Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
159
Применение для пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, из- готовленных без учета требований, установленных МПС России, не допускается.
Для пломбирования применяются следующие типы ЗПУ:
– ЗПУ «Спрут–Универсал» (см. рис. 13.1) (для крытых, рефрижератор- ных вагонов, цистерн, вагонов-хопперов, крытых вагонов для перевоз- ки легковых автомобилей, контейнеров);
– ЗПУ «ЛаВР» (рис. 13.2) (для крытых вагонов и контейнеров);
– ЗПУ «ЛаВР–Гарант М» (для крытых, рефрижераторных, цистерн,
вагонов-хопперов, крытых для перевозки легковых автомобилей, кон- тейнеров);
– ЗПУ «Клещ – 60СЦ» (для контейнеров);
– ЗПУ «СКАТ» (для специализированных цистерн, загруженных сжи- женными газами, кислотами и другими жидкими химическими грузами).
Снятие ЗПУ «Спрут-Универсал», «ЛаВР-Гарант М» и «Клещ-60 СЦ»
производится клещами-кусачками; ЗПУ «ЛаВР» — специальными съем- никами, ЗПУ «СКАТ» — неискрящими инструментами.
Отправление с железнодорожной станции погрузки вагонов и кон- тейнеров с неправильно установленными ЗПУ не допускается. Пломби- рование вагонов и контейнеров должно осуществляться таким образом,
чтобы обеспечить свободный доступ к информации, нанесенной на ЗПУ.
ЗПУ должны иметь следующие знаки: буквенное сокращенное наи- менование перевозчика; индивидуальный контрольный знак из семи цифр, товарный знак предприятия изготовителя, последнюю цифру года выпуска ЗПУ, название ЗПУ (см. рис. 13.1; 13.2).
ЗПУ с нанесенным на него индивидуальным контрольным знаком подлежит строгому учету в специальном журнале учета.
На станциях выдача ЗПУ на рабочие места приемосдатчиков и прием- щиков поездов производится через руководителей подразделений (заве- дующих пакгаузами, площадками, бригадиров и т.п.) под роспись в журнале учета.
На рабочих местах регистрация полученных ЗПУ и их расход ведется по Книге пломбирования вагонов и контейнеров форма ГУ-37. Обеспечение предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей ЗПУ и их учет осуществляется в порядке, установленном МПС России. Поря- док обеспечения грузоотправителей, грузополучателей ЗПУ и закрутка- ми определяется по соглашению между перевозчиком, грузоотправите- лем, грузополучателем.
160
Порядок пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ приведен в При- ложениях 2, 3, 4, 5, 6 к Правилам пломбирования вагонов и контейне- ров. Порядок запирания закруткой — в Приложении 7.
13.12. Вагонный лист
На каждый загруженный вагон приемосдатчик составляет вагонный лист. Как и накладная вагонный лист является первичным носителем кодированной информации, необходимой для составления первичного документа на состав поезда — натурного листа,информации грузопо- лучателей, организации выгрузки и сортировки груза.
Для каждого вида отправки определена форма вагонного листа,
содержащая сведения, характерные для данного вида отправки: пова- гонной — форма ГУ-38а, маршрутной — ГУ-38б; контейнерной —
ГУ-38в, мелкой — ГУ-38г и соответствующие машинные формы, фор- мируемые на АРМ приемосдатчика (ГУ-38а-ВЦ, ГУ-38б-ВЦ, ГУ-38в-ВЦ,
ГУ-38г-ВЦ).
В верхней части каждой формы бланка вагонного листа напечата- на таблица «Коды для натурного листа», где в соответствии с приня- той системой цифрового кодирования заносятся сведения о ролико- вых подшипниках, массе груза, станции назначения вагонов, коде груза, грузополучателе, особых отметках, количестве контейнеров,
погруженных в вагон, таре вагона, выходной пограничной станции.
Кроме того, в верхней части вагонного листа указывается восьми- значный номер вагона, наименование станции, составляющей вагон- ный лист, число, месяц и год его составления. Выделены отдельные таблицы, где указываются наименование выходной пограничной стан- ции, код администрации и сетевая разметка ее, сведения о вагоне (ко- личество осей, грузоподъемность). Отдельно указываются сведения о ЗПУ грузоотправителя и перевозчика, их количестве и контрольных знаках, каким способом определена масса груза согласно наклад- ной. В форме отдельной таблицы заполняются сведения о грузе: но- мер отправки, станции отправления и назначения груза, масса груза в килограммах, наименование груза, грузоотправитель, марка, число мест, род упаковки, номер вагона, в который погружен груз в случае перегрузки его в пути следования.
В вагонном листе отмечают время подачи вагонов под погрузку-выг- рузку и окончание этих работ.
161
162
На опасные грузы в верхней правой части вагонного листа стан- цией в графе «Место для отметок» проставляется штемпель по тексту,
предусмотренному Правилами перевозок опасных грузов. Выделено отдельное место, где указывается должность, Ф.И.О. и подпись лица,
подтверждающего, что груз погружен и укреплен правильно.
Вагонные листы составляются в одном экземпляре, а при погрузке сборных вагонов — в двух или трех экземплярах (в зависимости от груза). На станциях назначения и сортировочных платформах по ва- гонным листам выгружают и сортируют грузы. По окончании выгруз- ки вагонные листы хранят подобранными и сшитыми по дням выгруз- ки (сортировки).
При наличии на станции АРМ приемосдатчика компьютер выдает на печать вагонный лист со всеми реквизитами, содержащимися в нем.
13.13. Операции по отправлению грузов со станции
По окончании погрузки приемосдатчики информируют маневрового диспетчера (дежурного по станции) о готовности вагонов к уборке, ука- зывая при этом номера и тип вагонов, род груза и станции назначения.
Маневровый диспетчер, получив такую информацию, дает указание составителю поездов вывести вагоны с пунктов погрузки на пути стан- ции для включения их в формируемый состав. Время уборки вагонов отмечается в памятке приемосдатчика и на графике исполненной работы маневрового диспетчера.
Вагонные листы поступают в товарную контору, где к каждому из них подбирают накладные и дорожные ведомости. Все документы из товарной конторы передают в станционный технологический центр обра- ботки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ); на не- больших станциях — в контору дежурного по станции. Работники СТЦ
и товарной конторы должны обеспечивать секретность документов, по- этому документы пересылают в запираемых на замок портфелях, сум- ках, патронах или чемоданах под расписку в Книге сдачи перевозочных документов (форма ГУ-48) с указанием номеров вагонов и контейнеров,
отправок, даты, времени сдачи и приема.
В СТЦ на сформированный поезд составляют натурный лист. К нему подбирают документы в порядке, соответствующем фактическому нали- чию и расположению вагонов в составе. Все это должно быть сделано к моменту окончания формирования состава (в процессе накопления и фор- мирования). Документы на все поезда, кроме сборных, перевозят в пакетах
163
с наклеенными контрольными бланками (форма ДУ-81). Пакетирование и увязка документов должны гарантировать сохранность документов в пути следования и исключать возможность их изъятия из пакета без нарушения.
Оператор СТЦ или дежурный по станции перед пакетированием обязан тщательно проверить наличие всех документов (вагонного листа, дорожной ведомости, накладной и перечисленных в них приложений), правильность их подборки и соответствие натурному листу.
Машинист поездного локомотива при получении документов обязан убедиться в их принадлежности данному поезду по контрольным блан- кам; проверить целостность всех пакетов и контрольного бланка, удос- товерить прием документов своей подписью в копии натурного листа,
оставшегося на станции, с указанием времени и числа принятых паке- тов. Пакеты с перевозочными документами машинист помещает в зак- рытые ящики, установленные в кабине локомотива.
Документы на сборные поезда вручаются кондуктору грузовых по- ездов без конвертования и контрольного бланка. Кондуктор обязан про- верить наличие документов согласно натурному листу, удостоверить прием документов своей подписью в Книге приема и сдачи документов
(форма ДУ-40).
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 42
Глава 14. Операции в пути следования
14.1. Виды операций
Для обеспечения безопасности движения поездов, сохранности пе- ревозимых грузов и своевременной доставки их по назначению в пути следования выполняется комплекс коммерческих операций. К ним от- носятся: прием и сдача вагонов на технических станциях, осмотр поез- дов и вагонов в коммерческом отношении, учет передачи вагонов, кон- тейнеров, экипировка рефрижераторных секций, обработка автономных рефрижераторных вагонов, водопой живности, сортировка мелких от- правок и контейнеров, проверка положения негабаритных грузов при передаче их дорогами, перегрузка из вагонов одной колеи в вагоны дру- гой, а также на другой вид транспорта, сдача и прием от других видов транспорта или от строящихся линий грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, или с участием строящихся железнодорожных линий, таможенный досмотр на пограничных станциях, оформление та- моженного транзита, таможенных деклараций и др.
164
К коммерческим операциям, выполняемым в пути следования, также относятся перегрузка из одного вагона в другой вследствие техничес- ких или коммерческих неисправностей, проверка и досылка груза, уст- ранение коммерческих неисправностей, переадресовка и др. Необходи- мость этих операций возникает вследствие нарушения Технических ус- ловий размещения и крепления грузов и правил перевозок, превышения установленных скоростей при маневрах, взаимоотношениями постав- щиков и потребителей продукции и др.
14.2. Прием и сдача вагонов и перевозочных документов
по пути следования грузов
По прибытии транзитного поезда на участковую или сортировочную станцию, на которой осуществляется смена локомотивов, оператор СТЦ
получает от локомотивной бригады пакет с перевозочными документа- ми, проверяет по контрольному бланку ДУ-81 принадлежность их дан- ному поезду, целостность и сохранность. В Книгу приема и сдачи пере- возочных документов (форма ДУ-40) записывает дату и время приема документов, номер поезда, число пакетов и фамилию машиниста. Па- раллельно производится ограждение и закрепление состава, техничес- кий и коммерческие осмотры состава, устранение неисправностей. Пе- ред отправлением поезда машинисту новой бригады установленным порядком вручают пакеты с перевозочными документами в запломби- рованном виде. В зависимости от местных условий на станциях перево- зочные документы могут опускаться в бункер.
При смене локомотивных бригад без смены локомотивов парал- лельно с техническим обслуживанием и техническим осмотром но- вая локомотивная бригада принимает локомотив и перевозочные до- кументы непосредственно от прибывшей локомотивной бригады. При- ем и сдачу локомотива и перевозочных документов удостоверяют подписями машинистов в обоих маршрутах с указанием времени оформления и передачи.
В случае повреждения пакета или контрольного бланка оператор
СТЦ обязан сличить документы с натурным листом, проверить их полноту, состояние и составить акт общей формы ГУ-23, в котором должен отразить характер обнаруженных неисправностей, а при не- достаче документов — номер вагона, на который отсутствуют доку- менты. Номер акта общей формы и дата его составления указывают-
165
ся в Книге сдачи документов (форма ДУ-40). Акт общей формы со- ставляется в двух экземплярах, он подписывается дежурным по стан- ции и оператором СТЦ, а при получении документов непосредствен- но от машиниста — также машинистом поездного локомотива. Акт общей формы служит основанием для составления коммерческого акта формы ГУ-22, составляемого при разъединении вагонов от до- кументов и документов от вагонов.
Коммерческий осмотр транзитных поездов — важный элемент ра- боты перевозчиков по обеспечению безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов.
Коммерческой неисправностью считается такое состояние ваго- на или груза, которое может угрожать безопасности движения или сохранности грузов: повреждение или отсутствие запорно-пломби- ровочных устройств (если о них есть отметка в перевозочных доку- ментах), отсутствие сведений о ЗПУ в перевозочных документах и самих ЗПУ на вагонах и контейнерах, если в соответствии с Правила- ми перевозок они должны быть, неясные или неполные знаки на ЗПУ
(если нельзя установить контрольные знаки), признаки хищения или утраты груза, пролом дверей, кузова вагонов или контейнеров, несо- ответствие контрольных знаков на ЗПУ с накладной и вагонным лис- том, если об этом не составлен акт общей формы о замене ЗПУ, про- сыпание грузов, возможность доступа к нему из-за повреждения ку- зова вагона, течь груза из кузова крытого вагона или котла цистерны через сливное устройство из-за его неплотного закрытия, наличие
«колодцев» в вагонах, загруженных контейнерами, неправильно зак- рытые люки полувагонов (на одну задвижку), незакрытые борта или неправильно закрепленные запоры платформ, открытые люки полу- вагонов и крытых вагонов, если данный груз не требуется перевозить с открытыми люками, нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, расстройство погрузки в открытом подвижном составе (сдвиг и перекос груза, выход его за пределы концевой балки полувагонов и платформ более чем на 400 мм,
развал штабелей и др.), отсутствие или повреждение крепления груза
(излом стоек, подкладок, прокладок и распорных брусков, разрыв и ослабление растяжек, обвязок и др.).
166
Коммерческие неисправности, подлежащие обязательному устране- нию, приведены в Правилах осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении.
14.3. Порядок выявления, устранения и документального
оформления коммерческих неисправностей
Для выявления и устранения коммерческих неисправностей на станциях организуются пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов (ПКО). На станциях, состоящих из нескольких парков, орга- низуют несколько ПКО, каждый из которых объединяет работу по осмотру поездов и вагонов в закрепленном за ним районе станции.
Руководит всей деятельностью пункта освобожденный бригадир, а в каждой смене — приемосдатчик 6-го разряда, в подчинении кото- рого находятся приемосдатчики и приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей. Свою работу они стро- ят в соответствии с Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов (ЦМ-360) в коммерческом отношении. Работники ПКО стан- ции или района размещаются в производственно-технических по- мещениях, оборудованных автоматизированными рабочими места- ми пунктов осмотра поездов и вагонов (АРМ ПКО), средствами связи, а также инвентарем, материалами и инструментами. АРМ ПКО
должен быть настроен на связь: с системой управления перевозка- ми грузов (АСУПГ), автоматизированной системой управления сор- тировочной станцией (АСУСС), актовой группой станции (сетевая модель). Это позволяет производить не только розыск вагонов, про- следовавших через станцию, но и определить, был ли коммерчес- кий брак и как он расследован.
Для осмотра состояния крепления грузов в полувагонах, платфор- мах, проверки исправности крыш вагонов, контейнеров, цементовозов,
положения крышек верхних загрузочных люков крытых вагонов и цис- терн могут применяться установки промышленного телевидения со сред- ствами видеозаписи изображения. С этой целью в горловинах парков прибытия, отправления, а также на путях надвига на горку могут уста- навливаться специальные смотровые вышки.
Для проверки габарита погрузки грузов в открытом подвижном со- ставе устанавливаются габаритные ворота, оборудованные устройства- ми дистанционного контроля.
167
Для контроля массы груза в вагоне на ПКО могут устанавливаться вагонные весы. В настоящее время на станциях сети железных дорог
России внедряется автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), которая состоит из телевизионной систе- мы, электронных габаритных ворот, АРМ оператора и приемосдатчика ПКО,
вагонных электронных весов.
Телевизионная система позволяет одновременно производить запись изображения с трех телевизионных камер (сверху и с боков вагона) и воспроизводить записанное изображение на экране монитора компьюте- ра, установленного на АРМ оператора ПКО, электронные габаритные ворота обеспечивают контроль габарита погрузки, вагонные электрон- ные весы обеспечивают автоматическое взвешивание вагонов в процес- се движения поезда. С помощью АРМ оператора осуществляется снятие информации в процессе движения поезда, обеспечивается сбор и хране- ние данных о коммерческом состоянии вагонов и грузов.
Для устранения коммерческих неисправностей в отцепленных от по- езда вагонах на станции создаются механизированные пункты с при- менением новейших технических средств и сооружений с целью обес- печения сохранности грузов, ускорения их доставки и повышения бе- зопасности движения. Механизированный пункт устранения коммер- ческих браков (ПКМ) оснащается необходимыми типовыми механиз- мами и устройствами для устранения коммерческого брака в открытом подвижном составе и для перегрузки груза из крытых вагонов (элект- рокозловые и стреловые краны, малогабаритные дизельные и электри- ческие погрузчики, эстакады для осмотра правильности погрузки и крепления груза, перегрузочные платформы, приемные бункера для выгрузки грузов, перевозимых насыпью и навалом, и др.). ПКО со- здаются в составе механизированной дистанции погрузочно-разгру- зочных работ и коммерческих операций.
Непосредственное руководство работами по исправлению коммер- ческих неисправностей осуществляет мастер по устранению коммерчес- ких неисправностей. В оперативном подчинении мастера находятся при- емосдатчик груза, машинисты кранов, стропальщики, водители погруз- чиков, составитель поездов, машинист маневрового локомотива.
Транзитные поезда, следующие через станцию без переработки, ос- матривают в коммерческом отношении параллельно техническому ос- мотру за время, предусмотренное технологическим процессом. Обна-
168
руженные коммерческие неисправности должны устранять, как прави- ло, без отцепки вагона от поезда. Отцепка вагонов допускается только в случаях, когда неисправность невозможно устранить за время стоян- ки транзитного поезда на станции по графику или поезда своего фор- мирования за время, предусмотренное технологическим процессом работы станции. Обнаруженные при осмотре коммерческие неисправ- ности, угрожающие безопасности движения и сохранности грузов,
оформляют актами общей формы в трех экземплярах, подписываемы- ми работниками станции, принимающими поезда в коммерческом от- ношении (не менее двух лиц). Если поезд сопровождался кондукто- ром или вагон находился под охраной стрелка ведомственной охраны,
то они участвуют в осмотре и подписании акта общей формы. Резуль- таты осмотра каждого поезда в коммерческом отношении оформляют- ся записью в Книге регистрации коммерческих неисправностей в пун- ктах коммерческого осмотра вагонов (форма ГУ-98). Если неисправ- ностей не обнаружено, то в Книге против номера поезда делается от- метка об этом. Если коммерческие неисправности не угрожают безо- пасности движения поездов и сохранности грузов, возможность даль- нейшего следования вагонов определяет начальник станции или его заместитель, которые дают письменное разрешение на отправление.
При обнаружении на станции вагонов и контейнеров с признаками хищения или возможности доступа к грузу (повреждение кузова, срыв
ЗПУ) приемосдатчики накладывают контрольные ЗПУ без проверки груза и составляют акт общей формы с указанием в нем времени наложения
ЗПУ. О каждом таком случае немедленно сообщается дежурному по станции или маневровому диспетчеру, а также в ведомственную охрану и органы внутренних дел на транспорте. Такой вагон отцепляют от поез- да и подают на специально отведенные пути (или на механизированный пункт) для проверки массы, количества и состояния груза. По оконча- нии осмотра состава в соответствии с классификатором приемосдатчик передает сведения по радиосвязи оператору, который автоматизирован- но вводит в архив осмотра поездов и вагонов по форме Книги ГУ-98 с передачей информации в АРМ команды ведомственной охраны.
При перевозке грузов по безбумажной технологии (в условиях сопровождения груза электронной накладной и вагонным листом) в случае отцепки вагона от поезда работник СТЦ должен ввести и пере- дать в Автоматизированную систему управления перевозками (АСОУП)