Файл: Курсовая работа Халикова А. И специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных класссах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данная школа выбрана нами,как база для дальнейших практик ,наши исследовательские работы будут применены для составления социально-педагогического комплекса мероприятий по содействию адаптации первоклассников,по причине возникновения трудностей с адаптационным периодом,поэтому у нас присутствует необходимость в разработке в последующем.

Поскольку адаптация первоклассника к новым условиям и требованиям, привыкание к своей новой роли и обязанностям – сложный процесс, именно взрослый человек, в частности классный руководитель, в состоянии направить данный процесс в нужное русло и обеспечить необходимые психолого-педагогические условия для успешной адаптации.Для этого необходимо проделать огромную и систематическую работу над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Все это позволяет сделать период адаптации

первоклассников недолгим, а результаты его - высоким.

2.2. Анализ плана педагога МБОУ – СОШ №150 г. Екатеринбург в период адаптации детей в условиях первого класса

С целью изучения адаптации детей в условиях первого класса школы была проведена беседа с учителем начального класса 1 «А» Тихоновой Ольгой Викторовной в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении – средняя общеобразовательная школа №150 г. Екатеринбург (МБОУ – СОШ №150), Кировский район.

Цель адаптационного периода - помочь первоклассникам познакомиться друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Задачи адаптационного периода:

  1. Помочь ребенку вжиться в учебную деятельность, в школьный коллектив.

  2. Ввести понятие оценки, самооценки и её различных критериев.

  3. Подготовить родителей к новой роли- родителя школьника.

В школе МБОУ – СОШ №150уже отработана система работы педагогов начальной школы по успешной адаптации первоклассников к условиям школьной жизни.

Процесс адаптации занимает, как правило, около двух месяцев. Но работа по успешной адаптации начинается не с 1 сентября, а еще в апреле, когда проводится первое собрание для родителей будущих первоклассников.

На собрании заместитель директора по УВР и будущие классные руководители рассказывают о школе, о правах и обязанностях родителей, также, родители пишут заявление для поступления в 1 класс, заключают договор.


Учитель знакомит родителей с учебным кабинетом, решают организационные вопросы, советует, что необходимо приобрести для первоклассников. А главное - проводят беседу с родителями и настраивают на серьезную работу с 1 сентября.

Уже с первого сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Учитывая, что первоклассники росли в разных социальных условиях, у них не одинаков уровень развития, степень их эмоциональной и психологической готовности к школе, поэтому и процесс адаптации у них к новым условиям и к обучению протекает медленно.

Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают целым рядом общих качеств, обладают обширной, но бессистемной информированностью по любым вопросам:

- ощущение своего «Я» в мире;

- недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых;

- слабое здоровье.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, прежде всего, учитель ставит задачу познакомить детей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать детям возможность почувствовать себя школьниками.

Всю первую неделю обучающиеся знакомятся друг с другом и со школой.

Проводятся классные часы на тему «Познакомьтесь - это я», на которых сначала учитель, держа в руках букву «Я», рассказывает о себе, а затем каждый из учеников по определенному плану рассказывает о себе, своей семье. Ребята приносят любимые игрушки, любимые книги.

Классные руководители оформляют классный уголок с фотографиями учеников.

Целью создания стенда для первоклассников было - выучить имена и фамилии одноклассников.

На стендах также расположена информация: «Советы для родителей первоклассников», «Правила дружного класса,дни рождения.

Традиционно на 1 и 2 уроках учителя знакомят учеников со школой, с профессиями работников школы, учат ходить ребят по школе парами.

Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребенка, традиционно используются игровые приемы обучения.

Проводят уроки-сказки, уроки-путешествия. Так, например, не только выполняют задания по предмету, но и помогают белочке или ежику собирать грибы, ягоды, шишки. Счетным материалом по математике -небольшие мягкие игрушки. Они (игрушки) используют при изучении тем: «Сравнение предметов», «Порядковый счет», «Пространственные представления».



В целях снятия напряжения проводятся физминутки в классе, в дальнейшем, ребята их учат и сами проводят. Очень нравятся детям анимационные физминутки.

Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий.

В период первых шагов формирования учебно-познавательной деятельности нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку. Однако всегда следует соблюдать меру и объективность.

В первом классе оценки не выставляются. Учителя говорят детям: «Считайте, сколько раз я сказала «Молодец! Умница! Хорошо! Старайся!», столько «5» вы получили».

С детьми учат правила дружного класса, правила поведения в классе, в столовой, в туалете. На перемене и после уроков ребята учатся играть коллективно.

Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях.

Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же формирует положительное отношение к школе.

В период первого года обучения учителю важно:

-воспитывать интерес к учебной деятельности.

-составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.

-ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.

- прививать навыки активной деятельности;

- развивать способность управлять своими эмоциями, поведением;

- развивать навыки общения.

Большую работу учителя проводят и с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирования. Готовится традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники».

Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является то, что дети младшего школьного возраста привыкают к школе безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям образовательной организации.

2.3. Диагностика учащихся в период адаптации в условиях первого класса в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении – средняя общеобразовательная школа №150 г. Екатеринбург (МБОУ – СОШ №150), Кировский район

Целью исследования является изучение адаптации детей в условиях первого класса.

Базой исследования является МБОУ – СОШ №150 г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 30 учащихся. Все участники являются обучающимися 1А класса МБОУ - СОШ №150 г. Екатеринбург. Возрастная категория респондентов – младший школьный возраст(6-7лет)

Диагностический комплекс состоит из следующей методики.

Опрос учащихся с использованием методики изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой (прил. 1).

Учащимся предлагалось ответить на вопросы индивидуально, в процессе беседы.

Инструкция такова: «Сейчас я прочитаю десять вопросов, на которые каждый из вас ответит в своем листочке. Правильных и неправильных ответов в этом задании нет. Каждый из вас отвечает так, как считает нужным».

После инструкции зачитываются вопросы:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты бы хотел, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только определенные предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Процедура обработки результатов. Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу.

При обработке анкеты выделяют следующие уровни « Уровни школьной мотивации по Н.Г. Лускановой»:

Уровень

Описание уровня

I (25 - 30)

Высокий уровень школьной мотивации

II (20 - 24)

Хорошая школьная мотивация

III (15 - 19)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

IV (10 - 14)

Низкая школьная мотивация


V(ниже 10)

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация



В ходе диагностики мы получили следующие результаты: для большинства учащихся первого класса привлекательными являются ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами; данная категория учащихся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.

Также в процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией – 5 школьников (16,7%):Руслан Т.,Денис Х.,Игнат Ф.,Мария Г.,Андрей р. С негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией выявлено 4 ребенка (13,3%):Вадим Ф.,Виктория Б., Елизавета Г.,Ксения П. Результаты проведения анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Уровень

Описание уровня

Количество баллов

Человек %

Уровень I (25 - 30)

Высокий уровень школьной мотивации

3

3 10,0

Уровень II (20 - 24)

Хорошая школьная мотивация

6

6 20,0

Уровень III (15 - 19)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

12

12 40,0

Уровень IV (10 - 14)

Низкая школьная мотивация

5

5 16,7

Уровень V (ниже 10)

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

4

4 13,3

Таким образом, анализ позволяет сделать вывод, что большинство детей (12 человек) имеют положительное отношение к школе, однако школа привлекает их внеучебной деятельностью. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией – 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией – 4 ребенка (13,3%).

Общий эмоциональный фон детей положительный. Большинство детей имеют хорошее настроение, положительные эмоции, у них не наблюдается преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения и неприятных переживаний, что свидетельствовало бы о нарушении адаптационного процесса. Большее количество детей не переутомляются, у них наблюдается положительное отношение к школе. Несмотря на положительное отношение большинства детей к школе, имеются дети с явными признаками дезадаптации. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что у обучающихся 1 «А»класса процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией – 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией – 4 ребенка (13,3%).