Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условные
топографические
знаки.
Местные предметы на топографических картах изображают
ся условными знаками, а рельеф — горизонталя
ми. Условные знаки — азбука карты. Без знания этой азбуки нельзя научиться читать карту, а сле
довательно, и изучать по ней местность.
Существуют масштабные, внемасштабные и пояснительные условные топографические знаки.
Масштабные условные топографические знаки применяются для изображения местных предметов, которые по размерам занимаемой ими площади могут быть показаны в масштабе данной карты или плана
(леса, болота, озера, большие реки, крупные постройки и т. п.). С помощью внемасш-
табных условных топографических знаков изоб
ражают местные предметы, которые занимают не
значительные площади и не могут быть выраже
ны в масштабе карты (заводские трубы, радиомач
ты, колодцы, километровые столбы, отдельные по
стройки и т. п.). Пояснительные условные то
пографические знаки служат для дополнительной характеристики местных предметов и применяют
ся в сочетании с другими знаками (знаки породы леса, стрелки для указания течения реки и др.).
Кроме графических знаков, используются полные или сокращенные надписи изображаемых предме
тов (шк. — школа, сан. — санаторий и т. д.), а также надписи и цифровые обозначения для ука
зания собственных названий рек, озер, населенных пунктов, высот точек, ширины рек и дорог; ха
рактеристика переправ и др.
Все элементы местности при изображении на картах подразделяются на следующие основные группы, для каждой из которых установлена своя система условных обозначений: населенные пункты, местные предметы, дорожная сеть, гидрография, ре
льеф, почвенно-растительный покров и границы.
помощью условных знаков на карте наглядно пе
редается действительная картина местности.
305
Топографическая карта дает трехмерное (объем
ное) представление о местности, потому что на ней изображается рельеф с помощью горизонталей. Го
ризонталь — линия на карте, соединяющая точ
ки рельефа местности с одинаковой высотой над уровнем моря.
За начало отсчета высот принят средний уровень
Балтийского моря
(нуль
Крон
штадтского водомерного поста).
Элементы рельефа, которые невозможно изобра
зить горизонталями
(обрывы, овраги, промоины, скалы, курганы, ямы и т. п.), показываются спе
циальными условными знаками.
Измерение расстояний по карте. Измерять по карте расстояния удобно с помощью циркуля-изме- рителя. При измерении расстояний на карте иглы циркуля устанавливают на конечные точки изме
ряемого отрезка; затем, не изменяя раствора цир
куля, прикладывают его к линейному масштабу так, чтобы его левая ножка пришлась слева от нуля, а правая стояла точно на одном из делений вправо от нуля. Искомое расстояние будет равно сумме отсчетов по концам иголок циркуля. Доли мелких делений определяются на глаз. Для при
мера, приведенного на рис. 76, измеренное рассто-
Рис.
76.
Измерение
расстояний
по карте с помощью циркуля
306
яние между отдельным двором и геодезическим пунктом равно 1250 м.
Длинные линии, не умещающиеся на линейном масштабе карты, измеряются по частям.
Расстояния по кривым линиям измеряются ша
гом (небольшим раствором) циркуля. Длина шага циркуля обычно принимается 1 см или 0,5 см.
Например, по карте масштабом 1:100 000 тре
буется определить длину маршрута по проселочной дороге между населенными пунктами Горы и Луж
ки (рис. 77). Устанавливаем раствор ножек цирку
ля в 1 см, что соответствует 1 км на местности.
Затем ставим одну иглу циркуля на дороге у на
селенного пункта Горы, другую — на продолже
нии этой дороги в направлении Лужки. Поворачи
вая циркуль относительно одной из игл и переме-
Рис. 77. Измерение расстояний
по карте по кривым линиям с помощью циркуля
307
Длинные линии, не умещающиеся на линейном масштабе карты, измеряются по частям.
Расстояния по кривым линиям измеряются ша
гом (небольшим раствором) циркуля. Длина шага циркуля обычно принимается 1 см или 0,5 см.
Например, по карте масштабом 1:100 000 тре
буется определить длину маршрута по проселочной дороге между населенными пунктами Горы и Луж
ки (рис. 77). Устанавливаем раствор ножек цирку
ля в 1 см, что соответствует 1 км на местности.
Затем ставим одну иглу циркуля на дороге у на
селенного пункта Горы, другую — на продолже
нии этой дороги в направлении Лужки. Поворачи
вая циркуль относительно одной из игл и переме-
Рис. 77. Измерение расстояний
по карте по кривым линиям с помощью циркуля
307
щая его по маршруту, получим четыре перестанов
ки (4 км) и остаток, равный 700 м, который из
меряем по масштабу. Таким образом, определяемая длина маршрута будет равна 4700 м.
Для определения расстояния по карте удобен, особенно при измерении длинных кривых и извили
стых линий, курвиметр. Внизу этого прибора име
ется колесико, соединенное системой передач со стрелкой. При движении колесика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по цифербла
ту и указывает пройденное колесиком расстояние.
Деления на шкалах циферблата могут быть в сантиметрах или километрах. На рисунке 78 пока
зан курвиметр с тремя шкалами в километрах, из которых каждая соответствует масштабу 1:25 000,
1:50 000 и 1:100 000. Поэтому при измерении ли
ний предварительно нужно выяснить, в каких еди
ницах оцифрован циферблат, и стрелку установить на нуль.
В процессе прокатывания курвиметра вдоль измеряемой линии показания стрелки долж
ны возрастать (в противном случае курвиметр надо повернуть на 180°).
На рисунке
78 стрелка курвиметра показы
вает по шкале для масштаба 1:25 000 — 4,2 км,
1:50 000 — 8,5 км, 1:100 000 — 17 км. Если кур
виметр дает показания в сантиметрах, то соответ
ствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по курвиметру на величину мас
штаба карты.
Рис. 78. Курвиметр
(отсчет в километрах)
308
ки (4 км) и остаток, равный 700 м, который из
меряем по масштабу. Таким образом, определяемая длина маршрута будет равна 4700 м.
Для определения расстояния по карте удобен, особенно при измерении длинных кривых и извили
стых линий, курвиметр. Внизу этого прибора име
ется колесико, соединенное системой передач со стрелкой. При движении колесика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по цифербла
ту и указывает пройденное колесиком расстояние.
Деления на шкалах циферблата могут быть в сантиметрах или километрах. На рисунке 78 пока
зан курвиметр с тремя шкалами в километрах, из которых каждая соответствует масштабу 1:25 000,
1:50 000 и 1:100 000. Поэтому при измерении ли
ний предварительно нужно выяснить, в каких еди
ницах оцифрован циферблат, и стрелку установить на нуль.
В процессе прокатывания курвиметра вдоль измеряемой линии показания стрелки долж
ны возрастать (в противном случае курвиметр надо повернуть на 180°).
На рисунке
78 стрелка курвиметра показы
вает по шкале для масштаба 1:25 000 — 4,2 км,
1:50 000 — 8,5 км, 1:100 000 — 17 км. Если кур
виметр дает показания в сантиметрах, то соответ
ствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по курвиметру на величину мас
штаба карты.
Рис. 78. Курвиметр
(отсчет в километрах)
308
При отсутствии циркуля или курвиметра рассто
яние по карте можно измерить с помощью полос
ки бумаги, а также линейки с миллиметровыми делениями.
Ориентирование на местности по карте. Ориен
тирование по карте слагается из ориентирования карты, определения на ней точки стояния и сли
чения карты с местностью.
Ориентирование карты заключается в придании ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором все направления на ней оказываются параллельными соответствующим направлениям на местности. В таком положении верхняя (северная) сто
рона рамки карты обращена на север, а южная — на юг, правая — на восток, левая — на запад.
Ориентирование карты может быть выполнено приближенно, на глаз, или точно, с помощью ком
паса или визирной линейки.
Точка стояния определяется на карте по мест
ным предметам, характерным формам и деталям рельефа, изображенным на карте, одним из следу
ющих способов: по ближайшим ориентирам на глаз; промером пройденного расстояния; засечками по ориентирам.
Для определения точки стояния по ближайшим ориентирам нужно ориентировать карту и опознать на карте и на местности два-три ближайших мест
ных предмета или элемента рельефа. Затем по гла
зомерно определенным расстояниям до опознанных ориентиров, направлениям на них, а также их вза
имному расположению наметить с учетом масшта
ба точку стояния на карте.
При определении точки стояния промером прой
денного расстояния надо измерить это расстояние от надежно опознанной на карте точки местности и отложить его в направлении движения в масш
табе карты.
Сущность способа засечек по ориентирам заклю
чается в том, что на ориентированной карте вы
309
полняется визирование с помощью линейки на два- три местных предмета и проводятся направления от них; в пересечении этих линий и получится точка стояния. Важно, чтобы ориентиры были с уверенностью опознаны, а край линейки проходил точно через центры их изображения на карте.
Сличение карты с местностью заключается в нахождении на ней всех расположенных вокруг точки стояния местных предметов и элементов ре
льефа, а также в опознании на местности объек
тов, которые показаны на карте.
Как в боевой обстановке, так и в условиях мир
ного времени приходится совершать движение на местности с помощью карты в различных услови
ях: по дорогам и вне дорог, на закрытой местнос
ти, ночью, в условиях плохой видимости. Для бе
зошибочного выдерживания направления пути по заданному маршруту нужно тщательно готовиться: предварительно изучить маршрут, уяснить условия ориентирования по маршруту и т. д. В процессе изучения маршрута по карте нужно запомнить ха
рактер местности, по которой предстоит двигаться, основные местные предметы, формы и детали ре
льефа и их взаимное расположение. Во время дви
жения, чтобы не терять ориентировки, надо посто
янно уточнять свое местоположение. При движении на закрытой местности ориентируются и выдержи
вают направление движения, как правило, по ком
пасу. Движение ночью вне дорог целесообразно со
вершать по азимутам. При этом в качестве вспо
могательных ориентиров могут быть использованы светящиеся точки и небесные светила.
1. Что такое топографические карты, для чего они нуж
ны? 2. Что называется масштабом карты? Дайте опреде
ления численного, линейного масштаба и величины мас
штаба. 3. Расскажите о топографических условных зна
ках. 4. Как измерить расстояние на карте с помощью
циркуля и курвиметра? 5. Расскажите об ориентирова
нии на местности по карте.
310
?
Сличение карты с местностью заключается в нахождении на ней всех расположенных вокруг точки стояния местных предметов и элементов ре
льефа, а также в опознании на местности объек
тов, которые показаны на карте.
Как в боевой обстановке, так и в условиях мир
ного времени приходится совершать движение на местности с помощью карты в различных услови
ях: по дорогам и вне дорог, на закрытой местнос
ти, ночью, в условиях плохой видимости. Для бе
зошибочного выдерживания направления пути по заданному маршруту нужно тщательно готовиться: предварительно изучить маршрут, уяснить условия ориентирования по маршруту и т. д. В процессе изучения маршрута по карте нужно запомнить ха
рактер местности, по которой предстоит двигаться, основные местные предметы, формы и детали ре
льефа и их взаимное расположение. Во время дви
жения, чтобы не терять ориентировки, надо посто
янно уточнять свое местоположение. При движении на закрытой местности ориентируются и выдержи
вают направление движения, как правило, по ком
пасу. Движение ночью вне дорог целесообразно со
вершать по азимутам. При этом в качестве вспо
могательных ориентиров могут быть использованы светящиеся точки и небесные светила.
1. Что такое топографические карты, для чего они нуж
ны? 2. Что называется масштабом карты? Дайте опреде
ления численного, линейного масштаба и величины мас
штаба. 3. Расскажите о топографических условных зна
ках. 4. Как измерить расстояние на карте с помощью
циркуля и курвиметра? 5. Расскажите об ориентирова
нии на местности по карте.
310
?
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ГЛАВА XI
Выживание и деятельность
в экстремальных условиях
Жизнедеятельность человека не всегда проходит в оптимальных условиях, благоприятных для физи
ологической и психической деятельности организма.
Часто человек попадает в более сложные условия, а иногда и в экстремальные ситуации, опасные для его здоровья и жизни. Военная служба, а тем бо
лее возможные условия реального боя сопряжены с повышенной эмоциональной напряженностью и зна
чительными физическими нагрузками. Для благопо
лучного выхода из трудных ситуаций надо готовить себя, приобретать необходимые знания и умения, повышать эмоционально-волевую устойчивость, совер
шенствовать физическую подготовку.
§ 51. Психология и поведение человека,
попавшего в экстремальную ситуацию
Понятие об экстремальной ситуации. Большую часть жизни человек находится в обычных усло
виях, но, столкнувшись с экстремальной ситуаци
ей, он может попасть в особые — экстремальные условия. Ситуации, выходящие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной угрозы жиз
ни и здоровью человека, принято называть э к с т -
р е м а л ь н ы м и.
Человек оказывается в экстремальных условиях ц
о различным причинам. Чаще всего это случает
ся по собственной вине — либо как результат от
сутствия знаний и опыта безопасного поведения в природной и социальной среде, либо по причине
311
пренебрежения нормами и правилами безопасности, легкомыслия. Первое проявляется в том, что чело
век не знает, как поступить в той или иной жиз
ненной ситуации, либо знает, но не умеет это сде
лать. Второе — в том, что он знает и может, но не хочет и не делает того, чего требуют условия безопасности жизнедеятельности, или же просто не хочет знать того, что нужно делать.
Столкнувшись с непредвиденными обстоятель
ствами, очутившись в сложной непривычной обста
новке, люди порой оказываются совершенно беспо
мощными, неспособными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы.
Психология поведения людей в экстремальной
ситуации.
В экстремальной ситуации у человека возникает особое состояние эмоциональной напря
женности, именуемое стрессом. Такая напряжен
ность изменяет обычные психические процессы че
ловека, • ослабляет восприятие, ощущения, внима
ние, притупляет воображение, представление, па
мять, затормаживает мышление и речь.
В общем виде зависимость между силой стрес
са и работоспособностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоцио
нальной напряженности вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максималь
ной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мыш
ление, причем тем больше, чем сложнее ситуация.
С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действиям.
Иногда при этом оживают старые, но уже непри
годные в данной ситуации навыки — человек дей
ствует машинально, не осознавая своих действий.
При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, им
312
век не знает, как поступить в той или иной жиз
ненной ситуации, либо знает, но не умеет это сде
лать. Второе — в том, что он знает и может, но не хочет и не делает того, чего требуют условия безопасности жизнедеятельности, или же просто не хочет знать того, что нужно делать.
Столкнувшись с непредвиденными обстоятель
ствами, очутившись в сложной непривычной обста
новке, люди порой оказываются совершенно беспо
мощными, неспособными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы.
Психология поведения людей в экстремальной
ситуации.
В экстремальной ситуации у человека возникает особое состояние эмоциональной напря
женности, именуемое стрессом. Такая напряжен
ность изменяет обычные психические процессы че
ловека, • ослабляет восприятие, ощущения, внима
ние, притупляет воображение, представление, па
мять, затормаживает мышление и речь.
В общем виде зависимость между силой стрес
са и работоспособностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоцио
нальной напряженности вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максималь
ной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мыш
ление, причем тем больше, чем сложнее ситуация.
С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действиям.
Иногда при этом оживают старые, но уже непри
годные в данной ситуации навыки — человек дей
ствует машинально, не осознавая своих действий.
При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, им
312
пульсивные движения и действия либо наоборот — резкая скованность, заторможенность.
Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле психологическое воздействие опасных си
туаций проявляется у людей неоднозначно, пред
ставляет индивидуальную, личностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эф
фективно именно в состоянии высокого эмоциональ
ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнованиях, в жизнеопасных бытовых ситуаци
ях или в бою. Других же подобные ситуации пси
хологически демобилизуют, у них наступает свое
образный
“психологический шок”
— появляется сильная заторможенность либо суетливость, поспеш
ность, неспособность к разумным действиям.
Как уменьшить вероятность оказаться в экстре
мальной ситуации и увеличить шансы на сохране
ние здоровья и жизни в сложных условиях?
Эмоционально-волевая подготовка к действиям
в экстремальных ситуациях. В жизнеопасных си
туациях огромную роль играет эмоционально-воле
вая устойчивость человека, которая формируется как во время его повседневной жизнедеятельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально
волевой подготовки. Большую роль в такой подго
товке играют методы эмоционально-волевой саморе
гуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая само
регуляция (самовнушение).
Суть самоубеждения состоит в намеренном убеж
дении себя в чем-либо путем подбора соответствую
щих доводов. Самоубеждение, как правило, приме
няется в тех случаях, когда человек в общем по
ложительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить ее в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкульту
рой, но не каждый систематически ею занимает
ся. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства дол
313
Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле психологическое воздействие опасных си
туаций проявляется у людей неоднозначно, пред
ставляет индивидуальную, личностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эф
фективно именно в состоянии высокого эмоциональ
ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнованиях, в жизнеопасных бытовых ситуаци
ях или в бою. Других же подобные ситуации пси
хологически демобилизуют, у них наступает свое
образный
“психологический шок”
— появляется сильная заторможенность либо суетливость, поспеш
ность, неспособность к разумным действиям.
Как уменьшить вероятность оказаться в экстре
мальной ситуации и увеличить шансы на сохране
ние здоровья и жизни в сложных условиях?
Эмоционально-волевая подготовка к действиям
в экстремальных ситуациях. В жизнеопасных си
туациях огромную роль играет эмоционально-воле
вая устойчивость человека, которая формируется как во время его повседневной жизнедеятельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально
волевой подготовки. Большую роль в такой подго
товке играют методы эмоционально-волевой саморе
гуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая само
регуляция (самовнушение).
Суть самоубеждения состоит в намеренном убеж
дении себя в чем-либо путем подбора соответствую
щих доводов. Самоубеждение, как правило, приме
няется в тех случаях, когда человек в общем по
ложительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить ее в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкульту
рой, но не каждый систематически ею занимает
ся. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства дол
313
га. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии с самим собой — к выдвижению и сравнению ар
гументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется и что необходимо сделать.
Другим действенным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях является самоприказ. Он срабатывает тогда, когда человек умеет контроли
ровать свои мысли, следует своему слову, повину
ется внутреннему голосу.
Самоприказ оказывается значительно эффективнее, если он соответствует ве
дущим жизненным позициям человека, его убеж
дениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвяза
ны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а са
моубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: “Всё!”, “Хватит!”, “Еще раз!”, “Надо!”, “Стоять!”, “Вперед!” и т. п.
В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с по
стели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисцип
лину, доводить начатое дело до конца, делать ма
лоинтересную, но необходимую работу и многое другое.
Умение подчиниться самоприказу может сыграть решающую роль при возникновении экст
ремальной ситуации, в напряженный момент боя или при выполнении нелегких обязанностей воен
ной службы.
Волевая
саморегуляция развивает у человека такие волевые качества, как смелость, решитель
ность, стойкость, самообладание, выдержка, самосто
ятельность, инициативность. Это достигается путем постоянно контролируемого преодоления как реаль
но существующих опасностей и трудностей повсе
дневной жизни, так и создаваемых в учебных це
лях упражнений, испытаний, тестов.
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физи
314
гументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется и что необходимо сделать.
Другим действенным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях является самоприказ. Он срабатывает тогда, когда человек умеет контроли
ровать свои мысли, следует своему слову, повину
ется внутреннему голосу.
Самоприказ оказывается значительно эффективнее, если он соответствует ве
дущим жизненным позициям человека, его убеж
дениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвяза
ны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а са
моубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: “Всё!”, “Хватит!”, “Еще раз!”, “Надо!”, “Стоять!”, “Вперед!” и т. п.
В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с по
стели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисцип
лину, доводить начатое дело до конца, делать ма
лоинтересную, но необходимую работу и многое другое.
Умение подчиниться самоприказу может сыграть решающую роль при возникновении экст
ремальной ситуации, в напряженный момент боя или при выполнении нелегких обязанностей воен
ной службы.
Волевая
саморегуляция развивает у человека такие волевые качества, как смелость, решитель
ность, стойкость, самообладание, выдержка, самосто
ятельность, инициативность. Это достигается путем постоянно контролируемого преодоления как реаль
но существующих опасностей и трудностей повсе
дневной жизни, так и создаваемых в учебных це
лях упражнений, испытаний, тестов.
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физи
314