Файл: Курсовая работа Халикова А. И специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных класссах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Кафедра начального образования

Адаптация детей в условиях первого класса школы

Курсовая работа




Халикова А.И

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных класссах»
Научный руководитель:

Иванюченко В.А

Екатеринбург 2022

Оглавление

Введение 3

1.3. Трудности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе 19

Список литературы 40

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 15.11.2020). 40

2.Беседина М.В. В гостях у школы: почему младшим школьникам трудно адаптироваться к условиям школы [Текст] ∕∕ Школьный психолог. – 2000. – № 34. 40

3.Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений [Текст] ∕ Г.В. Бурменская, Е.И. Захаров, О.А. Карабанова – М: Академия, 2002. – 416 с. 40

4.Войнов В. Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям [Текст] // Мир психологии. 2000, № 4 С. 134-136. 40

5.Дубровина И. В., Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. — М. «Академия», 2003. с. 380−381, 438−446. 40

6.Иваницкий А. М. Психическая деятельность и организация мозговых процессов [Текст] // Вестник России. 2007. № 8 С. 14-20. 40

7.Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. С. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ngonb.ru/ (дата обращения 27.11.2020). 40

8.Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе [Текст] ∕∕ Начальная школа. 1996. №7. 40

9.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] – М: ПЕР СЭ, 2002 – 192 с. 40

10. Кучма В.Р. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения [Текст] ∕∕ Здоровье детей. – 2006 –№1. 40

11. Левина, И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения [Текст] / И. Л. Левина. – Новокузнецк : ИПК, 2002. – 142 с 41

12. Марцинковская Т.Д., Психология развития [Текст] – М.: «Академия» 2001.с. 208. 41

13. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. [Текст] – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2004, с. 53−75. 41

14. Новикова Т.С., Игра как средство развития личности в онтогенезе [Текст] // Культурно-историческая психология развития. 2001, с. 188−190. 41

15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / М.: Тривола, 2006, с. 22−28. [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/ (дата обращения 26.11.2020). 41

16. Сухомлинский В. А. Сборник работ по педагогике. Избранное [Текст] – М.: Прогресс. 2008. с. 143-144. 41

17. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). / М.: Тривола, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm (дата обращения 29.11.2020). 41

18. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] – М.: «Академия» 2004, с. 43−44. 41

Введение


Первый класс школы – один из наиболее трудных и ответственных периодов в жизни любого ребенка. Начальная школа с первых дней ставит ребенка перед целым рядом задач, которые требуют от первоклассника интеллектуальных и физических сил. Первокласснику необходимо найти баланс взаимодействия с новым коллективом, освоиться с новым режимом дня, принять новые обязанности и выстроить отношения с новыми взрослыми.

Понятие адаптации к школьному обучению стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. В самом распространенном своем значении адаптация к школьному обучению понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Говоря об адаптации как процессе, следует помнить о двух его сторонах. С одной стороны, человек – это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником–послушным, старательным, неконфликтным.

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период изложены в письме Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней школы, а также в последующем дополнении – письме Минобразования РФ от 20 апреля 2001 года №408/13-13. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный». В письмах даются рекомендации для педагогов по созданию педагогически грамотной образовательной среды, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассникам: по организации деятельности, стилю общения, формам взаимодействия, структуре уроков, контролю и оценке результатов и организации групп продленного дня.

Проблемой адаптации к школе занимались такие ученые как Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова и др.

По мнению И.Л. Левиной, школьная адаптация – один из видов социальной адаптации, выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения ребенка к процессу обучения [11].



С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление. Но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка – это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой.

Исходя из вышесказанного, можно выделить проблему нашего исследования: как необходимо организовать адаптацию детей в условиях первого класса школы?

Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время при обучении детей и оказании им помощи при школьной адаптации, не делается различий в способе оказания такой помощи. Поступление в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, волнения, переживания ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От благополучного адаптационного периода в значительной мере зависит эмоциональное состояние ребенка, его последующее отношение к школе, успешность дальнейшей социальной деятельности.

Цель данной работы: изучить особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.

Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на адаптацию первоклассников к обучению в школе.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогической литературе.

  2. Раскрыть возрастные особенности первоклассников и трудности процесса их адаптации к школе.

  3. Выявить педагогические условия в период адаптации первоклассников.

  4. Исследовать уровень адаптации первоклассников в 1 классе «А» к обучению в школе МБОУ – СОШ №150 г. Екатеринбург.

  5. Рассмотреть способ диагностики уровня адаптации первоклассников и проанализировать результат диагностики уровня адаптации.

Для достижения поставленной цели и решения задач была применена совокупность общенаучных и психолого-педагогических методов: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, беседа,анкетирование.


Глава I. Теоретические особенности организации адаптации первоклассников к школе

1.1. Адаптация: понятие, этапы, факторы, условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению

Термин «адаптация» прочно вошел в научный и бытовой обиход, однако его содержание многозначно и неопределённо.

В биологии, адаптация - это процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды. Адаптацию в физиологии рассматривают в контексте решения проблемы биологического и физиологического приспособления к изменению физических параметров окружающего пространства или же собственно кинетики.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

В психологии адаптация - это одно из основополагающих качеств человека, это все виды врожденной и приобретённой и приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями [4, с.134].

Под адаптацией понимается приспособление к постоянно меняющимся социальным и психологическим условиям с применение разнообразных знаний и умений [7, с.5].

В психологии отмечается, что главным фактором, обуславливающим развитие ребенка 6−7 лет, является изменение социальной ситуации развития, связанное с поступлением ребенка в школу. В связи с этим событием меняются отношения с близкими взрослыми, сверстниками. В жизни ребёнка появляется ещё один значимый взрослый - это учитель. У ребёнка появляются обязанности, которые он должен выполнять как можно лучше [17].

По мнению В.В. Давыдова, поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на всём протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста.

Все дети, начинающие обучаться в школе, сталкиваются с трудностями, связанные с привыканием к новым условиям. Но трудности одних - переходящие; проблемы же других настолько серьёзны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми [18, с.43].

В связи с введением в начальной школе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровье-сберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка [1].


Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

Физическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

Психическая адаптация первоклассников к школе - оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

С точки зрения физиологов, привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов:

  1. Первые 2−3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, т. е. дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

  2. Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

  3. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением
    [16, с. 143−144].


Продолжительность всего периода школьной адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Факторы риска в развитии ребёнка, влияющие на скорость протекания адаптации, могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесённые самим ребёнком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и, конечно, хронические заболевания.

В первых классах очень важным является обучение навыкам учебного сотрудничества ребёнка с учителем и одноклассниками; формирование умений прояснить учебную задачу (сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться с собеседником о способе деятельности; оценить полученный результат по различным критериям.

Также психологи отмечают, что нормальное прохождение периода социально - психологической адаптации ведет к дальнейшему развитию учебной деятельности. Учебная деятельность детей — деятельность по преобразованию материала, в которой рождается и изменяется сам её субъект. Формирование самой способности самостоятельно учиться, не только воспроизводить, но и анализировать и перестраивать готовые дидактические образцы является неотъемлемым моментом становления креативного мышления, а в целом рефлексивного, критического, конструктивного сознания [13, с.53]