Файл: Ритусик В. Пищевая ценность как сложное свойство, характеризующее качество продовольственных товаров определение термина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ритусик

В. 1. Пищевая ценность как сложное свойство, характеризующее качество продовольственных товаров: определение термина.

 Пищевая ценность — это сложное свойство, характеризующее энергетическую, биологическую, физиологическую, органолептическую ценность, усвояемость, доброкачественность.

Качество товаров является одной из основополагающих харак­теристик, оказывающих решающее влияние на создание потреби­тельских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Под качеством пищевых продуктов понимают совокупность свойств, отражающих способность продукта обеспечивать органолептические характеристики, потребность организма в пищевых веществах, бе­зопасность его для здоровья, надежность при изготовлении и хра­нении. 

Основными свойствами продовольственных товаров, являются пищевая ценность, физические и вкусовые свойства и его сохраняемость

В.2. Классификация и ассортимент изделий из пластмасс.

Хозяйственные товары из пластмасс классифицируют по виду пластмасс, способу производства, виду декорирования, назначения. В производстве изделий из пластмасс используют пластмассы синтетические и на основе природных полимеров.

Ассортимент:

  1. Бытовые изделия.

  2. Галантерейные изделия.

  3. Изделия культурно-бытового назначения.

Ассортимент всех видов изделий из пластмасс классифицируют также по следующим признакам:

  • по виду пластмасс,

  • по конструкции, например, пуговицы – с двумя или четырьмя отверстиями.

  • по форме, например, ведра для мусора – квадратные, цилиндрические.

  • по отделке. Для декорирования изделий из пластмасс применяют окрашивание бронзовым или алюминиевым пигментом, живопись, декорирование бумагой или тканью.

  • по размерам.


В.3. Ключевые понятия: продукция, товар, товароведение

ПРОДУКЦИЯ – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных потребностей, т.е. продукция должна быть не просто произведена, она должна быть кому-то нужна.

Продукция может быть не только результатом деятельности человека (промышленности), но и природной деятельности (рыба, плоды и т.д.).


Если продукцию можно продавать и покупать, то она становится товаром.
ТОВАР – материальная и нематериальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Товаром могут быть также и услуги, ценные бумаги, продукция интеллектуального труда.

Товар включает в себя две составляющие:

ТОВАРОВЕДЕНИЕ – это наука, изучающая характеристики и свойства товаров, определяющие их потребительские стоимости и факторы, обеспечивающие их.
В.4. Биологическая эффективность: понятие, показатели, значение в питании незаменимых жирных кислот, содержание их в пищевых продуктах.

Биологическая эффективность — показатель качества жировых компонентов пищи, характеризующий количественное соотношение в ней наиболее ценных для организма полиненасыщенных жирных кислот.

Показателями биологической эффективности в зависимости от особенностей биологии вредителей могут быть смертность вредящих стадий развития, снижение их численности, а также снижение повреждения растений.

При определении биологической эффективности по смертности вредителя учитывают численность вредителей во всех вариантах и повторностях до и на определенные дни после проведения опрыскивания. Затем определяют процент смертности по каждой повторности, а также средний процент по каждому варианту. 

Незаменимые жирные кислоты — ряд полиненасыщенных жирных кислот, которые принимают значительное участие в метаболизме животных и человека.
В.5. Средства для стирки и мытья

К средствам для стирки и мытья относят моющие, отбеливающие средства.

Моющие средства - это составы, основной частью которых являются моющие средства. К ним относят мыло хозяйственное и синтетические моющие средства (Порошки).

Моющие средства должны быть безвредны в потреблении.

Мыло хозяйственное - это моющее стредство.

Выпускают мыло хозяйственное твердое для мытья посуды и хозяйственных изделий. Оно дополнительно содержит соду и другие добавки.

Синтетические моющие средства - это составы, основной частью которых являются синтетические моющие вещества.

Порошки различают по назначению, консистенции (порошковые, пасты, жидкие), наличию вспомогательной функции (с отбеливанием, подкрашиванием и др.) и наименованиям-маркам (Лотос, Ока, Планета и др.) – это порошки



Отбеливающие средства применяют для восстановления белизны тканей. На торговые предприятия поступают отбеливающие средства химического действия. Выпускают их в виде порошков, жидкостей и таблеток. Применяют в основном для отбеливания изделий.

Отбеливающие средства для изделий из тканей хлопчатобумажных, льняных и из вискозного шелка в зависимости от вида отбеливающего вещества различают перекисные и хлорсодержащие.
В.6. Предмет, цели и задачи товароведения.

ПРЕДМЕТ ТОВАРОВЕДЕНИЯ – потребительские стоимости товара, т.к. именно она формирует полезность.

Чем больше положительных свойств и характеристик в товаре, тем выше его полезность и, следовательно потребительская стоимость.

ЦЕЛЬ ТОВАРОВЕДЕНИЯ – изучение основополагающих характеристик и свойств, составляющих его потребительскую стоимость, а также их изменения на всех этапах товародвижения (от производства до потребления).

ЗАДАЧИ:

  • Четкое определение основополагающих характеристик, составляющих его потребительскую стоимость.

  • Систематизация множества товаров, путем классификации и кодирования.

  • Изучение потребительских свойств товаров.

  • Изучение свойств и показателей ассортимента.

  • Управление ассортиментом.

  • Оценка качеством товаров.

  • Выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров.

  • Определение количественных характеристик товарных партий и единичных товаров.

  • Установление товарных потери, причин их возникновения и мер по их снижению и предупреждению.

  • Товароведная характеристика товаров.

  • Информационное обеспечение товаров.



В.7. Усвояемость. Определение. Влияние усвояемости на степень удовлетворения потребностей.

Усвояемость - показатель, характеризующий степень использования организмом потребляемого продукта. Она выражается коэффициентом усвояемости, показывающим, какая доля продукта используется организмом человека.

Усвояемость пищи это степень использования содержащихся в ней пищевых или питательных веществ.

Усвояемость зависит как от вида, вкуса, аромата, консистенции, количеству питательных веществ и другого, так и от состояния организма, условий питания, привычек, вкусов и др.


В.8. Классификация и ассортимент стеклянных бытовых товаров

Бытовые стеклянные изделия классифицируют по основным признакам: назначению, способу выработки, виду стекла, цвету, размерам, способу нанесения разделки, комплектности и др.

По назначению бытовые стеклянные изделия делят на пять групп: бытовая посуда; художественные изделия; хозяйственная посуда; кухонная посуда; ламповые изделия.
По способу выработки бытовые стеклянные изделия делят на выдувные, прессованные, прессовыдувные и изготовленные цен­тробежным литьем.

По виду стекла изделия бывают натриево-калиево-известковые (обыкновенные), калиево-свинцовые (хрусталь) и боросиликатные (жаростойкие).

По цвету они могут быть цветными и с нацветом.

По размером изделия подразделяют на мелкие, средние, круп­ные и особо крупные.

По комплектностибытовые стеклянные изделия могут быть штучными и комплектными (наборы и сервизы).
Ассортимент стеклянной посуды в зависимости от способа выработки и назначения делят на следующие группы: выдувные изделия; прессованные изделия; прессовыдувные изделия; хрус­тальные изделия; хозяйственная посуда; кухонная посуда.
Выдувная посуда отличается большим разнообразием: ее ассор­тимент состоит из сотни наименований. Выдувная посуда может быть штучной и комплектной.

Блюдца по назначению делят на чайные - диаметром 110-140 мм и для варенья - диаметром 75-100 мм. Блюда выпускают разных фасонов и размеров - диаметром 275-420 мм.

Бокальчики, бокалы, рюмки и фужеры вырабатывают разных фасонов и размеров. Бокальчики имеют емкость 15-25 см3, рюм­ки - 30-100 см3, бокалы - 110-150 см3, фужеры - 175-350 см3.

По назначению стаканы бывают для чая (ручной и машинной выработки), вина, пива, минеральных и фруктовых вод, а также дорожные плоские толстостенные.

В ассортимент выдувной посуды входят вазы, графины, кув­шины, масленки, молочники, салатники, сахарницы и т. д.

Чашки с ручкой и кружки для пива имеют ограниченный ас­сортимент.

Чайницы (для хранения сухого чая) выпускаются с притертой пробкой и с металлической оправой.

Приборы для чая (три предмета), приборы для крюшона (де­вять предметов), приборы для вина (6-7 предметов), приборы для воды (7 предметов), приборь! для молока и предметы для туалет-

В.9. Принципы товароведения.


Любая наука базируется на определенных принципах. Принципами товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

1. Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

2. Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

3. Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

4. Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

5. Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

6. Соответствие – принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований.

В.10. Основные зерновые товары. Строение зерна.
Основными зерновыми культурами являются пшеница, ячмень, овёс, кукуруза, рис, гречиха и горох. Зерновые служат главным источником калорий в большинстве развивающихся стран.
Строение зерна:
Внутренняя часть зерна — эндосперм — мучнистая; слой эндос­перма, прилегающий к семенной оболочке, — алейроновый — богат белком.

Этот слой состоит из одного (у ржи, пшеницы, овса, кукурузы, проса) или нескольких

(у ячменя) рядов клеток с утолщенными стенками. Эндосперм имеет крупные тонкостен-
Либо напиши так: эндосперм, семядоли, почка, стебель, корень.
В.11. Классификация и ассортимент керамических изделий

Керамические бытовые товары классифицируют по виду керамики, способу формования, виду декорирования, форме, размеру и комплектности. Примеры классификации по этим признакам рассмотрены выше. ,

В качестве базовой классификации можно рассматривать классификацию керамических бытовых товаров по назначению на примере изделий из твердого фарфора. В них выделяют две группы: посуду и художественно-декоративные изделия.

Посуда подразделяется на подгруппы: