Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
188
Приемосдатчик грузов руководит работой бригад грузчиков и меха- низаторов, определяет порядок и последовательность выполнения гру- зовых операций, следит за соблюдением габарита при выгрузке, уста- новкой трапов, переходных мостиков, правильной укладкой груза, очи- сткой проходов и проездов от посторонних предметов, мусора, льда и снега и т.д. Он обязан обеспечить ограждение переносными сигналами путей, на которых осуществляются погрузочно-разгрузочные работы на местах общего пользования, не допускать нахождения на местах работ посторонних лиц.
Требования техники безопасности для приемосдатчика груза указа- ны в Должностной инструкции приемосдатчика груза, где кроме общих указаний, приведены указания по содержанию рабочего места, меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях, меры элект- робезопасности, общие требования техники безопасности при выполне- нии погрузочно-разгрузочных работ средствами перевозчика, требова- ния техники безопасности при погрузке и выгрузке опасных грузов, при работе на контейнерном пункте и др.
К погрузке и разгрузке вагонов разрешается приступать только пос- ле их закрепления и ограждения переносными сигналами путей, на кото- рых выполняются погрузочно-разгрузочные работы.
Не допускается производство погрузочно-разгрузочных работ при производстве маневров. При передвижении вагонов у мест погрузки,
выгрузки приемосдатчик обязан предупредить всех рабочих о порядке выполнения работ, проследить за тем, чтобы переходные мостики и дру- гие приспособления были убраны, загруженные грузы в вагоны были закреплены, двери вагона до начала его передвижения закрыты.
Передвижение вагонов у мест погрузки-выгрузки вручную допуска- ется в исключительных случаях только на горизонтальном участке пути в количестве не более одного груженого или двух порожних вагонов под непосредственным руководством ответственного лица, выделенно- го начальником станции или грузового района.
Передвижение вручную вагонов, занятых людьми, опасными груза- ми запрещается.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ не допускается нахождение людей в зоне работы грузоподъемных механизмов, а также в полувагонах и автомобилях.
189
Запрещается укладка в штабель грузов в слабой упаковке, которая не может выдержать нагрузки от верхних рядов, и грузов, имеющих неправильную форму, не обеспечивающую устойчивость штабеля.
Для предотвращения травматизма при производстве погрузочно-раз- грузочных работ запрещается принимать к перевозке грузы, если на ящиках и других упаковочных местах имеются торчащие гвозди, незаг- нутые концы проволоки, обвязочной ленты и других острых выступаю- щих крепежных элементов деталей ящиков.
При выполнении операций по пломбированию вагонов и контейнеров приемосдатчик должен убедиться, что на подходах отсутствуют движу- щиеся локомотивы и вагоны; при пломбировании пользоваться только исправными ЗПУ, а при их снятии — исправными клещами-кусачками.
При открытии дверей в крытых вагонах приемосдатчики должны убе- диться, что они навешаны на ригель. Чтобы на рабочего не выпал груз из вагона, открывать и закрывать крытый вагон следует только за пору- чень двери и находиться при этом необходимо за ее полотнищем. Запре- щается упираться руками в дверной брус или стены вагона. Открывая дверь, рабочие должны тянуть ее на себя, а закрывая — только от себя.
Открывая борт платформы или люк полувагона, рабочий обязан нахо- диться в стороне на расстоянии не менее 1 м от него. Люки полувагонов закрывают люкоподъемниками, а при отсутствии их это делает бригада из трех рабочих. При открывании дверей вагонов, люков полувагонов,
бортов платформ, срезании увязочной проволоки, снятии стоек не до- пускается нахождение приемосдатчика и рабочих в зоне возможного падения груза.
Во избежание обвала груза запрещается брать груз из вагона или штабеля снизу.
При погрузке-выгрузке ящиков, тюков или кип необходимо обращать внимание на их упаковку. Плохая или поврежденная упаковка, торчащие гвозди, концы проволоки, стальной ленты и другие острые предметы могут повредить руки. Поэтому при переработке грузов рабочие обяза- ны надевать рукавицы.
Предельная норма переноски грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать установленных норм (не более 50 кг, перемещение на расстояние 60 м, подъем на высоту не свыше 3 м). Грузовые места от 50 до 100 кг должны пере- мещаться на тележках, а свыше 100 и до 1500 кг — на малогабарит- ных погрузчиках.
190
Катно-бочковые грузы перемещают, как правило, перекатыванием. Гру- зы же небольших размеров целесообразно перевозить на тележках, так как при перекатывании нужно низко наклоняться, что быстро утомляет рабочих.
По горизонтальному полу рулоны и бочки перекатывают впереди себя. При этом нельзя держаться руками за уторы бочки или торец рулона, так как можно повредить руки о столб, штабель, дверную стойку вагона. На на- клонной плоскости перекатывают грузы по спаренным слегам с использо- ванием каната. Рабочие, помогающие снизу, обязаны находиться по бокам слег. Бочки массой до 35 кг разрешается закатывать без канатов. Баллоны со сжатым газом перемещают на специальных тележках с обрезиненными колесами или на носилках. Переноска на плечах запрещается.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 42
Глава 16. Хранение и выдача груза
16.1. Складирование и хранение грузов
Порядок хранения в открытых и закрытых складах, в вагонах, кон- тейнерах грузов, подлежащих выгрузке (в том числе средствами грузо- получателя) и выдаче в местах общего пользования, а также принятых к отправлению установлены Правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом.
Размещают и хранят грузы в складах в соответствии с их специали- зацией, установленной технологическим процессом.
Тарно-штучные грузы хранят в складах уложенными в стопы, ряды или штабеля, обязательно отделяя друг от друга разные отправки. Если грузовые операции механизированы, то грузы следует укладывать на поддоны и хранить на них. Необходимо соблюдать порядок и высоту укладки, обеспечивающие максимальную устойчивость штабелей, це- лость и сохранность груза, а также безопасность обслуживающего пер- сонала. Высота штабеля для грузов в мешках и кулях не более 6 м, а для грузов в ящиках не более 3 м при укладке вручную и не более 6 м при применении механизмов. Грузы в мешках и кулях необходимо уклады- вать в штабеля вперевязку с небольшим наклоном внутрь, через каждые шесть рядов помещая прокладки из досок. Размещают мешки так, что- бы швы или завязки были обращены внутрь штабеля, а не наружу. Это предупреждает потери груза при разрыве швов или развязывании уз- лов. Для устойчивости ящиков через каждый метр высоты настилают доски по всей ширине штабеля.
191
Между штабелями грузов на площади склада надо оставлять проходы для передвижения тележек, автогрузчиков и для свободного доступа к противопожарным принадлежностям. Ширина этих проходов зависит от применяемых на складе погрузочно-разгрузочного инвентаря и средств механизации. Она должна обеспечивать возможность подъезда к грузу те- лежки, автопогрузчика и др. Ширина проходов по середине склада должна быть не менее 1 м, вдоль стен — 0,5 м, а у дверей — равна их ширине.
Укладывать груз вплотную к стенам склада запрещается.
Отдельные места, принадлежащие к одной отправке, укладывают мар- кировкой так, чтобы было видно, к какой отправке относится груз. Со- вместное хранение различных грузов не допускается, если это может при- вести к порче их или способствовать возникновению пожара.
Чай, кофе, какао, сахар, муку и другие продовольственные грузы следует хранить в сухих помещениях на настилах. Кожевенные изделия должны храниться в сухих, хорошо вентилируемых, защищенных от солнечного света помещениях.
Грузы, перевозимые насыпью и навалом и выгружаемые в открытые склады, следует укладывать так, чтобы исключалась возможность смеши- вания разных отправок. При этом необходимо соблюдать габарит: при высо- те до 1200 мм грузы должны находиться не ближе 2 м от крайнего рельса,
а при большей высоте — не ближе 2,5 м.
16.2. Предельные сроки хранения и вывоза грузов
Правилами хранения грузов в местах общего пользования установ- лены предельные сроки хранения и вывоза их грузополучателями со станции.
Для некоторых грузов установлены весьма ограниченные сроки допу- стимого хранения. Это относится к тем категориям товаров, длительное хранение которых неизбежно вызовет полную или частичную порчу и сде- лает их непригодными для использования по прямому назначению, напри- мер, цветы живые срезанные — 6 часов; фрукты и ягоды свежие, овощи свежие, кроме капусты, картофеля и свеклы, растения срезанные — 12 ча- сов, хлебобулочные изделия, картофель, свекла столовая и капуста све- жая и др. — 1 сутки; все скоропортящиеся грузы, прибывшие в рефриже- раторных вагонах, яйца пищевые, консервы и соки и др. — 2 суток. Для большинства грузов установлен предельный срок 5 суток, кроме скоро- портящихся и грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
192
Для бездокументных грузов установлены следующие предельные сроки хранения: 12 часов — для цветов живых срезанных; одни сутки — для гру- зов, срок хранения которых установлен в размере 12 часов; увеличен- ные на одни сутки — для грузов, срок хранения которых установлен одни и двое суток; увеличенные на 5 суток — для грузов, срок хранения которых установлен 5 суток.
Срок предельного хранения груза исчисляется с момента выгрузки груза средствами грузополучателя либо с момента подачи вагона, кон- тейнера к месту выгрузки средствами перевозчика. Установленные пре- дельные сроки хранения и вывоза с учетом свойств груза направлены на предотвращение порчи груза при хранении.
В соответствии со статьей 38 Устава при своевременном уведомле- нии о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции в течение 24 часов после окончания срока доставки. Срок бес-
платного хранения исчисляется с 24 часов дня обеспечения перевоз- чиком выгрузки грузов, контейнеров или с 24 часов дня подачи пере- возчиком вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки грузов грузополучателем. Время подачи вагонов, контейне- ров под выгрузку в места общего пользования, а также время оконча- ния выгрузки средствами железной дороги указывается уполномочен- ным работником станции в вагонном листе и в памятке приемосдатчи- ка. Дата выгрузки груза средствами железной дороги либо подачи ва- гонов, контейнеров под выгрузку средствами грузополучателя указы- вается на оборотной стороне накладной путем проставления календар- ного штемпеля станции.
В случае, если перевозчик не уведомит грузополучателя о прибытии в его адрес груза в срок, установленный статьей 34 Устава, то исчисление срока бесплатного хранения груза начинается с 24 часов дня получения грузополучателем такого уведомления, если оно поступило не позднее
12 часов этого дня. Если уведомление поступило после 12 часов дня, то исчисление срока бесплатного хранения начинается с 24 часов дня, следу- ющего за днем получения уведомления. Если срок действия не истек, а груз или контейнер выгружен перевозчиком или вагоны поданы под выгрузку средствами грузополучателя, то срок бесплатного хранения заканчивается через 24 часа после истечения срока доставки.
193
При задержке подачи вагонов, контейнеров под выгрузку вследствие занятости места выгрузки или по другим причинам, зависящим от грузо- получателя, оформленной актом общей формы, исчисление срока бес- платного хранения начинается с 24 часов дня составления такого акта.
За хранение прибывших грузов на местах общего пользования после истечения срока бесплатного хранения до момента вывоза груза грузопо- лучателем взимаются сборы, указанные в Тарифном руководстве № 3.
За хранение грузов в контейнерах, принадлежащих перевозчику, и хранение груженых и порожних контейнеров, принадлежащих предпри- ятиям и организациям или арендованных ими, также взыскивается сбор в зависимости от типа контейнера. Исчисление сбора за хранение за не- полные сутки производится по часовой ставке, устанавливаемой на ос- нове приведенных в Тарифном руководстве ставок, считая неполный час за полный. Взыскание сбора за хранение производится по квитанции разных сборов РС-97 или накопительной карточке ФДУ-92.
Если груз вывозится с мест общего пользования после истечения срока его бесплатного хранения, грузополучатель должен предварительно представить ответственному работнику станции квитанцию об оплате сбора за хранение.
Согласно статье 43 Устава в связи с несвоевременным приемом ваго- нов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожных станци- ях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов с железнодорожных станций грузополучателями и воз- никновением по данным причинам технологических затруднений на же- лезнодорожных станциях перевозчик имеет право, в том числе по обра- щению владельца инфраструктуры, увеличить сбор за хранение до пяти- кратного размера, а плату за пользование вагонами и контейнерами до двухкратного размера.
Увеличение сбора за хранение вводится по истечении 24 часов после уведомления грузополучателя об этом в письменной форме.
16.3. Оформление выдачи грузов в товарной конторе
Оформление выдачи грузов в товарной конторе называется раскреди-
тованием перевозочных документов. Груз выдается в порядке, предус- мотренном Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Для выдачи груза перевозчиком уполномоченное лицо грузополуча- теля предоставляет перевозчику доверенность, предусматривающую право для оформления доверенным лицом перевозочных документов.