Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ческой культурой и спортом. Преодоление трудно­
стей в ходе занятий служит тренировкой не толь­
ко для мышц, но и для воли. Наибольшее воздей­
ствие оказывают упражнения психофизического ха­
рактера, к которым относятся упражнения на вни­
мание, координацию движений, быстроту, выносли­
вость. Эффективны упражнения с резким измене­
нием ситуаций, требующие быстрого, осмысленно­
го принятия решений в ограниченное время.
Большое значение в выработке психологической устойчивости имеют упражнения, выполнение ко­
торых связано с риском и требует преодоления чув­
ства боязни. Это акробатические прыжки; прыжки в воду с высоты; прыжки через препятствия; ла­
зание по горизонтальному канату, находящемуся на высоте 4—10 м над водой; перебежки по бревну, укрепленному на высоте или над водой; прыжки с парашютом; различные виды единоборств. Пси­
хологически ту же роль играют: преодоление спе­
циальных полос препятствий и сооружений, воен­
ная игра на местности “Испытай себя”, туристи­
ческие походы. Такие упражнения могут вызвать напряженность, опасения, страх, волнения, колеба­
ния, необходимость пересиливать, заставлять себя.
В то же время они развивают волевые качества, за­
каливают психику.
Полученных знаний при обучении действиям в экстремальных ситуациях бывает, как правило, не­
достаточно — нужны еще умения й навыки. В то же время воссоздать реально экстремальную ситуа­
цию иногда бывает трудно, а порой и невозможно.
Как, к примеру, создать для учебных целей на­
воднение, а тем более ураган или землетрясение?
В таких случаях на помощь приходит так называ­
емая идеомоторная тренировка. Реальная ситуа­
ция здесь подменяется представлением о ней, а вот действия должны быть близкими к реальным.
Эффективность такой тренировки во многом зави­
сит от того, насколько полно и всесторонне мыс­
315
ленно сконструированная экстремальная ситуация близка к реальной и вызвала ли она у обучаемого психические процессы, подобные реальным.
Совершенствование волевых качеств станет более плодотворным, если трудности будут постоянно ус­
ложняться до предельно посильных. В то же время сам процесс эмоционально-волевой подготовки дол­
жен быть непрерывным, а характер трудностей — разнообразным и разносторонним.
Действия человека в экстремальной ситуации.
Человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, целесообразно действовать следующим образом:
• преодолеть стресс;
• оценить сложившуюся обстановку;
• принять решение;
• действовать в соответствии с принятым реше­
нием.
Изначальное преодоление стресса, хотя бы и ча­
стичное,* весьма важно, ибо в противном случае дальнейшие действия могут оказаться ошибочными и привести к ухудшению обстановки. В преодоле­
нии стресса могут помочь методы эмоционально-во­
левой саморегуляции. Полезными бывают и физи­
ческие воздействия либо раздражители: резкие по­
тирания ладонями лица, висков; удары по щекам; резкие движения частей тела либо всего тела, по­
добные снятию сонливости; опрыскивание либо об­
ливание лица, головы или всего тела водой; при­
нятие успокаивающих лекарств. Методы и способы снятия стресса зависят от индивидуальной эмоцио­
нально-волевой устойчивости человека, глубины стресса и имеющихся средств (вода, медикаменты).
Определяющим является и лимит времени.
Если человек заблудился в лесу, то у него есть какое-то время для снятия стрессового состояния.
Другое дело, если на него рушится стена или движется лавина огня — здесь уже всё решают мгновения.
После полного либо частичного снятия стрессо­
вого состояния следует оценить сложившуюся об­
316

становку. Во-первых, надо определить, закончилось или нет опасное воздействие, создавшее экстремаль­
ную ситуацию, и вероятно ли его повторение. Да­
лее следует незамедлительно определить состояние здоровья — свое и окружающих людей, количество больных и раненых, требующих первоочередной по­
мощи. После этого надо учесть наличие материаль­
ных средств: воду, продукты питания, медикамен­
ты и др. Вполне очевидно, что наиболее важным будет наличие в жаркое время воды, зимой — теп­
лых вещей и топлива, при ведении боевых дей­
ствий — оружия и боеприпасов. При оценке об­
становки следует учитывать время года, погоду, время суток, местность (лес, болото, дороги, уда­
ленность от населенных пунктов) и другие момен­
ты, важные в данной сложившейся обстановке.
На основе оценки обстановки принимается ре­
шение. В некоторых ситуациях может быть лишь одно верное решение, в других же — несколько вариантов с различной вероятностью благоприятно­
го исхода. В короткий срок нужно принять опти­
мальное решение. Чтобы научиться этому, необхо­
димы тренировки. При этом не обязательно зада­
вать все возможные ситуации, ибо их может быть множество. Важно научиться действовать логично, последовательно, рационально и быстро.
Следует выработать у себя поведенческий стереотип дей­
ствий в экстремальных ситуациях и постоянно со­
вершенствовать его как по спектру возможных си­
туаций, так и по быстроте и точности принимае­
мых решений.
1. Что такое экстремальная ситуация? Почему человек
оказывается в экстремальных ситуациях? 2. Как ведет
себя человек, не подготовленный к действиям в экстре­
мальных ситуациях? 3. В чем заключается эмоциональ­
но-волевая подготовка? 4. Как следует вести себя чело­
веку, оказавшемуся в экстремальной ситуации?
317

§ 52. Выживание
в условиях автономного существования
Передвижения. Оказавшись в экстремальных ус­
ловиях природной среды, часто приходится прини­
мать одно из двух решений — отправляться в путь, либо ожидать помощи на месте.
Прежде чем начать движение, следует сориен­
тироваться на местности и определить маршрут либо направление движения.
При передвижениях на большие расстояния надо экономить силы, идти размеренно, ноги ставить почти параллельно, угол разворота не должен превышать 10°, а расстояние между каблуками — около 3 см. Минут через 20 хода, преодолев первый километр пути, целесооб­
разно сделать первый
(контрольный) привал.
На привале следует проверить, не натирает ли ноги обувь, хорошо ли пригнаны одежда и снаряжение, верно ли уложен рюкзак.
Если обувь натирает ноги, то надо переодеть носки (с левой ноги на правую), а портянки перемотать. В пути постоян­
но необходимо следить за направлением движения, ибо человек при движении незаметно для себя мо­
жет уклоняться в сторону. Если не пользоваться ориентирами и компасом, можно, преодолев путь в
15—20 км, снова прийти на место, откуда начато движение.
Если на пути встретится болото, которое нельзя обойти, то, прежде чем преодолевать его, следует обзавестись шестом длиной 2—3 м и толщиной
5—10 см. Двигаться по болоту надо очень осто­
рожно, используя твердые участки, кочки, кустар­
ник, при этом прощупывая перед собой почву ше­
стом. Следует обходить лужи, особенно с ржавым налетом, жидкую грязь, места со светло-зеленой травой с седым отливом. Лучше держаться ближе к деревьям или кустарникам.
Если вы все-таки провалились в болото, то не впадайте в отчаяние,
318

возьмите шест за середину, положите его концы на кочки или ветки кустарников, почувствуйте опору. Далее надо осмотреться, успокоиться и выб­
рать направление, в котором будете выбираться.
При этом нельзя делать резких движений, дви­
гать ногами, следует избегать вертикального поло­
жения корпуса. Опираясь на шест, сделайте вы­
дох и выползайте на животе к ближайшему кус­
ту или кочке.
В случае необходимости переправы через реку следует вначале искать брод.
Признаками брода могут служить места перепада воды, перекаты, рябь на поверхности или тропы, дороги, оканчива­
ющиеся на берегу. Прежде чем войти в воду, це­
лесообразно снять носки и надеть обувь. В каче­
стве опоры полезно использовать прочный шест, который надо ставить вверх по течению. Шест по­
может и в прощупывании дна, предупредит о на­
личии ям, рытвин. Реку вброд следует преодоле­
вать под углом 45° вверх по течению.
Если вам необходимо переправить груз сухим, а вы не нашли брода, то надо искать возможность создания плавучего средства. Наиболее безопасное и надежное плавучее средство — плот. 4—5 бре­
вен длиной по 3 м и толщиной 20—25 см, свя­
занные вместе, могут служить надежным плотом для одного человека. Для 3—5 человек потребует­
ся соорудить более тяжелый плот — из 6—8 бре­
вен длиной 5—7 м при толщине бревна 20—30 см.
В качестве плавучих средств для одного человека могут пригодиться отдельные бревна, доски, балло­
ны из-под газа, предметы одежды. Если же вам все-таки пришлось преодолевать реку вплавь, то ис­
пользуйте стиль “брасс”, плавание на спине или на боку. Они менее утомительны и позволят вам пе­
реправить и сохранить сухими одежду и незначи­
тельную экипировку.
Преодолевать реку как на плоту, так и вплавь следует под углом 45° вверх по течению.
319

Если вы оказались в лесном массиве с густой растительностью, то не отчаивайтесь.
Определите направление движения
— ив путь.
Спущенные рукава предохранят вас от царапин, синяков и уку­
сов насекомых, а обувь — от царапин, травм ног и укусов змей. Посох длиной 1—1,5 м поможет пробираться в густых зарослях, облегчит путь на участках вне зарослей, вооружит при неожиданной встрече с животными.
Чаще останавливайтесь и убеждайтесь, что не сбились с выбранного вами на­
правления движения. По возможности определяйте отдаленные ориентиры в направлении движения.
Если ваша цель — выйти на жилище человека, то попавшаяся в лесу дорога или тропа — это ваш дальнейший путь. Но здесь важно не ошибиться.
Если дорога, по которой вы пошли, становится ме­
нее наезженной либо утоптанной, то следует изме­
нить направление движения.
Сигнализация и связь — это шанс на спасе­
ние, а потому в экстремальных условиях природ­
ной среды следует обозначить свое местонахожде­
ние и дать знать о себе спасателям.
Одно из самых эффективных средств — разве­
дение костра. Чтобы дым был гуще, в разгорев­
шийся костер можно добавлять свежую траву, лис­
тья, мох. Ночью можно использовать ветви хвой­
ных деревьев — огонь будет ярче, с искрами.
В солнечную погоду достаточно эффективное средство подачи сигнала бедствия — “солнечный зайчик”. Летчик с высоты 1 —1,5 км увидит отра­
женный солнечный луч на расстоянии 20—24 км.
Зеркало можно сымитировать консервной банкой, пряжкой ремня, фольгой от шоколада и др.
Сигналы можно подавать криком, свистом, фо­
нарем, размахиванием светлыми цветными
предме­
тами.
Для международных спасательных служб
сигна­
лом бедствия является красная ракета
и
сигнал
с периодичностью 6 раз в
минуту,
пауза 1
минута
320

и повторение. Внимание экипажа поискового воз­
душного судна можно привлечь и различными сиг­
налами, демаскирующими местность: вытоптать в снегу, выложить камнями, вырубить в кустарнике различные фигуры. Вот некоторые сигналы меж­
дународного кода: нужен врач — I, нужны меди­
каменты — II, не в состоянии продолжать движе­
ние — X, нужны пища и вода — F, место посад­
ки — А, все хоршо — LL, нет — N, да — Y.
Устройство укрытия. Вид и размеры укрытия зависят от времени стоянки, имеющихся средств, количества людей и времени на оборудование ук­
рытия.
Выбор места для укрытия зависит от необходи­
мости защиты от ветра, влаги и холода, хищных животных и ядовитых змей, а также от наличия поблизости воды и топлива. В любом случае место должно быть сухим.
Если проводится вынужденная ночевка вне обо­
рудованного навеса или шалаша, то ночлег следует по возможности благоустроить. Надо сделать под­
стилку из веток, листьев, травы, соломы, не за­
бывая правила — “тепло должно быть снизу и сверху”. Если лечь на землю, даже сухую, то, при­
гретая теплом, она испаряет влагу, охлаждая тело и увлажняя одежду. Следует особо беречь спину и грудь, для чего полезно обвязать корпус или под­
ложить под себя куртку, пальто.
Можно организовать ночлег охотничьим спосо­
бом. Для этого нужно разгрести снег, развести ко­
стер и хорошо прогреть землю. После этого сдви­
нуть костер в сторону, на прогретую землю уло­
жить ветки хвойных деревьев, мох, мягкие вещи, накрыть сверху брезентом при его наличии. Укла­
дываться следует одетыми, плотной группой, на­
крывшись сверху брезентом, плащ-палатками.
В сильный мороз можно построить в рыхлом снегу простейшую снежную хижину. Для этого снег сгребают в кучу, поверхность его уплотняют,
321
поливают водой и дают замерзнуть. Затем снег из кучи выгребают, а в оставшемся куполе проделы­
вают маленькое отверстие для дымохода. Разведен­
ный внутри небольшой костерок оплавляет стены и делает прочной всю конструкцию. Такая хижи­
на сохраняет тепло. Нельзя забираться под одежду с головой, так как от дыхания материал отсырева­
ет и промерзает. Лучше закрыть лицо предметами одежды, которые впоследствии легко высушить.
В укрытии необходимо обеспечить вентиляцию, чтобы не задохнуться от скопления углекислого или угарного газа. О наличии угарного газа сви­
детельствует синеватый цвет пламени на углях ко­
стра, а о скоплении углекислого газа — желтова­
тый цвет пламени.
Более безопасный и полноценный отдых в ус­
ловиях автономного существования возможен в обо­
рудованном временном жилище. Наиболее распрос­
траненными временными жилищами в лесу явля­
ются навесы и шалаши.
Навес можно устроить между деревьями
(рис. 79). Для этого на горизонтально укрепленную жердь кладут наклонно более легкие жерди, кото­
рые также скрепляются горизонтальными жердями.
Сделанный каркас покрывают сверху ветками хвой­
ных или лиственных деревьев. Перед навесом удоб­
но разводить костер для обогрева или приготовле­
ния пищи.
Рис. 79. Навес
322


Шалаши (рис. 80) лучше, чем заслоны, защи­
щают от непогоды, а при плотной укладке еловых веток и вовсе не пропускают дождя, дают больше удобств для отдыха и возводятся при более дли­
тельных стоянках.
Шалаши строят двускатными, полукруглыми либо конусными. Для зимнего вре­
мени наиболее пригодны конусные шалаши, так как в них можно разводить костры.
Рис. 80. Шалаш
В сырой болотистой местности временное укры­
тие для отдыха устраивается таким образом, чтобы оно находилось выше уровня болота на 40—60 см.
Во время сна необходимо иметь под рукой шест длиной 2—3 м.
Сохранение здоровья и гигиена. В условиях ав­
тономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения, переломы, ушибы, ожоги, отравления и заболевания, знание приемов самопо­
мощи и взаимопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать только на свои силы. Ре­
шающим может быть и наличие средств оказания медицинской помощи. Хорошо, если у вас оказа­
лись медпрепараты: йод, марганцовка, стрептоцид, активированный уголь, валидол, нашатырный спирт, аспирин.
Бывает необходим перевязочный материал — бинт, вата либо индивидуальный пе­
ревязочный пакет. Если же этих средств нет, то в некоторых случаях может помочь природа.
Кора ясеня, например, оказывает противовоспа­
лительное действие. Для этого следует снять кору
323
с не очень молодой, но и не очень старой ветки и приложить сочной стороной к ранке. Хорошо по­
могают свежие толченые ветки крапивы. В них со­
держатся вещества, которые способствуют свертыва­
нию крови и стимулируют заживление ткани. Для этих же целей рану можно присыпать зеленовато­
коричневой пыльцой (спорами) зрелого гриба-дож­
девика, туго зажимая порез вывернутой наизнанку бархатистой кожицей того же гриба.
Жгучий красноватый сок медуницы может за­
менить йод, а белый мох используется в каче­
стве перевязочного средства с дезинфицирующим действием.
Свежий сок подорожника и полы­
ни останавливает кровотечение и обеззараживает раны, обладает болеутоляющим и заживляющим действием.
Повышает свертываемость крови при­
кладывание к ране измельченных листьев подо­
рожника и полыни.
Очень важным в условиях автономного суще­
ствования является соблюдение гигиенических пра­
вил. Необходимо по крайней мере один раз в день обтирать лицо, подмышки, промежность и ноги, содержать по возможности чистой и сухой одежду, особенно нижнее белье и носки. Если стирка не­
возможна, то надо хотя бы регулярно вытряхивать, сушить и проветривать одежду. В холодную пору следует сохранять тепло. Особую заботу надо про­
являть о ногах, следить за тем, чтобы носки были сухими, для утепления можно использовать тряп­
ки, бумагу, мох, траву, листья.
1. Расскажите о способах преодоления болота, реки.
2. Как можно обозначить свое местонахождение и дать
знать о себе спасателям? 3. Как вы проведете вынужден­
ную ночевку в условиях автономного существования?
4. Оборудуйте укрытия: навес, шалаш, снежную хижину
(зимой). 5. Соберите известные вам лекарственные расте­
ния. От чего они лечат?
324
?