ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 946
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тем не менее, существует множество способов оценки риска, в частности известный метод оценки вероятности возникновения опасных ситуаций [54].
Для оценки риска гибели человека при непрофессиональной деятельности пользуются понятием «приемлемый риск», за наибольшую величину которого принято значение за год.
9.6. Метод полуколичественной оценки риска [50]
Для оценки опасности технологических процессов и операций рекомендуется следующая классификация опасностей:
Таблица 9.6
Классификация условий профессиональной деятельности
Класс | Условия профессиональной деятельности | Риск* | Риск** |
I | Безопасные (оптимальные) | < 0,7 | < 10–4 |
II | Относительно безопасные (допустимые) | 0,7–0,8 | 10–4–10–3 |
III | Опасные | > 0,8 | > 10–3 |
* В соответствии с методом полуколичественной оценки риска.
** В соответствии с методом, основанным на анализе статистических данных.
Математически риск (R) можно выразить формулой
R = Q · p,
где Q – вероятность происшествия; р – тяжесть события.
Тяжесть события (р) определяют, исходя из анализа данных журнала регистрации несчастных случаев и актов формы Н-1.
При полуколичественной оценке рисков также используется таблица, согласно которой достаточно точно можно определить вероятность риска и тяжести последствий (табл. 9.7).
Таблица 9.7
Полуколичественная оценка риска по 9-балльной системе
Вероятность Q | Степень тяжести р |
9 – почти обязательно | 9 – смерть |
8 – очень возможно | 8 – инвалидность 1-й группы |
7 – возможно | 7 – инвалидность 2-й группы |
6 – больше чем случайность | 6 – инвалидность 3-й группы |
5 – случайность | 5 – потеря работоспособности более чем на 4 недели |
4 – меньше чем случайность | 4 – потеря работоспособности менее чем на 4 недели |
3 – маловероятно | 3 – потеря работоспособности до 4 дней |
2 – очень маловероятно | 2 – небольшие ранения |
1 – практически невозможно | 1 – ранений нет |
Максимальное количество баллов, которое можно получить при расчете риска по этому методу, – 81, поэтому полученные значения переводят в проценты, исходя из пропорции 81 балл = 100 %.
10. Прогнозирование аварий и катастроф
10.1. Номенклатура аварий и катастроф
Понятие опасности дано в главе 7. Учитывая содержание главы 7, можно определить опасность несколько иначе.
Опасность – возможность нанесения вреда, имущественного, физического или морального ущерба личности, обществу, государству. Следует отметить, что опасность трансформируется в угрозу только в том случае, когда она может причинить ущерб конкретному объекту (субъекту).
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ГОСТ Р 22.0.02–94 с изменениями).
Чрезвычайные ситуации различаются по характеру источника – природные, техногенные, биолого-социальные и военные, а также по масштабам – локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление или процесс (ГОСТ Р 22.0.03–95). Это могут быть опасные геологические (землетрясения, вулканические извержения, горные удары, оползни, обвалы, сели, лавины), гидрологические (наводнения), метеорологические (сильные снегопады, ливни, град, ураганы, бури и смерчи) явления и процессы, а также природные пожары.
Источником техногенной чрезвычайной ситуации является опасное
техногенное происшествие – авария на промышленном объекте или транс-порте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии
(ГОСТ Р 22.0.05–94).
Источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений (ГОСТ Р 22.0.04-95).
При классификации по масштабу (Положение о классификации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г.
№ 1094) (табл. 10.1) – к локальной относится такая чрезвычайная ситуация,
в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
А
Крупная авария, как правило с человеческими жертвами, является катастрофой (ГОСТ 22.0.05–94).
Приведенная далее классификация ЧС (табл. 10.1) позволяет разделить аварии и катастрофы по масштабам.
Таблица 10.1
Классификация ЧС
Параметр | Класс ЧС | |||||
Локальная | Местная | Террито-риальная | Региональная | Федераль- ная | Трансгра- ничная | |
Количество пострадавших, чел. | Не более 10 | Свыше 10, но не более 50 | Свыше 50, но не более 500 | Свыше 50, но не более 500 | Свыше 500 | ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ |
Кол-во людей с нарушением условий жизнедеятельности | Не более 100 | Свыше 100, но не более 300 | Свыше 300, но не более 500 | Свыше 500, но не более 1000 | Свыше 1000 | |
Ущерб, МРОТ* тыс. | Не более 1 | Свыше 1, но не более 5 | Свыше 5, но не более 500 | Свыше 500, но не более 5000 | Свыше 5000 | |
Размер зоны | Объект | Насел. пункт, город, район | Субъект РФ | 2 субъекта РФ | Более 2 субъектов РФ |
* Минимальный размер оплаты труда.
Соответственно с ростом масштаба чрезвычайной ситуации увеличиваются показатели по числу пострадавших, объему материального ущерба и масштабу последствий.
Наиболее масштабной чрезвычайной ситуацией является трансграничная, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.
Все технические системы потенциально опасны, так как в них происходят процессы (явления) и содержатся объекты, способные в определенных условиях нанести ущерб (вред) здоровью человека и даже лишить его жизни. Данные процессы и объекты, действующие на организм человека непосредственно или косвенно, принято называть опасными и вредными факторами. Эти факторы действуют во внешне определенной области пространства, которую называют опасной зоной.
Пребывание человека в опасной зоне и нарушение им правил безопасности может привести к несчастным случаям, т. е. травмам, авариям, катастрофам. Опасность может быть оценена количественно, например величиной
риска.
Понятие риска введено в главе 7. Величина риска и обратная величина – уровень безопасности – зависят от конкретных условий и обстоятельств, в которых протекает жизнь и деятельность человека, а также от его психофизиологических свойств, определяющих его поведение в опасной зоне. Риск в производственной среде определяется, прежде всего, техническими факторами: устойчивостью работы машин, оборудования, инструментов, приспособлений, а также методами технологии и организации производства, условиями микроклимата на рабочем месте. Именно эти факторы при неблагоприятном стечении обстоятельств становятся для работников вредными и опасными, приводящими к травмам, заболеваниям, летальному исходу.
10.2. Статистика аварий и катастроф
Статистика [лат. status – состояние] – 1) наука, обрабатывающая и изучающая количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения; 2) количественный учет массовых явлений [58].
Статистика как процесс ведения количественного учета массовых явлений является содержанием и результатом действия системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Согласно [15], мониторинг окружающей
среды определяется как «система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения».
На федеральном уровне система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций введена распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86–рп.
В 2000 г. специалистами МЧС России разработаны «Методические рекомендации по созданию региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Издан приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.11.2001 г. № 483 «Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В 2007 г. в Омской области разработано «Положение о территориальной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Омской области».
Главными целями мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС являются:
– контроль состояния природных и техногенных источников ЧС;
– заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.
Основными задачами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС являются:
– сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС;
– лабораторный контроль состояния окружающей среды;
– прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС;
– прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
– прогнозирование видов и параметров последствий ЧС;
– расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.
Публикуются статистические данные об авариях и катастрофах федерального значения в государcтвенных докладах МЧС России о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [20], [21] и др., где приводятся данные о чрезвычайных ситуациях предыдущего периода, об оценке опасности чрезвычайных ситуаций, о мероприятиях по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, о мероприятиях по снижению потерь населения и размеров ущерба экономике в чрезвычайных ситуациях, о совершенствовании приоритетных направлений деятельности РСЧС и т. д.