Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительная

4. Грамматика русского языка. М., 1954. – Т. 2. – С. 22-34.

5. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. – С. 8-23.

6. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке . – М., 1971. – С. 7-27; 174-206.

Занятие № 3

(практическое)

Форма и значение словосочетания

I. Теоретическая часть

1. Широкое и узкое понимание словосочетания в современной синтаксической науке.

2. Подчинительные словосочетания. Их сходство и различие со словом. Отличие от предложения. Парадигма словосочетания.

3. Синтаксические отношения в подчинительных словосочетаниях.

4. Способы подчинительной связи в словосочетании.

5. Лексико-грамматические типы словосочетаний (морфолого-синтаксическая классификация).
II. Практическая часть

Задание 1.

Выделите из предложения словосочетания разных типов по главному слову (глагольные, именные, наречные). Укажите, какой частью речи выражены зависимые слова. Определите начальную форму словосочетания.

1) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 2) Тени от домов лежали черными квадратами. 3) Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. 4) Она была до болезненности отзывчива и до святости совестлива.
Задание 2.

Выделите в предложениях словосочетания с атрибутивными, объектными, обстоятельственными отношениями между компонентами. Почему в некоторых словосочетаниях к зависимому слову можно поставить два вопроса? Докажите, что значение словосочетаний связано с их строением.
1) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу. 2) Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха.
Задание 3.

Укажите способ подчинительной связи в следующих словосочетаниях:
Встречаться изредка, поехать лечиться, уехать на юг, любой из студентов, войдя в аудиторию, советы друзей, говорить не спеша, любовь к родине, предложить сесть, заниматься по плану.

Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 667-681.

2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. - § 1881-1889. (конспект)

3. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1998. – С. 24.

4. Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по грамматике. М., 1975. – С. 231-253.


Дополнительная

5. Грамматика русского языка. М., 1954. – Т. 2. – С. 10-22; 41-44.

6. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. – С. 24-70.

7. Сухотин В.П. Проблемы словосочетания в современном русском языке // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950.

Занятие № 4

(практическое)

Типы словосочетаний. Функционирование словосочетаний

в предложении
I. Теоретическая часть

1. Количественно-структурные типы словосочетаний (простые, сложные, комбинированные).

2. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов (синтаксические свободные, синтаксически несвободные (цельные) и фразеологически связанные словосочетания).

3. Виды сочинительных словосочетаний.

4. Особенности функционирования словосочетаний в предложении (ослабление лексико-семантических ограничений в сочетаемости слов; замещение члена словосочетания; неполнота словосочетания).

5. Полный синтаксический анализ словосочетаний.
II. Практическая часть

Задание 1.

Выпишите из текста синтаксически неделимые словосочетания. Определите их значение, морфологический состав, способ (вид) подчинительной связи. Каким членом предложения выступает каждое такое словосочетание?
Сегодня весь день стояла в воздухе какая-то мгла. Она медленно сгущалась. После полудня в ней потонули дальние страны. На западной части неба все время держалась темная туча с резко очерченными краями. Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялись три пурпурных луча. Явление это продолжалось не более двух минут. Затем оно начало блекнуть, и вместе с тем туча стала быстро застилать небо.

В.Арсеньев. Дерсу Узала
Задание 2.

При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на следующие моменты. Каким изменениям могут подвергаться словосочетания в определенных синтаксических позициях в составе предложения? Под влиянием чего это происходит? (см.: [Валгина, с. 26-31]).

Назовите основные типы видоизменений словосочетаний в предложении. Каким семантическим изменениям могут подвергаться компоненты словосочетания в предложении?

Назовите основные виды замещения членов словосочетания в предложении.



Чем объясняется употребление словосочетаний в предложении в неполном виде? (см.: [Русская грамматика, с. 137-143]).
Задание 3.

Выполните полный синтаксический анализ двух простых (двухкомпонентных) словосочетаний, выделенных из предложения:
Кто-то из туристов, живших в находящемся неподалеку лагере, начал махать фонарем и протяжно кричать.
Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 678-681.

2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. – С. 137-143. (конспект)

3. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-ов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 3 Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. – С. 46-55.

4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991. – §§ 4; 6; 11.

Дополнительная

5. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977. – С.32-34; 39-59.

6. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973. – С. 63-66.

7. Шахматов А.А. Синтаксис современного русского языка. Л., 1941. – С. 274-279.

Занятие № 5

(лабораторное)

Тема:

Форма и значение словосочетания как синтаксической единицы.


Цель:

Выявить особенности грамматического значения и формы словосочетания как единицы синтаксиса.


Литература:
1. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., Высшая школа, 1999, С. 614-646; 667-680.

2. Грамматика современного русского языка. М., 1970. §§ 1276, 1278.

3. Русская грамматика. М., Наука, 1980. Т. II. С.13-25.

4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., Высшая школа, 1977. С. 16-24; 26-34; 39-60; 66-76.

5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. С. 34-55.

6. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее.

7. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл. / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М., Дрофа, 2002.
Вопросы для самопроверки
1. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием (СС)? Каковы признаки СС?

2. Форма СС. Грамматические средства связи слов в СС. Модель СС.

3. Виды грамматической связи в СС: предсказующая – енпредсказующая, обязательная – необязательная; способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.


4. Синтаксические отношения или внутренняя содержательная сторона СС, их грамматическое значение. Типы синтаксических отношений слов в СС в традиционной грамматике и современной синтаксической науке (Гр. – 70; РГ –80).

5. Принципы классификации СС по структуре, особенностям формы и значения.

6. Отличие СС от слова, других сочетаний слов (фразеологизмов, предикативных сочетаний слов, сочинительных сочетаний, синтаксически несвободных соединений), предложений.
Задания

1. Из данного предложения выписать все СС, дать их начальную форму, доказать, что это СС. Провести грамматический разбор двух разных по форме и значению СС.

2. Выписать и обосновать сочетания слов, не образующие СС.

3. Из данного текста выписать все СС, выражающие атрибутивные, объектные, обстоятельственные отношения. Определить модели СС (в соответствии со школьным учебником).

4. Выписать СС с предсказующей обязательной связью (одно), с предсказующей необязательной связью (одно), с непредсказующей необязательной связью (два). Составить СС с непредсказующей обязательной связью.

Текст для анализа
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону (И.С.Тургенев)

Модуль № 2

Предложение

Занятие № 6

(практическое)

Предложение как предикативная единица синтаксиса. Простое двусоставное предложение. Главные члены
I. Теоретическая часть

1. Простое предложение как монопредикативная единица. Два понимания предикативности в истории науки и в ее современном состоянии.

2. Функционально-семантическая категория членов предложения. Главные члены как компоненты предикативной основы двусоставного предложения.

3. Подлежащее, его функционально-грамматические признаки. Морфологизованные и неморфологизованные способы выражения подлежащего. Неделимые словосочетания в функции подлежащего.

4. Сказуемое, его функционально-грамматические признаки. Принципы классификации сказуемых.

5. Типы сказуемых:

а) простое глагольное сказуемое, способы его выражения; осложнение форм простого глагольного сказуемого;

б) составное глагольное сказуемое, морфологическое выражение его компонентов; виды вспомогательных глаголов.

6. Связь главных членов предложения.

II. Практическая часть

Задание 1.

Запишите предложения, подчеркните главные члены.

В какой грамматической основе говорится о действии (состоянии) лица (предмета): реальном; желаемом; возможном лишь при определенных условиях? Каким членом предложения выражены эти грамматические значения? Какие формы сказуемого помогают выразить грамматическое значение предложения?
1) Все окна настежь мы раскрыли: пусть в дом врывается гроза! 2) Я с…дел и делал разные ф…нтастические предпол…жения: «Вот если (бы) я учился на одни только пятерки и меня бы стали вдруг хвалить на школьном собрании…, многим ребятам это бы (не) понравилось».
Задание 2.

Запишите предложения, подчеркните главные члены. Как меняется смысл предложения при разных способах выражения сказуемого?
1) Избирательная компания может проводиться три месяца. 2) Избирательная компания должна проводиться три месяца. 3) Избирательная компания начала проводиться три месяца назад. 4) Избирательная компания проводится в течение трех месяцев.
Задание 3.

Составьте таблицу «Способы осложнения простого глагольного сказуемого» с примерами, используя материалы учеников.
Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 633-638; 681-685; 688-695.

2. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-ов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 3 Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. – С. 69-83.

Дополнительная

3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991. – §§ 12; 20; 22-27; 32.

4. Современный русский литературный язык: Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 292-298; 305-317; 324-327.

Занятие № 7

(практическое)

Предложение как предикативная единица синтаксиса. Простое двусоставное предложение. Главные члены

(продолжение)

I. Теоретическая часть

1. Составное именное сказуемое. Его отличие от простого сказуемого и составного глагольного сказуемого:

а) типы связок и их роль в составном именном сказуемом:

б) морфологическое выражение именной части.

2. Состав сложного сказуемого.

3. Вопрос о грамматической связи составного именного сказуемого и сложного сказуемого с подлежащим.

4. Употребление различных по составу и грамматическому значению главных членов предложения в текстах разных функциональных типов.