Файл: Особенности внд человека. Первая и вторая сигнальные системы. Кафедра физиологии дгма.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы.

Кафедра физиологии ДГМА

Термин введен академиком И. П. Павловым

предмет изучения физиологии высшей нервной деятельности человека

Особенности ВНД человека:

1. У человека есть первая и вторая сигнальные системы. У животных – только первая.

Концепция сигнальных систем

разработана И.П.Павловым.

Понятие о сигнальных системах:

Сигнальные системы – это совокупность условных и безусловных рефлексов, которые обеспечивают связь организма с окружающей средой.

1-ая СС – это система организма, которая обеспечивает формирование конкретного представления об окружающем мире с помощью органов чувств.

Сигналами для 1-й СС являются конкретные представления или явления (цвет, запах, форма и т.д.).

Сигнальные системы.

Первая сигнальная система.

Язык – это средство общения людей. Основная форма языка – устная и письменная речь, а также формулы, жесты, мимика.

Первая и вторая сигнальные системы – это различные уровни единой ВНД, но вторая играет ведущую роль.

Вторая сигнальная система

состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых и видимых. Из этих словесных сигналов создаются абстрактные понятия.

С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система.

Развитие у детей в. с. с.

развитие

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ

Основные функции речи:

Основные формы речи

1. Акустическая - представлена в виде комбинации звуковых сигналов. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.

2. Оптическая - представлена в виде комбинации символов.

3. Кинестезическая - проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи.

2. У человека имеется образное и абстрактное мышление. У животных – только образное.

Слова человека могут заменять различные раздражители. То есть, слово стало для человека «сигналом сигналов» (И.П.Павлов).

По И. П. Павлову

(1932)

Слово-сигнал сигналов

3. У человека социально-детерминированное сознание.

Человек живет в социальном обществе. На базе второй сигнальной системы у него возникло человеческое сознание.

4. Человека от животных отличает характер труда.

Труд человека целенаправленный, он активно изменяет окружающую среду. В то время как деятельность животных не имеет социально-детерминированной направленности.

По мнению И.П. Павлова, в основе формирования типов ВНД лежит степень развития первой и второй сигнальных систем.

1. Художественный тип характерен людям, у которых преобладает 1-ая СС над 2-ой.

2. Мыслительный тип – преобладание 2-ой СС над 1-ой.

3. Средний тип – равенство 1-ой и 2-ой СС.

Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II сигнальных систем

Эти представления помогли понять природу неврозов

6. Для человека в отличие от животных характерна функциональная асимметрия полушарий.

Такое представление появилось благодаря исследованиям англ. психиатра Кенникот, который выключал одно из полушарий электр. током у психических больных и изучал у них особенности ВНД.

Правое полушарие - за конкретное мышление. Воспринимает и перерабатывает в основном конкретные сигналы от органов чувств (1-ая СС).

Правополушарные люди молчаливы, хорошо запоминают мелодии, но плохо – слова. Часто проявляют склонность к отрицательным эмоциям.

Угловая извилина

Декодирование речи

Понимание речи происходит благодаря декодированию поступающей информации.

Для декодирования акустической речи, важнейшее условие - удержание в речевой памяти всех ее элементов(целого слова или предложения), а в оптической форме - участие сложных поисковых движений глаз.

Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей).

Нарушения 2-ой СС:

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают:

1. агнозию,

2. афазию,

3. аграфию,

4. амнезию.

1. Агнозия — потеря свойства узнавания слов. Она делится на:

Расстройства речи (афазия)

возникает при поражениях левого полушария.

Различают два типа амнезии:

деятельности обеих сигнальных систем.

2-ая СС преобладает над 1-ой.

В свою очередь 1-ая СС определяет

деятельность 2-ой.

Различают 2 вида речи:

1. Импрессивную – направленную на понимание речи и

2. Экспрессивную – направленную на производство речи.

Дислалии – это нарушения речи, связанные с дефектами зубочелюстной системы.

1. Дентальные (при частичной или полной адентии);

2. Лабиальные (при дефектах губ);

3. Палатинальные (дефектах неба);

4. Лингвальные (при дефектах языка).


I

I

II

Эти представления помогли понять природу неврозов

  • Истерия связана с корковой слабостью и патологическим преобладанием 1-ой СС над 2-ой (чаще у «художников»).
  • Психастения – преобладание 2-ой СС над 1-ой (чаще у «мыслителей»).
  • Неврастения – при относительной уравновешенности СС (у лиц среднего типа).

6. Для человека в отличие от животных характерна функциональная асимметрия полушарий.

Такое представление появилось благодаря исследованиям англ. психиатра Кенникот, который выключал одно из полушарий электр. током у психических больных и изучал у них особенности ВНД.


Центры речи (Брока и Вернике) располагаются в левом полушарии .

Правое полушарие - за конкретное мышление. Воспринимает и перерабатывает в основном конкретные сигналы от органов чувств (1-ая СС).

Правополушарные люди молчаливы, хорошо запоминают мелодии, но плохо – слова. Часто проявляют склонность к отрицательным эмоциям.


Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного и речеслухового анализаторов (центр Вернике).

Физиологические основы речи.

Функциями двигательного, слухового, зрительного анализаторов и лобных отделов мозга обеспечивается деятельность второй сигнальной системы

Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока.

Первичные речевые зоны коры

Зона

Брока

Зона

Вернике

в задней части нижней лобной извилины (44 поле Бродмана – ПБ)

в задней части верхней височной извилины (22 ПБ)

Первичные речевые зоны коры

Зона

Брока

Зона

Вернике

в задней части нижней лобной извилины (44 поле Бродмана – ПБ)

в задней части верхней височной извилины (22 ПБ)

Угловая извилина

(Если функция этого центра нарушена, то человек может понимать произнесённые слова. Человек видит слова и даже знает, что это за слова, но не может объяснить их значение (дислексия, или словесная слепота).
зрительный центр речи) обеспечивает перевод прочитанной словесной информации в акустическую форму для передачи в область Вернике.


Зрительный

центр

речи

Структуры мозга, участвующие в речевой функции

Декодирование речи

Понимание речи происходит благодаря декодированию поступающей информации.

Для декодирования акустической речи, важнейшее условие - удержание в речевой памяти всех ее элементов(целого слова или предложения), а в оптической форме - участие сложных поисковых движений глаз.

Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей).

Нарушения 2-ой СС:

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают:

1. агнозию,

2. афазию,

3. аграфию,

4. амнезию.

1. Агнозия — потеря свойства узнавания слов. Она делится на:

  • зрительную,
  • слуховую.

Расстройства речи (афазия)

возникает при поражениях левого полушария.

  • Повреждение в области Брока вызывает замедление речи, затруднённое произнесение слов, а при тяжёлом повреждении области Брока речь ограничена 2–3 словами.
  • Повреждение в области Вернике не изменяет произнесения слов, и индивидуумы иногда говорят очень много. Однако все, что они произносят — жаргон и неологизмы. Речь малопонятна, утрачивается понимание смысла сказанных или написанных слов (логорея).

Различают два типа амнезии:

  • антероградная и
  • ретроградная.

деятельности обеих сигнальных систем.

2-ая СС преобладает над 1-ой.

В свою очередь 1-ая СС определяет

деятельность 2-ой.

Различают 2 вида речи:

1. Импрессивную – направленную на понимание речи и

2. Экспрессивную – направленную на производство речи.

Дислалии – это нарушения речи, связанные с дефектами зубочелюстной системы.

1. Дентальные (при частичной или полной адентии);

2. Лабиальные (при дефектах губ);

3. Палатинальные (дефектах неба);

4. Лингвальные (при дефектах языка).