Файл: Курсовая работа Халикова А. И специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных класссах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Заключение

Начало обучения в школе – особый и сложный период в жизни ребенка. Одной из основных задач образовательного учреждения является успешная адаптация к учебной деятельности. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность, эмоциональное состояние начинает влиять на развитие межличностного общения. Приступая к какой – либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним.

Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. В целом, в этой работе были проанализированы источники научной литературы, которые позволили сделать вывод об условиях успешной адаптации первоклассников. Далее было проведено исследование адаптации при помощи методики, при выборе которой, делался настрой на объективное и комплексное изучение и устранение проявлений школьной дезадаптации первоклассников.

Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Для успешной адаптации, ребенку требуется длительное время для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.  Для преодоления периода адаптации может быть использована программа по адаптации первоклассников. Эта программа может быть реализована во всех видах деятельности ребенка. Такие занятия будут содействовать успешному обучению первоклассников.

Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме адаптации к школе свидетельствует об ее актуальности.  Это связано с возрастным своеобразием детей, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников.


В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

В качестве общего направления работы с первоклассниками на этапе адаптации к школе следует развивать адекватную самооценку и уровень притязаний, уверенность в свои способности, мотивацию достижения успеха и постоянно создавать ситуацию успеха в образовательном процессе, способствовать повышению степени эмоциональной включённости родителей в дела ребенка. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, желание учиться.

Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены, актуальность подтверждена.

Исходя из этого, перспективой моего исследования будет: необходимость разработки социально-педагогического комплекса мероприятий по содействию адаптации первоклассников.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 15.11.2020).
  2. Беседина М.В. В гостях у школы: почему младшим школьникам трудно адаптироваться к условиям школы [Текст] ∕∕ Школьный психолог. – 2000. – № 34.

  3. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений [Текст] ∕ Г.В. Бурменская, Е.И. Захаров, О.А. Карабанова – М: Академия, 2002. – 416 с.
  4. Войнов В. Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям [Текст] // Мир психологии. 2000, № 4 С. 134-136.

  5. Дубровина И. В., Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. — М. «Академия», 2003. с. 380−381, 438−446.

  6. Иваницкий А. М. Психическая деятельность и организация мозговых процессов [Текст] // Вестник России. 2007. № 8 С. 14-20.

  7. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. С. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ngonb.ru/ (дата обращения 27.11.2020).
  8. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе [Текст] ∕∕ Начальная школа. 1996. №7.

  9. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] – М: ПЕР СЭ, 2002 – 192 с.

  10. Кучма В.Р. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения [Текст] ∕∕ Здоровье детей. – 2006 –№1.

  11. Левина, И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения [Текст] / И. Л. Левина. – Новокузнецк : ИПК, 2002. – 142 с

  12. Марцинковская Т.Д., Психология развития [Текст] – М.: «Академия» 2001.с. 208.




  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. [Текст] – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2004, с. 53−75.
  2. Новикова Т.С., Игра как средство развития личности в онтогенезе [Текст] // Культурно-историческая психология развития. 2001, с. 188−190.

  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / М.: Тривола, 2006, с. 22−28. [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/ (дата обращения 26.11.2020).
  4. Сухомлинский В. А. Сборник работ по педагогике. Избранное [Текст] – М.: Прогресс. 2008. с. 143-144.

  5. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). / М.: Тривола, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm (дата обращения 29.11.2020).
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] – М.: «Академия» 2004, с. 43−44.




Приложение

Приложение 1

«Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)»

Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.

1. Тебе нравится в школе?

а) не очень, б) нравится, в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома, б) бывает по-разному, в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

а) не знаю, б) остался бы дома, в) пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники ?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся

КЛЮЧ

вопроса

оценка за 1-й ответ

ответ оценка за 2-й

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0