Файл: Исследовательская работа тематическое направление педагогические династии ген учителя педагогическая династия джазаевых.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – это один из выдающихся русских педагогов. В процессе своей деятельности он уделял первостепенное внимание воспитанию и нравственному просвещению. Его основной идеей было привитие будущему поколению стремления к сохранению к национальной культуры, а также самобытности. В 19 веке в свете и в семьях говорили в основном на французском языке, на нём же и обучали. Образцом педагогического воззвания по сей день считается статья “О необходимости сделать русские школы русскими”, написанная педагогом-публицистом Константином Ушинским в то время. В ней были затронуты вопросы о воспитании ребёнка, его образовании, а также излагались мысли о любви к детям, ко всему русскому народу. Работа Константина Дмитриевича способствовала тому, что в России возродился былой интерес к педагогике.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) был не только великим писателем, но и великим учителем. Он воспитывал и обучал не только своих детей, но и других деревенских ребятишек, организовав им школу в Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде:
-школа была “самодеятельна”;
-методика образования резко отличалась от общепринятой.
Никаких регламентов и требований к дисциплине не было. Ориентация шла на каждого ученика. Школьник и преподаватель считались друзьями-коллегами. Дети рассаживались туда, куда хотели. Учитель им не мешал, он должен был не “наводить порядок“, а заинтересовать ученика. Лев Николаевич даже стал издавать специальный журнал – «Ясная поляна», где писал о своей методике и публиковал интересные рассказы и басни «на языке школьников». Затем он издал “Азбуку”, потом “Новую азбуку” и несколько “Русских книг для чтения”. Методикой образования Льва Толстого успешно пользовались и другие педагоги, например, Станислав Шацкий. Он в 1911 году организовал экспериментальную школу-колонию с говорящим названием “Бодрая жизнь”.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - автор первых русских фундаментальных учебников химии. В педагогических статьях «О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России» высказал мысли о роли народного образования в развитии и процветании страны, об изучении в средней школе основ наук, о соединении теории с практическими занятиями.
Одним из выдающихся советских педагогов был
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939), который определил дальнейшее движение педагогической мысли 20 века, но, увы, его методика так и не получила признание современников. Нужно сказать, что это вовсе не расстраивало педагога. Он много времени уделял своим подопечным. Это принесло заслуживающие уважения результаты: подростки из колоний менялись в лучшую сторону, перестали быть неуправляемыми. Антон Макаренко считал, что коллектив – это лучшая среда для комфортного развития личности. При этом немаловажным являлся физический труд. Важно, что подростки сами могли зарабатывать себе на нужды. Этого выдающегося в СССР педагога часто критиковали за его методику, но он был ей верен, никогда не отступал, а только публиковал вновь написанные книги. Например, в “Педагогической поэме” рассказаны истории о судьбах несовершеннолетних правонарушителей, сделаны определённые выводы, которые применимы в различных образовательных ситуациях и по настоящее время.
Василий Сухомлинский (1918-1970) создал оригинальную педагогическую систему на принципах гуманизма и признания личности ребенка наивысшей ценностью. Обучение, по его мнению, должно проходить с формированием у детей мировоззрения, с опорой на слово учителя, с художественным стилем изложения учебного материала. Вместе с детьми важно сочинять различные произведения и сказки. Педагог подчеркивал, что не бывает ленивых, неспособных и бездарных детей. Он уделял внимание индивидуальным особенностям учеников. Он настаивал на главной роли воспитания в развитии богатой духовной личности, утверждая невозможность социально-экономического прогресса без духовности. Сухомлинский также подчеркивал необходимость включения школьника в трудовой процесс, при этом труд должен соответствовать возрасту и увлечениям ребенка. Задачу школы педагог видел в открытии творца в каждом ученике. Он выступал за ориентированное обучение в классе. Известны такие труды Василия Сухомлинского, как «100 советов учителю», «Книги природы», «Словарик мудростей».
Школьный учитель - это первый и главный светоч в воспитательно-образовательной жизни школьника, он научает ребенка мыслить, пробуждает у него жажду знаний, воспитывает уважение к науке, культуре, способствует формированию мировоззрения, духовно-нравственного развития. Воспитывая это умение, учитель глубоко проникает в душу ребенка, вдумывается в то, чем он живет, как он смотрит на мир, каковы его жизненные ориентиры. Значимость личностной составляющей такого влияния учителя, обусловлено его авторитетом не только как профессионала, но и как Человека, который «творит время». Ведь годы детства, по мнению В.А. Сухомлинского, это воспитание сердца ребенка. Поэтому педагогика как искусство занимается, прежде всего, воспитанием человеческих душ, где главная роль принадлежит «инженеру» - учителю.
1.2 Сущность понятия «династия»
Рассматривая любую профессиональную династию, мы в первую очередь должны понять, откуда произошел это термин, что он обозначает. Для того чтобы определить понятие династии мы обратимся к истокам формирования данного термина к понятию о роде.
Первые упоминая понятия род появилось в летописях в «Повести временных лет». В летописи упоминается следующие: Поляне жили родами, каждый род контролировал находящуюся вокруг территорию».
Понятие «род» имеет очень широкое значение. Оно означает рождение, колено, племя; породу, родство, родню; в широком смысле понятие сводиться к определению семьи. Понятие «род» является одним из исконных понятий русской культуры. Анализ научной литературы показал, что понятие «династия» имеет различные аспекты: философский, социологический, педагогический. Под философским аспектом понимается переход мировоззрений и убеждений и духовный прогресс от одного поколения к другому; под социологическим – череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам; под педагогическим – это передача профессионального опыта и верность педагогической профессии из поколения в поколение.
С развитием науки понятие рода переросло в понятие семьи, а затем семьи в династию. Часто такие династии называют профессиональными. Так как члены данной династии из поколения в поколение передают свое мастерство и умение. Таких профессиональных династий огромное количество в разных областях: науки, культуры, юриспруденции, династии врачей, цирковые династии и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что профессиональные династии ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство и традиции.
В переводе с греческого языка термин "династия" означает "господство, ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга на престоле по праву наследования" Однако у этого термина есть и другое значение - "ряд представителей разных поколений рода, занимающихся каким-либо одним ремеслом, работающих по одной специальности". Великая Россия всегда славилась династиями купцов, художников, врачей, актеров. Старшее поколение передавало из рода в род секреты профессионального мастерства, а младшее охотно сохраняло тайны этого мастерства, приумножало традиции и гордилось своим делом и своими прародителями.
Активное обращение к данному понятию произошло в Советском Союзе в конце 1970-х - начале 1980-х гг., когда на государственном уровне началась пропаганда трудовых династий. Телевидение и газеты рассказывали о династиях сталеваров, шахтеров, о поколениях каменщиков и плотников, хлеборобов, рыбаков и кузнецов. Слово династия звучало очень торжественно и емко! Да и в царские времена люди всегда доверяли выходцам из династий - врачу, банкиру, мануфактурщику...
Но нельзя было услышать хвалебных слов о династиях ученых и преподавателей. Бытовало официальное мнение, которое, к сожалению, перешло и в пореформенную Россию - "Несколько поколений рабочих - это династия, несколько поколений ученых - это семейственность". А вот слово "семейственность" носило совсем другой характер. Ему приписывались отношения на службе, основанные на предоставлении льгот и поблажек родственникам, друзьям и близким, ведение дел по своекорыстному сговору. И одним из лозунгов любой системы, а тем более важной задачей деятельности руководства системы образования, становилась борьба и изживание кумовства и семейственности из стен вверенного ему учреждения.
Между тем именно небывалому развитию науки и просвещения на огромной территории Советского Союза было обязано государство своими успехами. И, несмотря на отсутствие официального признания научно-педагогические династии продолжали и продолжают трудиться на ниве просвещения, отвлекаемые разного рода революциями, войнами и социальными катаклизмами от усвоения знаний, ведущих к свету.
В настоящее время педагогическая династия остаётся малоизученным феноменом российского образования. При этом её ресурсы для развития науки, культуры и общества в целом трудно переоценить.
Первичный анализ справочной литературы, диссертационных исследований, архивных материалов и других источников позволил выделить следующие признаки педагогической династии:
-
Принадлежность к одному роду (семье, дому, фамилии). -
Установленный юридически (право родства) или естественно (смена поколений) порядок наследования. В случае с педагогическими династиями это установленная естественным ходом истории семьи (рода) очередность смены поколений. -
Наличие в династии не менее трех поколений. -
Общественное признание профессиональных достижений. -
Наследование родственниками профессии педагога, которая стала для педагогической династии семейной традицией. Аккумулирование, сохранение и передача от поколения к поколению, трансляция социуму династических ценностей, идеалов, традиций, профессионального опыта, мастерства и смыслов профессии. Формирование подрастающего поколения (жизненных смыслов и соответствующего мировоззрения) и личности будущего педагога (мотивов получения профессии, активной социальной позиции, ценностного отношения к профессии, долга, ответственности и др.).
В основу типологии педагогических династий заложены смыслы фундаментальных научных категорий времени, пространства, бытия. Категория времени в контексте педагогических династий представлена следующими количественными признаками:
-
династический (трудовой) стаж; -
продолжительность существования педагогической династии (число поколений); -
состав (количество членов семьи).
Пространство определяет географическую принадлежность педагогической династии (республика, область, район, город, село и т. д.).
«Время — одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена её явлений и состояний». Применительно к педагогической династии оно детализируется стажем, продолжительностью существования, составом, выраженными в количественных и качественных показателях.
«Стаж — продолжительность деятельности в какой-либо области». Династический стаж представляет собой сумму (совокупность) лет, которые представители педагогической династии посвятили профессиональной деятельности. Династический стаж условно может характеризовать педагогическую династию как:
• раннюю — до 50 лет;
• юную — 50-100 лет;
• молодую — 101-150 лет;
• взрослую — 151-200 лет;
• зрелую — 201-350 лет;
• старую — более 351 года;
• древнюю — более 1000 лет (табл.).
«Поколение — 1). Родственники одной степени родства по отношению к общему предку (предкам). 2). Одновременно живущие люди (особи) близкого возраста».
Учитывая количество поколений (как совокупность лиц, происходящих от одного родоначальника), от которых напрямую зависит продолжительность существования педагогической династии, последняя может быть представлена:
• двумя поколениями — только складывающаяся династии. В определённых условиях она может сложиться или нет. При этом не исключается фактор спонтанности. На этой стадии существования семьи идёт формирование тенденции профессионального выбора, закладываются основы династических традиций, формируется внутренняя среда — уклад семьи;
• тремя поколениями — педагогическая династия, находящаяся на стадии становления;
• четырьмя и более поколениями — динамично развивающаяся педагогическая династия, которая проецирует своё влияние вовне — культурно-историческую среду.
Состав педагогической династии определяется не только и не столько поколениями, сколько общей численностью членов семьи. Количество членов педагогической династии может быть больше числа поколений. За счёт этого династия имеет продолжительный династический стаж, даже при небольшом количестве поколений. Итак, состав педагогической династии может быть: