Файл: Понятие конституционного права как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12. Порядок прекращения гражданства РФ, Органы, ведающие вопросами

Гражданства
Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

при этом рассмотрение заявления и принятие по нему решения о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до 1 года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Лицо, проживающее на территории иностранного государства, вправе обратиться с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в дипломатическое представительство и консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, на основании части второй статьи 19 Федерального закона. Решение по принятому к рассмотрению заявлению в данном случае будет приниматься в срок до 6 месяцев.

Фз о гражданстве РФ

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.


  1. Система и источники конституционного права как отрасли права


К источникам конституционного права можно отнести:

  1. конституции;

  2. договоры, соглашения, декларации;

  3. законы;

  4. подзаконные акты;

  5. судебные решения.


Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):


  1. основы конституционного строя;

  2. права и свободы человека и гражданина;

  3. федеративное устройство;

  4. избирательная система (избирательное право);

  5. президентская власть;

  6. законодательная власть;

  7. исполнительная власть;

  8. судебная власть;

  9. государственная власть в субъектах РФ;

  10. местное самоуправление;


14. Государственные органы: понятие, признаки, виды. Система органов

государственной власти
Орган государства – часть государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

Признаки органа государства:

1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера;

2) наличие собственной структуры;

3) наделение государственно—властными полномочиями;

4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;

5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме;

6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7) наличие права на издание юридических актов;

8) наличие необходимых материальных средств;

9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов;

10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

а) первичные

б) производные

2) в зависимости от объема полномочий:

а) высшие

б) центральные;

в) местные

3) в зависимости от широты компетенции:

а) органы общей компетенции

б) органы специальной компетенции

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:

а) коллегиальные –

б) единоличные

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

6) в зависимости от действия в пространстве:

а) федеральные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия:

а) постоянные;

б) временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

а) правотворческие;

б) правоприменительные;

в) правоохранительные.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.


15. Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, порядок формирования
Федерального Закона «О судебной системе Российской Федерации» указано, что Конституционный Суд РФ является федеральным судом

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации строится на принципах независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправии сторон.

Решения Конституционного Суда являются обязательными на всей территории страны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции различных правовых актов: федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства РФ, конституций республик, законов субъектов Федерации и других актов.

На Конституционный Суд РФ возложено разрешение споров между федеральными органами власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной

Федеральным конституционным законом предусматривается, что Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Устанавливается порядок приостановления и прекращения полномочий судей.

16. Порядок приобретения гражданства РФ

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона):
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федераци

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке.
Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений (в общем порядке – срок рассмотрения заявления до 1 года, в упрощенном – до 6 месяцев со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.
По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.
17. Этапы конституционного развития России




18. Референдум как форма прямой демократии. Понятие, виды, правовое

регулирование референдума в РФ
Рефере́ндум— форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа.
В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают:


    1. По территориальному признаку референдумы подразделяются

общенациональный, региональный и местный.

    1. В зависимости от содержания законопроекта выделяю

конституционный и обыкновенный референдум

3. Референдумы могут быть обязательными и факультативными.

4. По характеру выносимого решения референдумы делятся на императивные (при которых вопрос считается принятым окончательно) и консультативные (при которых путем голосования выявляется мнение избирателей либо учитываемое либо не учитываемое парламентом, например при принятии закона); на утверждающие (при которых утверждается решение органа власти) и отвергающие (при которых отменяется ранее принятое решение органа власти).

28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"
19. Конституционно-правовой статус Правительства РФ: порядок формирования,

состав, полномочия
Правовое положение и место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти определено принципом разделения властей (глава 6, ст. 110-117 Конституции РФ).

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами.
Состав:

  • Председатель Правительства

  • Заместители Председателя Правительства

  • Федеральные министры



Полномочия:

  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы




20. Понятие, принципы российского гражданства

устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией — Россией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей