Файл: Исследовательская работа тематическое направление педагогические династии ген учителя педагогическая династия джазаевых.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ»
«ГЕН УЧИТЕЛЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ ДЖАЗАЕВЫХ»
Подготовила
Биджева Джамиля, ученица 9а класса
Руководитель:
Таова Радмила Ибрагимовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Апрель 2023 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1 Учитель в системе образования 5
1.2 Сущность понятия «династия» 9
Глава 2. Практическая часть исследования 13
2.1. Ген учителя: педагогическая династия Джазаевых 13
Заключение 20
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
В обыденном сознании педагогическая деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учился и видел десятки учителей и тысячи уроков, многие из которых уже давно забыты. Многим на основе школьного опыта педагогическая деятельность представляется монотонной, она может отпугивать кажущейся рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленностью и неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя - неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. "Сердце отдаю детям" - так назвал одну из своих книг В.А. Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Существует немало профессий, где преемственность поколений играет положительную роль, помогает добиваться наилучших результатов, и профессия «педагог» одна из них.
Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, - значит, это учительская династия - явление драгоценное и необъяснимое. Почему дети и внуки учителей тоже идут туда, где труд никогда не был легким, а зарплата достойной? Есть немало профессий, где преемственность поколений - цемент успеха.
Известно, что учитель - это не профессия, а образ жизни. Иначе просто не получится быть хорошим педагогом.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Министерство просвещения Российской Федерации запустило масштабный онлайн-проект «Педагогические династии России». На сайте проекта будут публиковаться истории и фотоархивы учительских семей, представители которых из поколения в поколение связывали свои судьбы с образованием и воспитанием детей. Поэтому мы считаем, что тема нашей исследовательской работы актуальна. Мы хотим рассказать о людях, которые накапливали свой опыт десятилетиями, передавая его из поколения в поколение, людях, которые создавали свои традиции и свою субкультуру.
Цель: проследить путь педагогической династии Джазаевых
Задачи:
1. Уточнить понятие "педагогические династии";
2. Выявить педагогические династии нашей школы;
3. Найти и изучить документальные материалы о каждом представителе исследуемой династии (газетные статьи, документы, грамоты, фото из семейных архивов);
4. Провести интервьюирование представителей династии, их коллег по работе;
5. Собрать необходимую информацию для написания исследовательской работы;
6. Составить генеалогическое древо педагогической династии;
7. Обобщить собранный материал и сделать определенные выводы;
8. Осветить жизненный путь и трудовую деятельность педагогической династии для популяризации профессии учителя.
Объект исследования – педагогические династии как социокультурное явление.
Предмет исследования – педагогический путь династии Джазаевых.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования;
- изучение материалов семейного архива,
- беседа с представителями династии, учителями МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»,
- анализ и обработка полученной информации.
Гипотеза исследования:
Наверное, выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным и на него не влияют ни низкая зарплата, ни падение престижа профессии. Я думаю, что представители учительских династий внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь республики, района, города.
Практическая значимость: собранный материал можно будет использовать на уроках истории, родной литературы и классных часах в школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1 Учитель в системе образования
Профессия учителя является одной из ведущих в становлении человека нового тысячелетия, личности, готовой жить и работать в современном мире, способной смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Анализ источников свидетельствует о том, что данной проблемой занимаются многие ученые: педагоги, философы, психологи, учителя-практики (О.С. Анисимов, В. П. Беспалько, Б.З. Вульфов, Е.И. Исаев, Л.В. Митина, А.И. Мищенко, Е.П. Морозов, М.Н. Миронова, В.А. Сластёнин, С.А. Смирнов, Н.Н. Никитина, П.И. Пидкасистый, В.К. Шаповалов и др.). Вопросы «Каким должен быть учитель XXI века?», «Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать учитель в современной России?» свидетельствуют об интересе как со стороны философов, социологов, ученых-исследователей, так и со стороны психологии,
медицинского сообщества. Устойчивый интерес объясняется значимой ролью учителя в жизни современного общества и в системе современного образования.
Об учителе, его личностных качествах, гражданской позиции, под влиянием которых ребенок становится полноценной личностью, способной самостоятельно и нестандартно мыслить, писал основоположник педагогической науки Я.А. Коменский. «Какими дети рождаются — это ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, — это в нашей власти».
Зарождение и развитие представлений о назначении учителя, сущности педагогической профессии, профессиональном взращивании педагога апеллируют к древним памятникам культуры, устному народному творчеству, произведениям русского фольклора. Важнейшими из сохранившихся и дошедших до наших времен являются:
1. «Слово о полку Игореве» (XII в.).
2. «Голубиная книга».
3. «Золотая книга».
4. «Слово о погибели русской земли».
5. «Повесть временных лет» — летописный свод Нестора (1050-е гг.).
6. «Поучение детям» Владимира Мономаха (XI в.) и др.
В России учитель всегда был воплощением самых высоких духовных устремлений народа, а личность педагога наделялась особыми духовно-нравственными качествами: мудростью, справедливостью, добротой, умом и т.п. Личность учителя и осуществляемая им профессиональная деятельность должны быть наполнены высокими идеалами и стремлениями, отвечающими потребности саморазвития и необходимости совершенствования учеников.
Высокопрофессиональный педагог, обладающим творческим потенциалом, который успешно работает в быстро меняющихся условиях социокультурной ситуации и жесткой конкуренции – таковы требования современной школьной политики к учителю.
В современный период развития общества меняется сам подход к образованию и воспитанию. В условиях современной социально-экономической системы проблема формирования совершенной личности рассматривается как одна из наиболее актуальных задач. Сегодня пересматриваются многие идеологические и нравственные ценности, предпринимаются попытки выработать новые духовные ориентиры и возродить давно забытые традиции.
Сегодня для учителя важна не только профессиональная компетентность, но и его моральный облик, его духовный мир, духовные качества. Ведь именно от них и зависит конечный результат воспитательного процесса. Решить эти проблемы поможет обращение к духовно-нравственному наследию народа.
Фамилии выдающихся педагогов разных времен можно перечислять долго. Каждый из них внёс свой вклад в развитие современной педагогики. Так и должно быть, никак иначе. Самая лучшая плата за работу учителя – это искренняя признательность учеников. Выдающиеся педагоги навсегда оставили свой след в истории образования. На них равняются современные учителя, их труды стали классикой мировой педагогики, а их новаторские подходы буквально перевернули представление о воспитании и обучении детей.
Учителя, педагоги, наставники... Сколько еще синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей, для школы. Сегодня мы вспомним о российских педагогах, которые внесли огромный вклад в развитие образования и воспитания.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - сын помора, пришедший пешком в Москву. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. При университете открылось две гимназии – для дворян и разночинцев. Разработал Регламенты для учителей и учеников гимназии, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребёнка, а учебный материал быть соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал. Автор ряда учебников. Его “Российская грамматика” на протяжении 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательных школ. Важнейшим направлением деятельности Академии наук считал создание условий для воспитания отечественных учёных.
Николай Иванович Новиков (1744-1818) финансировал две частные школы, издавал детский журнал “Детское чтение для ума и сердца”, создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете. Педагогические воззрения изложил в статьях “О воспитании и наставлении детей” (1783), “О раннем начале учения детей” (1784) и др. Центральная идея – воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу патриотов. Считал, что путь к высшей человечной нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума». После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. он был арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность.