Файл: 1. Безопасная эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



10.Требования к анализу опасностей технологических процессов и количественному анализу риска аварий на магистральных трубопроводах.

Анализ опасностей технологических процессов, количественный анализ риска и иные методы анализа риска аварий, связанных с выбросом транспортируемых углеводородов, являются частью декларирования промышленной безопасности, обоснования безопасности, риск-менеджмента и системы управления промыш­ленной безопасностью ОПО МТ и ОПО МАЛ. Анализ опасностей технологиче­ских процессов, количественный анализ риска и иные методы анализа риска аварий, связанных с выбросом транспортируемых продуктов, для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в действие данных Правил и не подлежащих декларированию, осуществляется при истечении норматив­ного (проектного) срока службы (эксплуатации), продлении срока безопасной эксплуатации, реконструкции или капитальном ремонте магистральных трубо­проводов. 179. При проведении анализа риска ОПО МТ учитывают: взрывопо­жароопасные и токсичные свойства транспортируемого продукта; конструк­тивно-технологические параметры технических устройств, зданий и сооруже­ний в составе ОПО МТ; внешние антропогенные воздействия (в том числе от соседних объектов, пересечений с транспортными путями, возможных несанк­ционированных врезок в трубопровод и диверсий); возможные проявления внутренней и внешней коррозии; возможные отклонения технологических па­раметров от регламентных значений; показатели механической безопасности (устойчивости к нагрузкам и воздействиям), надежности ОПО МТ, технических устройств, применяемых на ОПО МТ (прочностные характеристики материала, толщина стенки труб, технология изготовления, транспортирования и условия хранения при строительстве); конструктивно-технологические меры безопасно­сти (защита от превышения давления, в том числе от гидроудара, меры по пре­дотвращению гидратообразования на газопроводах, эффективность систем об­наружения утечек и телемеханики, возможность потери устойчивости положе­ния трубопровода, противопожарные преграды); внешние природные воздейст­вия (землетрясения, оползни, состояние грунта, обледенение, иные гидрометео­рологические, сейсмические и геологические опасности); воздействия возмож­ных экологических последствий при строительстве, эксплуатации, реконструк­ции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и лик­видации ОПО МТ, включая загрязнение окружающей среды, нарушения плодо­родного почвенного слоя, растительного покрова, ландшафта; поражающие факторы аварий (выброс (разлив) опасных веществ, разлет осколков, напорное воздействие струи газа или жидкости, воздушная ударная волна от взрыва, тер­мическое, токсическое воздействия), разрушение технических устройств, зда­ний и сооружений, взрыв,

загрязнение окружающей среды; влияние последст­вий аварий и инцидентов на ОПО МТ на соседние производственные объекты, населенные пункты, водозаборы, заповедники и иные экологически уязвимые объекты. 180. При проведении количественного анализа риска ОПО МАП учи­тываются: свойства транспортируемого продукта; возможные отклонения тех­нологических параметров от регламентных значений; конструктивно-техноло­гические меры безопасности; возможные проявления внутренней и внешней коррозии; показатели механической безопасности (устойчивости к нагрузкам и воздействиям), надежности ОПО МАП и технических устройств, применяемых на ОПО МАП; внешние природные воздействия (землетрясения, оползни, со­стояние грунта, иные гидрометеорологические, сейсмические и геологические опасности); внешние антропогенные воздействия (в том числе от соседних объ­ектов, пересечений с транспортными путями); воздействия возможных эколо­гических последствий при строительстве, эксплуатации, реконструкции, техни­ческом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО МАП; поражающие факторы аварий (выброс опасных веществ, разруше­ние технических устройств, сооружений, токсическое поражение, разлет оскол­ков, загрязнение окружающей среды), а также возможности нарушения плодо­родного почвенного слоя, растительного покрова при локализации аварий и ли­квидации их последствий; влияние последствий аварий и инцидентов на ОПО МАП на соседние производственные объекты, населенные пункты. 181. Ме­тоды анализа риска на ОПО МТ и ОПО МАП должны быть обоснованы в соот­ветствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности. 182. Опасность функционирования ОПО МТ и ОПО МАП определяют комплексом факторов, учитывающих технологические параметры и техническое состояние ОПО МТ и ОПО МАП, свойства перекачи­ваемых опасных веществ, природные и антропогенные факторы. 183. Основная задача анализа риска заключается в предоставлении должностным лицам, при­нимающим решения по обеспечению безопасности, сведений о наиболее опас­ных процессах, участках ОПО МТ и ОПО МАП. 184. При выборе методов ана­лиза риска аварий необходимо учитывать этапы функционирования объекта (проектирование, эксплуатация, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация), цели анализа риска аварий (например, обоснование безопасных расстояний до соседних объектов), тип анализируемого ОПО МТ и ОПО МАП, критерии допустимого риска аварии, наличие необходимой информации. 185. При разработке проектной документа­ции (документации) ОПО МТ или ОПО МАП в целях обоснования мер преду­преждения аварий следует проводить анализ опасностей технологических про­цессов с определением отклонений технологических параметров от проектных (регламентных) значений с описанием возможных причин, последствий этих отклонений и указанием принимаемых или планируемых мер безопасности. Анализ должен включать описание возможных причин, последствий этих от­клонений, указанием мер безопасности и рекомендаций по дальнейшим дейст­виям или повышению безопасности. 186. При моделировании аварийного вы­броса и распространения аммиака в окружающем пространстве следует учиты­вать параметры истечения аммиака, в том числе размер дефектного отверстия, давление в трубопроводе, метеоусловия,
меры безопасности, параметры сис­темы обнаружения утечек, рельеф местности, естественные препятствия, а также способность аммиака образовывать с воздухом облако тяжелого газа. 187. Модель истечения аммиака основывается на системе уравнений одномер­ного движения сжимаемой среды. Модель тяжелого газа учитывает следующие процессы: движение облака с учетом изменения скорости ветра по высоте; гра­витационное растекание облака; рассеяние облака в вертикальном направлении за счет атмосферной турбулентности (подмешивание воздуха в облако); рассея­ние облака в горизонтальном направлении как за счет атмосферной турбулент­ности, так и за счет гравитационного растекания (подмешивание воздуха в об­лако); нагрев или охлаждение облака за счет подмешивания воздуха; фазовые переходы в облаке (газ-жидкость и жидкость-газ); теплообмен облака с подсти­лающей поверхностью. При расчете рассеяния аммиака необходимо анализиро­вать дрейф от непрерывно действующего источника (из аммиакопровода). Для обоснования иных моделей, методов расчета и компьютерных программ, в том числе зарубежных, следует указать организацию, разработавшую их, принятые модели расчета, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы, включая сведения о верификации (сертификации) компьютерных программ, в том числе зарубежных, сравнении с другими моде­лями и фактическими данными по расследованию аварий и экспериментам, данные о практическом использовании методик и компьютерных программ, в том числе зарубежных, для других аналогичных объектов. 190. Для прогнози­рования наиболее масштабного химического заражения определяются наиболее опасные сценарии аварий, при которых возможны максимальные размеры зоны воздействия (поражения): сценарий с полным разрушением емкости (техноло­гической, складской, транспортной и иных), содержащей опасные вещества в максимальном количестве; сценарий "гильотинного" разрыва трубопровода с максимальным расходом при максимальной длительности выброса; метеороло­гические условия: класс устойчивости атмосферы - F, скорость ветра на высоте 10 м - 1 м/с. 191. При оценке опасности токсического поражения людей при авариях на ОПО МАП следует учитывать концентрацию и продолжительность воздействия аммиака на человека. Мерой воздействия на человека является токсодоза Di(x,y,z). Эта величина получается путем интегрирования по времени пребывания человека в облаке концентрации согласно зависимости (5). Харак­тер поражения человека определяется сравнением с пороговыми и смертель­ными токсодозами. Пороговая токсодоза аммиака составляет 15,0 мг x мин/л, смертельная токсодоза - 150,0 мг x мин/л. 192. Безопасные расстояния от оси подземных трубопроводов ОПО МТ и ОПО МАП до городов и других населен­ных пунктов, зданий и сооружений должны определяться с учетом анализа рис­ков в зависимости от давления и диаметра трубопровода, его протяженности, рельефа местности с целью обеспечения безопасности населения, взрывобезо­пасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом тре­бований законодательства Российской Федерации. 193. При выборе трассы проектируемого (реконструируемого) МАП безопасные расстояния до городов, населенных пунктов, зданий и сооружений устанавливаются по результатам расчета. 194. При количественной оценке риска аварий в качестве исходной удельной частоты выброса аммиака на линейных участках ОПО МАП прини­мается величина частоты не меньше соответствующей удельной частоты ава­рий линейной части магистральных трубопроводов. Результаты анализа риска аварий на ОПО МАП должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали в первоначаль­ной процедуре анализа риска аварий на ОПО МАП. 195. Результаты анализа риска аварий на ОПО МАП при разработке специальных документов (деклара­ция промышленной безопасности, обоснование безопасности, план мероприя­тий по
локализации и ликвидации аварий, документационному обеспечению системы управления промышленной безопасности) оформляют в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

11.Количественный анализ риска аварий на опасных производствен-ных объектах магистральных трубопроводов.

Процесс проведения количественного анализа риска аварий включает четыре этапа: 1) планирование и организация работ; 2) идентификация опасностей ава­рий; 3) количественная оценка риска аварий на ОПО МТ, в том числе: а) оценка частоты возможных сценариев аварий; б) оценка возможных последствий по рассматриваемым сценариям аварий; в) расчет показателей риска аварий на ОПО МТ; г) определение степени опасности участков и составляющих ОПО МТ; д) ранжирование участков и составляющих ОПО МТ по показателям риска аварий; е) сравнение показателей риска аварий участков и составляющих ОПО МТ с соответствующим среднестатистическим уровнем и установление степени опасности участков и составляющих МТ; 4) разработка рекомендаций по сни­жению риска аварий. 197. При анализе результатов расчетов на участках и со­ставляющих ОПО МТ проводят сравнение рассчитанных показателей риска со среднестатистическим уровнем риска аварий. Для участков линейной части ОПО МТ степень опасности аварий определяют на основе различия между рас­считанным для участка значением показателя риска аварий и среднестатисти­ческим уровнем риска аварий. Среднестатистический уровень показателя риска аварий определяют по данным о расследовании аварий на аналогичных объек­тах. Расчеты проводятся согласно требованиям Правил и наиболее точных мо­делей и методов в области анализа риска аварий.

12.Требования к оформлению результатов анализа риска аварий на магистральном трубопроводе.

Результаты оценки степени риска аварий на ОПО МТ должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальной процедуре оценки степени риска аварий на ОПО МТ. 199. Процесс и результаты работ по количественному анализу риска аварий на ОПО МТ должны документироваться в виде отчета по анализу риска аварий на ОПО МТ (за исключением декларирования промышленной безопас­ности). Отчет по анализу риска аварий на ОПО МТ должен включать: титуль­ный лист; список исполнителей с указанием должностей (при наличии), науч­ных званий (при наличии), названий организаций; содержание (оглавление); описание анализируемого ОПО МТ; методологию, исходные предположения и ограничения, определяющие пределы анализа опасностей аварий; описание ис­пользуемых методов анализа опасностей, моделей аварийных процессов и обоснование их применения; исходные данные и их источники, в том числе не­обходимые данные по аварийности и травматизму на ОПО МТ,