Файл: Исследовательская работа тематическое направление педагогические династии ген учителя педагогическая династия джазаевых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• малочисленный — до 10 человек;

• средний — 11-20 человек;

• многочисленный — 21-30 человек;

• большой — более 31 человека.

Сколько есть в мире профессий – столько и династий. Династии учителей – это особая тема для обсуждения. Это непросто выбор специальностей, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Учительские династии – гордость не только семьи, но и нашей большой страны. Учительство – это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу.

Сколько терпения, такта и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию, которую, к сожалению, престижной и высокооплачиваемой сейчас не назовешь. Но тем не менее существуют учительские династии, когда дело родителей продолжают дети. Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная обо всех сложностях работы? Что движет людьми при выборе: генетическая предрасположенность, особый дар - учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?

Династия – это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя. Быть похожим на родителей, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать традиции семьи своим детям из поколения в поколение.

Как известно, в выборе профессии важную роль играют не только родители, но и родственники. Но не в том смысле, что они настоятельно рекомендуют, подбирают тебе тот или иной вуз, находят репетиторов, помогают морально и материально. Все это в той или иной форме бывает у всех. В не меньшей степени (а может, и в большей) значим так называемый личный пример, когда выбираешь профессию, которая с детства у тебя перед глазами, потому что в ней работают твои родители и близкие. И хотя в минуты отчаяния и усталости они заклинают тебя не идти по их трудному пути, тем не менее ты множество раз становишься свидетелем неподдельного, бескорыстного счастья, которое связано с успехами и достижениями их учеников и последователей.


Глава 2. Практическая часть исследования

2.1. Ген учителя: педагогическая династия Джазаевых

Если искать ответ на вопрос «Что позволяет российской системе образования быть одной из лучших в мире?», то он очевиден: сохранение традиций, основанных на учениях великих педагогов — таких, как Константин Дмитриевич Ушинский, 200-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, и многих других. Мы бережно храним и продолжаем использовать их разработки, добавляя педагогические инновации, технологические инструменты, которые позволяют этим идеям быть актуальными и сегодня.

Как известно, в выборе профессии важную роль играют не только родители, но и родственники. Но не в том смысле, что они настоятельно рекомендуют, подбирают тебе тот или иной вуз, находят репетиторов, помогают морально и материально. Все это в той или иной форме бывает у всех. В не меньшей степени (а может, и в большей) значим так называемый личный пример, когда выбираешь профессию, которая с детства у тебя перед глазами, потому что в ней работают твои родители и близкие. И хотя в минуты отчаяния и усталости они заклинают тебя не идти по их трудному пути, тем не менее ты множество раз становишься свидетелем неподдельного, бескорыстного счастья, которое связано с успехами и достижениями их учеников и последователей.

Когда мы берем за основу традиции и воплощаем их в современных форматах, талант педагога раскрывается особенно ярко. Лучший опыт сохранен в наших уникальных педагогических династиях, число которых по всей стране превышает 500.

В некоторых семьях общий педагогический стаж насчитывает несколько сотен лет. Так, например, в Республике Башкортостан есть педагогическая династия Кутлиевых—Гилязетдиновых—Ягудиных, общий профессиональный стаж которой свыше 700 лет. В Омской области одну из самых масштабных педагогических династий представляет семья Дубенских с общем стажем свыше 650 лет. В Белгородской области более 300 лет преподает династия Маховых, объединяющая десять учителей.

Именно семьи потомственных учителей хранят уникальный опыт отечественной педагогики. Здесь любовь к профессии передается по наследству. И не важно, какую предметную область они выбирают — русский язык и литературу, историю и обществознание, химию, биологию, географию, английский язык, работают ли в начальных классах, занимают ли должности директора или советника директора школа по воспитанию.



В нашей Гимназии тоже работают учителя из педагогических династий. Мы провели опрос учителей и подсчитали сколько представителей династий осуществляют педагогическую деятельность в МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты». Выяснилось, что из 96 учителей в учебном заведении 27 представителей педагогических династий, в среднем в двух поколениях, в том числе и директор школы Байкулова Аминат Микояновна. Но особенно нас заинтересовала династия Джазаевых, так как 5 представителей учительской профессии работают в гимназии в настоящее время. Это Чотчаева Лиза Абул-Керимовна, ее сестра Разова Зульфа Абулкеримовна, их племянник Джазаев Алибек Абрек-Наурузович, его жена Джазаева (Дагужиева) Валерия Артуровна и жена дяди Кипкеева Рита Асхатовна. Интересен тот факт, что дедушка Алибека Абрек-Наурузовича, Абдул Юсуфович, и дядя Басханук Абдулович тоже работали в нашей Гимназии.

Многие из рода Джазаевых с высшим образованием. Среди них ученые, врачи, учителя, специалисты сельского хозяйства, строители, журналисты, научные работники и многие другие. Династия учителей- Джазаевых берет начало в 30-х годах XX века. Родоначальник династии - Джазаев Азрет Махмудович – учитель математики.

Для наиболее полного представления о составе династии Джазаевых мы проанализировали генеалогическое древо рода.

Среди известных людей рода Джазаевых - Халит Айтекович. Он прошел всю войну и закончил ее в Праге. После закончил 2 института в Ставрополе и во Фрунзе. Он первый карачаевец, который в ссылке, в строгом режиме комендантов, работал в отделе народного образования Таласской области, а после долгие годы был директором Джегутинской средней школы. Осман Касымович - мастер спорта СССР с 1961 года, неоднократный чемпион Средней Азии и Казахстана, заслуженный работник физкультуры и спорта КЧР и РФ. Аубекир Хасанович - заслуженный учитель КЧР, директор Учкекенской средней школы, работал переводчиком в Египте. Зухра Манафовна - кандидат исторических наук, доцент КЧГУ, её отец Манаф Хаджибекирович работал директором Сары-Тюзской средней школы. Проректором Карачаево-Черкесского государственного университета работает Владимир Халитович. В КЧГУ на географическом факультете преподает Мурат Аскерович, директором Важненской средней школы работает Надежда Халитовна.

Расскажем о представителях династии подробно.

СЕМЬЯ ДЖАЗАЕВА ХАЛИТА АЙТЕКОВИЧА


Джазаев Халит Айтекович был педагогом с большой буквы и входил в число первых просветителей карачаевского народа. Он получил фундаментальное и блестящее образование. Он закончил педагогический техникум в г. Микоян-Шахар. В освоении профессии учителя ему помог его родной дядя по линии матери Абазалиев Локман Кашикович. Проработав с 1932 по 1934 гг. учителем в с. Учкекен, он поступил в Ставропольский государственный педагогический институт, на географический факультет, который закончил в 1939 году. Он полностью прошёл горнило Великой Отечественной войны. Имеет много наград, в том числе медали «За отвагу», «За взятие Вены», а также орден Отечественной войны II степени. Позже он работал в Киргизии на многих руководящих должностях в сфере образования. Был главным инспектором районо Таласского района, а также его руководителем. Он на этом не завершил своё обучение, закончив институт с отличием по специальности «История и философия» в г. Фрунзе (Бишкек). По возвращении на историческую родину он много лет работал директором и завучем по учебной части в школе а. Старая Джегута. При этом он ещё трудился в вечерней школе, повышая грамотность простых сельских тружеников.

Джазаева Валентина Халитовна родилась в 1950 г. в селе Иваново-Алексеевка Таласского района Киргизской ССР. В 1972 году окончила Карачаево-Черкесский госпединститут по специальности учитель физики и математики. По окончании института работала учителем, заместителем директора по воспитательной работе, директором Джегутинской средней школы.

Кумукова (Джазаева) Галина Халитовна - младшая дочь Халита Айтековича – живет в г. Карачаевск, по специальности она учитель математики, работала учителеи и директором школы, воспитала прекрасных детей – Мадину и Мурата.

Кумукова Мадина Шахмировна – внучка Халита Айтековича, закончила в 2009 г. институт и получила квалификацию «Учитель начальных классов и иностранного языка», в 2013 г. окончила Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева, с получением степени магистра по направлению «Педагогика». Работала в СОШ № 4 г. Карачаевска, а затем методистом в КЧГУ.

СЕМЬЯ ДЖАЗАЕВА АЗРЕТА МАХМУДОВИЧА

Джазаев Азрет Махмудович.
Каждому из своих сыновей Махмуд-Хаджи предоставил возможность выбрать себе ремесло и всячески поощрял их выбор. Самому младшему сыну Азрету он определил будущее, отправив его поступать в педагогический техникум в станицу Баталпашинскую. Сын, не смея ослушаться отца, отправился навстречу неизведанному, не зная русского языка. Через две недели Азрет вернулся в родной аул и сказал отцу, что там его учат разговаривать на незнакомом языке, не соблюдают исламские обычаи, что он не может есть не халальную пищу. На что отец ответил: «За все твои грехи отвечу я. Грядет новая жизнь, и хотя бы один из моих сыновей должен обучиться грамоте, чтобы служить Советской власти». Так Азрет Махмудович получил среднее специальное образование. Позже, на выселении в Киргизии, окончил физико-математический факультет Киргизского госпединститута. Азрет Махмудович всю жизнь посвятил образованию и воспитанию молодежи, просвещению своего народа. Все тяготы и лишения переселения перенес со своим народом, чем мог, помогал нуждающимся, особенно чеченцам. Даже после возвращения на Кавказ Азрет Махмудович получал письма от своих благодарных учеников-чеченцев. За свою долгую педагогическую деятельность Азрет Махмудович был удостоен множества наград и поощрений, среди которых редкое по тем временам звание «Отличник просвещения РСФСР».

У Азрета Махмудовича и его супруги Кулият Салим-Гериевны Хубиевой, которая тоже выбрала работу учителя, была большая семья (два сына и пять дочерей), в которой царила взаимопомощь, старшие воспитывали младших, во всем им помогали. Из-за болезни, связанной с тяжелым климатом мест переселения, Кулият Салим-Гериевне пришлось оставить учительскую работу, и всю свою жизнь она посвятила воспитанию детей.

Джазаев Аубекир Азретович. Пошел по стопам отца и поступил на тот же факультет Киргизского госпединститута. Учась в институте,уже начал работать учителем начальной, а потом и средней школы. В 1957 г. стал членом КПСС.

Окончил институт уже по возвращении на Кавказ в г. Ставрополе. Профессиональные и организаторские способности молодого коммуниста были замечены партийным руководством, и он был принят на партийную работу. Аубекир успешно окончил и Высшую партийную школу при ЦК КПСС, прошел путь от инструктора до второго секретаря Прикубанского райкома КПСС. Он пользовался заслуженным авторитетом и уважением у жителей района. За добросовестный труд был награжден правительственными наградами, среди которых орден «Знак Почета» и многие медали. В последующие годы возглавлял районный отдел народного образования, районную заочную школу, и, даже на пенсии, продолжал учительскую работу. Его супруга