Файл: Исследование физической и умственной работоспособности учеников 10 класса Исполнитель ученица 10 А класса моау сош 52 г. Орска.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1.Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды по саморегуляции. - М.: «Мысль», 2000.
2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. – М.: «Мысль», 2001
3. Виноградов П.А., Душанин А.П. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: «Аграф», 1999.
4. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология. – М.: «Омега», 2004
5.Дорохов А.И. Про тебя самого. М.: «Омега», 2009
6.Иванов В.И. Управление самочувствием.- М.: «Аграф», 2006.
7. Жариков Е.М, Крушельницкий Е.В. Для тебя и о тебе.- М.: «Мысль», 2003.
8. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология. Пособие для учащихся. – СПб.: «Паритет», 2005.
9. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Биология. Словарь терминов и понятий. – СПб.: «Паритет», 2005.
10. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда. СПб.: «Виктория плюс», 2009.
Приложение 1
-
Проба с задержкой дыхания
После вдоха сделать выдох и определить время максимальной задержки дыхания. Эта задержка называется апноэ. Чем выше устойчивость организма к кислородной недостаточности, тем выше апноэ. Апноэ на выдохе оценивается по трехбалльной системе:
менее 34 с – неудовлетворительно,
35-39 с – удовлетворительно,
Более 40 с – хорошо.
-
Проба Серкина
Определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем через 30 секунд и через 20 приседаний также в положении сидя. Результаты оцениваются по таблице:
Оценка пробы Серкина
Фазы пробы | Оценка | ||
первая | вторая | третья | |
60 с и более | 30 с и более | Более 60 с | отлично |
40-55 с | 15-25 с | 30-55 с | хорошо |
20-35 с | 12 с и менее | 24 с и менее | плохо |
-
Гарвардский степ-тест
Во время тестирования человек поднимается на скамеечку высотой 30-45 см и спускается с нее в темпе примерно 30 раз в минуту в течение 5 минут.
Мы брали скамейку высотой 35см
При выполнении теста руки совершают те же движения, что и при обычной ходьбе. Подъем и спуск выполняют с одной и той же ноги вторая приставляется, выпрямляются ноги и спина, то есть фиксируется вертикальная положение.
Для определения МПК этим методом необходимо знать: мощность работы – W (кГм/мин); пульс в работе Н (уд/мин). Мощность работы вычисляется по формуле:
W=phnR,
где p-вес человека, h- высота скамейки, n- количество подъемов, R-возрастной коэффициент.
После выполнения теста подсчитывают пульс в первые 10 секунд восстановления, он должен быть в пределах 130-160 уд/мин.
Значения возрастного коэффициента приведены в таблице.
Возраст | Значение возрастного коэффициента |
8-12 лет | 1,2 (для девочек и для мальчиков) |
13-14 лет | 1,3 (для мальчиков) |
15-16 лет | 1,4 (для мальчиков) |
13-16 лет | 1,3 (для девочек) |
Расчет МНК (по формуле Добельна)
Мальчики | Девочки | |||
Возраст | Формула для расчета МПК | Возраст | Формула для расчета МПК | |
7-8 лет | 1,05 *K | 7-9 лет | 0,85 *K | |
9-10 лет | 1,11 *K | 10-11 лет | 0,95 *K | |
11 лет | 1,15 *K | 12-13 лет | 0,98 *K | |
12-13 лет | 1,2 *K | 14-15 лет | 1,05 *K | |
14-15 лет | 1,27 *K | 16 лет | 1,1 *K | |
16 лет | 1,29 *K | | |
Значение коэффициента К приведено в таблице ниже с учетом возраста:
7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет |
0,941 | 0,932 | 0,924 | 0,914 | 0,907 | 0,900 | 0,891 | 0,883 | 0,878 | 0,868 | 0,860 |
Размерность МПК - мл/мин получают, разделив значение МПК,
вычисленное по формуле, на 1000 мл. Получив данные о максимальном потреблении человеком кислорода и разделив это на значение на массу человека, получаем максимальное количество кислорода, потребляемое на 1 кг веса. Результаты оцениваются по таблице:
МПК/кг
Мальчики | Девочки | Оценка |
55-60 | 45-50 | Отлично |
50-54 | 40-44 | Хорошо |
45-49 | 35-39 | Удовлетворительно |
44 ниже | 34 и ниже | Неудовлетворительно |
Приложение 2
1.Исследование внимание с помощью корректурной пробы
Особенности внимания при действии однообразных раздражителей – букв, изучают с помощью таблиц Анфимова.
Задание по таблицам Анфимова складывается из двух частей. Первая часть работы заключается в том, чтобы максимально быстро и точно вычеркнуть последовательно одну определенную заданную букву, например, А. Эта буква является положительным условным раздражителем.
Продолжительность работы – 2 минуты. Во второй части работы вводится буква - тормозной агент, играющая роль отрицательного условного раздражителя. Задание состоит в следующем: надо продолжать вычеркивать указанную букву в первой части работы во всех случаях кроме тех, когда пред данной буквой окажется определенная другая. Например, когда перед буквой А будет стоять Н, то в этом случае вычеркивать не надо. Время работы- 2 минуты.
При инструктаже перед работой буквы следует написать на доске. Так, для первой части работы должно быть написано: (указывается, как необходимо вычеркивать буквы), а для второй: НА.
По истечении времени, отведенного на первую и вторую части работы, ученики должны поставить в соответствующем месте (где они остановились) галочку.
Обработка результатов выполнения заданий по буквенным таблицам состоит в следующем. Прежде всего, подсчитывается объем работы (интенсивность работы), т.е. количество знаков, просмотренных за 4 минуты - это количественный показатель работоспособности. Разделив весь объем работы на количество букв, просмотренных до введения тормозных агентов, получим показатель «К». В случае хорошей подвижности нервных процессов введение тормозных агентов не сказывается на темпе работы. В результате вторая часть задания по объему оказывается такой же, как и первая. Показатель К приближается к 2,0.
Для установления качественных показателей работоспособности выделяют общие ошибки (пропуски, исправления, неправильно зачеркнутые буквы) и ошибки на дифференцировку во второй части работы. Высокий уровень работоспособности
может быть отмечен в том случае, когда количество ошибок незначительное. В случае, если подвижность нервных процессов недостаточна, введение во второй части работы тормозных агентов приводит к замедлению темпа работы, вторая часть работы по объему оказывается меньше первой, показатель К уменьшается. Общее количество ошибок возрастает. Такие результаты говорят об относительно сниженном уровне общей умственной работоспособности.
Таблица Анфимова приведена ниже. При перепечатке ее для проведения корректурной пробы нельзя изменять: высоту букв- 2,5 мм, расстояние между буквами – 2,5 мм, расстояние между строками – 3,5 мм, величину полей: боковых – 21,15 мм, верхних и нижних- 27,42 мм.
Результаты исследования оцениваются по трехбалльной системе: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка «удовлетворительно» ставится при результатах:
-
Интенсивность работы: 14 лет- 1030+9,
15 лет- 1060+ 10;
-
Общие ошибки: на 500 знаков не более 2-3; -
Коэффициент К: 14 лет- 1,84,
15 лет- 1,82.
2.Исследование смысловой памяти
Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Испытуемым зачитывается рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа. Затем в течение 3 минут необходимо написать его основное содержание. Порядок изложения не учитывается. Предложения можно сокращать, не изменяя их смысла. Пример рассказа: «Корабль вошел в бухту(1), несмотря на сильное волнение моря(2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13), после чего вернулись на корабль (14). К этому времени оставшиеся матросы уже произвели выгрузку (15). Вскоре корабли отправился в другой порт (16)».
Оценка в условных баллах проводится по таблице:
Оценка в баллах | Уровень |
12-16 | Высокий |
7-11 | Средний |
2-6 | Низкий |