Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глобализация несет в себе немало и негативных последствий, среди которых увеличение разрыва в уровне жизни между «золотым миллиардом» и остальным миром. Более того, увеличение разрыва в уровне развития между различными слоями населения и регионами присуще и многим странам, в том числе наиболее развитым. В силу этого процесс глобализации встречает сопротивление не только в тех странах, которые стоят на обочине этого процесса, но и внутри наиболее развитых стран, являющихся «локомотивами» глобализации.

Глобализация очевидным образом проявляет себя в политической области. Глобальный характер приобрело распространение либераль­ных и демократических политических ценностей и инструментов. Глобализация выдвинула на авансцену мировой политической жизни таких нетрадиционных уча­стников (акторов) как ТНК, международные неправительствен­ные организации, различного рода альтернативные движения (экологические, феминистские), СМИ, межгосударственные организации и т.п.

Политическая глобализация проявляется в институционализации международных политических структур. Так, например, европейская система формировалась как межгосударственная система – система попеременно конфликтующих и объединяющихся государств и империй. Более ранние мировые системы, в которых объединение достигалось главным образом с помощью насильственной силы, были подвержены колебаниям между многоцентровыми межгосударственными системами и мировыми империями, в которых одно доминирующее государство завоевывало все остальные государства региона. Современная мировая система осталась по сути многоцентровой, причиной чему явился переход к форме объединения, основанной на производстве и продаже товаров с целью получения прибыли, т. е. переход к капитализму. Государства, претендующие на роль гегемонов, предпочли последовать стратегии контроля над торговлей и над доступом к ресурсам, импортируемым с периферии, вместо того, чтобы завоевывать другие государства и получать от них подати.


  1. Теория социального действия М. Вебера.

Макс Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др. Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия.


Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем. Идеальные типы служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей.

Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения. Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения.

Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия. Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии.

Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия. В рамках своей теории Вебер выделил четыре типа действий: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное

(рис. 4).



Рис. 4. Типология социального действия

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесение к ценностям. Отнесение к ценностям – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления.



Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления. Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с «пониманием» социального действия, построением «идеальных типов», сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в.

  1. Социологическая теория Г.Спенсера.

В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер (1820–1903), философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию.

Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет следующие их общие черты:

 все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

 они имеют свою внутреннюю структуру;

 эта структура усложняется по мере роста;

 усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

 это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов:

1) в нем индивид меньше зависит от социального целого;

2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика – меняется социальная структура общества, поскольку в ней возникают новые классы, например предприниматели и наемные рабочие.

Считается, что Спенсер первым в социологии применил понятия «структуры» и «функции». Основной закон социального развития у Спенсера – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться – такая позиция получила название «социальный дарвинизм».


Спенсер был противником революции, называл ее болезнью организма. Общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, т.е. чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей. К объединению стремятся регионы одной страны, разные страны, нации, народы. Сегодня мы называем такой процесс глобализацией. Но во времена Спенсера этого понятия не существовало, а потому он писал о социальной интеграции.

По степени строгости социального контроля и централизации управления он выделял два типа общества:

 примитивный, или военный, хищнический тип общества. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер;

 высший, или индустриальный, – принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др.

Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли

  1. Социальные общности: виды, свойства, характеристики.

Вся жизнь и деятельность человека от появления на свет до ухода из жизни – это история его взаимоотношений с людьми, возникающих как в ходе непосредственных контактов, так и в виде опосредованных взаимодействий в социальной структуре общества. В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и многообразные социальные общности и группы.


Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, а также некоторой общностью социальных норм, ценностей и интересов. Общности не создаются сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Необходимо подчеркнуть следующие моменты:

1. Социальные общности не являются умозрительными абстракциями. Их существование можно зафиксировать и проверить.

2. Социальные общности не есть простая сумма индивидов или групп, а целостность с вытекающими отсюда характеристиками целостных систем.

3. Социальные общности являются субъектами социального взаимодействия, а значит, сами являются источником своего развития.

В социологии различают реальные и номинальные общности. Номинальные социальные общности – это условные, специально образованные объединения людей для статистического учета (социальные категории). Люди в таких общностях не взаимодействуют и могут не знать друг друга. Реальные социальные общности делятся на массовые и групповые.

Рассмотрим более подробно массовые социальные общности, которые иногда называют квазигруппами. Массовые общности бывают трех видов:

1) аудитория,

2) толпа,

3) социальные круги.

Несмотря на это, все массовые общности обладают некоторыми сходными чертами:

1) спонтанность образования;

2) неустойчивость взаимодействия;

3) отсутствие разнообразия во взаимодействии;

4) кратковременность совместных действий.

Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим ее до этой общности. Взаимодействие может быть непосредственным (лекция), или опосредованным (газета, телевидение). Характерная черта аудитории – слабая обратная связь с коммуникатором, односторонность взаимодействия.

Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Хотя толпы весьма сильно отличаются друг от друга, тем не менее имеются некоторые сходные характеристики поведения людей в подобных массовых общностях:

1) анонимность (человек перестает воспринимать себя как отдельного индивида);

2) внушаемость;

3) спонтанность (поведение в толпе зависит исключительно от эмоций);