Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условные
топографические
знаки.
Местные предметы на топографических картах изображают­
ся условными знаками, а рельеф — горизонталя­
ми. Условные знаки — азбука карты. Без знания этой азбуки нельзя научиться читать карту, а сле­
довательно, и изучать по ней местность.
Существуют масштабные, внемасштабные и пояснительные условные топографические знаки.
Масштабные условные топографические знаки применяются для изображения местных предметов, которые по размерам занимаемой ими площади могут быть показаны в масштабе данной карты или плана
(леса, болота, озера, большие реки, крупные постройки и т. п.). С помощью внемасш-
табных условных топографических знаков изоб­
ражают местные предметы, которые занимают не­
значительные площади и не могут быть выраже­
ны в масштабе карты (заводские трубы, радиомач­
ты, колодцы, километровые столбы, отдельные по­
стройки и т. п.). Пояснительные условные то­
пографические знаки служат для дополнительной характеристики местных предметов и применяют­
ся в сочетании с другими знаками (знаки породы леса, стрелки для указания течения реки и др.).
Кроме графических знаков, используются полные или сокращенные надписи изображаемых предме­
тов (шк. — школа, сан. — санаторий и т. д.), а также надписи и цифровые обозначения для ука­
зания собственных названий рек, озер, населенных пунктов, высот точек, ширины рек и дорог; ха­
рактеристика переправ и др.
Все элементы местности при изображении на картах подразделяются на следующие основные группы, для каждой из которых установлена своя система условных обозначений: населенные пункты, местные предметы, дорожная сеть, гидрография, ре­
льеф, почвенно-растительный покров и границы.
помощью условных знаков на карте наглядно пе­
редается действительная картина местности.
305

Топографическая карта дает трехмерное (объем­
ное) представление о местности, потому что на ней изображается рельеф с помощью горизонталей. Го­
ризонталь — линия на карте, соединяющая точ­
ки рельефа местности с одинаковой высотой над уровнем моря.
За начало отсчета высот принят средний уровень
Балтийского моря
(нуль
Крон­
штадтского водомерного поста).
Элементы рельефа, которые невозможно изобра­
зить горизонталями
(обрывы, овраги, промоины, скалы, курганы, ямы и т. п.), показываются спе­
циальными условными знаками.
Измерение расстояний по карте. Измерять по карте расстояния удобно с помощью циркуля-изме- рителя. При измерении расстояний на карте иглы циркуля устанавливают на конечные точки изме­
ряемого отрезка; затем, не изменяя раствора цир­
куля, прикладывают его к линейному масштабу так, чтобы его левая ножка пришлась слева от нуля, а правая стояла точно на одном из делений вправо от нуля. Искомое расстояние будет равно сумме отсчетов по концам иголок циркуля. Доли мелких делений определяются на глаз. Для при­
мера, приведенного на рис. 76, измеренное рассто-
Рис.
76.
Измерение
расстояний
по карте с помощью циркуля
306

яние между отдельным двором и геодезическим пунктом равно 1250 м.
Длинные линии, не умещающиеся на линейном масштабе карты, измеряются по частям.
Расстояния по кривым линиям измеряются ша­
гом (небольшим раствором) циркуля. Длина шага циркуля обычно принимается 1 см или 0,5 см.
Например, по карте масштабом 1:100 000 тре­
буется определить длину маршрута по проселочной дороге между населенными пунктами Горы и Луж­
ки (рис. 77). Устанавливаем раствор ножек цирку­
ля в 1 см, что соответствует 1 км на местности.
Затем ставим одну иглу циркуля на дороге у на­
селенного пункта Горы, другую — на продолже­
нии этой дороги в направлении Лужки. Поворачи­
вая циркуль относительно одной из игл и переме-
Рис. 77. Измерение расстояний
по карте по кривым линиям с помощью циркуля
307
щая его по маршруту, получим четыре перестанов­
ки (4 км) и остаток, равный 700 м, который из­
меряем по масштабу. Таким образом, определяемая длина маршрута будет равна 4700 м.
Для определения расстояния по карте удобен, особенно при измерении длинных кривых и извили­
стых линий, курвиметр. Внизу этого прибора име­
ется колесико, соединенное системой передач со стрелкой. При движении колесика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по цифербла­
ту и указывает пройденное колесиком расстояние.
Деления на шкалах циферблата могут быть в сантиметрах или километрах. На рисунке 78 пока­
зан курвиметр с тремя шкалами в километрах, из которых каждая соответствует масштабу 1:25 000,
1:50 000 и 1:100 000. Поэтому при измерении ли­
ний предварительно нужно выяснить, в каких еди­
ницах оцифрован циферблат, и стрелку установить на нуль.
В процессе прокатывания курвиметра вдоль измеряемой линии показания стрелки долж­
ны возрастать (в противном случае курвиметр надо повернуть на 180°).
На рисунке
78 стрелка курвиметра показы­
вает по шкале для масштаба 1:25 000 — 4,2 км,
1:50 000 — 8,5 км, 1:100 000 — 17 км. Если кур­
виметр дает показания в сантиметрах, то соответ­
ствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по курвиметру на величину мас­
штаба карты.
Рис. 78. Курвиметр
(отсчет в километрах)
308

При отсутствии циркуля или курвиметра рассто­
яние по карте можно измерить с помощью полос­
ки бумаги, а также линейки с миллиметровыми делениями.
Ориентирование на местности по карте. Ориен­
тирование по карте слагается из ориентирования карты, определения на ней точки стояния и сли­
чения карты с местностью.
Ориентирование карты заключается в придании ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором все направления на ней оказываются параллельными соответствующим направлениям на местности. В таком положении верхняя (северная) сто­
рона рамки карты обращена на север, а южная — на юг, правая — на восток, левая — на запад.
Ориентирование карты может быть выполнено приближенно, на глаз, или точно, с помощью ком­
паса или визирной линейки.
Точка стояния определяется на карте по мест­
ным предметам, характерным формам и деталям рельефа, изображенным на карте, одним из следу­
ющих способов: по ближайшим ориентирам на глаз; промером пройденного расстояния; засечками по ориентирам.
Для определения точки стояния по ближайшим ориентирам нужно ориентировать карту и опознать на карте и на местности два-три ближайших мест­
ных предмета или элемента рельефа. Затем по гла­
зомерно определенным расстояниям до опознанных ориентиров, направлениям на них, а также их вза­
имному расположению наметить с учетом масшта­
ба точку стояния на карте.
При определении точки стояния промером прой­
денного расстояния надо измерить это расстояние от надежно опознанной на карте точки местности и отложить его в направлении движения в масш­
табе карты.
Сущность способа засечек по ориентирам заклю­
чается в том, что на ориентированной карте вы­
309

полняется визирование с помощью линейки на два- три местных предмета и проводятся направления от них; в пересечении этих линий и получится точка стояния. Важно, чтобы ориентиры были с уверенностью опознаны, а край линейки проходил точно через центры их изображения на карте.
Сличение карты с местностью заключается в нахождении на ней всех расположенных вокруг точки стояния местных предметов и элементов ре­
льефа, а также в опознании на местности объек­
тов, которые показаны на карте.
Как в боевой обстановке, так и в условиях мир­
ного времени приходится совершать движение на местности с помощью карты в различных услови­
ях: по дорогам и вне дорог, на закрытой местнос­
ти, ночью, в условиях плохой видимости. Для бе­
зошибочного выдерживания направления пути по заданному маршруту нужно тщательно готовиться: предварительно изучить маршрут, уяснить условия ориентирования по маршруту и т. д. В процессе изучения маршрута по карте нужно запомнить ха­
рактер местности, по которой предстоит двигаться, основные местные предметы, формы и детали ре­
льефа и их взаимное расположение. Во время дви­
жения, чтобы не терять ориентировки, надо посто­
янно уточнять свое местоположение. При движении на закрытой местности ориентируются и выдержи­
вают направление движения, как правило, по ком­
пасу. Движение ночью вне дорог целесообразно со­
вершать по азимутам. При этом в качестве вспо­
могательных ориентиров могут быть использованы светящиеся точки и небесные светила.
1. Что такое топографические карты, для чего они нуж­
ны? 2. Что называется масштабом карты? Дайте опреде­
ления численного, линейного масштаба и величины мас­
штаба. 3. Расскажите о топографических условных зна­
ках. 4. Как измерить расстояние на карте с помощью
циркуля и курвиметра? 5. Расскажите об ориентирова­
нии на местности по карте.
310
?

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

ГЛАВА XI
Выживание и деятельность
в экстремальных условиях
Жизнедеятельность человека не всегда проходит в оптимальных условиях, благоприятных для физи­
ологической и психической деятельности организма.
Часто человек попадает в более сложные условия, а иногда и в экстремальные ситуации, опасные для его здоровья и жизни. Военная служба, а тем бо­
лее возможные условия реального боя сопряжены с повышенной эмоциональной напряженностью и зна­
чительными физическими нагрузками. Для благопо­
лучного выхода из трудных ситуаций надо готовить себя, приобретать необходимые знания и умения, повышать эмоционально-волевую устойчивость, совер­
шенствовать физическую подготовку.
§ 51. Психология и поведение человека,
попавшего в экстремальную ситуацию
Понятие об экстремальной ситуации. Большую часть жизни человек находится в обычных усло­
виях, но, столкнувшись с экстремальной ситуаци­
ей, он может попасть в особые — экстремальные условия. Ситуации, выходящие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной угрозы жиз­
ни и здоровью человека, принято называть э к с т -
р е м а л ь н ы м и.
Человек оказывается в экстремальных условиях ц
о различным причинам. Чаще всего это случает­
ся по собственной вине — либо как результат от­
сутствия знаний и опыта безопасного поведения в природной и социальной среде, либо по причине
311
пренебрежения нормами и правилами безопасности, легкомыслия. Первое проявляется в том, что чело­
век не знает, как поступить в той или иной жиз­
ненной ситуации, либо знает, но не умеет это сде­
лать. Второе — в том, что он знает и может, но не хочет и не делает того, чего требуют условия безопасности жизнедеятельности, или же просто не хочет знать того, что нужно делать.
Столкнувшись с непредвиденными обстоятель­
ствами, очутившись в сложной непривычной обста­
новке, люди порой оказываются совершенно беспо­
мощными, неспособными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы.
Психология поведения людей в экстремальной
ситуации.
В экстремальной ситуации у человека возникает особое состояние эмоциональной напря­
женности, именуемое стрессом. Такая напряжен­
ность изменяет обычные психические процессы че­
ловека, • ослабляет восприятие, ощущения, внима­
ние, притупляет воображение, представление, па­
мять, затормаживает мышление и речь.
В общем виде зависимость между силой стрес­
са и работоспособностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоцио­
нальной напряженности вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максималь­
ной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мыш­
ление, причем тем больше, чем сложнее ситуация.
С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действиям.
Иногда при этом оживают старые, но уже непри­
годные в данной ситуации навыки — человек дей­
ствует машинально, не осознавая своих действий.
При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, им­
312

пульсивные движения и действия либо наоборот — резкая скованность, заторможенность.
Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле психологическое воздействие опасных си­
туаций проявляется у людей неоднозначно, пред­
ставляет индивидуальную, личностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эф­
фективно именно в состоянии высокого эмоциональ­
ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнованиях, в жизнеопасных бытовых ситуаци­
ях или в бою. Других же подобные ситуации пси­
хологически демобилизуют, у них наступает свое­
образный
“психологический шок”
— появляется сильная заторможенность либо суетливость, поспеш­
ность, неспособность к разумным действиям.
Как уменьшить вероятность оказаться в экстре­
мальной ситуации и увеличить шансы на сохране­
ние здоровья и жизни в сложных условиях?
Эмоционально-волевая подготовка к действиям
в экстремальных ситуациях. В жизнеопасных си­
туациях огромную роль играет эмоционально-воле­
вая устойчивость человека, которая формируется как во время его повседневной жизнедеятельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально­
волевой подготовки. Большую роль в такой подго­
товке играют методы эмоционально-волевой саморе­
гуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая само­
регуляция (самовнушение).
Суть самоубеждения состоит в намеренном убеж­
дении себя в чем-либо путем подбора соответствую­
щих доводов. Самоубеждение, как правило, приме­
няется в тех случаях, когда человек в общем по­
ложительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить ее в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкульту­
рой, но не каждый систематически ею занимает­
ся. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства дол­
313
га. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии с самим собой — к выдвижению и сравнению ар­
гументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется и что необходимо сделать.
Другим действенным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях является самоприказ. Он срабатывает тогда, когда человек умеет контроли­
ровать свои мысли, следует своему слову, повину­
ется внутреннему голосу.
Самоприказ оказывается значительно эффективнее, если он соответствует ве­
дущим жизненным позициям человека, его убеж­
дениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвяза­
ны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а са­
моубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: “Всё!”, “Хватит!”, “Еще раз!”, “Надо!”, “Стоять!”, “Вперед!” и т. п.
В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с по­
стели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисцип­
лину, доводить начатое дело до конца, делать ма­
лоинтересную, но необходимую работу и многое другое.
Умение подчиниться самоприказу может сыграть решающую роль при возникновении экст­
ремальной ситуации, в напряженный момент боя или при выполнении нелегких обязанностей воен­
ной службы.
Волевая
саморегуляция развивает у человека такие волевые качества, как смелость, решитель­
ность, стойкость, самообладание, выдержка, самосто­
ятельность, инициативность. Это достигается путем постоянно контролируемого преодоления как реаль­
но существующих опасностей и трудностей повсе­
дневной жизни, так и создаваемых в учебных це­
лях упражнений, испытаний, тестов.
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физи­
314