Файл: 1. Модуляция определение виды модуляции охарактеризуйте каждый спектры сигнала при амплитудной и частотной модуляции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Модуляция: определение; виды модуляции; охарактеризуйте каждый; спектры сигнала при амплитудной и частотной модуляции.

Модуляция-процесс изменения одного или нескольких параметров высокочастотного модулируемого колебания по закону информационного низкочастотного сообщения (сигнала).

Виды: амплитудная, частотная, фазовая

При амплитудной модуляции, огибающая амплитуд несущего колебания изменяется по закону, совпадающему с законом передаваемого сообщения. Частота и фаза несущего колебания при этом не меняется.

При частотной модуляции (ЧМ), частота несущей изменяется по закону модулирующего низкочастотного сигнала. Амплитуда при этом остается постоянной.

В процессе фазовой модуляции модулирующий сигнал использует фазу опорного сигнала. При данном типе модулирования получаемый сигнал имеет достаточно широкий спектр, потому что фаза оборачивается на 180 градусов. Фазовая модуляция активно используется для формирования помехозащищенной связи в микроволновом диапазоне.

2. Классификация РТС. Перечислите средства наблюдения. Перечислите средства навигации и посадки.

Все РТС можно классифицировать по следующим признакам:

-по назначению:

1) Средства наблюдения; 

2) Средства навигации и посадки;

3) Авиационной электросвязи;

4) СА (КСА);

5) Электроснабжения (энергообеспечения),

-по виду информативного параметра радиосигнала:

1) амплитудные;

2) фазовые;

3) частотные;

4) временные,

-по виду определяемого навигационного параметра:

1) угломерные;

2) дальномерные;

3) разностно-дальномерные (гиперболические);

4) измерители линейных и угловых скоростей;

5) комбинированные (угломерно-дальномерные),

по дальности действия:

1) РТС ближней навигации (РСБН с дальностью действия <350…400 км);

2) РТС дальней навигации (РСДН с дальностью действия <2500…3000км);

3) глобальные навигационные системы (ГНСС, GNSS)

4) ОРЛ-А

5) ОРЛ-Т

-по степени автономности:

1) автономные (радионавигационные устройства);

2) неавтономные (радионавигационные системы).

К средствам наблюдения относятся:

 обзорный радиолокатор трассовый (далее - ОРЛ-Т);

обзорный радиолокатор аэродромный (далее - ОРЛ-А);

вторичный радиолокатор (далее - ВРЛ);


посадочный радиолокатор (далее - ПРЛ);

радиолокационная станция обзора летного поля (далее - РЛС ОЛП);

наземная станция аэродромной многопозиционной системы наблюдения (далее - МПСН-А);

наземная станция широкозонной многопозиционной системы наблюдения (далее - МПСН-Ш);

наземная станция контрактного автоматического зависимого наблюдения (далее - АЗН-К);

наземная станция радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (далее - АЗН-В);

автоматический радиопеленгатор (далее - АРП);

оборудование видеонаблюдения.
К средствам радионавигации и посадки относятся:

 

всенаправленный ОВЧ радиомаяк азимутальный (далее - РМА);

всенаправленный ультравысокочастотный (далее - УВЧ) радиомаяк дальномерный (далее - РМД);

радиотехническая система ближней навигации (далее - РСБН);

отдельная приводная радиостанция (далее - ОПРС);

маркерный радиомаяк (далее - МРМ);

оборудование системы посадки (далее - ОСП);

радиомаячная система инструментального захода воздушного судна на посадку (далее - РМС);

глобальная навигационная спутниковая система (далее - GNSS).

3. Всенаправленный радиомаяк VOR: назначение; размещение; принцип действия. Назовите виды VOR. Какое бортовое оборудование используется? Обозначение на картах.

Назначение: определение положения ВС, привод ВС на аэродром и самолетовождение по ВТ, обеспечение полета ВС на радиомаяк и от радиомаяка.

Размещение: устанавливается на аэродромах и в определенных точках воздушных трасс

Виды VOR: VOR (азимутальный радиомаяк), DVOR (доплеровский), VOR/DME, VORTAC (система VOR совмещенная с системой TACAN)

Использование бортового оборудования: путем измерения разности фаз опорного и переменного сигналов определяет пеленг ВС относительно магнитного меридиана, проходящего через радиомаяк. с помощью VOR измеряется магнитный пеленг ВС относительно меридиана радиомаяка

Принцип действия: Радиомаячная угломерная система VOR включает в себя наземное оборудование – радиомаяк VOR, и бортовое оборудование, принимающее сигналы этого радиомаяка. На одной несущей частоте радиомаяк излучает два вида сигналов: опорный и переменный . Опорный сигнал промодулирован частотой 30 Гц (круговая ДНА, т.е излучается во все стороны одинаково). Переменный имеет ДНА в форме «восьмерки», которая вращается вокруг вертикальной оси (неподвижной антенны). По сдвигу фаз опорного и переменного сигнала определяется азимут



4. Дальномерные радионавигационные системы. Назначение ДМЕ, принцип действия; сколько ВС одновременно может обслужить DME?

DME предназначен для формирования в пространстве по запросу бортового оборудования навигационных сигналов, содержащих информацию об удалении любой точки зоны действия радиомаяка от места его установки, и сигналов опознавания радиомаяка.

Принцип работы- Самолетный дальномер на борту излучает электромагнитные импульсы (радиоволны) по всем направлениям. Наземный радиомаяк принимает их и через фиксированное время задержки (50 микросекунд) излучает ответный сигнал, который принимается на борту..

Маяк DME одновременно может обслужить до 100 ВС

5. Состав и размещение РСБН. Какие навигационные параметры измеряет РСБН? Как работает азимутальный канал? Какие задачи самолетовождения решает РСБН?

РСБН состоит из:

наземные азимутально-дальномерные РМ

бортовая аппаратура

Размещение РСБН:

Наземный радиомаяк РСБН может устанавливаться как в районе аэродрома, так и на трасах полетов. В районе аэродрома РМ устанавливается на расстоянии 300…600 м от оси ВПП на удалении от центра до 1200 м.

Навигационные параметры:

Измеряемыми навигационными параметрами являются наклонная дальность от самолета до радиомаяка и пеленг самолета от меридиана радиомаяка (азимут).

Азимутальный канал?

Радиотехническая система РСБН позволяет в зоне действия решать следующие задачи самолетовождения:

1. Автоматическое и непрерывное измерение и индикация азимута и дальности летательного аппарата относительно наземного радиомаяка системы РСБН.

2. Выполнения полета по заданному маршруту.

3. Вывод самолета в любую заданную точку независимо от условий видимости с указанием момента подхода к точке и момента ее пролета.

4. Осуществление контролируемого пробивания облачности и заход на посадку. В связи с этим самолетная аппаратура имеет отдельный режим работы для пробивания облачности и отдельный режим для осуществления захода на посадку. Режим «Пробивание облачности» в ГА временно, до установки специальных курсовых и глиссадных радиомаяков, не задействован.

6. Наблюдение с земли по индикатору кругового обзора (ИКО) за самолетами, определение их координат и опознавание самолетов, если они оборудованы самолетной аппаратурой системы опознавания.

6. Что такое пассивная, активная и полуактивная радиолокация? Определение дальности радиолокаторами при непрерывном и импульсном излучении. В чем заключается эффект Доплера?


Пассивная излучение электромагнитых волн наблюдаемыми объектами, это может быть тепловое излучение, свойственное всем объектам, активное излучение, создаваемое техническими средствами объекта, или побочное излучение, создаваемое любыми объектами с работающими электрическими устройствами, а также теплопеленгация и грозопелонгация;

При активной радиолокации радар излучает свой собственный зондирующий сигнал и принимает его, отражённым от цели. В зависимости от параметров принятого сигнала определяются характеристики цели. ( Активная радиолокация бывает двух видов: С активным ответом или вторичная радиолокация — на объекте предполагается наличие радиопередатчика (ответчика), который излучает радиоволны в ответ на принятый сигнал. Активный ответ применяется для опознавания объектов (свой-чужой), дистанционного управления, а также для получения от них дополнительной информации (например, количество топлива, тип объекта и т. д.); С пассивным ответом (первичная радиолокация) — запросный сигнал отражается от объекта и воспринимается в пункте приёма как ответный.)

Полуактивная радиолокация предполагает расположение облучающей станции отдельно (на земле или другом носителе); приемник, установленный, например, в головке самонаведения ракеты, принимает отраженные сигналы, содержащие информацию о координатах цели и выдает управляющие команды.

Существует методизмерения дальности при непрерывном излучении, то есть, предполагающий излучение радиоволн с изменяющейся частотой. В какой-то момент времени излучаемая радиоволна имеет частоту fo. Сигнал отражается от объекта и поступает на приемную антенну и далее в балансный смеситель. Сюда же поступает часть мощности излучаемого в данный момент времени сигнала от генератора. При этом частота колебаний стала уже другой (за время прохождения до цели и обратно). В результате на выходе будет балансного смесителя будет напряжение пропорциональное дальности. Этот метод легко реализуется, если отражающий объект только один.

Измерение дальности в импульсной радиолокации. При использовании импульсного метода передатчик излучает очень короткие высокочастотные импульсы через длительные промежутки между ними. Импульсный метод позволяет легко измерить дальность до цели по задержке отраженного импульса, и не только до одной цели, а для всех, попадающих в зону действия луча. Это значит, что импульсный метод обладает разрешением по дальности.


Эффект Доплера- Частота и длина волны излучения, воспринимаемого наблюдателем, изменяется вследствие движения источника излучения

7. Назначение ответчиков УВД? Какие стандарты используются при УВД в системе вторичной локации? Какой стандарт основной? Какие режимы обеспечивает стандарт RBS? Что такое сквок? Какая информация передается в режиме S? Назовите специальные коды, используемые режимом RBS. Кто назначает сквок?

Ответчики управления воздушным движением предназначены для автоматической передачи авиадиспетчеру информации, необходимой для управления движением летательного аппарата.

В система вторичной радиолокации действуют два стандарта: стандарт «УВД» (управление воздушным движением и международный стандарт ИКАО – «RBS» (Radar Beacon System), отличающиеся параметрами сигналов запроса и ответа и составом информации.

Основным является режим «RBS».

Squawk- оперативно устанавливаемое экипажем ВС по указанию диспетчера ОВД, в котором цифры находятся в диапазоне 0 – 7

7700-Авария или другая нештатная ситуация на борту

7600-Потеря связи

7500-Захват самолета

При вылете ВС squawk предварительно выдается диспетчером Delivery

Информация в режиме S:

бортовой номер;

позывной;

заводской номер ответчика;

высоту полёта ВС;

скорость;

GPS координаты.

8.Кодирование сигналов. Структура запросных сигналов в режиме УВД и RBS? Частота запросных и ответных сигналов в RBS? Какая ответная информация запрашивается по каналу запроса в режиме RBS и УВД? Назначение импульса Р3? Что такое метод с активной паузой и с пассивной?

По стандарту «УВД» (российский) ВРЛ формируются импульсы запроса и бортовым ответчиком – ответы, содержащие бортовой № ВС, высота полета (барометрическая), запас топлива, вектор путевой скорости, координаты ВС. Ответ – 740 МГц, запрос – 837,5 МГц

Стандарт «RBS» (международный) запрос на частоте 1030 МГц, прием ответных сигналов от бортовых приемоответчиков - 1090 МГц и предусматривает 4 режима: A (сквок, координаты ВС, оповещение дисп. службы), C (тоже, что и А + барометрическая высота), S (более совершенный, запросы отдельному приемоответчику; бортовой №, позывной, заводской № ответчика, высота полета, скорость, GPS координаты), комбинированный.

Запросные коды