Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
178
После этого документы записываются в Книгу сдачи перевозочных документов (форма ГУ-48) по каждой отправке с указанием номера ва- гона и номера накладной. Дорожные ведомости и накладные передают в товарную контору, а вагонные листы — на грузовой район или в пункты выгрузки на местах необщего пользования. Вагонные листы в пункты выгрузки можно также отсылать из товарной конторы. Документы на сборные вагоны, прибывшие для сортировки, передают в контору гру- зосортировочной платформы.
О сдаче документов в Книге расписывается работник СТЦ, а о при- еме документов — работник товарной конторы или грузосортировочной платформы. При пересылке документов по пневмопочте расписки о сдаче и приеме документов не делаются.
Коммерческий осмотр вагонов выполняют приемщики поездов пун- кта коммерческого осмотра. При осмотре вагонов особое внимание обращается на следующее: крытых — на исправность кузовов, нали- чие и исправность ЗПУ и соответствие контрольных знаков на них зна- кам, указанным в перевозочных документах; открытых — на исправ- ность погрузки и сохранность груза. Все обнаруженные неисправнос- ти оформляются актом общей формы.
Когда прибывшие вагоны после выгрузки предполагается исполь- зовать под погрузку, определяют пригодность их для перевозки того или иного груза. При осмотре порожних составов, прибывших под погрузку, приемщики поездов должны убедиться, нет ли среди них груженых вагонов.
15.3. Регистрация прибывших грузов
В товарной конторе все прибывшие под выгрузку грузы регистриру- ют на основании данных перевозочных документов в Книге прибытия грузов (форма ГУ-42). Все страницы Книги должны быть последова- тельно пронумерованы. Число страниц в Книге заверяет начальник стан- ции. На станциях с большой выгрузкой может вестись несколько Книг прибытия. На станциях с небольшим прибытием грузов под выгрузку
Книгу прибытия можно не вести.
В начале каждых суток в первой свободной строке Книги прибытия проставляется число и месяц прибытия грузов, затем по каждой отправ- ке указывается в соответствующих графах порядковый номер записи в
Книгу прибытия, номер вагона и накладной, станции отправления. В гра- фе «Примечание» в зависимости от местных условий можно указывать
179
получателя груза или место выгрузки, а также другие данные. Порядок заполнения этой графы устанавливает начальник станции. После записи отправки в Книгу прибытия на лицевой стороне дорожной ведомости проставляют порядковый номер, под которым отправка записана в Кни- ге прибытия.
По мере выдачи грузов в соответствующих графах Книги прибытия отмечаются ежедневно номер сопроводительной ведомости (форма
ФДУ-91), число и месяц выдачи.
По окончании отчетных суток товарная контора проверяет наличие до- кументов на невыданные грузы. Для этого в Книге прибытия подводят итог движения документов по форме: «Оставалось … отправок», «При- было … отправок», «Выдано … отправок», «Осталось … отправок». Чис- ло отправок, показанных в остатке на очередные сутки, должно соответ- ствовать фактическому наличию документов на невыданные грузы.
Аналогично проверяют наличие документов при смене дежурства товарных кассиров.
На 1 января каждого года заводят новые Книги прибытия. Предвари- тельно в эти Книги переносят полностью отправки, по которым грузы не выданы до 1 января.
В условиях функционирования АСУ грузовой станции товарный кассир вводит информацию о прибывших грузах по каждому сообщению отдель- но в соответствии с макетом ГУ-42. Порядковые номера в Книге прибы- тия грузов выдаются в автоматизированном режиме и фиксируются то- варным кассиром в дорожных ведомостях.
15.4. Уведомление грузополучателей о прибытии груза
и времени подачи вагонов, контейнеров под выгрузку
В соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведо- мить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. При этом порядок и способы уведомления устанавливаются начальником стан- ции. Этот порядок может быть изменен по предложению грузополу- чателя. При установлении способа уведомления следует исходить не только из сложившихся местных условий, но и из гарантирован- ности как передачи уведомления, так и его получения. Для обеспе- чения приема уведомлений грузополучателем определяются ответ- ственные по приему уведомлений лица, фамилии и номера телефо- нов, факсов и телексов которых в письменной форме сообщаются
180
начальнику станции. Передача уведомлений одновременно регист- рируется на станции в Книге уведомлений о прибытии грузов. В
уведомлении о прибытии груза обязательно проставление даты и времени передачи уведомления.
Если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами, от сбора за хранение грузов за время до получения уведомления о прибытии в его адрес грузов.
Если прибывший на станцию назначения груз находится под тамо- женным контролем, то помимо грузополучателя о прибытии такого гру- за уведомляется территориальный таможенный орган для проведения со- ответствующих таможенных формальностей, связанных с получением грузополучателем разрешения на использование груза.
О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выг- рузки грузов грузополучателем железнодорожная станция уведом- ляет грузополучателя не позднее чем за два часа до объявленной по- дачи вагонов, контейнеров. Эти уведомления регистрируются в Кни- ге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгруз- ку формы ГУ-2 или ГУ-2-ВЦ. Поданное перевозчиком уведомление о подаче вагонов под выгрузку может считаться уведомлением о при- бытии грузов.
При подаче перевозчиком вагонов, контейнеров под выгрузку без такого уведомления плата за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение груза начисляется на грузополучателя по истечении
2 часов после фактической подачи вагонов к месту выгрузки либо к месту передачи на железнодорожный путь необщего пользования или на выставочный путь. При подаче вагонов с опозданием против сро- ка, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов исчисля- ется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя о пред- стоящей подаче. Перевозчик может в соответствии с договором пре- доставлять грузополучателю предварительную информацию о подхо- де в его адрес грузов.
15.5. Выгрузка, регистрация и маркировка выгруженных грузов
В соответствии со статьей 21 Устава выгрузка грузов, грузобагажа в местах общего пользования обеспечивается грузополучателями. Пере- возчики, владельцы инфраструктур могут принимать на себя по догово- ру с грузополучателями выполнение разгрузочных работ.
181
Выгрузка грузополучателем из рефрижераторных вагонов, рефри- жераторных контейнеров скоропортящихся грузов, подлежащих выдаче в местах общего пользования, допускается только непосредственно из вагона (контейнера) на автотранспорт.
Выгрузка в местах общего пользования бездокументных скоро- портящихся грузов допускается только при передаче грузов в про- цессе их реализации непосредственно из вагона (контейнера) на ав- тотранспорт.
Время подачи вагонов, контейнеров под выгрузку в места общего пользования, а также время окончания выгрузки груза средствами же- лезной дороги указывается приемосдатчиком станции в вагонном листе и в памятке приемосдатчика.
Дата выгрузки груза средствами перевозчика либо подачи вагонов,
контейнеров под выгрузку средствами грузополучателя указывается на оборотной стороне накладной путем проставления календарного штем- пеля станции.
Получив из СТЦ или товарной конторы (в зависимости от установ- ленного технологией порядка) вагонные листы, приемосдатчик готовит место для выгрузки грузов, устанавливает очередность разгрузки ваго- нов и знакомит комплексную механизированную бригаду с порядком выполнения работы.
В условиях функционирования АСУГС приемосдатчик вводит в ЭВМ
список вагонов и указывает время подачи. На печатающее устройство выдается план выгрузки, которым приемосдатчик руководствуется в процессе выгрузки груза и с которым знакомит комплексную механизи- рованную бригаду.
По окончании расстановки вагонов приемосдатчик проверяет исправ- ность ЗПУ и производит наружный коммерческий осмотр вагона (или груза в открытом подвижном составе). При обнаружении коммерческих неисп- равностей приемосдатчик докладывает об этом начальнику грузового района или начальнику станции.
После коммерческого осмотра вагонов приемосдатчик снимает ЗПУ
и дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады при- ступить к выгрузке. Открывать двери вагона следует осторожно за по- ручень на себя, следя за тем, чтобы из вагона не выпал груз.
182
Таблица 15.1
№
п
/п
Но м
ер ваг он а
Но м
ер на кл адно й
Ст ан ция и
д орог а от пр ав ле ния
М
арк а ил и ном ер ко нт ейне ра
Числ о мест
На им ен ов ание г
руза
Масса г
руза по до ку м
ент ам
М
ест он ахож де ни е гр уз а на ск лад е ст анции
Вр ем я выв оз а груза по лучат елем
Пр им еч ание
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11
В процессе выгрузки приемосдатчик должен сличать данные ва- гонного листа или накладной с фактическим наличием груза, прове- рять при этом число мест груза, маркировку и исправность грузовых мест. Приемосдатчик следит за тем, чтобы груз был выгружен и уло- жен аккуратно, без повреждения и чтобы при этом обеспечивалась сохранность вагонов.
Все обнаруженные повреждения или неисправности упаковки, угрожа- ющие сохранности груза при его дальнейшей перевозке или хранении до выдачи получателю, должны быть устранены, россыпь груза должна быть собрана, взвешена и сохранена. Если невозможно устранить повреждение или неисправность упаковки, то поврежденные места укладывают в запира- емые и пломбируемые помещения.
Поврежденные места приемосдатчик обязан взвесить и установить,
какова недостача массы против стандартной массы или массы по тра- фарету. Если груз был подмочен, вагон предъявляется к техническо- му осмотру для проверки кузова, особенно крыши. После окончания выгрузки приемосдатчик в вагонном листе проставляет дату и время начала и окончания выгрузки и заверяет это своей подписью и пере- дает его в товарную контору. На основании вагонных листов в товар- ной конторе делают отметки в накладных и дорожных ведомостях о месте нахождения груза на складе и накладывают календарный штем- пель времени выгрузки.
Вся выгрузка на местах общего пользования должна быть зарегист- рирована в Книге выгрузки формы ГУ-44 (табл. 15.1).
183
184
Ежедневно перед началом работы в первой строке Книги проставля- ется дата, а в следующих строках на основании данных вагонных лис- тов или накладных указываются сведения о грузах, предусмотренных формой Книги.
Грузы каждого наименования записываются отдельной строкой. Об- наруженные при выгрузке неисправности отмечают в графе «Примеча- ние». Порядок ведения Книги выгрузки изложен в Инструкции по веде- нию станционной коммерческой отчетности.
По окончании выгрузки и укладки грузы маркируют, чтобы при вы- даче было легче найти их в складе. Если груз выгружен на открытой площадке, то маркировку следует наносить краской на грузе или на де- ревянных бирках, прибиваемых к колышкам. Одновременно по указа- нию приемосдатчика грузчики очищают вагоны, закрывают двери и люки крытых вагонов и полувагонов, поднимают и закрепляют борта плат- форм, освобождают от стоек и увязки их гнезда и скобы.
В условиях функционирования АСУГС по окончании выгрузки при- емосдатчик регистрирует выполнение операций путем передачи номеров выгруженных вагонов по макету М-5. Автоматически на экран выдают- ся данные об отправках и на основе отметок, проставленных в процессе выгрузки, приемосдатчик проставляет на экране место складирования груза.
Инструкция по вводу макета М-5 и его содержание приведены в при- ложении к Типовому технологическому процессу работы грузовой стан- ции в условиях функционирования АСУ [4].
Примерный график выгрузки грузов в склад станции из вагона в условиях функционирования АСУ приведен в таблице 15.2. При выгруз- ке грузов в местах общего пользования средствами грузополучателя приемосдатчик станции ведет в автоматизированном режиме памятку приемосдатчика формы ГУ-45-ВЦ, Книгу уведомлений о завершении грузовой операции формы ГУ-2а-ВЦ.
15.6. Очистка и промывка вагонов и контейнеров после выгрузки
В соответствии со статьей 44 Устава после выгрузки вагоны и контейне- ры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза (за исключением несъемных), а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления, в том числе турникеты.
185
Основные требования и критерии к очистке вагонов и контейнеров после выгрузки определяются Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов.
Очищенными признаются вагоны, контейнеры (кроме цистерн и бун- керных полувагонов), из которых после выгрузки удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) кон- тейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крыш- ках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования, которое не выдается вместе с грузом.
Очищенными признаются цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бун- керов не имеется наличия остатков грузов. При сливе цистерн с верх- ним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более
1 см (по замеру под колпаком).
Наличие снега в очищенном вагоне не является признаком его заг- рязнения. Знаки и трафареты на вагоне, контейнере и раме вагона долж- ны быть ясночитаемые.
Наружная и внутренняя поверхности вагона, контейнера должны быть очищены от загрязняющих вагон остатков защитной пленки, эмульсий,
а также наклеек, ярлыков, бирок, за исключением случаев, когда нали- чие таких ярлыков на данном порожнем вагоне предусматривается пра- вилами перевозок этих грузов. Все способы очистки вагонов, контейне- ров должны обеспечивать их сохранность и не допускать загрязнения окружающей среды.
При выгрузке грузов средствами грузополучателя в местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейне- ров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов подлежат вывозу грузополучателем со станции одновременно с грузом.
При обнаружении в вагоне (контейнере) после выгрузки прибывше- го груза остатков ранее перевозившегося в нем груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществля- ется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
После выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов (например асбеста, гипса, извести, ком- бикорма, соли, цемента и др.), перевозимых в том числе в упакованном виде, крытые вагоны, независимо от их принадлежности, должны быть
186
промыты грузополучателем. Промывке также подлежат вагоны-зерново- зы после выгрузки незерновых грузов. Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов, приведен в
Приложении к Правилам очистки и промывки вагонов.
При отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки ва- гонов их промывку проводит перевозчик в соответствии с договором.
Факт промывки вагона перевозчиком подтверждается актом общей формы, составляемым перевозчиком с указанием в нем номеров про- мытых вагонов.
Очистка, промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозок животных, птицы, сырых продуктов животного проис- хождения и скоропортящихся грузов проводятся перевозчиками за счет грузополучателей.
При нарушении требований, предусмотренных в статье 44 Устава,
перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей после выг- рузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С грузополучателей в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки и уста- новленный статьей 103 Устава штраф.
Направление порожних вагонов на санитарную обработку по второй и третьей категории производится по полным перевозочным документам.
Направление на промывку и ветеринарно-санитарную обработку по пер- вой категории порожних крытых вагонов производится по пересылочной накладной, а изотермических — по полным перевозочным документам.
15.7. Охрана труда и техника безопасности при погрузке
и выгрузке грузов в грузовом районе
Начальники железнодорожных станций, грузовых районов, начальни- ки и мастера производственных участков, приемосдатчики в своей работе руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Положением об организации работы по охране труда на же- лезнодорожном транспорте, указаниями МПС России, приказами началь- ника дороги и местными инструкциями и правилами по технике безопас- ности, а также отраслевыми стандартами безопасности труда.
На каждом грузовом пункте назначаются ответственные за безопас- ное производство работ (мастера, освобожденные бригадиры или при- емосдатчики).
187
Порядок проведения инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда работников механизированной дистанции погрузочно-раз- грузочных работ и коммерческих операций и грузового района регули- руются указаниями МПС России. Результаты инструктажа и проверок оформляются записями в журнале установленной формы.
К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моло- же 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные безопасным методам труда и проверенные в знаниях действующих норм, правил и инструкций по охране труда. На производственных участках создаются уголки техники безопасности с наглядными ма- териалами, альбомами и плакатами по технике безопасности и безо- пасным приемам работы.
Начальники станций совместно с начальниками производственных участков и начальниками грузовых районов разрабатывают схемы безо- пасного прохода работников через пути станций и грузового района, а также схемы проезда автотранспортной техники. Схемы должны быть доведены до сведения каждого работника, а указатели развешаны по всем маршрутам проходов.
На местах погрузки и выгрузки устраивают пункты обогрева, ком- наты отдыха, приема пищи, раздевалки, душевые и умывальники, уст- ройства для мытья, очистки и сушки спецодежды, рабочей обуви. Все- гда должна быть остуженная кипяченая вода для питья. Во всех этих местах вывешивают адреса и номера телефонов ближайших медицин- ских пунктов.
В служебных помещениях должны быть аптечки с наставлением по оказанию первой помощи пострадавшим. Приемосдатчик должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
В зимних условиях на местах погрузки и выгрузки предусматрива- ются специальные меры предупреждения травматизма и обеспечения нормальных условий работы: очистка от снега и льда подъездов, пере- ходов, подкрановых путей, рабочих мест, посыпка песком и др.
Работники грузового района должны быть обеспечены спецодеждой и индивидуальными средствами защиты при выполнении работ с особы- ми грузами, пылевидными и токсичными грузами или в условиях с от- клонением от нормальной производственной среды.
Погрузка, выгрузка, перегрузка вагонов и автотранспорта на станци- ях и железнодорожных путях необщего пользования допускаются толь- ко под руководством лица, ответственного за эти работы.