Файл: Особенности внд человека. Первая и вторая сигнальные системы. Кафедра физиологии дгма.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы.
Термин введен академиком И. П. Павловым
предмет изучения физиологии высшей нервной деятельности человека
1. У человека есть первая и вторая сигнальные системы. У животных – только первая.
Понятие о сигнальных системах:
Сигналами для 1-й СС являются конкретные представления или явления (цвет, запах, форма и т.д.).
Первая и вторая сигнальные системы – это различные уровни единой ВНД, но вторая играет ведущую роль.
2. Оптическая - представлена в виде комбинации символов.
2. У человека имеется образное и абстрактное мышление. У животных – только образное.
3. У человека социально-детерминированное сознание.
4. Человека от животных отличает характер труда.
1. Художественный тип характерен людям, у которых преобладает 1-ая СС над 2-ой.
2. Мыслительный тип – преобладание 2-ой СС над 1-ой.
3. Средний тип – равенство 1-ой и 2-ой СС.
Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II сигнальных систем
Эти представления помогли понять природу неврозов
6. Для человека в отличие от животных характерна функциональная асимметрия полушарий.
Понимание речи происходит благодаря декодированию поступающей информации.
Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают:
1. Агнозия — потеря свойства узнавания слов. Она делится на:
возникает при поражениях левого полушария.
деятельности обеих сигнальных систем.
В свою очередь 1-ая СС определяет
1. Импрессивную – направленную на понимание речи и
2. Экспрессивную – направленную на производство речи.
Дислалии – это нарушения речи, связанные с дефектами зубочелюстной системы.
1. Дентальные (при частичной или полной адентии);
2. Лабиальные (при дефектах губ);
Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы.
Кафедра физиологии ДГМА
Термин введен академиком И. П. Павловым
- Сигнальная система — система условно- и безусловно-рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.
предмет изучения физиологии высшей нервной деятельности человека
- Первая сигнальная система развита практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только у человека и, возможно, у некоторых китообразных. Это связано с тем, что только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ. После произнесения слова «лимон» человек может представить, какой он кислый и как обычно морщатся, когда едят его, то есть произнесение слова вызывает в памяти образ (срабатывает вторая сигнальная система); если при этом началось повышенное отделение слюны, то это работа первой сигнальной системы.
Особенности ВНД человека:
1. У человека есть первая и вторая сигнальные системы. У животных – только первая.
Концепция сигнальных систем
разработана И.П.Павловым.
Понятие о сигнальных системах:
Сигнальные системы – это совокупность условных и безусловных рефлексов, которые обеспечивают связь организма с окружающей средой.
1-ая СС – это система организма, которая обеспечивает формирование конкретного представления об окружающем мире с помощью органов чувств.
Сигналами для 1-й СС являются конкретные представления или явления (цвет, запах, форма и т.д.).
Сигнальные системы.
- «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.» И.П. Павлов
Первая сигнальная система.
- Формируется за счет деятельности различных сенсорных систем организма
- Отправной пункт - возбуждение периферических рецепторов
- Обеспечивает восприятие окружающей среды
- Морфологический субстрат -вся кора головного мозга за исключением мозгового отдела речевого анализатора
Первая сигнальная система – восприятие сигналов внешней и внутренней среды - характерна всему живому.
Звуки как сигналы начинают появляться у общественных видов животных.
Но лишь у человека развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений.
Язык – это средство общения людей. Основная форма языка – устная и письменная речь, а также формулы, жесты, мимика.
- Обе сигнальные системы имеют общие черты: в их основе лежат рефлекторные механизмы.
- Нормальное мышление человека возможно лишь при неразрывном участии двух сигнальных систем.
Первая и вторая сигнальные системы – это различные уровни единой ВНД, но вторая играет ведущую роль.
- Первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы
- Второй уровень – подсознательный, его основу составляет первая сигнальная система
- Третий уровень – сознательный, его основу составляет вторая сигнальная система
Уровни механизма ВНД человека
Вторая сигнальная система
состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых и видимых. Из этих словесных сигналов создаются абстрактные понятия.
С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.
Вторая сигнальная система.
- отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами
- Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека
- Морфологический субстрат - корковые концы анализаторов речи
- 1 этап - первые 6 мес. жизни - Н – Н (непосредственный раздражитель – непосредственная реакция)
- 2 этап – вторая половина 1 года - С – Н (словесный раздражитель – непосредственная реакция)
- 3 этап - 1,5 – 2 года жизни - Н – С (непосредственный раздражитель – словесная реакция)
- 4 этап – от 2-х до 5 лет - С – С (словесный раздражитель – словесная реакция).
Гипотеза становления сигнальных систем. (Иванов-Смоленский)
Развитие у детей в. с. с.
- Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей; при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.
развитие
- Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого сказанного им слова. Процесс овладения речью - это процесс формирования второй сигнальной системы. Второй этап - это овладение "внутренней речью", в течение которого слова постепенно становятся орудием мысли.
А.С.Макаренко, воздействуя словом (через вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему) нормализовал поведение даже у очень «трудных» детей. А.С.Макаренко доказал, что взаимодействие сигнальных систем способствует :
- формированию познавательной, трудовой, игровой деятельности
- развитию нравственного воспитания
Взаимодействие сигнальных систем
Желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы.
Первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы: у детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.
Устранение нарушения взаимоотношений между системами
Нарушения взаимоотношений между системами
Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению. Поэтому в начальных классах занятия должны быть построены так, чтобы уроки, требующие преобладающей деятельности второй сигнальной системы (например, математика), чередовались с уроками, в которых преобладала бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).
Взаимодействие сигнальных систем
У ребенка младшего школьного возраста в связи с недостаточным развитием второй сигнальной системы преобладает наглядное мышление, поэтому и память его имеет преимущественно наглядно-образный характер.
В школьной методической практике начальных классов предметная наглядность выступает и как объект изучения, и как источник знаний, усваиваемых учащимися в процессе обучения
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- РЕГУЛЯТОРНАЯ
- ПОНЯТИЙНАЯ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ
- ЗВУКОВАЯ (УСТНАЯ РЕЧЬ)
- ЗРИТЕЛЬНАЯ (ЧТЕНИЕ)
- ДВИГАТЕЛЬНАЯ (ПИСЬМО)
Основные функции речи:
- Коммуникативная (речь как средство общения): высказывание - экспрессивная форма речи, восприятие - импрессивная форма речи.
- Регуляторная (регуляция деятельности различных органов и систем организма с помощью слова – доброе или злое слово)
- Понятийная (речь - орудие абстрактного мышления)
Язык и речь
Слово доброе может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние
Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы (понятийная функция)
Речь может участвовать в регуляции деятельности различныx органов с помощью слова. Словесные раздражители являются физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы.
Основные формы речи
1. Акустическая - представлена в виде комбинации звуковых сигналов. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.
2. Оптическая - представлена в виде комбинации символов.
3. Кинестезическая - проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи.
Функции слова (речи ) :
- аналитическая; сигнализируя о том или ином предмете, слово выделяет его из группы других
- синтетическая; слово как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение
2. У человека имеется образное и абстрактное мышление. У животных – только образное.
Слова человека могут заменять различные раздражители. То есть, слово стало для человека «сигналом сигналов» (И.П.Павлов).
По И. П. Павлову
Речь — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное,специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе».
(1932)
Слово-сигнал сигналов
- Появление второй сигнальной системы — возникновение речи и языков, сигнальных систем человека с сородичами, где условные (произвольные) сигналы индивида приобретают определенные, принятые группой значения и значимости, преобразуются в знаки языка в прямом смысле этого слова — это один из важнейших результатов многомиллионолетней эволюции социальной жизни рода Homo, передающиеся через речевую деятельность из поколения в поколение.
В отличие от животных человек способен :
- воспринимать смысл слова;
- воспринимать свойства предметов, явления;
- воспринимать человеческие переживания;
- обобщенно мыслить;
- общаться друг с другом с помощью речи.
Язык и речь
Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли.
Язык закрепляет в предложениях результаты работы мышления, делает возможным обмен мыслями.
Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.
3. У человека социально-детерминированное сознание.
Человек живет в социальном обществе. На базе второй сигнальной системы у него возникло человеческое сознание.
4. Человека от животных отличает характер труда.
Труд человека целенаправленный, он активно изменяет окружающую среду. В то время как деятельность животных не имеет социально-детерминированной направленности.
По мнению И.П. Павлова, в основе формирования типов ВНД лежит степень развития первой и второй сигнальных систем.
1. Художественный тип характерен людям, у которых преобладает 1-ая СС над 2-ой.
2. Мыслительный тип – преобладание 2-ой СС над 1-ой.
3. Средний тип – равенство 1-ой и 2-ой СС.
Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II сигнальных систем
средний
художественный
мыслительный
I
II
II