Файл: Исследование физической и умственной работоспособности учеников 10 класса Исполнитель ученица 10 А класса моау сош 52 г. Орска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Период полной компенсации отличатся оптимальной работоспособностью. Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе. Снижение работоспо­собности внешне не наблюдается. Поскольку волевое усилие реализуется через физиологические механизмы усиления деятельности вегетативных функций, то по мере нарастания нервно-психического напряжения увеличива­ются сдвиги со стороны внутренних органов.

Второй и третий периоды отличаются по наибольшей продолжительности во времени по сравнению с другими периодами.

4. Период неустойчивой компенсации характеризуется нарастанием утом­ления, когда человек волевым усилием какое-то время  еще может поддержи­вать умственную работоспособность на необходимом уровне. Степень сниже­ния работоспособности и ее компенсации во многом зависит от индивидуаль­ных особенностей человека, его физического состояния и диапазона компенсаторных возможностей организма, а также типа нервной системы. В этот период отмечается выраженное чувство усталости, разнообразие в показа­телях изменения функций различных систем. Причем, величины одних пока­зателей возрастают, других снижаются, а третьи остаются без изменения. Такое состояние отражает закономерности функционирования организма как единого целого, включает реакции непосредственного обеспечения вы­полнения работы, компенсаторные, мобилизационные реакции и др.

5. Период прогрессивного снижения работоспособности характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности.

Важным условием оптимальной работоспособности является то, насколько жизненный ритм человека согласуется с его биологическим ритмом. Наиболь­шее значение имеют суточные ритмы, под влиянием которых изменяется более 50 функций организма. Одним из самых важных датчиков времени и синхро­низатором суточных ритмов является чередование дня и ночи. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и дру­гих систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он осуществляется.


Таким образом, в теоретической главе исследовательской работы мы рассмотрели понятие «работоспособность», виды работоспособности, раскрыли вопрос о факторах, влияющих на физическую и умственную работоспособность.

Глава II. Физическая и умственная работоспособность учеников 10 класса

2.1. Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма

Основным критерием оценки физической работоспособности является энергопотенциал организма, поскольку его жизнедеятельность зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды и её использования для обеспечения физиологических функций. Так как основным источником энергии в организме являются процессы, осуществляющиеся при участии кислорода, весьма информативными оценочными тестами являются тесты, определяющие дыхательные возможности организма.

Для исследования физической работоспособности учеников 10 класса нами были использованы «Проба с задержкой дыхания», «Проба Серкина», «Гарвардский степ-тест» (Приложение 1).

При организации и проведении данных тестов необходимо учитывать состояние здоровья учащихся. Выполнение некоторых тестов сопряжено с достаточно высокой физической нагрузкой, поэтому при проявлении заболеваний сердца, сосудов и органов дыхания, а также неврологических заболеваниях, выполнять их не рекомендуется.

В классном журнале есть страница с указанием групп здоровья учащихся. Медицинским работником школы только две ученицы из класса внесены в подготовительную группу здоровья. Они приняли участие в нашем исследовании.

В нашем исследовании принимали участие 20 учеников 10 «А» класса. Мы получили результаты, представленные в таблицах:

Таблица 1. Проба с задержкой дыхания

Количество секунд

Оценка

Количество учеников

Менее 34

Неудовлетворительно

7

35- 39

Удовлетворительно

9

Более 40

Хорошо

4



Таблица 2. Проба Серкина

Фазы пробы

Оценка

Количество учеников

I, II, III

Плохо

7

I, II, III

Хорошо

9

I, II, III

Отлично

4


Из данных таблиц видно, что у 7 человек (35%), показавших неудовлетворительные и плохие результаты проб с задержкой дыхания, низкий уровень физической работоспособности. Среди этих учеников есть как девушки, так и юноши. Две девушки состоят в подготовительной группе здоровья. Эти ученики быстро утомляются, им чаще необходим отдых, смена деятельности. И связано это, в первую очередь, с недостатком кислорода в организме. Таким ученикам необходимо чаще бывать на свежем воздухе, их организм должен получать физические нагрузки, причём с постепенным возрастанием её величины, рационально питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, учитывать периоды наилучшей работоспособности.

У остальных учеников – 9 человек (45%) и 4 человека (20%) пробы с задержкой дыхания показали хорошие и отличные результаты. Значит, уровень развития физической работоспособности у этих учащихся средний и высокий соответственно.

Показателем общей выносливости и физической работоспособности следует считать величину максимального потребления кислорода (МПК). Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья. Величина МПК характеризует количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин). Величина МПК зависит, в основном, от двух факторов: состояния кислород-транспортной (сердечно-сосудистой) системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород.

Мы оценили физическую работоспособность учеников и с помощью величины максимального потребления кислорода. Для этого мы провели Гарвардский степ-тест (Приложение 1). Получили результаты, представленные в таблице:

Количество учеников

Оценка

Мальчики

Девочки

3

3

Отлично

2

5

Хорошо

1

2

Удовлетворительно




4

Неудовлетворительно



Данные Гарвардского степ-теста показали, что величина максимального потребления кислорода неудовлетворительна у 4 учеников (20%), причём только у девушек, двое из которых состоят в подготовительной группе здоровья. Это значит, что сердечно-сосудистая система и скелетные мышцы недостаточно усваивают кислород. Можно говорить о низком уровне развития физической работоспособности и о низком уровне здоровья этих учениц.


Итак, в первом параграфе мы проанализировали результаты «Пробы с задержкой дыхания», «Пробы Серкина», «Гарвардского степ-теста». Выяснили, что низкий уровень развития физической работоспособности у достаточно большого количества учащихся класса.


2.2. Определение умственной работоспособности с учетом психических факторов

Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов. Это физиологические факторы (возраст, пол, состояние здоровья, питание), факторы окружающей среды, а также психические факторы (мотивация деятельности, эмоциональный настрой, особенности внимания, памяти, мышления, воображения).

В нашей работе мы оценили умственную работоспособность учеников с помощь исследования психических факторов: внимания, памяти, мышления. Использовали такие методики, как «Корректурная проба», «Тест на исследование смысловой памяти», «Тест на определение темпа мыслительной деятельности» (Приложение 2).

Внимание как психический процесс обеспечивает отбор необходимой для человека информации из окружающей среды. В жизни человека большое значение играет произвольное, целенаправленное внимание, которое развивается при трудовой деятельности и лежит в основе умственной работоспособности.

Результаты исследования внимания представлены в таблице:

Количество учащихся

Оценка

12

Хорошо

4

Удовлетворительно

4

Неудовлетворительно

Из данных таблицы видно, что у 4 учеников (20%) низкий уровень развития внимания, что говорит об относительно сниженном уровне общей умственной работоспособности. Этим учащимся очень сложно работать весь урок, так как есть проблемы с концентрацией внимания, распределением внимания. Им сложно одновременно слушать учителя и выполнять какие-либо задания в тетради, работать с текстом учебника, классифицировать материал.

Память является одним из свойств нервной системы. Она помогает человеку воспроизводить и использовать прошлый опыт и приспосабливаться к изменяющимся условиям существования.

Исследование индивидуальных особенностей памяти является доказательным в связи с тем, что они расширяют представление об адаптационных возможностях организма, проявляющихся в умственной работоспособности. Мы использовали методику для определения смысловой памяти.

Смысловая память