Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования просторечной лексики русского языка
Разновидности просторечия и их особенности
1.3. Лингвистические особенности современного просторечия
Глава 2. Современные аспекты и проблемы состава и употребления просторечной лексики в русском языке
2.1. Актуальные проблемы состава просторечной лексики
2.2. Проблемы употребления экспрессивной просторечной лексики на современном этапе
Современное просторечие – это также (и в первую очередь) особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, устно- разговорного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, предполагающего преднамеренное употребление ненормативных единиц с определенными коммуникативными установками.» [4, c. 65].
М.Н. Кожина считает: «По степени литературности и по сопровождающей ту или иную «степень» стилистической окраске лексика устно-разговорной речи представлена следующими разновидностями: 1) лексика собственно разговорная, нередко с оттенком фамильярности; 2) лексика просторечная.
Собственно разговорные слова не нарушают норм литературного языка и ограничены лишь сферой употребления (устно-бытовой), а просторечные как бы стоят на грани литературного употребления и даже обычно выходят за пределы литературного языка» [18, c. 130].
В русском языке просторечие – исторически сложившаяся речевая система, становление и развитие которой тесно связано с формированием русского национального языка (само слово «просторечие» образовалось из употреблявшегося в 16-17 вв. словосочетания «простая речь»).
До конца XVIII века в «сознании общества существовало два аспекта понимания просторечий: широкое функциональное (просторечие – разговорная форма русского языка) и функционально-стилистическая – по отношению к литературному языку, при котором маркированным признаком просторечия выступает его сниженность, обусловившая характерность для низкого стиля» [16, c. 25].
С развитием в рамках русского литературного языка разговорной речи, границы просторечия постепенно стабилизировались. «Сложились формы соотношения и взаимодействия просторечия с литературным языком, в результате чего образовалось литературное просторечие, служащее границей литературного языка с народно-разговорным языком, – особый стилистический пласт слов, фразеологизмов, форм, оборотов речи, объединяемых яркой экспрессивной окраской «сниженности», грубоватости, фамильярности» [17, c. 89].
Часто просторечные единицы оцениваются как порча литературного языка, как совокупность ошибок. Однако нельзя не упомянуть и явные достоинства просторечий. А.Ф. Прияткина так объясняет свою позицию: «… русистика уже располагает некоторыми данным для того, чтобы лингвистически объяснить, почему просторечие – это «плохо» и какие именно принадлежащие сущности – «плохо», а какие может быть, «хорошо». Например, «хорошо» - быстрая реакция на коммуникативные потребности, прагматизм… Хороша экспрессия, постоянный поиск новых выразительных средств, смелая, острая, связанная с фольклором игра словами (склонность к метафоричности). В создании новых моделей – словообразовательных, синтаксических – просторечия … более мобильны.» [16, c. 234].
По мнению В.В. Химика, «просторечие – функциональная разновидность русского языка» [21, c.67]. Определяя просторечие в целом как сочетание общеупотребительной части социолектов, элементов деревенских говоров, вульгаризмов, обсценной лексики, он выделяет современное городское просторечие. Городское просторечие, занимающее промежуточное положение между литературным языком и многочисленными социолектами, является транзитной средой речевых некодифицированных единиц в литературный язык.
Итак, мы можем говорить о просторечии как об особой разновидности разговорной речи, отличающейся оттенком сниженности и яркой экспрессивной окраской.
Таким образом, просторечие - социально обусловленная разновидность общенационального языка, используемая в художественной литературы с целью выразительности, экспрессивности и оценочности, употребляемая для социально речевой характеристики персонажей, для «сниженной» в экспрессивном плане характеристики лиц, событий, явлений, а в разговорной речи - для придания ей грубой или фамильярной окрашенности.
Разновидности просторечия и их особенности описывали Л.П. Крысин [9], П.А. Лекант [18], В.В. Химик [21].
Л.П. Крысин подчёркивает неоднородность просторечия, одним из факторов которой является его «временная гетерогенность» – выделение двух пластов – «пласта старых, традиционных средств и пласта сравнительно новых коммуникативных средств» [9, c. 55].
В современной лингвистической литературе термин «просторечная лексика» получил отдельное значение, которое характеризуется неоднозначностью. В кратком справочнике по современному русскому языку под ред. П.А. Леканта просторечная лексика описывается как «область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы. Также просторечная лексика - это слова, имеющие ярко сниженную стилистическую окраску. Эти слова составляют две группы:
1) обиходно-бытовое просторечие, входящее в литературный язык и имеющее сниженную экспрессивно-стилистическую окраску: балбес, дохлятина, оплеуха, задрипанный, толстопузый, дрыхнуть и др.;
2) грубая, вульгарная лексика, находящаяся за пределами литературного языка: сволочь, стерва, харя и др.» [18; с. 33-34].
В.В. Химик условно выделяет две разновидности просторечия: социальное «внелитературное» и функционально-стилистическое «литературное» просторечие. Социальное просторечие – самое понятое и изученное лингвистами и социологами, по сути, оно представляет речь малообразованных людей, т. е. традиционное просторечие. Для этой разновидности языка характерны нарушения норм русского литературного языка на всех его уровнях, от фонетического до синтаксического [21].
Вторая разновидность – функционально-стилистическое просторечие – широко используется в художественном и публицистическом дискурсе. Его отличает нормированность на всех уровнях языка, кроме стилистического.
Повышение роли городов и городской культуры в развитии общества, увеличение численности городского населения продолжается в европейских странах и в настоящее время. «В русской лингвистической традиции это обстоятельство имело неожиданные последствия: в науке и в общем словоупотреблении для близких или смежных понятий стали фигурировать три разных названия – арго, жаргон, просторечие, к которым в последнее время добавился термин сленг» [21, c.17]. Рассматривая социально-речевую среду, формирующую просторечие, и соседствующие с ним лексические подсистемы, автор условно представляет следующую модель иерархии городских подъязыков: «арго – жаргон – сленг (интержаргон) – просторечие» [21].
Л. П. Крысин в статье «О некоторых изменениях в русском языке конца XX века», выделяет просторечие-1 и просторечие-2. Просторечие-1 объединяет горожан старшего возраста, не имеющих образования (или имеющих только начальное образование), речь которых обнаруживает явные связи с диалектом. Просторечие-2 охватывает круг горожан среднего и молодого возраста, имеющих незаконченное среднее образование и не владеющих литературной нормой [21, c.65].
Как и в литературном языке для просторечия-1 характерен тот же набор фонем, разница лишь заключается в том, что они реализуются в речи и сочетаются между собой по-разному, поэтому для данного явления характерна определенная фонетическая специфичность.
Рассмотрим некоторые примеры:
Помимо фонетики существуют и характерные особенности просторечия-1 в морфологии, рассмотрим основные из них:
Также существуют особенности просторечия-1 в лексике, присутствие большого количества слов, в большинстве случаев, предназначенных для бытовых ситуаций, которые не являются литературными словами: давеча, пущай, серчать, намедни, харчи, черед, акурат, и пр. Большинство из таких слов происходят от диалектизмов. Приведем несколько примеров:
Рассмотрим основные синтаксические особенности характерные для просторечия-1:
По мнению большинства исследователей, носителями просторечия-2 являются молодые люди и люди среднего возраста, которые имеют низкий уровень интеллекта и такой же культурный уровень, в большинстве случаев, это мужчины [15, 18, 24].
Исследователи не выделяют в просторечии-2 такого множества специфичных языковых характеристик, как в просторечие-1. По причине того, что оно не так давно выделилось, как особый подвид просторечия, а также, потому что просторечие-2 больше склоняется к жаргону (социальному и профессиональному) и литературной речи, занимающее промежуточное положение между ними, а просторечия-1, является промежуточным среди территориальных диалектов и литературным языком [24, с. 169].
Таким образом, можно сказать, что просторечие-2 является связующим звеном, благодаря которому в литературный язык попадают разнообразные элементы, такие как: профессионализмы, жаргон и арго.
Выходцы из сельской местности, которые постоянно или временно проживают в городской местности, городское население, находящееся в диалектной среде обитания, жители крупных городов, обладающие низким уровнем интеллекта, являются носителями просторечия-2. Также носителями просторечия-2 являются люди различных профессий: грузчики, продавцы, парикмахеры, уборщицы, железнодорожные проводники, официанты и пр.
М.Н. Кожина считает: «По степени литературности и по сопровождающей ту или иную «степень» стилистической окраске лексика устно-разговорной речи представлена следующими разновидностями: 1) лексика собственно разговорная, нередко с оттенком фамильярности; 2) лексика просторечная.
Собственно разговорные слова не нарушают норм литературного языка и ограничены лишь сферой употребления (устно-бытовой), а просторечные как бы стоят на грани литературного употребления и даже обычно выходят за пределы литературного языка» [18, c. 130].
В русском языке просторечие – исторически сложившаяся речевая система, становление и развитие которой тесно связано с формированием русского национального языка (само слово «просторечие» образовалось из употреблявшегося в 16-17 вв. словосочетания «простая речь»).
До конца XVIII века в «сознании общества существовало два аспекта понимания просторечий: широкое функциональное (просторечие – разговорная форма русского языка) и функционально-стилистическая – по отношению к литературному языку, при котором маркированным признаком просторечия выступает его сниженность, обусловившая характерность для низкого стиля» [16, c. 25].
С развитием в рамках русского литературного языка разговорной речи, границы просторечия постепенно стабилизировались. «Сложились формы соотношения и взаимодействия просторечия с литературным языком, в результате чего образовалось литературное просторечие, служащее границей литературного языка с народно-разговорным языком, – особый стилистический пласт слов, фразеологизмов, форм, оборотов речи, объединяемых яркой экспрессивной окраской «сниженности», грубоватости, фамильярности» [17, c. 89].
Часто просторечные единицы оцениваются как порча литературного языка, как совокупность ошибок. Однако нельзя не упомянуть и явные достоинства просторечий. А.Ф. Прияткина так объясняет свою позицию: «… русистика уже располагает некоторыми данным для того, чтобы лингвистически объяснить, почему просторечие – это «плохо» и какие именно принадлежащие сущности – «плохо», а какие может быть, «хорошо». Например, «хорошо» - быстрая реакция на коммуникативные потребности, прагматизм… Хороша экспрессия, постоянный поиск новых выразительных средств, смелая, острая, связанная с фольклором игра словами (склонность к метафоричности). В создании новых моделей – словообразовательных, синтаксических – просторечия … более мобильны.» [16, c. 234].
По мнению В.В. Химика, «просторечие – функциональная разновидность русского языка» [21, c.67]. Определяя просторечие в целом как сочетание общеупотребительной части социолектов, элементов деревенских говоров, вульгаризмов, обсценной лексики, он выделяет современное городское просторечие. Городское просторечие, занимающее промежуточное положение между литературным языком и многочисленными социолектами, является транзитной средой речевых некодифицированных единиц в литературный язык.
Итак, мы можем говорить о просторечии как об особой разновидности разговорной речи, отличающейся оттенком сниженности и яркой экспрессивной окраской.
Таким образом, просторечие - социально обусловленная разновидность общенационального языка, используемая в художественной литературы с целью выразительности, экспрессивности и оценочности, употребляемая для социально речевой характеристики персонажей, для «сниженной» в экспрессивном плане характеристики лиц, событий, явлений, а в разговорной речи - для придания ей грубой или фамильярной окрашенности.
- 1 2 3 4 5 6
Разновидности просторечия и их особенности
Разновидности просторечия и их особенности описывали Л.П. Крысин [9], П.А. Лекант [18], В.В. Химик [21].
Л.П. Крысин подчёркивает неоднородность просторечия, одним из факторов которой является его «временная гетерогенность» – выделение двух пластов – «пласта старых, традиционных средств и пласта сравнительно новых коммуникативных средств» [9, c. 55].
В современной лингвистической литературе термин «просторечная лексика» получил отдельное значение, которое характеризуется неоднозначностью. В кратком справочнике по современному русскому языку под ред. П.А. Леканта просторечная лексика описывается как «область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы. Также просторечная лексика - это слова, имеющие ярко сниженную стилистическую окраску. Эти слова составляют две группы:
1) обиходно-бытовое просторечие, входящее в литературный язык и имеющее сниженную экспрессивно-стилистическую окраску: балбес, дохлятина, оплеуха, задрипанный, толстопузый, дрыхнуть и др.;
2) грубая, вульгарная лексика, находящаяся за пределами литературного языка: сволочь, стерва, харя и др.» [18; с. 33-34].
В.В. Химик условно выделяет две разновидности просторечия: социальное «внелитературное» и функционально-стилистическое «литературное» просторечие. Социальное просторечие – самое понятое и изученное лингвистами и социологами, по сути, оно представляет речь малообразованных людей, т. е. традиционное просторечие. Для этой разновидности языка характерны нарушения норм русского литературного языка на всех его уровнях, от фонетического до синтаксического [21].
Вторая разновидность – функционально-стилистическое просторечие – широко используется в художественном и публицистическом дискурсе. Его отличает нормированность на всех уровнях языка, кроме стилистического.
Повышение роли городов и городской культуры в развитии общества, увеличение численности городского населения продолжается в европейских странах и в настоящее время. «В русской лингвистической традиции это обстоятельство имело неожиданные последствия: в науке и в общем словоупотреблении для близких или смежных понятий стали фигурировать три разных названия – арго, жаргон, просторечие, к которым в последнее время добавился термин сленг» [21, c.17]. Рассматривая социально-речевую среду, формирующую просторечие, и соседствующие с ним лексические подсистемы, автор условно представляет следующую модель иерархии городских подъязыков: «арго – жаргон – сленг (интержаргон) – просторечие» [21].
Л. П. Крысин в статье «О некоторых изменениях в русском языке конца XX века», выделяет просторечие-1 и просторечие-2. Просторечие-1 объединяет горожан старшего возраста, не имеющих образования (или имеющих только начальное образование), речь которых обнаруживает явные связи с диалектом. Просторечие-2 охватывает круг горожан среднего и молодого возраста, имеющих незаконченное среднее образование и не владеющих литературной нормой [21, c.65].
Как и в литературном языке для просторечия-1 характерен тот же набор фонем, разница лишь заключается в том, что они реализуются в речи и сочетаются между собой по-разному, поэтому для данного явления характерна определенная фонетическая специфичность.
Рассмотрим некоторые примеры:
-
вставка гласного: [руб'ел'] рубль, [жыз'ин'] жизнь -
пропуск гласных: [арадром] аэродром, [закном] за окном -
использование гласных соседних слогов: [п'ир'им'ида] пирамида -
неуместное смягчение согласных: ко[н'ф']ета, вместо ко[нф']ета -
ассимиляция согласных: [баис'и] боишься, [кот' ис'и] катишься -
диссимиляция согласных: [транваи] трамвай, [с'ькл'итар'] секретарь [9].
Помимо фонетики существуют и характерные особенности просторечия-1 в морфологии, рассмотрим основные из них:
-
несоответствие рода в сказуемых или неверное склонение: густая повидла, мысля, кислый яблок, этот полотенец, болезня и т.д.; -
когда слово изменяется по падежам или лицам происходит выравнивание слов: пеку - пекешь, пекет, пекем, хочу - хочут, хочем, хочете и т.д.; -
употребление форм именительного падежа во множественном числе, заканчивающихся на «-ы/я»: инженеры, торты, шоферы, в том числе от ряда существительных женского рода: очередя, площадя, матеря и пр.; -
употребление существительных мужского рода с основой, заканчивающейся на согласный, например: на газу, в складу, на пляжу и т.п.; -
склонение несклоняемых существительных: без пальта, шла из кина, ехать на метре и пр.; -
существительные в родительном падеже, множественном числе среднего и мужского рода с флексией «-ов, -ев», например: десять рублев, много местов, делов, от соседев и др. [9]
Также существуют особенности просторечия-1 в лексике, присутствие большого количества слов, в большинстве случаев, предназначенных для бытовых ситуаций, которые не являются литературными словами: давеча, пущай, серчать, намедни, харчи, черед, акурат, и пр. Большинство из таких слов происходят от диалектизмов. Приведем несколько примеров:
-
использование слов, которые различаются по значению с литературным языком, например: гулять в значении «иметь близкие отношения»: «Она полгода с ним гуляла»; уважать в значении «любить»: «Я помидоры не уважаю», также признать в значении «узнать»: « Я тебя и не признала, думала, кто чужой», -
отсутствие различных значений слова, имеющихся у него в литературной речи, например: слово «партия» имеет другое значение в просторечии - «количество товара».
Рассмотрим основные синтаксические особенности характерные для просторечия-1:
-
употребление деепричастий заканчивающихся на «-вши» или «-мши», например: «Он был выпимши вчера», т.е он был пьян вчера; «я не мывши вторую неделю», т.е не мылся больше недели; -
употребление кратких прилагательных и страдательных причастий в полной форме, например: «А она чем больная?»; «Я согласная»; «Дверь была закрытая»; -
неверное употребление предлогов, например: «вернулись с отпуска» «стреляют с автоматов», «пришел с магазина», и пр. [21, с. 218].
По мнению большинства исследователей, носителями просторечия-2 являются молодые люди и люди среднего возраста, которые имеют низкий уровень интеллекта и такой же культурный уровень, в большинстве случаев, это мужчины [15, 18, 24].
Исследователи не выделяют в просторечии-2 такого множества специфичных языковых характеристик, как в просторечие-1. По причине того, что оно не так давно выделилось, как особый подвид просторечия, а также, потому что просторечие-2 больше склоняется к жаргону (социальному и профессиональному) и литературной речи, занимающее промежуточное положение между ними, а просторечия-1, является промежуточным среди территориальных диалектов и литературным языком [24, с. 169].
Таким образом, можно сказать, что просторечие-2 является связующим звеном, благодаря которому в литературный язык попадают разнообразные элементы, такие как: профессионализмы, жаргон и арго.
Выходцы из сельской местности, которые постоянно или временно проживают в городской местности, городское население, находящееся в диалектной среде обитания, жители крупных городов, обладающие низким уровнем интеллекта, являются носителями просторечия-2. Также носителями просторечия-2 являются люди различных профессий: грузчики, продавцы, парикмахеры, уборщицы, железнодорожные проводники, официанты и пр.