Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I.I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС»
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель и задачи курса
Цель курса: дать будущему учителю широкие профессионально-теоретические знания по специальности и развить устойчивые навыки практического анализа и владения материалом.

Задачи курса:

  1. показать проявление общеязыковых закономерностей в системе синтаксиса;

2) рассмотреть основные положения синтаксиса на основе его взаимосвязи с фонетикой, лексикой и морфологией;

3) ознакомить студентов с основными синтаксическими единицами и их компонентами;

4) охарактеризовать достижения отечественной и зарубежной науки в решении вопроса о многомерности устройства основных синтаксических единиц и принципов их классификации;

5) ознакомить с методами анализа синтаксических единиц;

6) сформировать навыки выявления и интерпретации основных синтаксических характеристик словоформ, словосочетаний и предложений;

7) осуществляя принцип профессиональной направленности курса, добиваться глубокого знания студентами школьной программы и школьных учебников;

8) при изучении отдельных разделов курса работать над пунктуационной грамотностью.
1.2. Требования к профессиональной подготовке студентов
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

1. Определить особенности грамматического значения и формы словосочетания как единицы синтаксиса.

2. Определить структурную схему предложения и квалифицировать ее составляющие.

3. Определить формальную парадигму предложения.

4. Обладать навыками структурно-семантического анализа главных и второстепенных членов предложения.

5. Обладать навыками структурно-семантического анализа односоставных предложений. Уметь определять их стилистическое своеобразие.

6. Обладать навыками структурно-семантического анализа однородных членов как одного из средств осложнения предложения.

7. Обладать навыками анализа предложений с обособленными членами.

8. Уметь анализировать семантику, структуру и характер функционирования компонентов предложения, не соединяющихся с членами предложения связью сочинения и подчинения.


9. Уметь квалифицировать предложения с точки зрения их моно- и полипропозитивности.

10. Уметь охарактеризовать выражение, структуру и значение пропозиции.

11. Уметь характеризовать предложение с точки зрения его коммуникативной организации, определить тип высказывания по целеустановке, в зависимости от выражаемого субъективно-модального качества, определить актуальное членение предложения и средства его выражения.

12. Уметь анализировать сложные предложения минимальной конструкции разных структурно-семантических типов в структурно-семантическом, пропозициональном и коммуникативном аспектах.

13. Уметь выявлять синонимические связи в системе союзных и бессоюзных конструкций.

14. Обладать навыками структурно-семантического анализа сложных предложений усложненного типа.

15. Обладать навыками анализа текстовых структур: сложного синтаксического целого, фрагментов диалогической и монологической речи.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Количество

экземпляров

Место хранения

Основная литература

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.

В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.Н. Дибровой.

Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис.

М., Издательский центр» Академия».

2006 г. – 100 экз.;

2008 г. – 15 экз.

Библиотека

Русская грамматика: научные труды / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.

Н.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова и др.

Научные труды. Т. II.

М., 1982;

М., 2005.

48

Библиотека

Дополнительная литература

Современный русский литературный язык.

П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта.

Учебник.

М., «Высшая школа», 2004.

100

Библиотека

Аспекты семантики предложения.

М.Г. Шкуропацкая

Учебное пособие по спецкурсу

Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

50

Библиотека

Методические пособия, рекомендации

Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка.

П.А. Лекант

Пособие для самостоятельной работы: Учеб. пособие для вузов.

М., «Высшая школа», 1989.

12

Кабинет русского языка

Современный русский язык.

Под ред. В.А. Белошапковой

Сборник упражнений.

М., «Высшая школа», 1989.

8

Кабинет русского языка

Лабораторные работы по синтаксису современного русского языка.

Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая

Методическое пособие.

Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004.

30

кабинет русского языка

Синтаксис русского языка.

Сост. М.Г. Шкуропацкая

Библиографический указатель.

Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006.

30

Кабинет русского языка

Современный русский язык. Синтаксис: синтаксические связи, словосочетание. Простое предложение.

М.Г. Шкуропацкая

Методическое пособие.

Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004.

50

Библиотека



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Колич-во

экземпляров

Место хранения

Словари

Словарь лингвистических терминов.

О.С. Ахманова

Словарь.

М., 1969

6

Кабинет русского языка

Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса.

Г.А. Золотова

Словарь.

М., «Наука», 1988.

1

Кабинет русского языка

Русская грамматика: научные труды / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.

Н.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова и др.

Научные труды. Т. II.

М., 1982;

М., 2005.

48

Библиотека

Управление в русском языке.

Д.Э. Розенталь

Словарь-справочник.

М., «Книга», 1981.

1

Кабинет русского языка

Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка.

А.М. Ломов

Словарь-справочник.

М., АСТ: Восток – Запад, 2007.

1

Кабинет русского языка

Словарь синтаксических терминов.

Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая

Словарь.

Электронные материалы




Кабинет русского языка

Материалы к хрестоматии по синтаксису современного русского языка.

Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая




Электронные материалы




Кабинет русского языка

Практикум по синтаксису современного русского языка.

Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая

Методическое пособие.

Электронные материалы




Кабинет русского языка

Тесты для текущего и итогового контроля.

Составители: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая




Электронные материалы




Компьютерный класс № 2.




Модуль № 1

Предмет синтаксиса. Учение о синтаксической конструкции в целом, ее компонентах и синтаксических связях между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения
Занятие № 1

(практическое)

Синтаксические связи

I. Теоретическая часть

1. Понятие о синтаксической конструкции. Слово и форма слова как компоненты синтаксической конструкции.

2. Синтаксическая связь: понятие, уровни, роль в образовании конструкций.

3. Средства выражения синтаксической связи. Случаи невыраженности связей.

4. Типы синтаксической связи: недифференцированная и дифференцированная. Виды последней: сочинение и подчинение.

5. Характеристика сочинительной связи. Виды сочинительной связи: открытая и закрытая. Их семантика.

6. Характеристика подчинительной связи. Связи предсказующие и непредсказующие, обязательные и необязательные (факультативные).

7. Виды подчинительной связи в зависимости от природы синтаксического отношения, выявляемого связью.
II. Практическая часть

Задание 1.

Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который потом много раз снился мне (Дост.).

Из состава данного предложения выделите синтаксические конструкции со следующим характером компонентов: «слово + форма слова», «форма слова + форма слова», «предложение + предложение», «слово + предложение», «форма слова + предложение», «форма слова + словосочетание». Определите факторы, обусловливающие сочетаемость слова и форм слов в выделенных конструкциях.

Охарактеризуйте синтаксическую связь на уровне сложного предложения.

Задание 2.

Из любого прозаического текста выпишите по 2-3 примера недифференцированной (аппозитивной и бессоюзной) и дифференцированной (сочинительной и подчинительной) связи, отметьте средства выражения связи. Приведите, если есть, примеры невыраженной связи.

Задание 3.

Из любого прозаического текста выпишите по 2-3 примера конструкций с а) предсказующей и б) обязательной связью на уровне словосочетания и простого предложения.

Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 606-631.

2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. - § 1720-1727.

Дополнительная

3. Грамматика русского языка. М., 1954. – Т. 2. – С. 22-34.


4. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение. – М., 1976. - § 9-12.

5. Курилович Е. Проблема классификации падежей / Очерки по лингвистике. – М., 1962.

6. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. – М., 1956. – С. 53-61; 283-288.

7. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. – С. 8-23.

Занятие №2

(практическое)

Подчинительная связь в составе словосочетания и простого

предложения

I. Теоретическая часть

1. Традиционное учение о согласовании, управлении и примыкании как видах подчинительной связи, различающихся морфологическими свойствами зависимого компонента. Сильные стороны этого учения и его критика в истории русской синтаксической науки и в современных работах.

2. Согласование. Виды согласования.

3. Вопрос о связи в аппозитивных сочетаниях.

4. Управление. Виды управления: сильное и слабое управление. Интерпретация фактов, традиционно относимых к управлению, в современной синтаксической науке (Ю.Д. Апресян, Г.А. Золотова, Н.Ю. Шведова).

5. Примыкание. Виды примыкания. Вопрос об именном (падежном) примыкании.
II. Практическая часть

Задание 1.

Выполните упражнение № 36 из учебника: Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1998.

Распределите данные словосочетания по виду подчнительной связи по следующим группам:

Управление

  1. собственно-синтаксическая связь, предсказующая, обязательная;

  2. собственно-синтаксическая связь, предсказующая, необязательная;

  3. семантико-синтаксическая связь, непредсказующая, обязательная;

  4. семантико-синтаксическая связь, непредсказующая, необязательная;

Примыкание

  1. собственно-синтаксическая связь, обязательная;

  2. собственно-синтаксическая связь, необязательная;

  3. семантико-синтаксическая связь, обязательная


Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 631-667.

2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. - § 1720-1730. (конспект)

3. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1998. – С. 24.