ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 950
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статистические данные (табл. 10.2), свидетельствуют, что с человеческим фактором связано, в зависимости от обстоятельств, от 20 до 80 % разного рода нарушений в современном производстве и на транспорте.
Таблица 10.2
Ошибки в системе проектирования, связанные с действиями людей
на этапах проектирования, создания и эксплуатации технических средств
Тип системы | Тип ошибки | Частота ошибок, % |
Водный транспорт | Столкновения, затопления | 63,6 |
Военно-воздушные силы | Отказы в системах управления | 11,7–14,1 |
Воздушный транспорт | Летные происшествия | 12–60 |
Другие сферы производства | Ошибки конструирования | 2–43 |
Оборонная техника | Отказы систем управления | 40 |
Ракетная техника | Неисправности оборудования, аварии | 20–65 |
Ракетные двигатели | Неисправности | 35 |
Реактивный воздушный транспорт | Неисправности оборудования | 26–50 |
Электроника | Неправильное выполнение задания | 23–45 |
Ядерное оружие | Дефекты производства | 82 |
Анализ чрезвычайных ситуаций (ЧС) показывает, что роль человеческого фактора при возникновении аварий и катастроф значительна на всех стадиях жизненного цикла потенциально опасных объектов техногенной сферы – при проектировании, изготовлении и эксплуатации.
Ошибка – это неудача человека при выполнении предписанного действия (деятельности) в соответствующих пределах точности, последовательности и времени, которая может привести к повреждению оборудования или срыву выполнения задания. Типичные ошибки представляют собой:
– невыполнение определённого действия – ошибка «пропуска»;
– неправильное выполнение действия – ошибка «выполнения»;
– несвоевременное выполнение действия или нарушение последовательности – ошибка «последовательности» и «несвоевременности».
Все классификации ошибок могут быть разделены: а) на поведенческие, где ошибки рассматриваются вне зависимости от контекста профессиональной задачи; б) производственные, ориентированные на задачу, выполняемую человеком; в) комплексные, касающиеся системы «человек – машина» (СЧМ)
в целом.
Причины ошибок в процессе деятельности могут быть разделены на три основные группы. К первой группе относят особенности выполняемой задачи, различные аспекты перерабатываемой человеком информации (объем, модальность, степень неопределенности и пр.). Эти причины объективны, обусловлены спецификой задачи и редко подлежат изменению.
Во вторую группу включены особенности работающего, его функциональное состояние (степень активации центральной нервной системы, утомление), психологические характеристики, например мотивация, сопротивление стрессу и т. д. Эти причины обусловлены как спецификой задачи, так и индивидуально-психологическими особенностями личности работающего.
В третью группу причин ошибочных действий работающего в СЧМ объединяют неблагоприятные условия внешней среды (шум, вибрация, освещенность, температура и другие показатели микроклимата, режим труда и пр.).
Утомление – одна из наиболее распространённых причин ошибочных действий человека в производственной деятельности. Определяющим признаком развивающегося утомления является временное снижение работоспособности, которое компенсируется во время отдыха или во время сна.
Ощущая усталость, человек снижает темп работы, у него развиваются отрицательные реакции, ослабевают внимание, память и самоконтроль, усиливается внушаемость, нарушается интеллектуальная деятельность. Усталость – один из самых ранних признаков наступающего утомления.
В реальных производственных условиях часто встречаемся с таким явлением, как десинхроз (болезненное состояние, обусловленное резким рассогласованием жизненных функций организма). Обязательный признак этого состояния – уменьшение работоспособности, проявляющееся в снижении производительности труда, ошибочных действиях, сбоях и срывах. В ночные смены резко возрастает число случаев производственного травматизма. Переход рабочих с дневных смен на ночные приводит к существенному увеличению профессиональной заболеваемости.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. В содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, обусловленное структурой личности.
Влияние личностных качеств на возникновение ошибок неоднозначно. Склонность к повышенной реактивности является характерной особенностью у людей типа А (экстраверты). Они отличаются чрезмерной напористостью в общении, раздражительностью, тенденцией к выполнению нескольких заданий одновременно и к планированию несоизмеримого с возможностями человека объема работ. Люди типа В (интроверты) уравновешенны, стремятся не вступать в противоречия с окружающими, осторожны в выборе рабочих нагрузок, менее энергичны и целеустремленны.
Роль личностного фактора в условиях современного производства может быть положительной при правильном учете особенностей данной профессиональной среды. Индивидуальные психологические особенности личности определяют тип, но не число совершаемых рабочими ошибок.
Влияние опыта и возраста работающих на качество деятельности неоднозначно. Отличительной чертой опытных рабочих является наличие стереотипов поведения. При смене условий работы сформированные стратегии становятся существенным тормозом на пути овладения навыками. В этом случае преимущество у молодых. Возраст снижает психомоторные и когнитивные возможности человека. Однако, если деятельность не сопряжена с частой сменой условий труда, эффективность и безопасность работы пожилых не ниже, чем у молодых. Это объясняется выработкой стратегий, качественной подготовкой к деятельности, экономичностью движений.
С учетом практических потребностей предприятия еще в процессе проектирования закладывается «правомерный» риск при выполнении технологического процесса, при этом предусматривается строгое соответствие операции руководящим документам, правилам и инструкциям по безопасности.
«Правомерный» риск обусловлен тем, что во многих случаях определенная цель производства не может быть достигнута обычными действиями. В силу объективных и субъективных условий производства, психологических особенностей работающих нарушаются нормативные требования, технология, что в общем виде определяется термином «неправомерный» риск.
В структуре неправильных поступков выделяются две основные группы: рискованные действия в нормативных и критических ситуациях. Ненормативная ситуация вызывает чрезмерное психологическое напряжение человека, заставляет его действовать быстро. В результате таких действий может произойти отказ оборудования или устройства.
Контрольные вопросы
-
Классификация ошибок в процессе деятельности. -
Причины ошибок. -
Роль мотивации в деятельности работающего. -
Как влияют личностные качества на возникновение ошибок? -
Объясните смысл термина «правомерный» риск. -
Объясните смысл термина «неправомерный» риск.
10.5. Факторы производственной среды и их влияние
на надежность системы «человек – машина»
На здоровье человека, его жизнеспособность и жизнедеятельность большое влияние оказывают опасные и вредные факторы. Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также смерти.
Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Материальные носители вредных и опасных факторов – это объекты, которые формируют трудовой процесс и которые входят в него, а именно: факторы окружающей среды; предметы работы; средства работы (машины, станки, инструменты, сооружения, помещения, земля, пути, каналы и т. п.); продукты работы; технологии, операции, действия; природно-климатическая среда (гроза, наводнение, атмосферные осадки, солнечная активность, физические параметры атмосферы и т. д.); флора, фауна, люди.
Из воздействующих на человека факторов ведущими считаются следующие: несоответствие между рабочим пространством и работающим; неудовлетворительные условия внешней среды, недостаточная освещённость рабочего места, высокая температура окружающей среды, высокий уровень шума и т. д.
К настоящему времени установлены вредные для здоровья человека уровни освещенности, шума, вибрации, запыленности и т. д., но исследования далеки от завершения, недостаточно изучено влияние условий внешней среды непосредственно на эффективность деятельности.
В последние годы при проектировании (конструировании), изготовлении (строительстве) и эксплуатации технических систем в различных сферах деятельности чрезвычайно широко применяются персональные компьютеры и всевозможные компьютерные программы.
Работа программистов, операторов и других пользователей компьютеров связана с дополнительными вредными и опасными факторами. Отрицательное воздействие компьютера на человека является комплексным: утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения; к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах приводит неподвижная, напряженная поза оператора, в течение длительного времени наблюдающего за экраном монитора; реальную угрозу представляет электромагнитное поле, которое создается при включении компьютера. Это поле может вызывать радиопомехи, т. е. мешать работе радио- и телеаппаратуры, что приводит к снижению надежности технической системы или системы управления, к увеличению риска возникновения аварийной ситуации в производственной среде. В целях обеспечения безопасности работы с компьютером разработаны и должны повсеместно применяться стандарты на мониторы, требования к помещениям для эксплуатации компьютеров и к организации и оборудованию рабочих мест.