Файл: Определение и оценка жилищных субсидий в праве социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 654

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.

Для населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для безработных граждан, граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, государством может быть предоставлена безвозмездная поддержка в виде субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, что в настоящее время является одной из важных мер социальной помощи населения.

Одним из способов достижения указанной цели является помощь государства определенным категориям граждан.

«К концу первого полугодия 2022 население задолжало управляющим организациям 315 млрд рублей, это на 1% меньше, чем было в июле 2021 года. Однако задолженность граждан, имеющих прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, выросла за год с 420 до 452 млрд рублей (такое перетекание долгов, по-видимому, связано с увеличением числа жителей, переходящих на прямые договоры).

В целом сумма долга населения увеличилась с 738 до 767 млрд рублей»5.

Правовой коллизией является то, что получение субсидии на оплату услуг ЖКХ невозможно при наличии задолженности по данному виду услуг.

Между тем, в отдельных случаях, таких как предоставление жилищных сертификатов (субсидий) военнослужащим, лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, закрепленный законодателем механизм предоставления субсидии на приобретение жилья направлен на поддержание интереса граждан к осуществлению социально полезной деятельности в определенных сферах деятельности, сопряженных с неблагоприятными (нестандартными) условиями труда (прохождения службы) или неблагоприятными климатическими условиями, территориальной отдаленностью местности. То есть такие субсидии изначально выступают своего рода стимулом при выборе гражданами того или иного рода общественно полезной деятельности.

С января 2022 года изменился порядок оформления субсидий. При их назначении учитывается, есть ли у жителя задолженность за ЖКУ. Если раньше гражданин сам подтверждал отсутствие задолженности, то с Нового года орган соцзащиты будет получать из ГИС ЖКХ информацию о том, что у заявителя нет просуженной и непогашенной задолженности.

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает выполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 г. № Пр-3081 «Обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами».


Единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.



  1. ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ




    1. Субсидия на услуги жилищно - коммунального хозяйства


Основным видом субсидии является субсидия на оплату услуг ЖКХ.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при условии:

- если расходы превышают максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи.

Расчеты производятся и устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Например, право предоставления и расчет размера субсидии в красноярском крае можно рассчитать на сайте Министерства социальной политики Красноярского края.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

При этом стоит уточнить, субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и при расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.



Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Для назначения субсидии в Красноярском крае необходимо обращаться:

- на Портал государственных услуг Красноярского края;

- в Многофункциональные центры предоставления государственных услуг по месту жительства;

- в Управление социальной защиты населения.

Все расчеты, на основании которых производится назначение субсидии, устанавливаются региональным законодательством. Для Красноярского края:

Определение размера субсидий с учетом доходов производится в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг

Дополнительно субсидируются:

Для семей - 10 кв.м. сверх социальной нормы жилья

Для одиноко проживающих неработающих пенсионеров и инвалидов 1 и 2 групп - в городах края - 20 кв.м. сверх социальной нормы площади жилья

В сельской местности - общая площадь жилья

Размер социальной нормы площади жилья, происходящего на одного человека:

В городах и поселках сельской местности 22 кв.м. общей площади жилого помещения

В районах крайнего севера и приравненных к ним местностях 25 кв.м. общей площади жилого помещения

Для одиноко проживающих граждан 33 кв.м. общей площади жилого помещения

Для проживающих в общежитии 9 кв.м. жилой площади

Можно сделать вывод, что субсидия является существенной поддержкой семьи. Однако при ее назначении возникает некоторые проблемы. Одной из существенных проблем, которая возникла совсем недавно, можно указать отказ в назначении субсидии при условии наличия долгов по оплате ЖКХ. Несмотря на то, что суды придерживаются позиции Верховного суда «Отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за имеющихся долгов по оплате ЖКХ возможен только после изучения причин, по которым образовалась эта задолженность, и если эти причины не являются уважительными»
6.

2.2 Практика предоставления жилищных субсидий в Красноярском крае
Для определенных категорий граждан жилищные субсидии являются существенной статьей расхода. Субсидии оказывают достаточно большое влияние на формирование доходов граждан. Иными словами, с помощью подобных безвозмездных дотаций увеличивается благосостояние семьи.

С началом нового тысячелетия социальная в Российской Федерации начался переход на новую модель социальной помощи – адресная помощь.

Адресная социальная помощь оказывается при стечении определенных обстоятельств:

1) наличие определенного имущественного ценза;

2) наличие трудной жизненной ситуации.

Суть новшества состоит в том, что раньше бюджетные дотации направлялись на счета жилищно-коммунальных организаций, теперь же они передаются непосредственно в распоряжение граждан - получателей субсидии и зачисляются на их личные банковские счета. С этого момента в квитанции на оплату услуг ЖКХ указывается их полная стоимость, без учета субсидии.

Жилищные субсидии также являются адресной социальной помощью. Как ранее было выявлено, к жилищным субсидиям относятся следующие виды субсидий:

субсидия на приобретение жилья;

субсидия на приобретение земельного участка;

субсидия на оплату услуг ЖКХ;

получение бесплатной квартиры от государства.

Вышеуказанные субсидии являются общими, действующими на территории всей страны. В регионах в некоторых случаях действуют отдельные программы, связанные с предоставлением жилищных субсидий. В Красноярском крае утверждена программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан»7.

Основные задачи программы:

1. Создание условий для увеличения объемов ввода жилья, в том числе стандартного жилья.

2. Обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Красноярского края.

3. Государственная поддержка отдельных категорий граждан при привлечении кредитов (займов) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории Красноярского края.

4. Оказание содействия в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, проживающих на территории Красноярского края.

5. Обеспечение реализации государственной программы.

6. Формирование условий по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере земельных отношений.


В рамках программы действуют подпрограммы:

1. «Стимулирование жилищного строительства». (приложение N 1 к государственной программе).

2. "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (приложение N 2 к государственной программе).

3. "Повышение доступности ипотечного кредитования" (приложение N 3 к государственной программе).

4. "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" (приложение N 4 к государственной программе).

5. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" (приложение N 5 к государственной программе).

6. "Развитие земельных отношений муниципальных образований" (приложение N 6 к государственной программе)

В Красноярском крае действует программа поддержки граждан, проживающих или переезжающих в сельскую местность, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 29 апреля 2014 г. № 167-п «Об утверждении Порядка и условий предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в том числе перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения указанных выплат, и их возврата в случае нарушения и (или) несоблюдения условий, установленных при их предоставлении».

Государственная поддержка в области улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Формы государственной поддержки:

а) социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Условия предоставления:

1) гражданин Российской Федерации (молодая семья):

— в возрасте не старше 35 лет на дату подачи заявления на получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий

— состоит в зарегистрированном браке или является родителем, воспитывающим ребенка;

— заключил трудовой договор с сельскохозяйственным товаропроизводителем, или с организацией социальной сферы,