Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Соб.)
Литература
1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. §§ 9Й, 93.
2. Валгина Н.С. Синтаксис
3. Уч-к для 9 кл. Русский язык. Под ред. Бархударова Р.Т. М., 1994
4. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах, ч.5, табл.53, 57, 58.
5. РГ-80 т.2. §§ 2947-2051. (Признаки СПП расчлененной структуры, положенные в основу их общей характеристики в РГ-80, выписать вформе плана-конспекта).
Занятие №32 (лабораторное)
Тема: Структурно-семантический анализ сложноподчиненных предложений.
Цель: Углубить навыки структурно-семантического анализа СПП.
Литература:
Вопросы для самопроверки:
Задания к лабораторной работе:
Занятие № 33 (практическое)
Тема: Бессоюзное сложное предложение
1. Теоретическая часть.
1.Понимание грамматической природы БСП и места их в типологии сложных предложений в синтаксической науке Определение БСП.
2. Средетва связи частей и выражение синтаксических отношений в БСП. Особая роль интонации в выражении семантики БСП
3 Соотносительность БСП и союзных СП. БСП, соотносительные со сложносочиненными; соотносительные со сложноподчиненными; несоотносительные с союзными СП.
4.Аспекты анализа БСП в школьной грамматике.
2. Практическая часть.
1. Расставьте знаки препинания. Объяснит? смысловые отношения между частями БСП.
1) Я знал удар судьбы меня не обойдет. (Дерм.)
2) Как-то пришел к нему и вижу на стопе лежит том "Войны и мира". (Г.)
3) Однако ж сычи и филины защищались твердо жалко им было с теплыми казенными квартирами расставаться. /С.-Щед.)
4) Хотел он крикнуть замерло дыхание. (Ник.)
5) Не хочешь отвечать я скажу. (И. Остр.)
6) В чистом поле ветерок встречает забегает вперед стежки подметает. Рожь стоит по бокам отдает поклоны ляжешь спать под тобой постлан шелк зеленый. (Никк.)
2.Сделайте полный синтаксический разбор, составьте схему.
Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительна отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. (Гоголь)
Литература:
1.Бабайцева В.В., Максимой Л.Ю. Совр. русский яз. ч.Ш, с. 238-244 или Валгина Н.С. Синтаксис, с. 361-307.
2.Русский язык, уч-к для 9 кл. § 10-12
Лабораторная работа № 34.
Тема: Сопоставительный анализ бессоюзных и союзных сложных предложений.
Цель: Углубить навык структурно-семантического анализа БСП, выявить синонимические связи в системе союзных и бессоюзных конструкций.
Литература:
Вопросы для самопроверки:
Задания к лабораторной работе.
1. Из данного текста выписать все БСП, определить их структурный тип, структурно-семантический разряд, семантическую разновидность БСП, обосновать расстановку знаков препинания. Указать соотносительность – несоотносительность данных БСП с союзными.
2. Выписать все союзные сложные предложения
, указать структурный тип, структурно-семантический разряд и разновидность. Трансформировать (если возможно) союзные СП в бессоюзные, построить линейные схемы БСП, указав характер выражаемых синтаксических отношений. В случае невозможности трансформации указать, что препятствует ей (семантика, структурно-грамматические особенности СП, какие именно).
Занятие № 35 (практическое)
Тема: СП усложненного типа.
1. Теоретическая часть.
I. Структурно-грамматическое своеобразие СП усложненного типа (в сравнении со сложными предложениями мин.шальной структуры):
а) количество предикативных частей;
б) уровневая структура;
в) разграничение элементов структуры - компонентов СП (их строение) и
элементов состава предикативных единиц,
г) использование разных структурных схем: СП минимального типа или одной и той же структурной схемы, повторенной несколько раз.
П Классификация СПУТ.
1 .СПУТ с одним типом грамматической связи:
а) особенности синтаксического членения и средства связи в многочленных
СПП
б) интонационно-смысловые отношения и особенности синтаксического члeнeния в многочленных БСП,
в) структурное и семантическое своеобразие многочленных СИП:
СПП с однородным подчинением
- с параллельным подчинением,
- с последовательным подчинением, -с комбинированной связью
2 СПУТ с разными типами синтаксической связи:
а) СП с сочинением и подчинением,
б) СП с бессоюзной и союзной связью
Ш Пунктуация при стечении союзов в СПУТ (см: Розенталь Д.Э. Вопросы tрусского правописания, МГУ, с. 168-174).
Литература:
1 Грамматика современного русского литературного языка . АН СССР, Наука,М,1970,п 1473, с.654.
2 В.В.Бабайцева , Л.Ю.Максимов. Современный русский язык, ч.З,М,1981, пп. 95, 104, а также с, 244-245.
3. Бархударов С.Г. и др. Русский язык Учебник для 7-8 кл.,М.:Просвещение,1985,пп 45,49
4. И.П.Чиркина. Современный русский язык в таблицах и схемах. М. Просвещение, 1986, табл. 40, 63. 78, 79, а также с 142 и 146.
Занятие № 36 (Лабораторное)
Тема: Сложное предложение усложненного типа.
Цель: Углубить навыки структурно-семантического анализа сложных предложений усложненного типа.
Литература:
1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. §§ 85; 100.
2. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее. § 49.
3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. §§ 123-126.
Вопросы для самопроверки:
1. Структурно-грамматическое своеобразие СП усложненного типа (в сравнении со сложными предложениями минимальной структуры) по а) количеству предикативных частей; б) уровневой структуре; в) разграничению элементов структуры – компонентов СП (их строение) и элементов состава – предикативных единиц.
2. Классификация СПУТ: а) СПУТ с одним типом грамматической связи; б) СПУТ с разными типами синтаксической связи.
3. Пунктуация при стечении союзов в СПУТ.
Задания к лабораторной работе.
1. Выписать 4 СПУТ, записать их структурные схемы, определить тип. сделать синтаксический разбор одного из предложений, объяснить знаки препинания.
2. Усложнить данную синтаксическую конструкцию по схемам.
3. Сконструировать СПУТ по данным схемам.
Схемы синтаксического разбора:
Литература
1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. §§ 9Й, 93.
2. Валгина Н.С. Синтаксис
3. Уч-к для 9 кл. Русский язык. Под ред. Бархударова Р.Т. М., 1994
4. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах, ч.5, табл.53, 57, 58.
5. РГ-80 т.2. §§ 2947-2051. (Признаки СПП расчлененной структуры, положенные в основу их общей характеристики в РГ-80, выписать вформе плана-конспекта).
Занятие №32 (лабораторное)
Тема: Структурно-семантический анализ сложноподчиненных предложений.
Цель: Углубить навыки структурно-семантического анализа СПП.
Литература:
-
Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой, М., 1981, с. 533-546. -
В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. Современный русский язык, ч.3, М., 1981, с. 196-238.
Вопросы для самопроверки:
-
Определение СПП. Место СПП в системе сложных предложений, отличие от ССП и БСП. -
Принципы структурно-семантической классификации СПП. Какие структурно-семантические признаки учитываются при построении структурно-семантической классификации. Языковая (грамматикализованная) семантика как один из принципов структурно-семантической классификации, связь ее со структурно-грамматическими признаками. -
Структурные типы СПП (расчлененные и нерасчлененные)., принципы их разграничения. -
Структурно-семантические разряды расчлененных и нерасчлененных СПП, их семантические разновидности. -
Линейные схемы СПП, принципы их построения. Отражение в линейных схемах основных принципов структурно-семантического анализа СПП. -
СПП с несколькими придаточными, их структурные типы.
Задания к лабораторной работе:
-
Выписать 6 СПП минимального состава. Составить их линейные схемы, указать структурный тип СПП (нерасчлененный, расчлененный), структурно-семантический разряд, семантическую разновидность. -
Каков порядок разбора СПП при структурно-семантической классификации? Сделать полный разбор двух СПП. -
Составить СПП по данным схемам. Определить структурно-семантический разряд.
Занятие № 33 (практическое)
Тема: Бессоюзное сложное предложение
1. Теоретическая часть.
1.Понимание грамматической природы БСП и места их в типологии сложных предложений в синтаксической науке Определение БСП.
2. Средетва связи частей и выражение синтаксических отношений в БСП. Особая роль интонации в выражении семантики БСП
3 Соотносительность БСП и союзных СП. БСП, соотносительные со сложносочиненными; соотносительные со сложноподчиненными; несоотносительные с союзными СП.
4.Аспекты анализа БСП в школьной грамматике.
2. Практическая часть.
1. Расставьте знаки препинания. Объяснит? смысловые отношения между частями БСП.
1) Я знал удар судьбы меня не обойдет. (Дерм.)
2) Как-то пришел к нему и вижу на стопе лежит том "Войны и мира". (Г.)
3) Однако ж сычи и филины защищались твердо жалко им было с теплыми казенными квартирами расставаться. /С.-Щед.)
4) Хотел он крикнуть замерло дыхание. (Ник.)
5) Не хочешь отвечать я скажу. (И. Остр.)
6) В чистом поле ветерок встречает забегает вперед стежки подметает. Рожь стоит по бокам отдает поклоны ляжешь спать под тобой постлан шелк зеленый. (Никк.)
2.Сделайте полный синтаксический разбор, составьте схему.
Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительна отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. (Гоголь)
Литература:
1.Бабайцева В.В., Максимой Л.Ю. Совр. русский яз. ч.Ш, с. 238-244 или Валгина Н.С. Синтаксис, с. 361-307.
2.Русский язык, уч-к для 9 кл. § 10-12
Лабораторная работа № 34.
Тема: Сопоставительный анализ бессоюзных и союзных сложных предложений.
Цель: Углубить навык структурно-семантического анализа БСП, выявить синонимические связи в системе союзных и бессоюзных конструкций.
Литература:
-
Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой, М., 1981, с. 546-552. -
РГ-80, с. 736-741.
Вопросы для самопроверки:
-
Какие сложные предложения называются бессоюзными? В чем их специфика по сравнению с союзными предложениями? -
Какие средства связи используются в БСП? -
Что обусловливает синонимичность БСП и ССП, СПП? Какие союзные конструкции не имеют синонимичных среди бессоюзных и наоборот? -
Каковы принципы классификации БСП?
Задания к лабораторной работе.
1. Из данного текста выписать все БСП, определить их структурный тип, структурно-семантический разряд, семантическую разновидность БСП, обосновать расстановку знаков препинания. Указать соотносительность – несоотносительность данных БСП с союзными.
2. Выписать все союзные сложные предложения
, указать структурный тип, структурно-семантический разряд и разновидность. Трансформировать (если возможно) союзные СП в бессоюзные, построить линейные схемы БСП, указав характер выражаемых синтаксических отношений. В случае невозможности трансформации указать, что препятствует ей (семантика, структурно-грамматические особенности СП, какие именно).
Занятие № 35 (практическое)
Тема: СП усложненного типа.
1. Теоретическая часть.
I. Структурно-грамматическое своеобразие СП усложненного типа (в сравнении со сложными предложениями мин.шальной структуры):
а) количество предикативных частей;
б) уровневая структура;
в) разграничение элементов структуры - компонентов СП (их строение) и
элементов состава предикативных единиц,
г) использование разных структурных схем: СП минимального типа или одной и той же структурной схемы, повторенной несколько раз.
П Классификация СПУТ.
1 .СПУТ с одним типом грамматической связи:
а) особенности синтаксического членения и средства связи в многочленных
СПП
б) интонационно-смысловые отношения и особенности синтаксического члeнeния в многочленных БСП,
в) структурное и семантическое своеобразие многочленных СИП:
СПП с однородным подчинением
- с параллельным подчинением,
- с последовательным подчинением, -с комбинированной связью
2 СПУТ с разными типами синтаксической связи:
а) СП с сочинением и подчинением,
б) СП с бессоюзной и союзной связью
Ш Пунктуация при стечении союзов в СПУТ (см: Розенталь Д.Э. Вопросы tрусского правописания, МГУ, с. 168-174).
Литература:
1 Грамматика современного русского литературного языка . АН СССР, Наука,М,1970,п 1473, с.654.
2 В.В.Бабайцева , Л.Ю.Максимов. Современный русский язык, ч.З,М,1981, пп. 95, 104, а также с, 244-245.
3. Бархударов С.Г. и др. Русский язык Учебник для 7-8 кл.,М.:Просвещение,1985,пп 45,49
4. И.П.Чиркина. Современный русский язык в таблицах и схемах. М. Просвещение, 1986, табл. 40, 63. 78, 79, а также с 142 и 146.
Занятие № 36 (Лабораторное)
Тема: Сложное предложение усложненного типа.
Цель: Углубить навыки структурно-семантического анализа сложных предложений усложненного типа.
Литература:
1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. §§ 85; 100.
2. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее. § 49.
3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. §§ 123-126.
Вопросы для самопроверки:
1. Структурно-грамматическое своеобразие СП усложненного типа (в сравнении со сложными предложениями минимальной структуры) по а) количеству предикативных частей; б) уровневой структуре; в) разграничению элементов структуры – компонентов СП (их строение) и элементов состава – предикативных единиц.
2. Классификация СПУТ: а) СПУТ с одним типом грамматической связи; б) СПУТ с разными типами синтаксической связи.
3. Пунктуация при стечении союзов в СПУТ.
Задания к лабораторной работе.
1. Выписать 4 СПУТ, записать их структурные схемы, определить тип. сделать синтаксический разбор одного из предложений, объяснить знаки препинания.
2. Усложнить данную синтаксическую конструкцию по схемам.
3. Сконструировать СПУТ по данным схемам.
Вопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык, часть 3. Синтаксис»
-
Предмет синтаксиса как раздела грамматики. Объекты синтаксиса: форма слова и слово как компоненты синтаксических единиц; синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное предложение. -
Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, фонетикой (интонацией). -
Словосочетание и предложение. Формальная устроенность (наличие отвлеченных образцов – структурных схем) как общее свойство предложения и словосочетания. Предикативность – непредикативность как главный различительный признак предложения и словосочетания. -
Понятие синтаксической связи. Уровни связи. Средства выражения синтаксической связи. -
Связь сочинительная и подчинительная. Виды сочинительной связи: открытая и закрытая. -
Виды подчинительной связи: связь обязательная и факультативная; предсказующая и непредсказующая; виды связи по характеру выявляемых синтаксической связью смысловых отношений. -
Подчинительная связь в составе словосочетания и предложения. Традиционное учение об управлении, согласовании и примыкании как способах подчинительной связи, различающихся морфологическими свойствами зависимого компонента. Вопрос об именном примыкании. -
Управление. Виды управления: сильное и слабое управление. -
Согласование. Виды согласования: полное и неполное. -
Вопрос о синтаксической связи в предикативных сочетаниях. -
Примыкание. Виды примыкания: по морфологической природе зависимого компонента; по обязательности – факультативности; по характеру выявляемых связью смысловых отношений. -
Словосочетание как синтаксическая единица. Разные понимания словосочетания в русском языкознании и в работах современных ученых. Признаки словосочетания, отличие словосочетания от слова, предложения и других сочетаний слов. -
Формальная устроенность и грамматическое значение словосочетания. Классификация словосочетаний. -
Предложение как предикативная единица синтаксиса. Признаки предложения. Принципы классификации предложений в традиционной синтаксической науке. -
Двусоставное предложение. Учение о членах двусоставного предложения. Подлежащее, способы его выражения. -
Сказуемое. Структурные типы сказуемого и способы их выражения. Двусоставные предложения с формально-уподобленными и формально-неуподобленными главными членами. -
Учение о структурной схеме предложения. Два основных толкования структурной схемы предложения в современной науке. -
Традиционное учение о второстепенных членах предложения. Сильные стороны традиционного учения о второстепенных членах предложения и его критика в науке. -
Определение: грамматическое значение, морфологическое выражение, виды определений. -
Дополнение: грамматическое значение, морфологическое выражение, дополнения прямые и косвенные. -
Обстоятельства, их грамматическое значение, морфологическое выражение, разряды обстоятельств. -
Современное состояние учения о членах предложения. Учение о структуре распространенного предложения как системе присловных и детерминантных распространителей. -
Односоставное предложение. Принципы классификации односоставных предложений. Структурно-грамматические особенности определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных, инфинитивных, номинативных предложений. Вопрос о генитивных предложениях. -
Парадигматический подход к предложению в современной синтаксической науке. Понятие парадигмы предложения как системы его модально-временных форм. -
Деривационная парадигма предложения. -
Понятие о неполных предложениях. Структурно-семантические разновидности неполных предложений. -
Понятие о нечленимых «предложениях», их структурные и семантические особенности. -
Понятие об осложненном предложении. Предложения с однородными членами. -
Предложения с уточняющими обособленными членами. Виды уточняющих обособлений. Вопрос обособлении дополнений. -
Предложения с полупредикативными обособленными членами. Причины и условие обособления полупредикативных определений и обстоятельств. -
Предложения с вводными и вставными конструкциями. -
Предложения с обращениями. Значение, способы выражения; второстепенные функции обращений в художественной речи. Обращения. Вокативные предложения. -
Сложное предложение как единица синтаксиса. Двоякое истолкование грамматической природы СП в русской лингвистике. Структурно-семантические признаки СП (в сопоставлении с простым и словосочетанием). -
Принципы классификации СП в современной синтаксической науке. Функциональная и структурно семантическая классификация. -
Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений. Проблемные вопросы теории ССП. -
Расчлененные и нерасчлененные СПП (сопоставительная характеристика). -
П с придаточными присоединительными. -
СПП с придаточными времени. -
СПП с придаточными места. -
СПП с придаточными уступительными. -
СПП с придаточными условия. -
СПП с придаточными причины. -
СПП с придаточными следствия и цели. -
СПП с придаточными сравнительными. -
СПП с придаточными степени и образа действия. -
СПП с придаточными определительными. -
СПП с придаточными изъяснительными. -
СПП с несколькими придаточными частями. -
Бессоюзные сложные предложения, их структурно-семантическая организация. Вопрос о классификации БСП. -
Сложные предложения усложненного типа. Классификация сложных предложений усложненного типа. -
Абзац. Период. -
Диалогическое единство как сложная форма организации диалогической речи. Основные разновидности диалогических единиц. -
Сложное синтаксическое целое. Средства связи в сложном синтаксическом целом. -
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, их разновидности по строению. -
Косвенная речь как форма передачи чужой речи. Способы преобразования прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая речь. -
Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.
Схемы синтаксического разбора: