Файл: Учебное пособие в двух частях Часть Основы теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление риском заключается в анализе риска, получении ответов на вопрос, как снизить риск путем выбора управляющих действий, их осуществления и контроля с целью сокращения гибели людей или ущерба их здоровью, урона имуществу и вреда окружающей среде.

7.2. Выбор методов анализа риска

Методы анализа риска представлены в [16] основным и дополнительным перечнями. В основной перечень входят наиболее распространенные методы, например анализ «дерева событий», анализ видов и последствий отказов, анализ видов, последствий и критичности отказов, анализ «дерева неисправностей», исследование опасности и связанных с ней проблем, анализ влияния человеческого фактора и др.

В дополнительном перечне представлены такие методы, как классификация групп риска по категориям, ведомости проверок, Делфи, Монте-Карло
и др.


Выбор метода (методов) анализа производится на основе последовательного обсуждения вопросов, в ходе которого выделяются приемлемые для данной системы факторы, а именно:

  1. В какой стадии разработки находится система (в стадии разработки концепций, рабочего проекта, модернизации)?

  2. Каковы задачи анализа (выбор мер по снижению риска, сопоставление с объектом риска, сравнение альтернативных вариантов)?

  3. Какой тип системы и опасности анализируется (простая система, сложная, технологические опасности)?

  4. До какого уровня детализируется потенциальная опасность (большое число смертельных исходов, единичные травмы или смертельные исходы, вред окружающей среде, экономические потери)?

  5. Какие ресурсы имеются в наличии (ограничены время и опыт, нет ограничений во времени и в возможностях приобретения опыта)?

  6. Что известно о системе (имеется концепция проекта, рабочий проект, опыт эксплуатации)?

  7. Нужна ли будет модернизация исследований (не нужна, нужна непрерывная модернизация)?

  8. Имеются ли требования контрактные и правовые (нет требований, есть ограничения в выборе, нет выбора)?

На этапе идентификации опасностей (выявление неустранимых опасностей и способов их проявления) соответствующим образом учитывается, что
человеческие ошибки являются причинами многих аварий, т. е. варианты аварий, возможных вследствие человеческих и организационных ошибок, рассматриваются наряду с вариантами аварий, в которых преобладают технические причины.

При оценивании риска решается проблема выбора варианта для проведения основательного количественного анализа риска определение наихудшего варианта аварийной ситуации. Классификация риска может быть составлена для каждого случая, например, в виде матрицы риска (табл. 7.1).
Таблица 7.1

Матрица риска

Качественная

характеристика

частоты события

Частота

события

в год

Серьезность повреждения

Катастрофическое

Значительное

Серьезное

Незначительное

Частое

> 1

В

В

В

С

Вероятное

1–10–1

В

В

С

М

Случайное

10–1–10–2

В

В

М

М

Маловероятное

10–2–10–4

В

В

М

М

Неправдоподобное

10–4–10–6

В

С

Н

Н

Невероятное

<10–6

С

С




Н

Примечание. В матрице использована следующая классификация величины риска:
В – высокая; С – средняя; М – малая; Н – незначимая.

Применительно к данному примеру серьезность последствия определяется следующим обра­зом:

– катастрофическое последствие – практически полная потеря промышленного объекта или много смертельных исходов;



– значительное последствие – крупный ущерб промышленному объекту или системе, несколько смертельных исходов;

– серьезное последствие – тяжелое ранение, серьезное профессиональное заболевание, серьезный ущерб промышленному объекту или системе;

– незначительное последствие – легкое ранение, профессиональное заболевание легкой формы или незначительное повреждение системы.

С целью устранения возможных в процессе анализа риска элементов субъективизма, способных привести к ошибкам, рекомендуется пересматривать идентифицированные опасности при появлении новых данных.

Анализ последствий преимущественно качественный метод идентификации опасностей, основанный на системном подходе, имеющий характер прогноза и предусматривающий определение воздействия результатов на людей в случаях наступления нежелательных событий. Анализ последствий обычно осуществляют в следующем порядке:

– объект (техническую систему) подразделяют на компоненты;

– для каждого компонента выявляют возможные отказы;

– изучают потенциальные ЧП, которые может вызвать тот или иной отказ на объекте;

– результаты записывают в виде таблицы;

– отказы ранжируют по опасностям и разрабатывают предупредительные меры, включая конструкционные изменения.

7.3. Методы проведения анализа риска

7.3.1. Анализ опасностей и связанных с ними проблем

Основные задачи метода:

– составление полного описания объекта или процесса с учетом предполагаемых состояний;

– систематическая проверка всех частей объекта или процесса с целью обнаружения путей возникновения отклонений от проектного замысла;

– принятие решения о возможности возникновения опасностей (проблем), связанных с появившимися отклонениями.

В результате исследования можно выделить отклонения, для которых необходимы смягчающие меры. Если эти меры неочевидны или дороги, результаты исследования дают возможность идентифицировать события, необходимые для дальнейшего анализа риска.


7.3.2. Анализ видов, последствий и критичности отказов

Изучается каждый основной компонент системы с целью определения путей его перехода в аварийное состояние. Анализ является преимущественно качественным и проводится по принципу «снизу вверх» при условии появления аварийных состояний «одно за раз».

Анализ видов, последствий и критичности отказов существенно более детален, чем анализ с помощью «дерева неисправностей», так как выявляются все возможные виды отказов или аварийные ситуации для каждого элемента системы.

Например, реле может отказать по следующим причинам:

– контакты не разомкнулись или не сомкнулись;

– запаздывание в замыкании или размыкании контактов;

– короткое замыкание контактов на корпус, источник питания, между контактами и в цепях управления;

– дребезг контактов (неустойчивый контакт);

– контактная дуга, генерирование помех;

– разрыв обмотки;

– короткое замыкание обмотки;

– низкое или высокое сопротивление обмотки;

– перегрев обмотки.

Для каждого вида отказа анализируются последствия, намечаются методы устранения или компенсации отказов и составляется перечень необходимых проверок.

Например, для баков, емкостей, трубопроводов этот перечень может быть следующим:

– переменные параметры (расход, количество, температура, давление, насыщение и т. д.);

– системы (нагрева, охлаждения, электропитания, управления и т. д.);

– особые состояния (обслуживание, включение, выключение, замена содержимого и т. д.);

– изменение условий или состояния (слишком большие, слишком малые, гидроудар, осадок, несмешиваемость, вибрация, разрыв, утечка и т. д.).

Используемые при анализе формы документов подобны применяемым при выполнении предварительного анализа опасностей, но в значительной степени детализированы.

Анализ критичности предусматривает классификацию каждого элемента в соответствии со степенью его влияния на выполнение общей задачи системой. Устанавливаются категории критичности для различных видов отказов:

– категория 1 – отказ, приводящий к дополнительному незапланированному обслуживанию;

– категория 2 – отказ, приводящий к задержкам в работе или потере трудоспособности;

– категория 3 – отказ, потенциально приводящий к невыполнению основной задачи;

– категория 4 – отказ, потенциально приводящий к жертвам.


Метод не дает количественной оценки возможных последствий или ущерба, но позволяет ответить на следующие вопросы:

– какой из элементов должен быть подвергнут детальному анализу с целью исключения опасностей, приводящих к возникновению аварий;

– какой элемент требует особого внимания в процессе производства;

– каковы нормативы входного контроля;

– где следует вводить специальные процедуры, правила безопасности и другие защитные мероприятия;

– как наиболее эффективно затратить средства для предотвращения
аварий.

7.3.3. Анализ диаграммы всех возможных
последствий несрабатывания или аварии системы
(«дерево неисправностей»)


Данный метод анализа представляет собой совокупность приемов количественного и качественного характера для распознавания условий и факторов, которые могут привести к нежелательному событию («вершинному событию»). Учтенные условия и факторы выстраивают в графическую цепь. Начиная с вершины, выявляются причины или аварийные состояния следующих, более низких функциональных уровней системы. Анализируются многие факторы, включая взаимодействия людей и физические явления.

Внимание концентрируется на тех воздействиях неисправности или аварии, которые имеют непосредственное отношение к вершине событий. Метод особенно полезен для анализа систем с множеством областей контакта и взаимодействий.

Представление события в виде графической схемы приводит к тому, что можно без особого труда понять поведение системы и поведение включенных в него факторов. В связи с громоздкостью «деревьев» их обработка может потребовать применения компьютерных систем. Из-за громоздкости за­трудняется также проверка «дерева неисправностей».

В первую очередь метод используется при оценке риска для оценки вероятностей или частот неисправностей и аварий. В п 7.4 дано более детальное изложение метода.

7.3.4. Анализ диаграммы возможных последствий события
(«дерево событий»)


«Дерево событий» (ДС) – алгоритм рассмотрения событий, исходящих от основного события (аварийной ситуации). ДС используется для определения и анализа последовательности (вариантов) развития аварии, включающей сложные взаимодействия между техническими системами обеспечения безопасности. Вероятность каждого сценария развития аварийной ситуации рассчитывается путем умножения вероятности основного события на вероятность конечного события. При его построении используется прямая логика. Все значения вероятности безотказной работы