Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
150
13.8. Мероприятия по улучшению использования
грузоподъемности вагонов
На степень использования грузоподъемности и вместимости вагонов влияет объемная масса и плотность груза, соответствие конструкции вагона характеру перевозимых грузов, применение приспособлений,
увеличивающих объем платформ и полувагонов, характер тары и упа- ковки, способы и условия погрузки.
Для улучшения использования грузоподъемности и вместимости грузо- вых вагонов на станциях осуществляют комплекс различных мероприятий.
Уплотненная погрузка массовых грузов выше борта вагоновпозво- ляет использовать не только объем вагонов до уровня бортов, но и вер- хнюю часть их габарита — «с шапкой». Этот способ погрузки применя- ется при перевозке кусковых и насыпных грузов, имеющих относитель- но небольшую объемную массу, лесоматериалов.
Погрузка круглого леса и пиломатериалов с использованием сужен-
ной верхней части габарита подвижного состава увеличивает загруз- ку платформ и полувагонов на 20—25 %. Для увеличения погрузочного объема при перевозке грузов с небольшой плотностью (торф, кокс, са- харная свекла) применяется наращивание и обрешечивание бортов
платформ и полувагонов.
Прессование некоторых грузов (хлопка, сена, металлической струж- ки) позволяет при уменьшении или сохранении размеров отдельных гру- зовых мест (кип, тюков) одновременно увеличивать объемную массу груза и тем самым существенно улучшать использование грузоподъем- ности вагонов. Прессование металлической стружки, дробление метал- лолома сокращают потребность в вагонах в 2-3 раза. К этому виду ме- роприятий относится брикетирование угля и торфа, которое, кроме улуч- шения использования грузоподъемности вагонов, уменьшает его потери от распыления в процессе перевозки.
Для улучшения использования грузоподъемности вагонов применяется
перевозка автомобилей в наклонном положениис установкой их передни- ми скатами в кузов впереди стоящей машины, а также перевозка легковых автомобилей в кузовах грузовых, комбинированная погрузка разных ма- шин и механизмов, частичная их разборка. Для перевозки легковых авто- мобилей применяются специализированные двухъярусные платформы, на которые загружаются 17 автомобилей марок «Жигули», 8 автомобилей
«Волга», и крытые вагоны для легковых автомобилей, в которые заг- ружаются 10 автомашин «Жигули» и 8 автомобилей марки «Волга».
151
Большое значение имеет рациональное размещение тарных грузов в крытых вагонах, так как грузоподъемность последних часто использу- ется только на 50—60 %. Из шести возможных вариантов (комбиниро- вание длины, высоты и ширины вагона и груза) простой схемы (грузы укладывают по всей площади вагона одинаково) выбирают тот, при ко- тором в вагоне помещается наибольшее число грузовых мест. Однако и этот оптимальный вариант не всегда обеспечивает использование погру- зочного объема вагона. Поэтому на практике обычно используют не про- стые, а комбинированные схемы, при этом часть мест в вагоне уклады- вают по одной из них, остальные — по другой.
Во всех случаях необходимо размещать тарные грузы так, чтобы мини- мальный зазор был по высоте, затем по ширине, а максимальный — по длине вагона. Так, при зазоре 30 см по длине объем четырехосного вагона используется на 97,6 %, а при том же зазоре по высоте — на 87,6 %.
Комбинированная загрузка вагонов легко- и тяжеловесными груза-
ми дает возможность более полно использовать грузоподъемность и вместимость вагонов, особенно при перевозке мелких отправок.
Количественное значение тяжелого груза в тоннах, загружаемого в вагоны, при определенном соотношении его с легковесными, определя- ется по формуле
(
)
,
γ
1
т л "
п '
п л
в т
γ
−
+
γ
−
=
V
V
Р
Р
(13.3)
где Р
в
— грузоподъемность вагона, т;
'
п
V
— часть объема вагона, которая может быть заполнена грузом в междверном пространстве, м
3
;
"
п
V
— осталь- ная часть погрузочного объема крытого вагона, м
3
;
γ
л
,
γ
т
— объемная масса соответственно легкого и тяжелого груза, т/м
3
Количество легкого груза
Рл = Рв
– Рт. (13.4)
На основании приведенных формул составляют таблицы и строят номограммы, позволяющие быстро получить массу тяжелых и лег- ких грузов.
Большое значение для улучшения использования вместимости и грузо- подъемности вагонов имеет стандартизация и рационализация тары.
152
13.9. Определение технологического времени на выполнение
погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами
Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных опе-
раций — это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов меха- низированным или немеханизированным способами с учетом затрат вре- мени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции.
Оно используется при разработке технологического процесса работы грузовой станции, единого технологического процесса работы железно- дорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции при- мыкания, при расчете оборота вагонов, интервала времени подачи и убор- ки вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, определе- нии перерабатывающей способности его, которая учитывается при приеме заявок грузоотправителей на перевозки грузов в части соответствия раз- меров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей.
Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных опе- раций предусматривается в договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов
(см. п. 20.2). Определение технологического времени на выполнение по- грузочно-разгрузочных операций производится в соответствии с Методи- ческими рекомендациями по определению технологического времени на вы- полнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами [24].
В целях единого подхода к определению технологического времени на погрузку и выгрузку массовых грузов однотипными средствами механи- зации в них приведены общесетевые значения технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций (таблицы 2—18). В таб- лице 2 приведено технологическое время погрузки грузов немеханизиро- ванным способом в часах и минутах в четырехосные вагоны; в табли- це 3 — технологическое время выгрузки грузов немеханизированным спо- собом из четырехосных вагонов. В таблицах 4—18 приведено технологи- ческое время погрузки (выгрузки) различных грузов однотипными сред- ствами механизации в часах на один четырехосный вагон, а для грузов,
перевозимых насыпью, при погрузке экскаваторами в полувагоны и плат- формы и выгрузке из вагонов бункерного типа — в минутах на один вагон.
Если на железнодорожном пути необщего пользования или на мес- тах общего пользования при погрузке и выгрузке силами и средствами грузоотправителя, грузополучателя применяются погрузочно-разгрузоч- ные механизмы, устройства и сооружения или механизированным спо-
153
собом производится погрузка и выгрузка грузов, не перечисленных в указанных таблицах, технологическое время на выполнение погрузоч- но-разгрузочных операций разрабатывается отделением железной доро- ги (службой грузовой и коммерческой работы при его отсутствии) со- вместно с грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железно- дорожного пути необщего пользования и утверждается начальником до- роги. В этом случае порядок расчета технологического времени на по- грузку, выгрузку грузов производится в соответствии с разделом 3 Ме- тодических рекомендаций по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми ваго- нами, где приведены расчетные формулы и примеры расчета для машин периодического и непрерывного действия, бункеров и полубункеров и других устройств и сооружений.
При погрузке и выгрузке грузов немеханизированным способом тех- нологическое время определяется с учетом единых норм выработки и времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций.
При перевозке грузов в восьмиосных вагонах технологическое вре- мя на выполнение погрузочно-разгрузочных операций увеличивается на
100 % по сравнению с технологическим временем, установленным для четырехосных вагонов.
При перевозке негабаритных грузов и грузов, перевозимых на транс- портерах и специально оборудованных платформах, технологическое вре- мя на погрузку и выгрузку этих грузов устанавливается начальником отделения железной дороги (начальником железной дороги при отсут- ствии отделения) исходя из местных условий работы железнодорожных станций и организаций, получающих и отправляющих указанные грузы.
В Методических рекомендациях по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовы- ми вагонами приведен также порядок определения технологического времени налива и слива цистерн и бункерных полувагонов и общее тех- нологическое время на разогрев и слив вязких и застывающих грузов
(см. п. 39.4; 39.7).
13.10. Исчисление оплачиваемого
времени пользования вагонами и контейнерами
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения у грузоотпра- вителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, гру-
154
зополучателей, они вносят перевозчикам указанную в Тарифном руковод- стве почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).
Для определения платы за пользование вагонами, контейнерами рассчитывается «оплачиваемое время пользования». Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей необщего пользования локомотивом, принад- лежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки до момента по- лучения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузопо- лучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.
Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей локомотивом, не принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента передачи вагоноввладельцам же- лезнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выс- тавочных путях до момента их возвращения на выставочные пути. В опла- чиваемое время пользования вагонами (контейнерами) не включается время на выполнение (по просьбе перевозчика) грузоотправителями, грузопо- лучателями и владельцами железнодорожных путей необщего пользова- ния работ и услуг, входящих в начально-конечные операции и включенные в тарифы на перевозки грузов.
Оплачиваемое время пользования вагонами при осуществлении по- грузки (выгрузки) грузов в местах общего пользования средствами гру- зоотправителей, грузополучателей исчисляется с момента подачи ваго- нов к предусмотренным местам погрузки (выгрузки) до момента полу- чения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузополуча- телей уведомления о готовности вагонов к уборке.
Оплачиваемое время пользования контейнерами при осуществлении погрузки (выгрузки) контейнеров в местах общего пользования исчис- ляется с момента выдачи грузоотправителям, грузополучателям порож- них (груженых) контейнеров до момента их возврата на станцию.
При исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами,
контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимает- ся, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
Оплачиваемое время пользования рефрижераторными вагонами реф- рижераторных секций определяется исходя из времени окончания по- грузки, выгрузки последнего вагона таких секций.
155
В случае, если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку вагоны или контейнеры, требующие работ для приведения их в пригодное для транспортирования грузов состояние, в том числе по заделке конструктивных зазоров вагонов для исключения просыпания грузов в пути следования, содержащих мелкие фракции, время на про- ведение этих работ в оплачиваемое время за пользование вагонами, кон- тейнерами не включается.
При задержке подачи порожних специализированных вагонов грузо- отправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, он за все время задержки таких вагонов вносит плату за пользование вагонами. В случае, если грузоотправитель уведомит об отказе использоватьданные вагоны, пла- та за пользование исчисляется до момента получения станцией такого уведомления.
Определение платы за пользование вагонами, контейнерами изложе- но в п. 22.8.
13.11. Правила пломбирования вагонов и контейнеров
В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчика- ми, или грузоотправителями и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть оп- ломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя за его счет.
В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузо- вые помещения вагонов, контейнеров и обеспечения сохранности пере- возимых грузов применяются запорно-пломбировочные устройства.
Запорно-пломбировочные устройства(ЗПУ) представляют со- бой контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами (рис. 13.1; 13.2). Они не должны до- пускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения их целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона, контейнера.
156
Рис. 13.1. «Спрут-Универсал»: а — в разомкнутом состоянии; б — в замкну- том состоянии; 1 — стержень; 2 — зажим; 3 — плашка; 4 — сокращенное буквенное наименование перевозчика; 5 — семизначный контрольный знак;
6 — товарный знак предприятия-изготовителя и последняя цифра года выпуска ЗПУ; 7 — разделительный знак
На территории Российской Федерации допускается перевозка отдель- ных грузов, перечень которых установлен Правилами пломбирования вагонов и контейнеров, без ЗПУ, но с обязательным наложением уста- новленного МПС России типа закрутки для запирания дверей, люков
157
(рис. 13.3). Например, але- бастр, асбест в упаковке, би- тум, гудрон, солома, цемент,
перевозимый без упаковки,
допускается перевозить без
ЗПУ, но с обязательным ис- пользованием закрутки.
В случае вскрытия вагонов,
контейнеров для таможенного досмотра их пломбирование новыми ЗПУ проводят тамо- женные органы, о чем делается отметка в перевозочных доку- ментах (в этом случае состав- ляется акт вскрытия). В случа- ях, предусмотренных правила- ми перевозок отдельных видов грузов, пломбируются также и порожние вагоны, контейнеры после выгрузки из них грузов.
Например, после выгрузки от- дельных наименований опас- ных грузов.
При вскрытии вагона, кон- тейнера для осуществления перевозчиком контрольной перевески груза должен при- сутствовать представитель грузоотправителя, который по окончании проверки осуще- ствляет пломбирование вагона, контейнера. О результатах такой про- верки составляется акт общей формы с участием представителя грузо- отправителя. В случаях проверки состояния груза в пути следования допускается не производить полную замену ЗПУ, а ограничиться заме- ной только того ЗПУ, снятие которого было произведено для получения доступа к грузу, о чем составляется акт общей формы и делается от- метка в перевозочном документе.
Рис. 13.2. ЗПУ «ЛаВР»: а — в разомкну- том состоянии; б — в замкнутом состо- янии; 1 — корпус; 2 — колпачок; 3 — стер- жень; 4 — втулка; 5 — сокращенное бук- венное наименование перевозчика; 6 — се- мизначный контрольный знак; 7 — товар- ный знак предприятия-изготовителя; 8 —
последняя цифра года выпуска ЗПУ
158
Рис. 13.3. Закрутка ЗАО «Страж»: а — в разомкнутом состоянии; б —
в замкнутом состоянии; 1 — гибкий стержень; 2 — корпус; 3 — ключ; 4 —
резьбовое отверстие для ввинчивания ключа; 5 — место обламывания ключа при запирании; 6 — последние две цифры года выпуска изделия; 7 —
товарный знак ЗАО «Страж»; 8 — наименование изделия