Файл: Исследование физической и умственной работоспособности учеников 10 класса Исполнитель ученица 10 А класса моау сош 52 г. Орска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Ученикам был предложен рассказ из 13 смысловых единиц и 3 чисел.

Результаты исследования смысловой памяти представлены в таблице:

Оценка в баллах

Количество учащихся

Уровень

12-16

6

Высокий

7-11

11

Средний

2-6

3

Низкий

Из данных таблицы видно, что у 3 учеников (15%) низкий уровень развития смысловой памяти. Значит, эти ученики не умеют писать изложения, не говоря уже о сочинениях, им сложно запомнить текст параграфа, потому что он объёмный, а выделить главное в нем они не могут. Отсюда проблемы с устными предметами, с пересказом текста в краткой форме на уроках литературы.

Мышление сложнейший психический процесс, способствующий адаптации человека к условиям окружающей среды. С помощью тестов можно исследовать некоторые индивидуальные особенности мыслительных процессов, таких как логичность, способность к обобщению, образованию понятий. Мы исследовали умственную работоспособность учеников с помощью «Теста на определение темпа мыслительной деятельности».

Результаты исследования представлены в таблице:

Процент выполненной работы

Количество учащихся

Уровень

Менее 40

6

Низкий

40-70

10

Средний

Более 70

4

Высокий

Из данных таблицы видно, что у 6 учеников (30%) низкий уровень темпа мыслительной деятельности. Это говорит о том, что даже если у этих учеников хорошо развиты другие мыслительные операции, то они не успевают работать в одном темпе с другими учащимися класса, учителем. Получается, что многие задачи, например, по алгебре, геометрии, они просто не успевают выполнить до конца, и переходят к следующим, как остальные ученики класса. Значит, скорее всего, не хватает времени и на выполнение заданий ЕГЭ по разным предметам, когда время на выполнение того или иного задания ограничено. На выполнение домашних заданий у этих учащихся тоже уходит больше времени.


Итак, во втором параграфе мы проанализировали результаты «Корректурной пробы», «Теста на исследование смысловой памяти», «Теста на определение темпа мыслительной деятельности». Выяснили, что низкий уровень развития умственной работоспособности у достаточно большого количества учащихся класса.

Таким образом, в результате проведённых исследований мы выяснили, что большинство учащихся класса обладают высоким и средним уровнем развития физической и умственной работоспособности. Но и достаточно большое количество учащихся имеют низкий уровень развития физической и умственной работоспособности. В следующем параграфе мы дадим краткие рекомендации по повышению уровня физической работоспособности и профилактике умственного утомления.


    1. Рекомендации по повышению уровня физической работоспособности и профилактике умственного утомления

Отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличие стабильного здоровья. Средний уровень физического развития (УФР) может расцениваться как критический. Безопасным состоянием здоровья, гарантирующим отсутствие болезней, обладают лишь люди с высоким уровнем физического развития.

Для сохранения здоровья человека необходима определенная «доза» двигательной активности. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма и сохранения его здоровья, составляет 2880-3840 ккал (в зависимости от возраста, пола, массы тела). Их них на активную мышечную работу должно расходоваться не менее половины энергозатрат в сутки. Расчеты основаны на том, что скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела, генетически запрограммированы на тяжелую физическую работу. Сегодня, в связи со снижением интенсивности физического труда, дефицит энергозатрат, необходимых для поддержания высокого уровня физического развития, составляет 500-750 ккал в сутки. Чтобы компенсировать недостаток энергозатрат, следует заниматься физической культурой и спортом. Эффект оздоровительных тренировок связан с увеличением функциональных возможностей сердечно – сосудистой системы. Один из важнейших результатов – урежение частоты сердечных сокращений в покое как проявление экономизации сердечной деятельности. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной физической деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови.



Восполнение дефицита энергозатрат имеет важное значение для повышения устойчивости организма к воздействия неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиаций, травм, гипоксии, болезнетворных микроорганизмов.

Важное значение при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок имеет грамотный самоконтроль за текущим функциональным состоянием. Он включает определение объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и оценку субъективных ощущений.

Основным критерием переносимости тренировки является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 минут после окончания занятий. Через 10 минут пульс не должен превышать 96 уд/мин, а через 1 час должен быть не более чем на 10-12 уд/мин выше значения ЧСС, измеренного для выполнения работы. Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться во время бега. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это говорит о посильности нагрузки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо - ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега следует несколько снизить. Также успешно использоваться разговорный тест. Если во время бега человек может легко разговаривать, значит, темп оптимальный.

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма: сон, самочувствие, настроение, настроение, желание тренироваться. Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок.

Необходимо знать, что приступать к занятиям без дополнительной медицинской рекомендации можно в том случае, если все указанные выше тесты выполнены с оценкой «посредственно» («удовлетворительно») и выше. В случае малейшего сомнения необходимо проконсультироваться с врачом. Врач поможет подобрать индивидуальный комплекс упражнений. Это будет первая ступенька к здоровью.

В основе утомления лежит функциональная истощаемость нервных структур. Умственное утомление неизбежно наступает у всех людей, но одни начинают испытывать его через 8—10 часов работы, а другие не выдерживают более 4—5 часов.
Утомление приводит к падению активности внимания, ослаблению памяти, замедленности мыслительных процессов и, как следствие, к снижению продуктивности умственного труда, что в целом сказывается на психическом здоровье.

Один из путей сохранения психического здоровья — научиться правильно работать. Эффективная работа обусловлена, в первую очередь, соблюдением «культуры умственного труда». В это понятие вкладывается представление о рациональной организации режима умственной работы: постепенное вхождение в работу, обязательное чередование умственного и физического труда, чередование работы над сложным и легким материалом.
Кроме того, эффективно работать — это значит научиться значительно меньше времени тратить на запоминание и осмысление информации. Для того чтобы научиться более эффективно работать, ниже приводится несколько советов для улучшения процессов запоминания (по Е. Жарикову, Е. Крушельницкому «Для тебя и о тебе»).
1.    Думайте. Запоминайте материал только предварительно его осмыслив, а не механически.
2.    Интересуйтесь. Интересно то, что принесет реальную пользу. Прежде чем запоминать, оцените, что дает полученная информация.
3.    «Ешьте слона по частям». «Порция» для запоминания не должна быть слишком большой, в противном случае Вы потратите гораздо больше времени, чем при посильной ритмичной работе.
4.    Будьте готовы. На работу нужен настрой, готовность.
5.    Не топчите следы. Лучший способ забыть только что выученное — попытаться тут же запомнить что-то похожее. Никогда не учите после алгебры геометрию или физику!
6.    Учите от А до Я. Информация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненными частями.
7.    Переживайте. Наиболее детально, прочно запоминается то, что связано с эмоциями: радостью, горем, интересом, гневом и т.д.
8.    Повторяйте перед сном. Во сне происходит закрепление следов памяти.
9.    Привлекайте все органы чувств. Известно, что степень запоминания и усвоения материала повышается, если его воспринимать глазами (читаешь) и ушами (слушаешь и проговариваешь) одновременно. При этом можно и ходить, чтобы работал и двигательный анализатор.

Законы интеллекта более сложны, они не программируются так легко, как законы памяти. Однако известно, что человек со средними интеллектуальными способностями может достичь хороших результатов в
работе при выполнении определенных правил самоорганизации. Вот они:
1.    Определите цель. Если Вы не знаете
, куда идете, Вы никогда не узнаете, дошли Вы или нет.
2.    Составьте план. Не старайтесь втиснуть в него все несделанное с начала года. Выпишите на листок 2—3 важнейших дела на неделю, год, и пусть они будут у Вас перед глазами.
3.    Наметьте сроки. Это испытанный способ от разговоров перейти к делу.
4.    Придумайте стимул. Он помогает сделать то, что не хочется.
5.    Скажите себе «нет». Умейте отказываться от желаний, которые мешают делу.
6.    А теперь скажите себе «пора». Обдумав ситуацию, не тяните время.
7.    Начните с главного. А заодно и установите очередность дел.
8.    Используйте время полностью. Не расходуйте его впустую.

Заключение

Работоспособность - это способность организма реагировать на нагрузку и выполнять, таким образом, определенную работу. Работоспособность зависит от состояния здоровья, возраста, тренированности, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности и склонности к данной работе, а также от условий окружающей среды, в которых осуществляется работа.

Цели и задачи нашего исследования выполнены. Мы дали понятие «работоспособность», раскрыли вопрос о физической и умственной работоспособности, факторах, влияющих на работоспособность, о зависимости работоспособности от состояния здоровья. Мы выявили особенности физической и умственной работоспособности учеников 10 класса. Выяснили, что многие ученики обладают низким уровнем развития физической и умственной работоспособности. Постарались дать качественную оценку полученных результатов. Кроме этого, дали рекомендации учащимся по повышению уровня физической работоспособности и профилактике умственного утомления с учетом индивидуальных особенностей организма.

В заключении хочется сказать, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличие стабильного здоровья. Об этом надо помнить всегда. Необходимо учитывать влияние физических и умственных нагрузок, чтобы сохранить своё здоровье. Чтобы составить адекватное представление о своих физических и умственных возможностях, а, соответственно, и о состоянии своего здоровья, важно уметь оценивать собственную работоспособность, то есть определять, как организм реагирует на качественно и количественно разные виды нагрузки. Ведь каждый человек заинтересован в высоком уровне работоспособности.