Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I.I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС»
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель и задачи курса
Цель курса: дать будущему учителю широкие профессионально-теоретические знания по специальности и развить устойчивые навыки практического анализа и владения материалом.
Задачи курса:
-
показать проявление общеязыковых закономерностей в системе синтаксиса;
2) рассмотреть основные положения синтаксиса на основе его взаимосвязи с фонетикой, лексикой и морфологией;
3) ознакомить студентов с основными синтаксическими единицами и их компонентами;
4) охарактеризовать достижения отечественной и зарубежной науки в решении вопроса о многомерности устройства основных синтаксических единиц и принципов их классификации;
5) ознакомить с методами анализа синтаксических единиц;
6) сформировать навыки выявления и интерпретации основных синтаксических характеристик словоформ, словосочетаний и предложений;
7) осуществляя принцип профессиональной направленности курса, добиваться глубокого знания студентами школьной программы и школьных учебников;
8) при изучении отдельных разделов курса работать над пунктуационной грамотностью.
1.2. Требования к профессиональной подготовке студентов
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
1. Определить особенности грамматического значения и формы словосочетания как единицы синтаксиса.
2. Определить структурную схему предложения и квалифицировать ее составляющие.
3. Определить формальную парадигму предложения.
4. Обладать навыками структурно-семантического анализа главных и второстепенных членов предложения.
5. Обладать навыками структурно-семантического анализа односоставных предложений. Уметь определять их стилистическое своеобразие.
6. Обладать навыками структурно-семантического анализа однородных членов как одного из средств осложнения предложения.
7. Обладать навыками анализа предложений с обособленными членами.
8. Уметь анализировать семантику, структуру и характер функционирования компонентов предложения, не соединяющихся с членами предложения связью сочинения и подчинения.
9. Уметь квалифицировать предложения с точки зрения их моно- и полипропозитивности.
10. Уметь охарактеризовать выражение, структуру и значение пропозиции.
11. Уметь характеризовать предложение с точки зрения его коммуникативной организации, определить тип высказывания по целеустановке, в зависимости от выражаемого субъективно-модального качества, определить актуальное членение предложения и средства его выражения.
12. Уметь анализировать сложные предложения минимальной конструкции разных структурно-семантических типов в структурно-семантическом, пропозициональном и коммуникативном аспектах.
13. Уметь выявлять синонимические связи в системе союзных и бессоюзных конструкций.
14. Обладать навыками структурно-семантического анализа сложных предложений усложненного типа.
15. Обладать навыками анализа текстовых структур: сложного синтаксического целого, фрагментов диалогической и монологической речи.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Название | Автор | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц | Количество экземпляров | Место хранения |
Основная литература | |||||
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. | В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.Н. Дибровой. | Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. | М., Издательский центр» Академия». | 2006 г. – 100 экз.; 2008 г. – 15 экз. | Библиотека |
Русская грамматика: научные труды / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. | Н.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова и др. | Научные труды. Т. II. | М., 1982; М., 2005. | 48 | Библиотека |
Дополнительная литература | |||||
Современный русский литературный язык. | П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. | Учебник. | М., «Высшая школа», 2004. | 100 | Библиотека |
Аспекты семантики предложения. | М.Г. Шкуропацкая | Учебное пособие по спецкурсу | Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. | 50 | Библиотека |
Методические пособия, рекомендации | |||||
Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка. | П.А. Лекант | Пособие для самостоятельной работы: Учеб. пособие для вузов. | М., «Высшая школа», 1989. | 12 | Кабинет русского языка |
Современный русский язык. | Под ред. В.А. Белошапковой | Сборник упражнений. | М., «Высшая школа», 1989. | 8 | Кабинет русского языка |
Лабораторные работы по синтаксису современного русского языка. | Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая | Методическое пособие. | Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. | 30 | кабинет русского языка |
Синтаксис русского языка. | Сост. М.Г. Шкуропацкая | Библиографический указатель. | Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. | 30 | Кабинет русского языка |
Современный русский язык. Синтаксис: синтаксические связи, словосочетание. Простое предложение. | М.Г. Шкуропацкая | Методическое пособие. | Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. | 50 | Библиотека |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Название | Автор | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц | Колич-во экземпляров | Место хранения |
Словари | |||||
Словарь лингвистических терминов. | О.С. Ахманова | Словарь. | М., 1969 | 6 | Кабинет русского языка |
Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. | Г.А. Золотова | Словарь. | М., «Наука», 1988. | 1 | Кабинет русского языка |
Русская грамматика: научные труды / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. | Н.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова и др. | Научные труды. Т. II. | М., 1982; М., 2005. | 48 | Библиотека |
Управление в русском языке. | Д.Э. Розенталь | Словарь-справочник. | М., «Книга», 1981. | 1 | Кабинет русского языка |
Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка. | А.М. Ломов | Словарь-справочник. | М., АСТ: Восток – Запад, 2007. | 1 | Кабинет русского языка |
Словарь синтаксических терминов. | Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая | Словарь. | Электронные материалы | | Кабинет русского языка |
Материалы к хрестоматии по синтаксису современного русского языка. | Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая | | Электронные материалы | | Кабинет русского языка |
Практикум по синтаксису современного русского языка. | Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая | Методическое пособие. | Электронные материалы | | Кабинет русского языка |
Тесты для текущего и итогового контроля. | Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая | | Электронные материалы | | Компьютерный класс № 2. |
Модуль № 1
Предмет синтаксиса. Учение о синтаксической конструкции в целом, ее компонентах и синтаксических связях между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения
Занятие № 1
(практическое)
Синтаксические связи
I. Теоретическая часть
1. Понятие о синтаксической конструкции. Слово и форма слова как компоненты синтаксической конструкции.
2. Синтаксическая связь: понятие, уровни, роль в образовании конструкций.
3. Средства выражения синтаксической связи. Случаи невыраженности связей.
4. Типы синтаксической связи: недифференцированная и дифференцированная. Виды последней: сочинение и подчинение.
5. Характеристика сочинительной связи. Виды сочинительной связи: открытая и закрытая. Их семантика.
6. Характеристика подчинительной связи. Связи предсказующие и непредсказующие, обязательные и необязательные (факультативные).
7. Виды подчинительной связи в зависимости от природы синтаксического отношения, выявляемого связью.
II. Практическая часть
Задание 1.
Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который потом много раз снился мне (Дост.).
Из состава данного предложения выделите синтаксические конструкции со следующим характером компонентов: «слово + форма слова», «форма слова + форма слова», «предложение + предложение», «слово + предложение», «форма слова + предложение», «форма слова + словосочетание». Определите факторы, обусловливающие сочетаемость слова и форм слов в выделенных конструкциях.
Охарактеризуйте синтаксическую связь на уровне сложного предложения.
Задание 2.
Из любого прозаического текста выпишите по 2-3 примера недифференцированной (аппозитивной и бессоюзной) и дифференцированной (сочинительной и подчинительной) связи, отметьте средства выражения связи. Приведите, если есть, примеры невыраженной связи.
Задание 3.
Из любого прозаического текста выпишите по 2-3 примера конструкций с а) предсказующей и б) обязательной связью на уровне словосочетания и простого предложения.
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 606-631.
2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. - § 1720-1727.
Дополнительная
3. Грамматика русского языка. М., 1954. – Т. 2. – С. 22-34.
4. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение. – М., 1976. - § 9-12.
5. Курилович Е. Проблема классификации падежей / Очерки по лингвистике. – М., 1962.
6. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. – М., 1956. – С. 53-61; 283-288.
7. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. – С. 8-23.
Занятие №2
(практическое)
Подчинительная связь в составе словосочетания и простого
предложения
I. Теоретическая часть
1. Традиционное учение о согласовании, управлении и примыкании как видах подчинительной связи, различающихся морфологическими свойствами зависимого компонента. Сильные стороны этого учения и его критика в истории русской синтаксической науки и в современных работах.
2. Согласование. Виды согласования.
3. Вопрос о связи в аппозитивных сочетаниях.
4. Управление. Виды управления: сильное и слабое управление. Интерпретация фактов, традиционно относимых к управлению, в современной синтаксической науке (Ю.Д. Апресян, Г.А. Золотова, Н.Ю. Шведова).
5. Примыкание. Виды примыкания. Вопрос об именном (падежном) примыкании.
II. Практическая часть
Задание 1.
Выполните упражнение № 36 из учебника: Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1998.
Распределите данные словосочетания по виду подчнительной связи по следующим группам:
Управление
-
собственно-синтаксическая связь, предсказующая, обязательная; -
собственно-синтаксическая связь, предсказующая, необязательная; -
семантико-синтаксическая связь, непредсказующая, обязательная; -
семантико-синтаксическая связь, непредсказующая, необязательная;
Примыкание
-
собственно-синтаксическая связь, обязательная; -
собственно-синтаксическая связь, необязательная; -
семантико-синтаксическая связь, обязательная
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 631-667.
2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. - § 1720-1730. (конспект)
3. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1998. – С. 24.