Файл: Особенности внд человека. Первая и вторая сигнальные системы. Кафедра физиологии дгма.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы.

Кафедра физиологии ДГМА

Термин введен академиком И. П. Павловым

предмет изучения физиологии высшей нервной деятельности человека

Особенности ВНД человека:

1. У человека есть первая и вторая сигнальные системы. У животных – только первая.

Концепция сигнальных систем

разработана И.П.Павловым.

Понятие о сигнальных системах:

Сигнальные системы – это совокупность условных и безусловных рефлексов, которые обеспечивают связь организма с окружающей средой.

1-ая СС – это система организма, которая обеспечивает формирование конкретного представления об окружающем мире с помощью органов чувств.

Сигналами для 1-й СС являются конкретные представления или явления (цвет, запах, форма и т.д.).

Сигнальные системы.

Первая сигнальная система.

Язык – это средство общения людей. Основная форма языка – устная и письменная речь, а также формулы, жесты, мимика.

Первая и вторая сигнальные системы – это различные уровни единой ВНД, но вторая играет ведущую роль.

Вторая сигнальная система

состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых и видимых. Из этих словесных сигналов создаются абстрактные понятия.

С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система.

Развитие у детей в. с. с.

развитие

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ

Основные функции речи:

Основные формы речи

1. Акустическая - представлена в виде комбинации звуковых сигналов. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.

2. Оптическая - представлена в виде комбинации символов.

3. Кинестезическая - проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи.

2. У человека имеется образное и абстрактное мышление. У животных – только образное.

Слова человека могут заменять различные раздражители. То есть, слово стало для человека «сигналом сигналов» (И.П.Павлов).

По И. П. Павлову

(1932)

Слово-сигнал сигналов

3. У человека социально-детерминированное сознание.

Человек живет в социальном обществе. На базе второй сигнальной системы у него возникло человеческое сознание.

4. Человека от животных отличает характер труда.

Труд человека целенаправленный, он активно изменяет окружающую среду. В то время как деятельность животных не имеет социально-детерминированной направленности.

По мнению И.П. Павлова, в основе формирования типов ВНД лежит степень развития первой и второй сигнальных систем.

1. Художественный тип характерен людям, у которых преобладает 1-ая СС над 2-ой.

2. Мыслительный тип – преобладание 2-ой СС над 1-ой.

3. Средний тип – равенство 1-ой и 2-ой СС.

Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II сигнальных систем

Эти представления помогли понять природу неврозов

6. Для человека в отличие от животных характерна функциональная асимметрия полушарий.

Такое представление появилось благодаря исследованиям англ. психиатра Кенникот, который выключал одно из полушарий электр. током у психических больных и изучал у них особенности ВНД.

Правое полушарие - за конкретное мышление. Воспринимает и перерабатывает в основном конкретные сигналы от органов чувств (1-ая СС).

Правополушарные люди молчаливы, хорошо запоминают мелодии, но плохо – слова. Часто проявляют склонность к отрицательным эмоциям.

Угловая извилина

Декодирование речи

Понимание речи происходит благодаря декодированию поступающей информации.

Для декодирования акустической речи, важнейшее условие - удержание в речевой памяти всех ее элементов(целого слова или предложения), а в оптической форме - участие сложных поисковых движений глаз.

Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей).

Нарушения 2-ой СС:

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают:

1. агнозию,

2. афазию,

3. аграфию,

4. амнезию.

1. Агнозия — потеря свойства узнавания слов. Она делится на:

Расстройства речи (афазия)

возникает при поражениях левого полушария.

Различают два типа амнезии:

деятельности обеих сигнальных систем.

2-ая СС преобладает над 1-ой.

В свою очередь 1-ая СС определяет

деятельность 2-ой.

Различают 2 вида речи:

1. Импрессивную – направленную на понимание речи и

2. Экспрессивную – направленную на производство речи.

Дислалии – это нарушения речи, связанные с дефектами зубочелюстной системы.

1. Дентальные (при частичной или полной адентии);

2. Лабиальные (при дефектах губ);

3. Палатинальные (дефектах неба);

4. Лингвальные (при дефектах языка).

Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы.

Кафедра физиологии ДГМА

Термин введен академиком И. П. Павловым

  • Сигнальная система — система условно- и безусловно-рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

предмет изучения физиологии высшей нервной деятельности человека

  • Первая сигнальная система развита практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только у человека и, возможно, у некоторых китообразных. Это связано с тем, что только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ. После произнесения слова «лимон» человек может представить, какой он кислый и как обычно морщатся, когда едят его, то есть произнесение слова вызывает в памяти образ (срабатывает вторая сигнальная система); если при этом началось повышенное отделение слюны, то это работа первой сигнальной системы.

Особенности ВНД человека:

1. У человека есть первая и вторая сигнальные системы. У животных – только первая.

Концепция сигнальных систем

разработана И.П.Павловым.

Понятие о сигнальных системах:

Сигнальные системы – это совокупность условных и безусловных рефлексов, которые обеспечивают связь организма с окружающей средой.

1-ая СС – это система организма, которая обеспечивает формирование конкретного представления об окружающем мире с помощью органов чувств.

Сигналами для 1-й СС являются конкретные представления или явления (цвет, запах, форма и т.д.).

Сигнальные системы.

  • «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.» И.П. Павлов

Первая сигнальная система.

  • Формируется за счет деятельности различных сенсорных систем организма
  • Отправной пункт - возбуждение периферических рецепторов
  • Обеспечивает восприятие окружающей среды
  • Морфологический субстрат -вся кора головного мозга за исключением мозгового отдела речевого анализатора


Первая сигнальная система – восприятие сигналов внешней и внутренней среды - характерна всему живому.

Звуки как сигналы начинают появляться у общественных видов животных.

Но лишь у человека развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений.

Язык – это средство общения людей. Основная форма языка – устная и письменная речь, а также формулы, жесты, мимика.

  • Обе сигнальные системы имеют общие черты: в их основе лежат рефлекторные механизмы.
  • Нормальное мышление человека возможно лишь при неразрывном участии двух сигнальных систем.

Первая и вторая сигнальные системы – это различные уровни единой ВНД, но вторая играет ведущую роль.

  • Первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы
  • Второй уровень – подсознательный, его основу составляет первая сигнальная система
  • Третий уровень – сознательный, его основу составляет вторая сигнальная система

Уровни механизма ВНД человека

Вторая сигнальная система

состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых и видимых. Из этих словесных сигналов создаются абстрактные понятия.

С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система.

  • отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами
  • Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека
  • Морфологический субстрат - корковые концы анализаторов речи
  • 1 этап - первые 6 мес. жизни - Н – Н (непосредственный раздражитель – непосредственная реакция)
  • 2 этап – вторая половина 1 года - С – Н (словесный раздражитель – непосредственная реакция)
  • 3 этап - 1,5 – 2 года жизни - Н – С (непосредственный раздражитель – словесная реакция)
  • 4 этап – от 2-х до 5 лет - С – С (словесный раздражитель – словесная реакция).

Гипотеза становления сигнальных систем. (Иванов-Смоленский)


Развитие у детей в. с. с.

  •  Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей; при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.

развитие

  • Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого сказанного им слова. Процесс овладения речью - это процесс формирования  второй сигнальной системыВторой этап - это овладение "внутренней речью", в течение которого слова постепенно становятся орудием мысли.

А.С.Макаренко, воздействуя словом (через вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему) нормализовал поведение даже у очень «трудных» детей. А.С.Макаренко доказал, что взаимодействие сигнальных систем способствует :
  • формированию познавательной, трудовой, игровой деятельности
  • развитию нравственного воспитания

Взаимодействие сигнальных систем

Желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы.

Первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы: у детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.

Устранение нарушения взаимоотношений между системами

Нарушения взаимоотношений между системами

Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению. Поэтому в начальных классах занятия должны быть построены так, чтобы уроки, требующие преобладающей деятельности второй сигнальной системы (например, математика), чередовались с уроками, в которых преобладала бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).

Взаимодействие сигнальных систем

У ребенка младшего школьного возраста в связи с недостаточным развитием второй сигнальной системы преобладает наглядное мышление, поэтому и память его имеет преимущественно наглядно-образный характер.


В школьной методической практике начальных классов предметная наглядность выступает и как объект изучения, и как источник знаний, усваиваемых учащимися в процессе обучения

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ

  • КОММУНИКАТИВНАЯ
  • РЕГУЛЯТОРНАЯ
  • ПОНЯТИЙНАЯ

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ
  • ЗВУКОВАЯ (УСТНАЯ РЕЧЬ)
  • ЗРИТЕЛЬНАЯ (ЧТЕНИЕ)
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ (ПИСЬМО)

Основные функции речи:

  • Коммуникативная (речь как средство общения): высказывание - экспрессивная форма речи, восприятие - импрессивная форма речи.
  • Регуляторная (регуляция деятельности различных органов и систем организма с помощью слова – доброе или злое слово)
  • Понятийная (речь - орудие абстрактного мышления)

Язык и речь

Слово доброе может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние

Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы (понятийная функция)

Речь может участвовать в регуляции деятельности различныx органов с помощью слова. Словесные раздражители являются физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы.

Основные формы речи

1. Акустическая - представлена в виде комбинации звуковых сигналов. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.

2. Оптическая - представлена в виде комбинации символов.

3. Кинестезическая - проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи.


Функции слова (речи ) :
  • аналитическая; сигнализируя о том или ином предмете, слово выделяет его из группы других
  • синтетическая; слово как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение

2. У человека имеется образное и абстрактное мышление. У животных – только образное.

Слова человека могут заменять различные раздражители. То есть, слово стало для человека «сигналом сигналов» (И.П.Павлов).

По И. П. Павлову

Речь — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное,
специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе».

(1932)

Слово-сигнал сигналов

  •  Появление второй сигнальной системы — возникновение речи и языков, сигнальных систем человека с сородичами, где условные (произвольные) сигналы индивида приобретают определенные, принятые группой значения и значимости, преобразуются в знаки языка в прямом смысле этого слова — это один из важнейших результатов многомиллионолетней эволюции социальной жизни рода Homo, передающиеся через речевую деятельность из поколения в поколение.

В отличие от животных человек способен :
  • воспринимать смысл слова;
  • воспринимать свойства предметов, явления;
  • воспринимать человеческие переживания;
  • обобщенно мыслить;
  • общаться друг с другом с помощью речи.

Язык и речь

Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли.

Язык закрепляет в предложениях результаты работы мышления, делает возможным обмен мыслями.

Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

3. У человека социально-детерминированное сознание.

Человек живет в социальном обществе. На базе второй сигнальной системы у него возникло человеческое сознание.

4. Человека от животных отличает характер труда.

Труд человека целенаправленный, он активно изменяет окружающую среду. В то время как деятельность животных не имеет социально-детерминированной направленности.

По мнению И.П. Павлова, в основе формирования типов ВНД лежит степень развития первой и второй сигнальных систем.

1. Художественный тип характерен людям, у которых преобладает 1-ая СС над 2-ой.

2. Мыслительный тип – преобладание 2-ой СС над 1-ой.

3. Средний тип – равенство 1-ой и 2-ой СС.

Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II сигнальных систем


средний

художественный

мыслительный

I

II

II