Файл: Понятие конституционного права как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понятие конституционного права как отрасли права

Конституционное право — важнейшая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

собственный предмет и методы правового регулирования;


  1. Социально-экономические права и свободы

К экономическим правам и свободам Конституция РФ относит:

  • право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34),

  • право частной собственности и ее наследования (ст. 35),

  • право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36),

  • право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37),

  • право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37),

  • право на отдых (ст. 37),

  • право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).


К социальным правам Конституция РФ относит:

  • право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38),

  • право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7),

  • право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39),

  • право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40),

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41),

  • включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42),

  • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42).

3.Компетенция Конституционного Суда РФ

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:


  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;



2) разрешает споры о компетенции:

  • а) между федеральными органами государственной власти;

  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

  • 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

  • 4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

  • 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий ФКЗ.


  1. Прекращение полномочий Президента РФ

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;

3) смерти Президента РФ;

4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ.


Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке.

Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.



  1. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах (конституциях, законах и т. д.) и регулирующие отношения, относящиеся к объекту конституционного права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:


  • содержанием, которое определяется спецификой той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

  • источниками, в которых эти нормы выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы прежде всего содержатся в Конституции РФ — акте, обладающем высшей юридической силой;

  • своеобразием видов: общерегулятивных норм в этой правовой отрасли значительно больше, чем в других;

  • учредительным характером содержащихся в них предписаний;

  • специфическим характером субъектов и особым механизмом реализации (например, регулирование института гражданства как правового состояния);

  • особенностями структуры: как правило, конституционно-правовые нормы не имеют традиционной трехчленной структуры — гипотезы, диспозиции и санкции. Обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.


Виды конституционно-правовых норм

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы конституционного права делятся на:

  • учредительные,

  • регулятивные,

  • охранительные,

  • обеспечительные,

  • дефинитивные,

  • коллизионные,

  • оперативные.


Нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов конституционного права, делятся на


  • управомочивающие,

  • обязывающие,

  • запрещающие.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы

  • императивные,

  • диспозитивные,

  • рамочные.

  1. Политические права и свободы


К политическим правам и свободам в соответствии с Конституцией РФ относятся:

  • свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29),

  • которую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам, право на информацию (ст. 24, 29),

  • право на объединение (ст. 30),

  • право на проведение публичных мероприятий (ст. 31),

  • право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия (ст. 32),

  • право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).



7. Структура конституционно- правовых норм. Конституционно-правовая

Ответственность
Общепризнано деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию.

  • Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции.

  • Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

  • Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний».

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.


  1. Личные (гражданские) права и свободы

К личным правам и свободам Конституция РФ относит:


  • право на жизнь (ст. 20);

  • право на достоинство личности, предполагающее, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства (ст. 21);

  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23);

  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

  • право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

  • право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

  • право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28);

  • право на свободу мысли и слова (ст. 29).





  1. Конституционно-правовые отношения понятие, особенности, виды


Конституционно-правовые отношения –это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между участниками в форме взаимных прав и обязанностей.

Конституционно-правовым отношениям свойственны следующие особенности:

  • свое специфическое содержание, то есть они возникают в специальной сфере отношений – ведении конституционного права;

  • специальный субъектный состав – в субъектам в конституционном праве относятся, например, государство, народ, нация – подобных субъектов не существует в иных отраслях права;

  • значительный политический потенциал, высокий уровень обобщения, специфические источники.

Виды конституционных правоотношений:
1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).


  1. Правовой статус, полномочия Президента РФ

Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.
Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент определяет основные направления внутренней политики.
Президент определяет основные направления внешней политики.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.
Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.


  1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ


Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Государство, признавая конституционное право населения на осуществление местного самоуправления, самостоятельно решает вопросы местного значения, берет на себя тем самым обязанность создавать необходимые условия.