Файл: Исследование физической и умственной работоспособности учеников 10 класса Исполнитель ученица 10 А класса моау сош 52 г. Орска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Список литературы

1.Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды по саморегуляции. - М.: «Мысль», 2000.

2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. – М.: «Мысль», 2001

3. Виноградов П.А., Душанин А.П. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: «Аграф», 1999.

4. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология. – М.: «Омега», 2004

5.Дорохов А.И. Про тебя самого. М.: «Омега», 2009

6.Иванов В.И. Управление самочувствием.- М.: «Аграф», 2006.

7. Жариков Е.М, Крушельницкий Е.В. Для тебя и о тебе.- М.: «Мысль», 2003.

8. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология. Пособие для учащихся. – СПб.: «Паритет», 2005.

9. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Биология. Словарь терминов и понятий. – СПб.: «Паритет», 2005.

10. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда. СПб.: «Виктория плюс», 2009.

Приложение 1

  1. Проба с задержкой дыхания

После вдоха сделать выдох и определить время максимальной задержки дыхания. Эта задержка называется апноэ. Чем выше устойчивость организма к кислородной недостаточности, тем выше апноэ. Апноэ на выдохе оценивается по трехбалльной системе:

менее 34 с – неудовлетворительно,

35-39 с – удовлетворительно,

Более 40 с – хорошо.

  1. Проба Серкина

Определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем через 30 секунд и через 20 приседаний также в положении сидя. Результаты оцениваются по таблице:

Оценка пробы Серкина

Фазы пробы

Оценка

первая

вторая

третья




60 с и более

30 с и более

Более 60 с

отлично

40-55 с

15-25 с

30-55 с

хорошо

20-35 с

12 с и менее

24 с и менее

плохо



  1. Гарвардский степ-тест

Во время тестирования человек поднимается на скамеечку высотой 30-45 см и спускается с нее в темпе примерно 30 раз в минуту в течение 5 минут.

Мы брали скамейку высотой 35см

При выполнении теста руки совершают те же движения, что и при обычной ходьбе. Подъем и спуск выполняют с одной и той же ноги вторая приставляется, выпрямляются ноги и спина, то есть фиксируется вертикальная положение.


Для определения МПК этим методом необходимо знать: мощность работы – W (кГм/мин); пульс в работе Н (уд/мин). Мощность работы вычисляется по формуле:

W=phnR,

где p-вес человека, h- высота скамейки, n- количество подъемов, R-возрастной коэффициент.

После выполнения теста подсчитывают пульс в первые 10 секунд восстановления, он должен быть в пределах 130-160 уд/мин.

Значения возрастного коэффициента приведены в таблице.

Возраст

Значение возрастного коэффициента

8-12 лет

1,2 (для девочек и для мальчиков)

13-14 лет

1,3 (для мальчиков)

15-16 лет

1,4 (для мальчиков)

13-16 лет

1,3 (для девочек)

Расчет МНК (по формуле Добельна)

Мальчики

Девочки

Возраст

Формула для расчета МПК

Возраст

Формула для расчета МПК

7-8 лет

1,05 *K

7-9 лет

0,85 *K

9-10 лет

1,11 *K

10-11 лет

0,95 *K

11 лет

1,15 *K

12-13 лет

0,98 *K

12-13 лет

1,2 *K

14-15 лет

1,05 *K

14-15 лет

1,27 *K

16 лет

1,1 *K

16 лет

1,29 *K








Значение коэффициента К приведено в таблице ниже с учетом возраста:

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

0,941

0,932

0,924

0,914

0,907

0,900

0,891

0,883

0,878

0,868

0,860



Размерность МПК - мл/мин получают, разделив значение МПК,

вычисленное по формуле, на 1000 мл. Получив данные о максимальном потреблении человеком кислорода и разделив это на значение на массу человека, получаем максимальное количество кислорода, потребляемое на 1 кг веса. Результаты оцениваются по таблице:

МПК/кг

Мальчики

Девочки

Оценка

55-60

45-50

Отлично

50-54

40-44

Хорошо

45-49

35-39

Удовлетворительно

44 ниже

34 и ниже

Неудовлетворительно



Приложение 2

1.Исследование внимание с помощью корректурной пробы

Особенности внимания при действии однообразных раздражителей – букв, изучают с помощью таблиц Анфимова.

Задание по таблицам Анфимова складывается из двух частей. Первая часть работы заключается в том, чтобы максимально быстро и точно вычеркнуть последовательно одну определенную заданную букву, например, А. Эта буква является положительным условным раздражителем.

Продолжительность работы – 2 минуты. Во второй части работы вводится буква - тормозной агент, играющая роль отрицательного условного раздражителя. Задание состоит в следующем: надо продолжать вычеркивать указанную букву в первой части работы во всех случаях кроме тех, когда пред данной буквой окажется определенная другая. Например, когда перед буквой А будет стоять Н, то в этом случае вычеркивать не надо. Время работы- 2 минуты.

При инструктаже перед работой буквы следует написать на доске. Так, для первой части работы должно быть написано: (указывается, как необходимо вычеркивать буквы), а для второй: НА.

По истечении времени, отведенного на первую и вторую части работы, ученики должны поставить в соответствующем месте (где они остановились) галочку.

Обработка результатов выполнения заданий по буквенным таблицам состоит в следующем. Прежде всего, подсчитывается объем работы (интенсивность работы), т.е. количество знаков, просмотренных за 4 минуты - это количественный показатель работоспособности. Разделив весь объем работы на количество букв, просмотренных до введения тормозных агентов, получим показатель «К». В случае хорошей подвижности нервных процессов введение тормозных агентов не сказывается на темпе работы. В результате вторая часть задания по объему оказывается такой же, как и первая. Показатель К приближается к 2,0.

Для установления качественных показателей работоспособности выделяют общие ошибки (пропуски, исправления, неправильно зачеркнутые буквы) и ошибки на дифференцировку во второй части работы. Высокий уровень работоспособности
может быть отмечен в том случае, когда количество ошибок незначительное. В случае, если подвижность нервных процессов недостаточна, введение во второй части работы тормозных агентов приводит к замедлению темпа работы, вторая часть работы по объему оказывается меньше первой, показатель К уменьшается. Общее количество ошибок возрастает. Такие результаты говорят об относительно сниженном уровне общей умственной работоспособности.

Таблица Анфимова приведена ниже. При перепечатке ее для проведения корректурной пробы нельзя изменять: высоту букв- 2,5 мм, расстояние между буквами – 2,5 мм, расстояние между строками – 3,5 мм, величину полей: боковых – 21,15 мм, верхних и нижних- 27,42 мм.

Результаты исследования оцениваются по трехбалльной системе: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка «удовлетворительно» ставится при результатах:

  1. Интенсивность работы: 14 лет- 1030+9,

15 лет- 1060+ 10;

  1. Общие ошибки: на 500 знаков не более 2-3;

  2. Коэффициент К: 14 лет- 1,84,

15 лет- 1,82.



2.Исследование смысловой памяти

Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Испытуемым зачитывается рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа. Затем в течение 3 минут необходимо написать его основное содержание. Порядок изложения не учитывается. Предложения можно сокращать, не изменяя их смысла. Пример рассказа: «Корабль вошел в бухту(1), несмотря на сильное волнение моря(2).  Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13), после чего вернулись на корабль (14). К этому времени оставшиеся матросы уже произвели выгрузку (15). Вскоре корабли отправился в другой порт (16)».

Оценка в условных баллах проводится по таблице:

Оценка в баллах

Уровень

12-16

Высокий

7-11

Средний

2-6

Низкий