Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


141
и других загрязнений, которые могут испортить груз; отсутствием ще- лей и отверстий, через которые может произойти утечка груза или про- никнуть влага или искры от локомотива; отсутствием внутри вагона в стенах или на полу торчащих гвоздей или болтов, которые могут повре- дить груз; плотным закрытием и надежностью закрепления боковых и потолочных люков, а также разгрузочных люков самоуплотняющихся дверей; исправностью запорных устройств для наложения запорно-плом- бировочных устройств, стоечных скоб платформ и увязочных косынок полувагонов; правильностью закрепления на болт колпачка типовой печ- ной разделки; отсутствием в обшивке стен крытого вагона заделок с наружной стороны (кроме металлических заделок, выполненных в де- повских условиях), в полу вагона и незаделанных конструктивных от- верстий в направляющих желобах дверей и др.
Вагоны, в которые должны быть погружены ценные грузы, необходи- мо осматривать особенно тщательно. В технологию подготовки вагонов под погрузку входят предварительные операции — очистка и промывка,
а в необходимых случаях и дезинфекция или дезинсекция.
13.2. Основные требования к погрузке грузов
в вагоны и контейнеры
При погрузке грузов как средствами перевозчика, так и средствами грузоотправителей необходимо соблюдать условия, обеспечивающие безопасность движения поездов, сохранность грузов при перевозке, а также необходимо рационально использовать вагоны и контейнеры (по грузоподъемности, вместимости и времени).
Погрузка грузов в вагоны и контейнеры согласно статье 23 Устава должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, уста- новленных МПС России, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретах.
Размещение и крепление грузов в вагонах, в том числе в открытом подвижном составе, и контейнерах осуществляется в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России (в дальнейшем
Технические условия). Максимальное использование грузоподъемно- сти и вместимости вагонов, контейнеров достигается за счет рацио- нального размещения в них грузов. Причем размещение это должно производиться не столько исходя из габаритов самого груза, сколько


142
из требования равномерного распределения нагрузки его массы по площади пола вагона, контейнера.
Общие требования, а также условия размещения в вагонах, контей- нерах грузов изложены в Технических условиях (см. главы 28, 29, 30,
31, 32, 33 учебника). Для осуществления погрузки, крепления и пере- возки требуется применение приспособлений, оборудования и материа- лов (печи, дверные заграждения, в т.ч. овощные, хлебные щиты, щиты ограждений, стяжки, решетки, турникеты и др.). Все это, согласно ста- тье 24 Устава, предоставляется грузоотправителями, независимо от того,
кем осуществляется погрузка и крепление груза. Установка же указан- ного оборудования, средств пакетирования и иных приспособлений про- изводится грузоотправителями, грузополучателями или перевозчиком в зависимости от того, кем осуществляется погрузка. Такой порядок обо- снован тем, что только грузоотправитель, исходя из своей потребности в перевозке того или иного груза, зная особенности этого груза, может и должен подготовить его к перевозке и принять меры к обеспечению бе- зопасности движения, сохранности груза, вагонов, контейнеров.
Правильность размещения и крепления массовых грузов (угля, бал- ласта, руды и т.д.) проверяет приемосдатчик груза, а остальных (спо- собы размещения и крепления которых предусмотрены Техническими условиями) — приемосдатчик груза шестого разряда, а в пунктах, где его нет, — начальник станции или его заместитель. Невыполнение Тех- нических условий может привести к опасным последствиям — сме- щению груза, выходу его за габарит и даже падению на путь.
13.3. Основные технические условия размещения и крепления
грузов в крытых вагонах
Размещать и крепить грузы в крытых вагонах необходимо с учетом обеспечения безопасности движения поездов, производства маневро- вых и погрузочно-разгрузочных работ, полного использования грузо- подъемности и вместимости вагонов, сохранности перевозимых грузов и подвижного состава.
Груз размещается в вагоне равномерно. Если невозможно обеспечить равномерное размещение грузов, то допускается смещение общего цент- ра массы грузов в соответствии с требованиями Технических условий.
При совместной погрузке в один вагон грузов разной массы, а так- же в различной упаковке, грузы большей массы и грузы в жесткой упа-

143
ковке должны размещаться внизу, а грузы меньшей массы в мягкой,
решетчатой, фанерной, картонной и тому подобной упаковке — наверху.
Запрещается совместная погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы.
Грузы в крытом вагоне должны быть уложены от торцов к междвер- ному пространству плотно, без зазоров в поперечном и продольном на- правлениях так, чтобы не было сдвига, падения, навалов на двери, по- тертости и повреждения их при перевозке. В междверном пространстве груз также укладывается плотно и без зазоров, а в целях исключения в процессе перевозки навала его на двери они должны быть ограждены щитами, брусками или досками толщиной не менее 40 мм в зависимос- ти от груза и на всю высоту погрузки. Зазоры, в результате которых груз может сместиться, должны заполняться малоценными материалами (на- пример, горбыль, обрезки древесины, картона, пенопласта, выбракован- ные резиновые покрышки и др.).
При погрузке в вагон тарно-штучных грузов должно обеспечиваться свободное открывание дверей для выгрузки с обеих сторон. Грузы в междудверном пространстве должны быть уложены на расстоянии 250 мм от дверей. Если грузы, уложенные в междудверном пространстве неус- тойчивы от поперечного сдвига, их необходимо закреплять упорами и распорными брусками, обвязками и другими приспособлениями. В Тех- нических условиях размещения и крепления грузов в крытых вагонах рассматривается порядок размещения и крепления различных грузов
(фанеры, листового и сортового металла, бочек, ящиков, бумаги в руло- нах и др.). Грузовые места, относящиеся к одной отправке необходимо укладывать в вагоне так, чтоб была видна их маркировка. Грузовые ме- ста, имеющие маркировку в виде манипуляционных знаков и надписей,
следует укладывать в вагоне согласно требованиям этой маркировки и таким образом, чтобы знаки (надписи) были видны.
13.4. Погрузка грузов в вагоны средствами перевозчика
К моменту подачи порожних вагонов под погрузку приемосдатчик определяет очередность и порядок погрузки, знакомит комплексную механизированную бригаду с порядком выполнения предстоящей рабо- ты. Расстановку вагонов под погрузку по участкам склада выполняет составитель поездов по указанию приемосдатчика. После расстановки вагонов приемосдатчик проверяет установленным на станции порядком наличие отметок о проведенном техническом осмотре вагонов, опреде-


144
ляет пригодность их в коммерческом отношении для погрузки конкрет- ного груза и дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады приступить к погрузке.
После подачи и расстановки порожних вагонов с помощью дисплея по установленному макету приемосдатчик вводит в ЭВМ информацию о количестве, номерах и позициях, на которых размещены поданные на места погрузки порожние вагоны. ЭВМ составляет план погрузки ваго- нов, который состоит из планов комплектования грузов на каждый ва- гон, и расписание выполнения рейсов погрузочно-разгрузочными ма- шинами. Приемосдатчику ЭВМ через дисплей выдается план комплек- тования грузов в форме вагонного листа.
В процессе погрузки в вагон приемосдатчик контролирует количе- ство погруженного груза по данным компьютера. После окончания по- грузки приемосдатчик при помощи дисплея по макету МЗ вводит ин- формацию в память ЭВМ о погрузке груза в вагон.
В ходе погрузки приемосдатчик следит за правильностью укладки и крепления груза, не допуская разъединения грузовых мест в данной от- правке. О предстоящей готовности вагонов к уборке приемосдатчик уведомляет маневрового диспетчера по телефону, радиосвязи и с помо- щью других передающих устройств.
По окончании погрузки механизаторы закрывают двери вагонов.
Приемосдатчик устанавливает запорно-пломбировочные устройства
(ЗПУ) на вагон, а также заполняет Книгу пломбирования (форма ГУ-37)
и Книгу приема грузов к отправлению (форма ГУ-34).
При составлении вагонного листа на повагонную отправку груза при- емосдатчик вводит код номера вагона в ЭВМ и по его команде компьютер выдает на печать код отправки со всеми реквизитами, содержащимися в вагонном листе. Вагонный лист подписывается приемосдатчиком.
По местам погрузки, на которых отсутствуют печатающие устрой- ства, оформление вагонных листов производится в товарной конторе.
Товарный кассир вызывает программу составления вагонного листа по номеру вагона, получает информацию, внесенную приемосдатчиком,
проводит окончательную проверку данных по запросу, выдает вагонный лист на печать, который затем подписывается приемосдатчиком. При- мерный график выполнения операций при погрузке грузов из склада станции в вагоны приведен в таблице 13.1.

145
Примерный график выполнения операций
при погрузке грузов из склада станции в вагоны
Таблица 13.1


146
Прием и погрузка грузов в вагоны должна, как правило, осуществ- ляться по прямому варианту «автомобиль—вагон» при условии, исклю- чающем простой подвижного состава в ожидании автотранспорта. Для этого время подачи вагонов и подвоза груза заблаговременно согласо- вывается между станцией и грузоотправителями. При погрузке по пря- мому варианту должна обеспечиваться проверка приемосдатчиком пра- вильности размещения и крепления грузов в вагоне, количества мест,
упаковки, маркировки. Номер накладной сообщается приемосдатчику из товарной конторы установленным на станции порядком.
13.5. Погрузка повагонных отправок средствами
грузоотправителей на местах общего пользования
О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляе- мую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведом- ляют грузоотправителей не позднее чем за два часа до подачи вагонов,
контейнеров под погрузку (ст. 27 Устава). Для записи уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку на станции ведется Книга уве- домлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы
ГУ-2, ГУ-2-ВЦ (при наличии АРМ). Порядок уведомления устанавлива- ет начальник станции (телефон, телеграф, телефонная почта и др.). В со- глашении о форме уведомления грузоотправитель указывает лиц, ответ- ственных за их прием. До начала погрузки приемосдатчик получает от грузоотправителя накладную, проверяет разрешение на ввоз и погрузку груза, записывает в памятку приемосдатчика на подачу и уборку (фор- мы ГУ-45, ГУ-45а, ГУ-45-ВЦ) в числителе — номер вагона, в знамена- теле — наименование груза, код железнодорожной администрации, при- надлежность вагона, вид операции (ПГР) и время ее выполнения. Памят- ка приемосдатчика на подачу составляется в 2-х экземплярах и подпи- сывается приемосдатчиком и представителем грузоотправителя. Затем грузоотправитель приступает к погрузке груза в вагон из склада или непосредственно с автомобиля.
На основании данных накладной приемосдатчик записывает сведе- ния об отправке в Книгу приема грузов к отправлению и составляет вагонный лист. При ввозе одной отправки по частям накладная до окон- чания погрузки последней части остается у грузоотправителя.
Загруженный вагон грузоотправитель предъявляет приемосдатчику железнодорожной станции, который принимает его по наружному ос-

147
мотру с проверкой установленных грузоотправителем ЗПУ (если груз должен быть опломбирован) и правильности размещения и крепления
(если груз провозится в открытом подвижном составе). В этом случае грузоотправитель заполняет графу 1 оборотной стороны накладной и заверяет подписью с указанием должности, фамилии и инициалов. Об окончании погрузки грузоотправитель передает в товарную контору стан- ции уведомление о завершении грузовой операции формы ГУ-2в-ВЦ.
Уведомление записывается в Книгу уведомлений о завершении грузо- вой операции формы ГУ-2а-ВЦ.
Время окончания погрузки приемосдатчик записывает в вагонном ли- сте. На уборку вагонов составляется «Памятка приемосдатчика на уборку вагонов» в двух экземплярах, в которой проставляется время получения уведомления о завершении грузовой операции и время уборки вагона.
Памятка подписывается грузоотправителем (который сдает вагон) и при- емосдатчиком железной дороги (который принимает груженый вагон). При незначительных объемах погрузки допускается оформление одной памят- ки подачи и уборки вагонов (одиночные вагоны, небольшие группы).
Накладная, вагонный лист, памятки приемосдатчика, акт общей фор- мы на задержку грузовой операции по вине грузоотправителя (если он составляется в момент приемки или уборки вагонов в случае обнаруже- ния коммерческой неисправности) пересылаются в товарную контору.
В товарной конторе на основании полученных документов и Книги уведомления о завершении грузовой операции составляется ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 (ГУ-46-ВЦ при наличии АРМ)
для расчета почасовой платы за пользование вагонами.
13.6. Использование грузоподъемности и вместимости вагонов
Эффективность эксплуатации вагонов во многом зависит от степени использования их грузоподъемности и вместимости. Чем больше гру- зов помещается в вагон, тем меньше вагонов требуется для выполнения установленного объема перевозок, тем ниже себестоимость перевозок и выше производительность труда.
Основной показатель, характеризующий качество использованиягру- зоподъемностивагонов,статическая нагрузка. Среднюю статичес- кую нагрузку определяют по формуле
,
п п
ст
u
Р
Р
Σ
=
(13.1)


148
где
Σ
P
п
— общее число погруженных тонн груза; и
п
— число загружен- ных физических вагонов.
Статическая нагрузка вагона зависит от структуры грузооборота,
состава вагонного парка, качества его регулирования, методов подго- товки груза к перевозке, уплотненной загрузки, выполнения техничес- ких норм загрузки и правильного выбора вагонов для перевозки данно- го груза. Чем выше объемная масса груза и удельный объем кузова вагона, тем выше статическая нагрузка.
Статическая нагрузка вагона показывает только число тонн груза, по- груженных в один вагон, а степень использования его грузоподъемности характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности
отношением статической нагрузки Рст к грузоподъемности вагона Рв:
в ст пс
Р
Р
к
=
(13.2)
Наилучшее использование грузоподъемности вагона характеризует коэффициент, близкий к единице или равный ей. Наиболее высокие коэф- фициенты использования грузоподъемности у специализированных ваго- нов, а также полувагонов. По ряду тяжеловесных грузов коэффициент использования грузоподъемности вагонов равен единице, а для большин- ства грузов он меньше единицы. В целом по всем грузам средний коэф- фициент использования грузоподъемности на сети дорог России состав- ляет 0,85. По ряду грузов имеются большие резервы повышения коэффи- циента грузоподъемности (сельскохозяйственные машины, автомобили,
тарно-штучные, мелкие отправки, бумага и др.).
13.7. Технические нормы загрузки вагонов и контейнеров
В соответствии со статьей 23 Устава погрузка грузов в вагоны, кон- тейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загруз- ки, установленных МПС России.
Технической нормой загрузкиназывается оптимальное количество рациональным способом подготовленного груза, которое может быть погружено в данный тип вагона или контейнера при наилучшем исполь- зовании их грузоподъемности и вместимости.
Посредством технических норм загрузки грузоотправитель может быстро определить, какое максимально возможное количество конк- ретного груза может быть погружено в тот или иной вагон, контей-

149
нер; указать в заявке на перевозку груза потребное количество ваго- нов, контейнеров.
Технические нормы загрузки вагонов устанавливаются и утверждаются
МПС России и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Перечень таких норм может охватывать лишь грузы, предъявляемые к перевозке, либо потреблением которых занимается значительное количество грузоотправителей, грузополучателей. Что же ка- сается грузов, отправка которых осуществляется незначительным количе- ством грузоотправителей, то норма загрузки может быть установленамес- тными техническими нормами,утверждаемыми начальником дороги. Раз- работка и утверждение таких нормосуществляется в порядке, изложенном в Методических указаниях по разработке технических норм загрузки, ут- вержденных МПС России. Технические нормы загрузки установлены в зависимости от грузоподъемности вагона, объема кузова крытых вагонов и полувагонов, длины рамы платформ, для отдельных видов продукции по типам, маркам, фирменным наименованиям, размерам мест, длине, диамет- ру, массе и т.д. Нормы загрузки вагонов зерновыми грузами и семенами определены исходя из объемной массы зерна и объема кузова вагона. Уста- новлены технические нормы загрузки рефрижераторного подвижного со- става (как отдельных вагонов, так и секций), контейнеров (в зависимости от их грузоподъемности брутто и вида упаковки груза), двухъярусных плат- форм и крытых вагонов легковыми автомобилями, вагонов-хопперов для цемента и минеральных удобрений, цистерн для цемента и др.
Технические нормы установлены в тоннах, штуках и тоннах, для кон- тейнеров — в килограммах.
При разработке технических норм загрузки вагонов расчетным пу- тем определяют норму возможной загрузки вагонов, при этом для тар- но-штучных грузов (конечно, с учетом их свойств) выбирают вариант наиболее рациональной схемы укладки. Технические нормы загрузки навалочных и насыпных грузов рассчитывают отдельно для перевозки в крытых вагонах и в открытом подвижном составе. После опытных по- грузок осуществляют опытные перевозки. За всеми операциями тща- тельно наблюдают и записывают данные в специальном журнале, а ре- зультаты погрузки и перевозки отдельно оформляют соответствующими актами. Затем анализируют материалы (акты, журналы,схемы размеще- ния груза, фотографии, справочные материалы и ГОСТ о грузе и таре и др.), устанавливают технические нормы и разрабатывают порядок и спо- собы размещения и крепления грузов в вагонах.