Дети работают в парах, в группах, стараясь распознать «ловушки», устроенные учителем и договориться, когда сталкиваются разные мнения. Самым непростым делом для первоклассников оказывается умение спорить, не ссорясь и не обижаясь, не упрекая друг друга. Учитель делает акцент на том, насколько успешно работают первоклассники, и какие именно правила школьной жизни помогли им справиться с заданиями [4, с.135].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что резкое изменение социальных отношений, связанное с поступлением в школу, представляет для ребёнка значительные трудности. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности, интенсивные умственные и физические нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряжённость и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома так называемой школьной дезадаптации [11, с.156].

Есть определённые факторы, играющие роль в адаптации ребёнка к школе. Одним из таких факторов, положительно влияющих на адаптацию ребенка к школе, является успешное прохождение им кризиса 7 лет.

В период 6−7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребёнок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребёнка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний.

Таким образом, получается, что адекватная самооценка является благоприятным фактором для школьной адаптации. Как уже было указано выше, низкая самооценка может сформироваться в ходе обучения в школе, но здесь можно столкнуться и с другой проблемой, такой как завышенная самооценка. Эта проблема чаще всего возникает в тех случаях, когда ребёнок не готов к школьному обучению и психологически он еще находится на стадии дошкольного развития. Пока ребёнок не ходит в школу, всё, что он делает дома (какие-то рисунки, открытки, поделки) — родители хвалят его, у него всё получается, ребёнком все довольны. Но с поступлением в школу, ситуация резко меняется, его начинают оценивать и ребёнок, чей психологический возраст составляет 5−6 лет, оказывается не готов к этому, он воспринимает оценку так как будто оценивают его самого как личность, тем самым процесс его психологической адаптации к школьному обучению затрудняется. Ребёнок, прошедший кризис 7 лет понимает, что оценивают не его, а продукт его труда.



Изменение внешней позиции влечёт за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Проблемы готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматриваются с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.

Выявлено три уровня адаптации детей к школе. Высокий уровень адаптации – ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает объяснения и указания учителя, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средней уровень адаптации - посещение школы не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации - ученик отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, пассивен, близких друзей не имеет.

Период адаптации ребенка к школе является очень важным для его развития. Ребенок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к школе, урокам, своей новой социальной роли. Оценить процесс школьной адаптации можно по эффективности учебной деятельности, успешности социальных контактов первоклассника и его эмоциональному благополучию. Чтобы достичь успеха на этом этапе, необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., поскольку они могут привести к дезадаптации.


1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе [6, c.14].

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников [12, с.208].


Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая требует от ребенка большого умственного напряжения и активности. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [14, с.188].

Качество учебной деятельности напрямую зависит от того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки:

  1. Общее физическое развитие — состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев).

  2. Состояние нервной системы, степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказываются на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учебе и общению со сверстниками).Овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире, о пространстве и времени, овладение навыками элементарных счетных операций.

  3. Овладение четкой, связной, грамматически и фонетически правильной речью.

  4. Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность.

  5. Коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи; умение подчиняться требованиям взрослых.

В младшем школьном возрасте начинается формирование новых качеств, необходимых ребенку для обучения в школе. В этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как:

  1. Произвольность деятельности.

  2. Способность планировать свою деятельность, оценивать свои действия с точки зрения соответствия поставленных целей.

  3. Овладение навыками самоконтроля.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту.