Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако ресоциализация может быть интенсивной. Иногда человек попадает в такие экстремальные ситуации, что десоциализация заходит так далеко и превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной, неспособной восстановить все богатство утраченных норм и ценностей

Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь

  1. Социальный контроль в обществе. Социальные нормы и санкции.

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Другими словами – это самые различные средства, которые общество применяет для обуздания своих непокорных членов.

Основная задача социального контроля – создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внешний контроль угрожает индивиду наказаниями в его социальной жизни. Такие наказания могут простираться от крайних случаев угрозы смерти, через более мягкие наказания, такие как экономические санкции, до утонченных форм социального неодобрения – сплетен или остракизма. Такой контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. В этом случае угроза индивиду поступает не извне, а изнутри его собственного сознания. Внутренний контроль, конечно, зависит от успешной социализации. Если последняя прошла подобающим образом, то на индивида, – когда он совершил нарушение правил общества, – будут наложены санкции со стороны его собственного сознания, которое, в сущности, есть не что иное, как интернализация социального контроля. Фактором внутреннего контроля выступает совесть.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:


1) регулируют общий ход социализации;

2) интегрируют личность в социальное окружение;

3) служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

4) контролируют отклоняющееся поведение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Социальные нормы применительно к индивиду становятся мерой его поведения, а применительно к обществу – масштабом оценки этого поведения.

Почему люди соблюдают нормы? Потому, что нормы – это стражники ценностей. Ведь даже самые простые нормы олицетворяют то, что ценится в обществе. А в обществе ценится то, что способствует его процветанию. То есть ценности – это идеал, к которому стремится общество. То, что ценится в обществе – должно быть защищено вдвойне – не только с помощью норм, но и с помощью санкций.

Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Виды социальных санкций представлены на рис. 15.



Рис. 15. Виды социальных санкций

Применение санкций в одном случае требует присутствия посторонних лиц, в другом – не требует. Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Если у какой-либо нормы отсутствует санкция – норма перестает регулировать социальное поведение. Однако не стоит забывать о том, что социальный контроль проявляется через групповое давление – на индивида оказывает давление ценностно-нормативный механизм групп, в которые он включен

  1. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона: сходство и различие.

Теория аномии Э. Дюркгейма

В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается анемическим состоянием общества, т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей.

В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.

В своих исследованиях Э. Дюркгейм высказал поразительную идею: в девиантности нет ничего аномального. По сути, она выполняет несколько важных функций:

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей социальным нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы.



Во-вторых, это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе.

В-третьих, девиации способствуют усилению сплоченности группы, осуждающей подобные поступки.

Теория аномии Р. Мертона

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. Особенно благоприятны для отклонений условия аномии.

С точки зрения Р. Мертона, аномия – напряженность, возникающая в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Согласно этой теории, общество само провоцирует появление девиаций, так как, предлагая индивидам, общезначимые символы жизненного успеха, ограничивает при этом доступ к успеху для многих своих членов. Мертон выделяет пять возможных реакций на напряжение, возникающее в связи с несоответствием между социально одобряемыми ценностями и ограниченностью средств их достижения.

1. «Конформисты» придерживаются общепринятых ценностей и установленных средств их реализации, при этом не имеет значения, добились они успеха или нет. В эту категорию попадает большинство населения.

2. «Инноваторы» – те, кто продолжает придерживаться социально принятых ценностей, но используют околозаконные или незаконные средства для их достижения. Данный тип реакции характерен для преступников, достигших благосостояния с помощью противозаконных действий.

3. «Ритуалисты» – те, кто продолжает следовать принятым стандартам, хотя ощущение смысла ценностей, направлявших их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели, как бы помимо воли. Ритуалисты, например, люди, посвятившие себя утомительной и неинтересной работе, без перспектив и с незначительным вознаграждением.

4. «Ретриатисты» – те, кто отвергает мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения; например, сектанты, изолирующие себя от общества.

5. «Бунтари» отвергают существующие ценности и нормативные средства, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему. К этой категории относятся члены радикальных политических группировок.

  1. Природа, понятие и причины социальных конфликтов. Динамика социального конфликта, Этапы, механизм протекания, субъекты, регулирование.

Общественный конфликт порождается социальными противоречиями, которые пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, социальную, политическую и др.


Социальный конфликт – это высший этап развития противоречий между людьми или социальными группами, который обусловлен несовпадением интересов, мнений и целей.

Социальный конфликт характеризуется тем, что из-за нарастающего противостояния участников может принимать форму агрессии и сопровождаться насильственными действиями.

Социальному конфликту всегда предшествует спорная ситуация. Конфликт начинается в тот момент, когда одна из сторон своими действиями в пределах ситуации наносит ущерб (моральный, физический) другой стороне, тем самым вызвав у оппонента ответную реакцию.

Самые распространенные причины конфликтов:

  • Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.

  • Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.

  • Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание).

Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы.

Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.

Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.

Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).

Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.  

Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).


Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

К субъектам социального конфликта Р.Дарендорф относит:

  • первичные группы - непосредственные участники конфликта

  • вторичные группы - те, кто стремится быть не замешанными в конфликте, но вносит вклад в его разжигание

  • третьи группы - силы заинтересованные в разрешении конфликта

  1. Типология конфликтов. Причины конфликтов в производственных коллективах. Социальная напряженность. Функции производственного конфликта.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Причиной такого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов: