Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обретать новые знания и навыки, связанные с обя­
занностями военной службы. Всё это сопряжено со значительными психологическими нагрузками, ко­
торые тем выше, чем ниже морально-психологичес- кие качества, эмоционально-волевая устойчивость молодого воина.
Многие молодые солдаты на первых порах служ­
бы часто испытывают чувство боязни и страха в простейших армейских ситуациях.
Оно возникает из-за неуверенности в своих силах, сомнений в правильности выбранного решения.
Здесь многое зависит от того, каким молодой воин пришел в ар­
мию — какова его личная целевая установка на службу и какими волевыми и физическими каче­
ствами он обладает для выполнения поставленных целей. Сильный юноша безболезненно адаптирует­
ся к новым условиям, а установленный для него срок военной службы минет легко и быстро. В этом смысле допризывная подготовка юношей за­
кладывает фундамент успеха их дальнейшей воин­
ской деятельности.
Особенность армейской жизни и быта заключа­
ется еще и в том, что большую часть своего вре­
мени военнослужащие находятся среди сослужив­
цев. Учения, боевое дежурство, обслуживание тех­
ники, учебные занятия, спортивно-массовые и куль- турно-информационные мероприятия, а порой и свободное время проходят в кругу товарищей по службе. Воинские коллективы в связи с этим иг­
рают в армии особо важную роль.
Как занять достойное место в коллективе под­
разделения, наладить добрые отношения с сослу­
живцами, найти среди них друзей?
Вот несколько советов, которые могут приго­
диться:
• не замыкайтесь в себе, с друзьями всегда легче;
• по возможности быстрее узнайте своих сослу­
живцев. В разговоре называйте их по имени;
335

• искренне интересуйтесь жизнью ваших новых товарищей до армии, их увлечениями, радостями и проблемами. Это вас сблизит;
• сблизившись с одним или несколькими сослу­
живцами, не изолируйтесь от остального коллектива;
• не рекламируйте чрезмерно своих достоинств, о достоинствах же товарища говорить не стесняйтесь;
• при общении не стесняйтесь улыбнуться то­
варищу. Искренняя улыбка снимает недоверие;
• будьте принципиальны, но избегайте конф­
ликтов. Твердо помните, что силовое решение кон­
фликтных ситуаций в армии — воинское преступ­
ление;
• и главное, постарайтесь в минимально корот­
кие сроки освоить функциональные обязанности и прочно занять место в боевом строю. Трудолюбие и высокая, ответственность — гаранты вашего авто­
ритета среди командиров и товарищей по службе.
Очень важным принципом и правилом армейс­
кой жизни является откровенность подчиненного с командиром. С вопросами служебными и личными, большими и малыми, общественными либо интим­
ными, касающимися только вас, ваших товарищей или начальников, — идите без колебаний и сомне­
ний к командиру, заместителю по воспитательной работе и, конечно же, к своему надежному другу.
Если вы сформулировали четкие задачи на пе­
риод службы и выработали конкретные пути их ре­
шения, то сможете в короткие сроки адаптировать­
ся к суровой армейской жизни. А вашими помощ­
никами в этом будут воля и настойчивость, уверен­
ность в себе, доброжелательность, искренность и, конечно же, ваши новые армейские друзья.
1. Охарактеризуйте виды воинской деятельности. 2. В чем,
по Вашему мнению, состоят основные трудности военной
службы? Готовы ли Вы преодолеть эти трудности?
3. Сформулируйте для себя цель и задачи предстоящей
военной службы.
336
?


1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

ГЛАВА XII
Военно-медицинская подготовка
Военно-медицинская подготовка — обучение во­
еннослужащих оказанию первой медицинской по­
мощи с использованием индивидуальных табельных и подручных средств при ранениях, боевых пора­
жениях и несчастных случаях, а также профилак­
тике наиболее распространенных инфекционных за­
болеваний и основам личной и общественной гиги­
ены. Призывнику полезны знания основ военно-ме- дицинской подготовки не только для предстоящей воинской деятельности, но и для повседневной жизни.
§ 55. Первая медицинская помощь
При ранениях, боевых поражениях или несчаст­
ных случаях медицинский работник поблизости бы­
вает не всегда. Промедление в оказании медицин­
ской помощи может привести к осложнениям или смерти пострадавшего. В этом случае ему оказыва­
ется первая медицинская помощь, которая заклю­
чается в проведении простейших, срочных и целе­
сообразных мероприятий, которыми могут быть:
• остановка кровотечения, наложение стериль­
ной повязки на рану;
• иммобилизация
(обеспечение неподвижности) определенной части тела на время транспортиров­
ки пострадавшего;
• искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца;
• введение антидотов (противоядий) при отрав­
лениях, средств обезболивания при острых болевых синдромах, антибиотиков при инфекциях;
337

• согревание тела или наложение холода, час­
тичная санитарная обработка и др.
Первая медицинская помощь, оказываемая са­
мим пострадавшим, — это самопомощь, а оказы­
ваемая другим человеком
(другими людьми),
— взаимопомощь.
Умение оказывать самопомощь и взаимопомощь особенно важно при ведении боевых действий.
Раны — повреждение тканей с нарушением це­
лости их покрова (кожи, слизистой оболочки).
Раны различаются по характеру повреждения тканей, механизму нанесения раны и виду раня­
щего предмета. Они могут быть огнестрельными, колотыми, резаными, рубленными, размозженными, рваными, ушибленными, укушенными, скальпиро­
ванными.
Огнестрельная рана
— результат воздействия поражающих факторов огнестрельного оружия
(пули, осколки, дробь). Особенно опасны для жиз­
ни огнестрельные раны от разрывных пуль, пуль со смещенным центром тяжести.
При сквозном огнестрельном ранении образуются входное и вы­
ходное отверстия, причем входное всегда меньше выходного. В результате прямого действия оскол­
ка или пули возникает раневой канал. В него, особенно при осколочных ранениях, увлекаются обрывки одежды, земля, разрушенные ткани, ко­
торые загрязняют рану, что способствует развитию тяжелых форм гнойных и других осложнений.
Различают первичное и вторичное микробное за­
грязнение. Первичное загрязнение наступает в мо­
мент нанесения раны, вторичное, как правило, связано с нарушением правил асептики во время перевязок и операций и проявляется в виде гной­
ных осложнений.
Асептика — меры по предотвращению попада­
ния в рану бактерий. Антисептика — лечебные меры, направленные против бактерий, уже внедрив­
шихся в рану.
338

Кровотечения. Объем крови у взрослого челове­
ка составляет примерно 5 л. Потеря 20—30 % мас­
сы крови опасна для жизни человека, а 50 % — смертельна.
Артериальное
кровотечение.
Артериальная кровь ярко-красного цвета, бьет пульсирующей струей. При повреждении крупных сосудов в тече­
ние нескольких минут может возникнуть кровопо- теря, не совместимая с жизнью.
Венозное кровотечение. Давление в венах зна­
чительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вы­
текает из вен медленно, равномерной и непрерыв­
ной струей. Цвет крови темно-вишневый.
Капиллярное
кровотечение.
Возникает при повреждениях мельчайших кровеносных сосудов.
Кровь из раны вытекает медленно, по каплям.
Способы остановки кровотечения. При оказании первой медицинской помощи осуществляется вре­
менная остановка кровотечения способами пальце­
вого прижатия артерии, наложения давящей повяз­
ки, наложения кровоостанавливающего жгута, фор­
сированного сгибания конечности.
Пальцевое прижатие артерии. Прижатие ар­
терии на протяжении, т. е. не в области раны, а ближе к сердцу по кровотоку, — самый доступ­
ный в любой обстановке способ временной останов­
ки артериального кровотечения.
Для применения этого способа нужно знать места (точки), где арте­
рия наиболее близко лежит к поверхности и ее можно прижать к кости (рис. 83). В этих точках можно почти всегда прощупать пульсацию артерии.
Пальцевое прижатие артерии дает возможность остановить кровотечение почти моментально.
Но даже сильный человек не может продолжать при­
жатие более 10—15 мин; затем руки утомляются и давление ослабевает. В связи с этим такой при­
ем важен главным образом постольку, поскольку он позволяет выиграть время для других способов ос­
тановки кровотечения.
339

Рис. 83. Точки прижатия
артерий:
1 — височной; 2 — затылочной;
3 — челюстной; 4 — сонной;
5 — подключичной;
6 — подмышечной; 7 — плечевой;
8 — лучевой; 9 — локтевой;
10, 11 — бедренной;
12, 13 — большеберцовой
Наложение давящей повязки. На рану накла­
дывают несколько слоев марли, а сверху — ком ваты и туго бинтуют. Сдавленные такой повязкой поврежденные сосуды могут затромбироваться, по­
этому данный способ остановки кровотечения дол­
жен быть кратковременным.
Наложение кровоостанавливающего жгута. Ре­
зиновый жгут растягивают и прикладывают к конечности, предварительно наложив прокладку
(одежда, полотенце, бинт). Не ослабляя натяжения, обертывают жгут вокруг конечности несколько раз так, чтобы витки ложились вплотную один к дру­
гому и чтобы между ними не попали складки кожи. Концы жгута скрепляют с помощью цепоч­
ки и крючка. Точное время наложения жгута ука­
зывается в записке, которую прикрепляют к одеж­
де пострадавшего.
При отсутствии резинового жгута можно исполь­
зовать подручные материалы (поясной ремень, гал­
стук, веревку, бинт, носовой платок). При этом пе­
340
ретягивают конечность, как жгутом, или делают закрутку с помощью палочки.
Форсированное сгибание конечности. Способ применим при кровотечении из ран, расположенных у основания конечностей. При кровотечении из ран предплечья и кисти остановка кровотечения дости­
гается сгибанием до отказа в локтевом суставе и фиксацией согнутого предплечья с помощью бинта, притягивающего его к плечу. При кровотечении из ран верхней части плеча и подключичной области верхняя конечность форсированно заводится за спи­
ну со сгибанием в локтевом суставе и фиксируется с помощью бинта. При кровотечении из артерий нижних конечностей следует до отказа согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах и фиксировать ее в этом положении.
Повязки. Для изготовления и наложения раз­
личных повязок служит перевязочный материал — марля, вата, сетчатые бинты. Из перевязочного ма­
териала готовят пакеты перевязочные, бинты сте­
рильные и нестерильные, салфетки, повязки раз­
ных размеров. При отсутствии или недостатке та­
бельных перевязочных средств в полевых или бы­
товых условиях используют подручные средства — простыни, рубашки, куски ткани и др.
Пакет перевязочный индивидуальный — это унифицированная стерильная повязка, предназначен­
ная для закрытия ран и ожогов при оказании пер­
вой медицинской помощи. Пакет находится в сани­
тарных сумках младшего медицинского персонала, а в военное время выдается всему личному составу войск и формирований гражданской обороны.
Пакет перевязочный индивидуальный состоит из бинта, двух ватно-марлевых подушечек и булавки.
Одна из подушечек пришита к концу бинта, дру­
гая — свободно передвигается по бинту. Бинт с подушечками и булавка, завернутые в пергамент­
ную бумагу, помещены в герметичный непромока­
емый мешочек из прорезиненной ткани.
341

Рис. 84. Виды повязок:
а — на голову в виде “чепца”; б — на кисть;
в — на предплечье; г — на локтевой сустав;
д — на плечевой сустав
342
г
д
в
б
а

При использовании пакета необходимо разорвать прорезиненную оболочку по надрезу на кромке и извлечь завернутый в бумагу перевязочный мате­
риал. Осторожно развернув бумагу, левой рукой бе­
рут конец бинта с пришитой к нему ватно-марле- вой подушечкой (за сторону, обозначенную цветной ниткой), правой — скатку бинта, руки разводят в стороны. Между руками натягивается отрезок бин­
та с расположенными на нем подушечками. Поду­
шечки накладывают на поверхность раны и закреп­
ляют турами бинта. При сквозном ранении одну подушечку накладывают на входное отверстие, дру- гую — на выходное отверстие раны. Концы бинта закрепляют булавкой.
Некоторые виды повязок на различные части тела показаны на рисунке (рис. 84).
1. Расскажите о значении первой медицинской помощи.
2. Дайте характеристику открытым повреждениям (ра­
нам). 3. Перечислите виды кровотечений и назовите спо
собы временной остановки кровотечения. 4. Расскажите
о правилах наложения жгута. 5. Что такое пакет пере­
вязочный индивидуальный?
§ 56. Первая медицинская помощь
(продолжение)
Переломы костей.
Перелом — повреждение ко­
сти с нарушением ее целости. Если под действием травмирующего предмета или острого края отлом­
ленной кости нарушается целость кожи, то образу­
ется открытый перелом. Если целость кожи не на­
рушена, то перелом называют закрытым.
Поврежденной части тела нужен покой, непод­
вижность. Создание такой неподвижности называет­
ся иммобилизацией. Иммобилизация бывает лечеб­
ной (постоянной на время лечения) и транспортной
(временной). Транспортная иммобилизация — важ­
343
нейшее мероприятие первой медицинской помощи при переломах и других тяжелых повреждениях.
Для транспортной иммобилизации применяют главным образом шины в виде полос или желобов из различных жестких материалов, к которым при­
бинтовывают поврежденную часть тела. Если нет табельных средств иммобилизации, то пользуются импровизированными шинами, применяя фанеру, дощечки, палки, лыжи, пучки прутьев, полоски из твердого картона.
При отсутствии подходящих подручных средств прибинтовывают поврежденную руку к туловищу, а поврежденную ногу — к здо­
ровой ноге.
При транспортной иммобилизации необходимо соблюдать следующие правила:
• шина должна быть удобной для пострадавше­
го и не причинять ему боль;
• иммобилизация должна быть проведена как можно раньше;
• при наличии раны ее следует закрыть асеп­
тической повязкой до наложения шины;
• при необходимости применения кровоостанав­
ливающего жгута его следует накладывать до про­
ведения иммобилизации и не прикрывать повязкой;
• шина не должна оказывать сильного давления на мягкие ткани, сосуды, нервы, костные выступы;
• при переломах длинных трубчатых костей обязательно фиксировать 2—3 смежных сустава;
• конечность следует иммобилизовать в среднем физиологическом положении;
• транспортную шину нужно прикреплять к конечности бинтом, который не должен нарушать кровообращение.
Искусственная вентиляция легких и непрямой
массаж сердца. В основе искусственной вентиля­
ции легких лежит вдувание воздуха в дыхательные пути пострадавшего. Наиболее простой метод —
“изо рта в рот”. Искусственная вентиляция легких проводится следующим образом:
344

• положить пострадавшего на спину; освободить его шею, грудную клетку и область живота от сжимающих элементов одежды (расстегнуть ворот­
ник, расслабить галстук, поясной ремень и др.);
• осмотреть ротовую полость и при наличии жидкости, инородных тел удалить их;
• одной рукой взять пострадавшего за под­
бородок, а другой зажать ему нос и запрокинуть голову;
• сделать глубокий вдох и, плотно охватив гу­
бами рот пострадавшего, с некоторым усилием вдохнуть в него воздух. Вдыхание можно проводить через платок, салфетку;
• сразу после завершения вдыхания воздуха и расширения грудной клетки пострадавшего высво­
бодить его рот и нос;
• увидев, что грудная клетка пострадавшего опускается, сделать очередное вдыхание в его рот.
Циклы вдыхания воздуха повторяются
12—18 раз в минуту.
В случае остановки сердца пострадавшему в по­
рядке оказания первой медицинской помощи сле­
дует немедленно провести непрямой массаж серд­
ца. Для проведения непрямого массажа сердца по­
страдавшего надо уложить на плоскую твердую по­
верхность. Спасатель размещается сбоку, кладет ла­
донь на грудь пострадавшего таким образом, чтобы основание ладони располагалось на нижнем конце его грудины. Поверх этой кисти для усиления дав­
ления спасатель помещает другую кисть и сильны­
ми движениями, помогая при этом себе всей тя­
жестью тела, осуществляет быстрые ритмичные толчки (1 раз в секунду) на грудь пострадавшего.
Непрямой массаж сердца обязательно сочетается с проведением искусственной вентиляции легких.
При этом после каждого искусственного вдоха сле­
дует пять сжатий сердца. Таким образом, в мину­
ту должно быть проведено до 12 вдохов и 60 сжа­
тий сердца.
345

Солнечный и тепловой удар. При действии пря­
мых солнечных лучей на голову может наступить солнечный удар. Тепловой удар возникает при об­
щем перегревании организма, который может на­
ступить при больших физических нагрузках, повы­
шенной влажности, недостаточном поступлении в организм питьевой воды и др. Развитию теплового удара способствуют тесная и плохо проницаемая для воздуха одежда, переутомление, употребление алкоголя и другие факторы.
Оказание первой медицинской помощи одинако­
во как при солнечном, так и при тепловом ударе.
Пострадавшего следует срочно вынести в тень или прохладное место, обеспечить ему доступ свежего воздуха, освободить от одежды, дать выпить холод­
ной воды, положить холодный компресс или лед на голову, паховые области. Полезно обертывать по­
страдавшего простынями, смоченными холодной во­
дой, обдувать вентилятором.
Отморожение — повреждение тканей тела под влиянием холода. Отморожение может произойти не только в морозную погоду, но и при температуре около нуля, когда сыро и ветренно.
Пострадавшего необходимо согреть, обложив грелками. Отмороженную конечность нужно погру­
зить в теплую воду (температура 36—40 °С) и ос­
торожно растирать до тех пор, пока кожа не по­
краснеет и не восстановится ее чувствительность, затем наложить спиртовую или асептическую по­
вязку. Отмороженную конечность нельзя растирать снегом или погружать в холодную воду.
Ушиб, вывих, растяжение. Ушиб — закрытое по­
вреждение тканей и органов, вызванное кратковре­
менным воздействием на поверхность тела твердого предмета без нарушения целостности кожи, тканей, слизистых оболочек и органов. Оказание первой ме­
дицинской помощи при ушибах заключается в на­
ложении давящей повязки, холода (пузырь со льдом на 40—50 мин, с перерывом в 10—15 мин). При
346
небольших поверхностных ушибах наложить влажно- высыхающую повязку с холодной водой.
Вывих
— нарушение целостности сустава со стойким смещением суставных концов костей. Трав­
матический вывих возникает от чрезмерного или несвойственного данному суставу движения. Наибо­
лее часто встречаются травматические вывихи пле­
ча, предплечья, пальцев кисти, бедра, нижней че­
люсти.
Первая медицинская помощь при вывихе заключается в иммобилизации пострадавшей конеч­
ности, введении обезболивающих средств, приложе­
нии холода на область поврежденного сустава.
Вправление вывиха и дальнейшее лечение осуще­
ствляет только врач.
Растяжение — это надрыв тканей с сохране­
нием их целостности. Первая медицинская помощь при растяжении — тугое бинтование поврежденно­
го сустава, при сильных болях — иммобилизация и немедленное обращение к врачу.
Поражение ядами животных, отравление ядови­
тыми растениями. Опасным животным для челове­
ка в Беларуси является гадюка. Обычно змеи на­
падают на людей, когда их потревожат. Уже в первые минуты после укуса гадюки, вызывающего небольшую боль и чувство жжения, вокруг места укуса появляется покраснение, множественные кро­
воизлияния и быстро распространяющийся отек.
Тяжесть последствий зависит от места укуса, воз­
раста и состояния здоровья пострадавшего.
Оказание первой помощи пострадавшему следу­
ет начать с немедленного и энергичного отсасыва­
ния содержимого ранки, не забывая при этом по­
стоянно сплевывать отсасываемую жидкость. Отса­
сывание продолжать 15—20 мин. Затем, по воз­
можности, обработать ранку йодом, спиртом, зелен­
кой. После этого обеспечить неподвижное положе­
ние укушенной конечности, создать покой постра­
давшему. Категорически противопоказано делать по­
страдавшему разрезы кожи на месте укуса, давать
347
пить спиртные напитки, вводить в зону укуса мар­
ганцовокислый калий или другие окислители, при­
жигать место укуса, накладывать жгут.
При употреблении в пищу ядовитых грибов
(бледной поганки, мухомора, опят ложных и др.), недостаточной кулинарной обработке условно съе­
добных и использовании в пищу старых съедобных грибов возникает отравление. Отравление проявля­
ется резкими болями в животе, рвотой и обильным поносом с примесью крови. Могут отмечаться сни­
жение температуры, судороги, желтуха, увеличение печени, расстройство сердечной деятельности с па­
дением кровяного давления.
Первая медицинская помощь при отравлении грибами состоит в промывании желудка. Для этого нужно вызвать у пострадавшего обильную рвоту (в этих целях рекомендуется обильное питье), дать ему активированный уголь и затем слабительное. Следу­
ет избегать от попадания в рот уксуса и кислоты.
Отравление человека может наступить и при употреблении в пищу плодов, зелени или корней ядовитых растений.
Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями такая же, как и при отравлении грибами.
Способы транспортировки пораженных и боль­
ных. После оказания первой медицинской помощи пострадавшему его необходимо доставить в ближай­
шее лечебное учреждение.
Наиболее травмобезопасным средством транспор­
тировки больных и пораженных являются санитар­
ные носилки. Кроме носилок для транспортировки пострадавших, особенно с переломами костей таза и позвоночника, целесообразно использовать вакуумные
носилки. Для переноски больных применяют специ­
альные носилочные лямки, которые позволяют вы­
носить пострадавших из труднодоступных мест.
Носилки можно сделать из подручных материа­
лов
— двух жердей, соединенных деревянными распорками, переплетенных лямками
(веревками,
348
ремнем и др.). Во время Великой Отечественной войны для выноса раненого солдата с поля боя под огнем противника порой единственным средством была солдатская шинель или плащ-палатка.
Положение пораженного на носилках зависит от характера ранения или травмы.
При переломе шейного или грудного отдела позвоночника пост­
радавшего транспортируют на спине, поясничного отдела — на животе. При ранениях в живот, пе­
реломах костей таза пострадавшего кладут на спи­
ну, ноги ему сгибают в коленях.
При отсутствии носилок и подручных средств можно переносить больных на руках, спине, пле­
че, а также при помощи “замка” из четырех и трех рук (рис. 85).
Рис. 85. Способы
переноски пострадавших:
a — санитарные носилки;
б — носилочная лямка;
в — с помощью “замка” из
трех рук; г — на спине
(из тесных узких помещений)
349
в
г
а
б

1. Как оказать первую медицинскую помощь при пере­
ломах различных частей тела? 2. Как проводятся искус­
ственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца?
3. Расскажите о солнечном, тепловом ударе, отмороже­
нии и первой помощи при них. 4. Расскажите о первой
помощи при закрытых повреждениях. 5. Как оказать
первую помощь при отравлении грибами, ядовитыми ра­
стениями, при поражении ядами животных?
§ 57. Сохранение и укрепление
здоровья военнослужащих
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие военнослужащих — важная и неотъемле­
мая часть их подготовки к выполнению своего во­
инского долга.
Закаливание
военнослужащих,
занятия
физи­
ческой подготовкой и спортом проводятся в целях повышения устойчивости их организма к различ­
ным резким изменениям физических факторов ок­
ружающей среды, к условиям, связанным с особен­
ностями военной службы и выполнением боевых задач.
Закаливание военнослужащих должно проводить­
ся систематически и непрерывно путем комплекс­
ного использования водных, солнечных и воздуш­
ных факторов в сочетании с занятиями физичес­
кой подготовкой и спортом. Основными способами закаливания военнослужащих являются:
• ежедневное выполнение физических упражне­
ний на открытом воздухе;
• обмывание до пояса холодной водой или при­
нятие кратковременного холодного душа;
• полоскание горла холодной водой, а также мытье ног холодной водой перед отбоем;
• проведение в зимний период лыжных трени­
ровок и занятий, выполнение работ в облегченной одежде;
350
?

• в летний период проведение занятий и спортивно-массовых мероприятий в облегченной одежде, принятие солнечных ванн и купание в от­
крытых водоемах в установленное командиром во­
инской части время.
Занятия физической подготовкой и спортом осу­
ществляются во время утренней физической заряд­
ки, на учебных занятиях, в процессе спортивно­
массовой работы, учебно-боевой деятельности воен­
нослужащих, а также в ходе самостоятельных тре­
нировок. На занятиях выполняются физические уп­
ражнения с использованием различных способов тренировки и дозирования физической нагрузки, с учетом принадлежности военнослужащих к виду вооруженных сил и роду войск, возраста и состоя­
ния здоровья.
Занятия спортом осуществляются в спортивных секциях и командах во время, установленное рас­
порядком дня и регламентом служебного времени.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемичес­
кие мероприятия. Каждый военнослужащий должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скры­
вать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и воздерживаться от вред­
ных привычек
(курение, употребление алкоголя).
Выполнение правил личной гигиены включает:
• утреннее умывание с чисткой зубов;
• мытье рук перед приемом пищи;
• умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;
• своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;
• еженедельное мытье в бане со сменой натель­
ного и постельного белья, портянок и носков;
• содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели, ежедневную смену подворотничков.
Прическа военнослужащего, усы, если они име­
ются, должны быть аккуратными, отвечать тре­
351
бованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению сна­
ряжения.
Правила общественной гигиены включают: со­
держание в чистоте территории воинской части, спальных помещений, туалетов и комнат общего пользования, а также регулярное их проветривание.
Для обеспечения невосприимчивости военнослу­
жащих к инфекционным болезням проводятся пре­
дохранительные прививки.
Прививки могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям.
Военнослужащий обязан доложить по команде о случаях возникновения инфекционных заболева­
ний среди лиц, проживающих с ним в одной квартире (комнате общежития), и исполнять слу­
жебные обязанности с разрешения командира во­
инской части и по заключению начальника меди­
цинской службы.
При обнаружении в воинской части больного, зараженного инфекцией, немедленно выявляются, изолируются и госпитализируются остальные забо­
левшие. Сразу же проводится дезинфекция в под­
разделениях и наблюдение за лицами, бывшими в контакте с больным, усиливается санитарно-гигие- нический контроль. При необходимости в воинской части вводится карантин или режим обсервации.
Лечебно-профилактические
мероприятия.
Ос­
новными лечебно-профилактическими мероприяти­
ями являются диспансеризация, амбулаторное, ста­
ционарное и санаторно-курортное лечение военно­
служащих.
Диспансеризация включает медицинский конт­
роль за состоянием здоровья личного состава, ак­
тивное раннее выявление заболеваний, изучение ус­
ловий службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-оздорови­
тельных мероприятий.
352

Медицинский контроль состояния здоровья во­
еннослужащих осуществляется путем проведения ежедневного медицинского наблюдения в процессе боевой подготовки и в быту, медицинских осмот­
ров, углубленных и контрольных медицинских об­
следований военнослужащих.
При заболевании военнослужащий обязан немед­
ленно доложить об этом непосредственному началь­
нику и с его разрешения обратиться за медицин­
ской помощью в медицинский пункт воинской ча­
сти. Амбулаторный прием проводится в медицин­
ском пункте в часы, установленные распорядком дня воинской части. Военнослужащие, внезапно за­
болевшие или получившие травму, направляются
(сопровождаются) в медицинский пункт немедлен­
но в любое время суток.
Солдаты и сержанты должны мыться в бане не реже одного раза в неделю, а повара и пекари, кроме того, ежедневно принимать душ. При по­
мывке в бане (приеме душа) военнослужащие сроч­
ной службы обеспечиваются мылом, полотенцами и продезинфицированными мочалками.
Белье натель­
ное и постельное, полотенца, портянки и носки должны меняться один раз в неделю, в дни по­
мывки в бане; поварам и пекарям нательное белье меняется не менее двух раз в неделю. При необ­
ходимости белье, полотенца, портянки и носки ме­
няются чаще.
1. Расскажите о значении и содержании закаливания
военнослужащих, занятий физической подготовкой и
спортом. 2. Назовите правила личной гигиены военно­
служащего. 3. Что включает диспансеризация, как осу­
ществляется медицинский контроль состояния здоровья
военнослужащих?
353
?

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


ГЛАВА XIII
Физическая подготовка
Для того чтобы победить в бою, одолеть врага, выполнить боевую задачу, одного желания, как бы велико оно ни было, порой бывает недостаточно.
Современный бой требует от воина совершенных физических качеств, а потому и военная служба мирного времени насыщена значительными физи­
ческими нагрузками. Физическая подготовка в ар­
мии организуется и проводится в форме учебных занятий, утренней физической зарядки, спортивно­
массовой работы и физических тренировок в про­
цессе учебно-боевой деятельности.
Чтобы легче адаптироваться к условиям военной службы, быстрее и качественнее овладеть военной специальностью, юноше в процессе допризывной подготовки следует довести уровень своей физичес­
кой подготовленности до стартовых нормативов во­
йна-новобранца.
Занятия по физической подготовке в учебном за­
ведении проводятся параллельно и в тесной взаимо­
связи с уроками по физкультуре. В процессе физи­
ческой подготовки у допризывников и призывников развиваются общефизические качества и вырабаты­
ваются военно-прикладные двигательные навыки.
§ 58. Общефизическая подготовка
Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность челове­
ка.
К основным физическим качествам человека относятся выносливость, сила, быстрота и ловкость.
Выносливость зависит от способности человека противостоять утомлению в процессе своей деятель­
ности. Она подразделяется на общую, скоростную
354
и силовую. Основными средствами развития общей и скоростной выносливости являются ускоренные передвижения, передвижения на лыжах, плавание, преодоление препятствий и спортивные игры.
Бег на 1, 3 или 5 км проводится на дорожке стадиона или на ровной местности с общего или раздельного старта. Старт и финиш оборудуются в одном месте.
Лыжная гонка на 5 км проводится на местно­
сти вне дорог, с общего или раздельного старта.
Старт и финиш оборудуются в одном месте.
Сила
определяется способностью преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Основными средствами развития силы и силовой выносливости являются упражнения в поднимании и переноске тяжестей, силовые упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, упражнения с собственным весом.
Подтягивание на перекладине выполняется из виса на прямых руках хватом сверху (положение виса неподвижное). При подтягивании подбородок должен быть выше грифа перекладины. Выполне­
ние упражнения засчитывается в тот момент, ког­
да тело вернулось в исходное положение. Разреша­
ется сгибание, разведение ног.
Характерные ошибки: неравномерное подтяги­
вание (поочередно правой и левой рукой), рывки, ма­
ховые движения ногами, отклонение головы назад.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа вы­
полняется в течение двух минут. Исходное поло­
жение — упор лежа, руки прямые. При выполне­
нии упражнения руки сгибаются до касания гру­
дью пола, тело прямое.
Комплексное силовое упражнение выполняется в течение одной минуты: первые 30 секунд максималь­
ное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки на поясе, ноги закреплены (допускается незначительное сгибание ног, при возвращении в исходное положе­
355

ние обязательно коснуться пола лопатками); повер­
нуться в упор лежа и без паузы для отдыха выпол­
нить в течение 30 секунд максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело пря­
мое, руки сгибать до касания грудью пола).
Поднимание гири 24 кг (рывок). Исходное по­
ложение: ноги на ширине плеч, одной рукой хватом сверху взяться за дужку гири, стоящей на полу. По команде
“Упражнение начи-НАЙ” последовательно поднимать и опускать гирю сначала одной рукой, за­
тем без отдыха после смены рук — другой рукой.
Гирю на помост не ставить. Положение гири вверху фиксируется на прямой руке. Запрещены междума- хи. При касании гирей пола или падении гири уп­
ражнение прекращается. Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше. Минимальный норматив для слабой руки в весовой категории до
70 кг — 8 раз, 70 кг и выше — 12 раз.
Х а р а к т е р н ы е о ш и б к и : дожим гири рукой, неправильный хват гири вверху, неправильное сги­
бание, разгибание ног во время рывка.
Поднимание гири 24 кг (толчок) выполняет­
ся от груди, когда плечи прижаты к туловищу, а ноги выпрямлены. По команде “Упражнение на­
чи-НАЙ” последовательно толкают гирю от груди вверх с последующим возвратом ее в исходное по­
ложение и опусканием вниз в положение виса, вначале одной рукой, затем без отдыха после сме­
ны рук внизу — другой рукой. В момент фикса­
ции гири вверху руки, туловище, ноги должны быть выпрямлены. При касании гирей пола или ее падении выполнение упражнения прекращается.
Установлены две весовые категории: до
70 кг,
70 кг и выше. Минимальный норматив для слабой руки в весовой категории до 70 кг — 8 раз,
70 кг и выше — 12 раз.
Х а р а к т е р н ы е о ш и б к и : толчок с плеча, лок­
ти не прижаты к туловищу; нет фиксации в ис­
ходном положении; жим гири вместо толчка.
356

Подъем переворотом на перекладине выполня­
ется из виса хватом сверху. Слегка подтянуться, поднять ноги к перекладине и, переворачиваясь вокруг нее, выйти в упор на прямые руки, тело прогнуто. Положение виса и упора фиксируется на прямых руках. Опуститься в вис любым способом.
Допускается сгибание, разведение ног и отклоне­
ние тела от неподвижного положения.
Х а р а к т е р н ы е о ш и б к и : выпрямление рук во время поднимания ног к перекладине; тело опус­
кается вниз, ноги ударяются о перекладину; ран­
нее откидывание головы назад; сильное сгибание ног в тазобедренных суставах после выхода в упор; опускание в вис или соскок под перекладину вы­
полняется с большим продвижением вперед.
Быстрота
определяется способностью человека совершать двигательные действия в минимальное время.
Основными средствами развития быстроты являются бег на короткие дистанции с максималь­
ной скоростью и упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений.
Бег на 100 м проводится по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым твердым покрытием. По команде “НА СТАРТ” подойти к стартовой линии, поставить одну ногу перед лини­
ей старта, не наступая на нее, другую отставить на полшага назад. По команде “ВНИМАНИЕ” вес тела перенести на ногу, поставленную впереди, руки со­
гнуть в локтях. По команде “МАРШ” начать бег.
Челночный бег 10x10 м проводится на ровной площадке с твердым покрытием, размеченной ли­
ниями старта и поворота через 10 м. По команде
“НА СТАРТ” и “ВНИМАНИЕ” принимается такое же положение, как в беге на короткие дистанции.
По команде “МАРШ” пробежать 10 м, пересечь но­
гой линию поворота, развернуться для движения в обратном направлении, пробежать таким же обра­
зом еще девять отрезков по 10 м.
357