Файл: Ритусик В. Пищевая ценность как сложное свойство, характеризующее качество продовольственных товаров определение термина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• столовую — для подачи пищи (салатники, селедочницы, блюда), для принятия пищи (тарелки глубокие, мелкие> пирожковые, для вторых блюд, подставные);

• чайную (чайники заварочные и доливные; молочники; сливочники; вазы для фруктов, варенья; конфетницы; чашки; блюдца; тарелки десертные; розетки);

• кофейную (см. ассортимент чайной посуды)

• прочие изделия (полоскательницы, пепельницы, сал-фетницы).

В художественно-декоративных изделиях различают декоративно-утилитарные изделия (вазы для цветов, высокохудожественная посуда) и декоративные изделия (тарелки и блюда декоративные настенные; скульптура, изделия народных художественных промыслов и др.).

Изделия из фаянса представлены столовой посудой для подачи пищи и напитков и для принятия пищи и напитков. К основным видам этой посуды относят: тарелки, миски, наборы для пельменей и вареников и т. п.

Из полуфарфора изготовляют столовую посуду, хозяйственную посуду и декоративно-утилитарные изделия.

Изделия из майолики подразделяются на декоративно-утилитарные и декоративные.

Для изделий из гончарной керамики принято выделять три подгруппы: кухонную посуду; хозяйственную посуду и художественно-декоративные изделия.
В.12. Объекты и субъекты товароведения

Объектом товароведения является товар как продукт, предназначенный для продажи на рынке и удовлетворения потребностей потребителей.

Субъектом товароведения является исследователь, занимающийся изучением товаров и товарного рынка, а также участники рынка — производители, поставщики, потребители и торговые посредники, которые взаимодействуют на рынке и определяют его состояние и тенденции.

В.13. Мука.

Мука - это продукт, полученный из зерна путем размола или дробления, в процессе которого отделяют отруби и зародыш, а эндосперм доводят до требуемой крупности помола. 

Цвет муки должен быть белым с разными оттенками в зависимости от сорта; Цвет муки зависит от цвета эндосперма зерна, а также цвета и количества отрубистых частиц (т. е. зародыша и алейронового слоя) зерна в муке. Способность муки к потемнению в процессе ее переработки связана с образованием меланинов. Хлебопекарная мука не должна темнеть в процессе ее переработки.

Запах и вкус должны быть свойственны нормальной муке: запах - без посторонних запахов, не затхлый, не плесневелый, вкус - без посто­ронних привкусов, не кислый, не горький. Мука должна обладать слабым спе­цифическим мучным запахом, пресным вкусом; при продолжитель­ном разжевывании она становится сладковатой в результате воздей­ствия амилаз слюны на крахмал.


Хруст- недопустимый дефект, который появляется вследствие выработки муки из зерна, недостаточно очищенного от минеральных примесей, или помола на неправильно установленных или плохих валь­цах. Все промежуточные продукты размола и готовую муку пропускают через магнитные установки. На 1 кг муки допускают до 3 мг пылевидных металлопримесей размером частиц до 0,3 мм и массой каждой частицы не более 0,4 мг. Хруст ощущается при разжевывании муки и передается хлебу.

Влажность не должна превышать 15%. При большей влажности мука плохо хранится, легко прокисает, плесневеет и самосогрева­ется. Очень низкая влажность также нежелательна. Мука влажно­стью 9...13% при хранении очень быстро становится прогорклой.

Хранение муки.При хранении муки в требуемых условиях улучшаются ее хлебо­пекарные свойства — мука созревает. За счет окисления каротиноидов она становится светлее. В процессе созревания происходит укрепле­ние структурно-механических свойств клейковины. При хранении муки кислотность, как правило, воз­растает; повышение влажности и температуры, а также жизнедея­тельность микроорганизмов, особенно активизирующихся при са­мосогревании муки, интенсифицируют этот процесс.

В процессе хранения мука дышит: в результате окисления саха­ров выделяется углекислый газ, вода и большое количество тепла. С повышением температуры и влажности интенсивность дыхания воз­растает. Продукты, образующиеся в результате дыхания, способству­ют дальнейшему усилению дыхания, увлажнению и согреванию муки. Это создает благоприятные условия для развития микроорга­низмов. В свою очередь, микроорганизмы в процессе своей жизне­деятельности также выделяют теплоту и влагу. Все это может приве­сти к самосогреванию муки.
Мука бывает следующих сортов: Различают муку пшеничную, ржаную ячменную, овсяную, рисовую, гороховую, гречневую, соевую. 
Подразделяется на: крупчатку, высший сорт, первый сорт, второй сорт и обойную. Сортность муки не указывает на высокое или низкое качество продукта. Скорее сорт является показателем определённых качественных признаков, которые наиболее подходят для того или иного применения в кулинарии.
В.12. Классификация и ассортимент металлохозяйственных товаров

Металлохозяйственные изделия подразделяют на группы по назначению: металлическая посуда, приборы и принадлежности, облегчающие домашний труд

, ножевые изделия и столовые принадлежности, товары ремонтно-строительного назначения, инструменты, товары для личного подсобного хозяйства, нагревательные и осветительные приборы.


Металлохозяйственные товары различают по исходному материалу, способу изготовления, отделке, фасонам, размерам, по комплектности.

Металлическая посуда изготавливается из стали, чугуна, алюминия, сплавов меди:

- стальная - черная, эмалированная, луженая, из нержавеющей стали, крашеная;

- алюминиевая - легкая, прочная, обладает высокой теплопроводностью, стойкостью к коррозии. Недостатки: под воздействием пищи и воды темнеет, при механическом воздействии появляются царапины. Кислоты и щелочи разъедают алюминий, поэтому применять алюминевую посуду следует для готовки блюд, не содержащих кислоту;

- латунная - ассортимент ограничен: чайники, кофейники, самовары, тазы для варенья и др.;

- мельхиоровая, нейзильбертовая - имеет высокие гигиенические и эстетические свойства, сахарницы, конфетницы, ведра для охлаждения шампанского и др.

По назначению металлическая посуда подразделяется на пищевую и непищевую.

Пищевая посуда - столовая, чайная, кофейная, кухонная, для хранения и переноса пищи и пищевых продуктов.

Непищевая посуда применяется для разных хозяйственных нужд (для переноса, хранения, непищевых продуктов, для стирки).
В.14. Классификация и ассортимент металлохозяйственных товаров
В зависимости от назначения выделяют следующие товарные группы:

металлическая посуда;

  • ножевые изделия и столовые приборы;

  • ручные инструменты;

  • приборы, облегчающие домашний труд;

  • нагревательные приборы;

  • приборы для окон и дверей;

  • швейные и вязальные машины;

  • инвентарь для личных подсобных хозяйств;

  • крепежные изделия.

Внутри рассматриваемых групп классификацию проводят по функциональному назначению, виду используемого металла (сплава); способу выработки; виду защитно-декоративных покрытий и декорирования; конструктивным особенностям, комплектности.

Классифицируют посуду по назначению, по используемому металлу (сплаву), по виду защитно-декоративного покрытия и по способу выработки.

В зависимости от назначения различают металлическую посуду, контактирующую и не контактирующую с пищей. Посуда, контактирующая с пищей, в свою очередь подразделяется на кухонную, хозяйственную и столовую, неконтактиру-ющая с пищей — на посуду для непищевых жидкостей, санитарно-гигиеническую и для горюче-смазочных материалов.


Для изготовления посуды используются как черные (чугун и сталь), так и цветные (алюминий, медь) металлы.

Стальная посуда включает эмалированную посуду, оцинкованною, луженную, крашеную, черную, с антипригарными покрытиями, посуду из нержавеющей стали.
В.15. Товар как объект товароведной деятельности: потребительная стоимость и стоимость.
Товар- материальное изделие предназначенное рынку с целью его преобретения, использования и потребления.

Услуги-результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребности покупателя при купли продажи.

Продукция- это совокупность продуктов и (или) услуг предприятия, результат работы производства; то, что предприятие готово выпустить на рынок и реализовать

Классификация товара:

1)торговая (товары прод и непрод)

2)по цели применения

3)по поведению покупателя на рынке:

4)импульсивной покупки(без предварительного планирования)

5)по характеру взаимодействия между собой

6)на основе потребительского восприятия

7) по характеру спроса(спрос-это потребность подкрепленная платежеспособностью)

Основные характеристики товара:

1) ассортиментная

2)качественная-соответствие товара определенным стандартами удовлетворение определенных потребностей человека

3)количественная-набор свойств товаров выраженные физическими величинами

4)стоимостная- осуществление в товаре труд производителей выраженных в денежных единицах (цена, мера, стоимость)

Функции товара:

1)потребительская- способность удовлетворить различные запросы

2)коммерческая- товар является объектом купли продажи, выполняет определенные функции и приносит определенную прибыль

3)правовая- товар должен соответствовать определенным нормативным документам (ГОСТ, Сан-Пин, ГН, СП, МУК)
В.16. Хлеб и хлебобулочные изделия

Хлеб и хлебобулочные изделия подразделяют на хлеб, бу­лочные, сдобные, диетические, национальные, бараночные и сухарные.

Хлеб бывает пшеничный, ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной. В зависимости от рецептуры — простым, улучшенным и сдобным. Простой хлеб готовят из муки и воды с добавлением дрожжей и соли, в улучшенный дополнитель­но вводят сахар, жиры, молоко, пряности, изюм, мак, солод и др. В сдобный вводят больше сахара и жиров.