Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1024

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

227
разрешения спорных вопросов все отношения сторон регулируются ра- нее заключенным договором. Подача вагонов на железнодорожные пути необщего пользования в период их строительства допускается на усло- виях договора, заключаемого между перевозчиком и организацией, осу- ществляющей строительство, или организацией, для которой строится железнодорожный подъездной путь.
20.3. Порядок подачи, уборки и передачи вагонов
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на установленные догово- ром выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочный путь обеспе- чиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убира- ются перевозчиком на железнодорожный путь необщего пользования к местам их погрузки и выгрузки.
Прием и сдача вагонов при обслуживании локомотивом, принадле- жащим перевозчику, производятся на местах погрузки и выгрузки, а при обслуживании локомотивом владельца или пользователя железно- дорожного пути необщего пользования на выставочных железнодорож- ных путях.
Местом погрузки, выгрузки называется часть железнодорожного пути необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов.
Количество одновременно подаваемых вагонов на железнодорож- ный путь необщего пользования определяется по полезной длине путей,
на которых расположены места погрузки, выгрузки грузов. При переда- че вагонов на выставочных путях количество одновременно подавае- мых вагонов определяется по полезной длине выставочного пути.
Количество подаваемых вагонов для одновременного начала прове- дения грузовых операций на местах погрузки, выгрузки без перестанов- ки их локомотивом перевозчика определяется по полезной длине склад- ского, погрузочно-разгрузочного железнодорожного пути.

228
Подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению перевозчиком владельца,
пользователя или контрагента. Уведомление о времени подачи вагонов,
контейнеров должно передаваться работником железнодорожной стан- ции не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Уведомления о времени подачи вагонов регистрируются в Книге о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2-ВЦ при наличии АРМ). Вла- делец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования обязан назначать для приема уведомлений ответственных лиц, фамилии и номера телефонов которых должны быть сообщены пись- менно перевозчику. Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию или договором на подачу и уборку.
Уведомления о времени подачи порожних вагонов под погрузку не требуется, если погрузка производится в вагоны, освобождающиеся из- под выгрузки на этом железнодорожном пути необщего пользования.
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и выставочных путей устанавливаются на основании технологии работы станции при- мыкания и железнодорожного пути необщего пользования.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о заверше- нии грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
20.4. Технологические сроки оборота вагонов
и контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования
В соответствии со статьей 58 Устава договорами на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования и догово- рами на подачу и уборку устанавливаются технологические сроки обо- рота вагонов.
Технологический срок оборота вагонов — это время, необходимое для их обработки с момента передачи вагонов владельцам или пользова- телям железнодорожных путей необщего пользования на железнодорож- ных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути. Он зависит от схемы примыкания железнодорожных путей необ- щего пользования, наличия заводских станций, от расстояния подачи и уборки, размещения мест погрузки, выгрузки и их технической оснащен- ности, технологии работы железнодорожного пути необщего пользова-


229
ния и станции примыкания, условий, определяющих взаимоотношения станции и железнодорожного цеха предприятия (формирование марш- рутов, групп вагонов, сдвоенные операции и т.п.). Технологический срок оборота вагонов складывается из следующих элементов:
Т
об

п-с

х
+ Т
р
+ Т
под
+ Т
в
+ Т
пер
+ Т
п
+ Т
уб
+ Т
ф
+ Т
°
х

д
,
(20.1)
где Т
п-с
— время на приемосдаточные операции; Т
х и Т°
х
— время хода поезда (передачи) от станции и обратно (если прием и сдача производится на приемосдаточных путях); Т
р и Т
ф
— время на расформирование прибываю- щих и формирование отправляемых вагонов; Т
под и Т
уб
— время на подачу и расстановку вагонов на местах погрузки, выгрузки и уборку после выпол- нения грузовых операций; Т
в
, Т
п
— технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами (выгрузка, по- грузка); Т
пер
— время на перестановку вагонов (при сдвоенных операциях);
Т
д
— время на другие операции (накопление на маршрут, ожидание ниток графика, взвешивание и дозировка вагонов и др.).
Время на приемосдаточные операции определяется в зависимости от числа вагонов, одновременно передаваемых на железнодорожный путь не- общего пользования (включается в технологический срок оборота только один раз — при сдаче вагонов владельцем или пользователем перевозчику).
Время на передвижение вагонов на пути необщего пользования и
выполнение маневровых операций определяется расчетным путем исхо- дя из расстояния, скорости передвижения и профиля железнодорожного пути необщего пользования, в отдельных случаях, при помощи хроно- метражных наблюдений. Скорость передвижения принимается в разме- ре, установленном Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных опе-
раций с вагонами определяется по формуле
,
закл гр подг в.п.
t
t
m
n
t
Т
+

+
=
(20.2)
где t
подг
— время на подготовительные операции (снятие ЗПУ, открыва- ние дверей, люков, установка стоек, лотков, мостиков, отбор пробы и др.);
n — число вагонов в группе; m — число одновременно погружаемых или раз- гружаемых вагонов при использовании нескольких механизмов; t
гр
— затраты времени на выполнение операций собственно погрузки в вагон или выгруз- ки груза из вагона;

230
,
60
всп в
гр
t
П
q
t
+

=
(20.3)
где q
в
— средняя масса груза в вагоне, т; П — производительность по- грузочно-разгрузочного механизма, т/ч; t
всп
— затраты времени на выпол- нение вспомогательных операций в процессе погрузки-выгрузки (перемеще- ния вагона или механизма, не входящие в рабочий цикл, перерывы в работе для наложения промежуточной увязки длинномерных грузов и т.п.), мин;
t
зак
— время на заключительные операции (закрывание дверей, опломби- рование вагонов, увязка груза, очистка вагонов после выгрузки, закрыва- ние люков, разравнивание груза и др.).
Подготовительные операции со всеми вагонами в группе, кроме пер- вого, и заключительные со всеми, кроме последнего, совмещаются во времени с операциями погрузки-выгрузки и не учитываются при расче- те общего срока.
Затраты времени на отдельные вспомогательные и заключитель-
ные операции, такие, как застропка и отстропка грузов, открывание и закрывание дверей вагонов, установка стоек и т.п., выполняемые вруч- ную и поэтому не поддающиеся расчету, устанавливаются фотохроно- метражом.
Производительность механизма П устанавливается расчетным пу- тем, как количество груза, которое может быть переработано за 1 час непрерывной работы.
Технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов устанавли- ваются Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утверждаемой
МПС России.
20.5. Технология выполнения грузовых
и коммерческих операций
Оперативная работа станции и железнодорожного пути необщего пользования строится на основании сменно-суточного плана, предусмат- ривающего размеры погрузки и выгрузки, формирование маршрутов и групп вагонов, время и последовательность обработки поездов и вагонов.
Передача груженых вагонов, в том числе вагонов с контейнерами,
происходит по наружному осмотру. При этом обращают внимание на исправность кузова вагона, контейнера, наличие и исправность ЗПУ,
соответствие контрольных знаков на них данным, указанным в ва-


231
гонном листе. По грузам в открытом подвижном составе необходимо убедиться в том, что тара или груз не поврежден. При возможности необходимо проверить число мест. Обращается внимание на отсут- ствие видимых следов утраты груза, закрытие крышек сливных при- боров цистерн и разгрузочных устройств вагонов типа «хоппер», на отсутствие признаков течи груза через указанные приборы и устрой- ства, на очистку остатков груза с наружной поверхности вагона и колесных пар, на наличие знаков опасности на вагонах и контейнерах с опасными грузами, на возможный перегруз вагона сверх его гру- зоподъемности и т.п. При выявлении вагонов без ЗПУ (если о них есть отметка в вагонном листе), неисправностей кузова вагона, кото- рые могут свидетельствовать о возможности доступа к грузу, при- знаков недостачи, порчи или повреждения груза в открытом подвиж- ном составе составляют акт общей формы. Перевозчик выдает грузы из таких вагонов с проверкой. До проверки груза на вагоны накла- дываются ЗПУ станции.
Передача вагонов на железнодорожные пути необщего пользования удостоверяется распиской работников станции и принимающей стороны в Памятке приемосдатчика формы ГУ-45, ГУ-45а, ГУ-45-ВЦ.
После завершения грузовых операций работники железнодорожных путей необщего пользования подают телефонные, письменные или элек- тронные уведомления о завершении грузовых операций (при обслужи- вании локомотивом дороги) или о передаче вагонов на выставочный путь
(при обслуживании собственным локомотивом). Уведомления формы
ГУ-26, ГУ-26-ВЦ регистрируются в Книге уведомлений о завершении грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь (формы
ГУ-2а, ГУ-2а-ВЦ). По окончании погрузки груженные вагоны закрыва- ют, пломбируют и сдают приемосдатчику станции по наружному осмот- ру. Приемосдатчик составляет и подписывает вагонные листы на каждый погруженный вагон и пересылает их и накладные в товарную контору.
Вагонный лист удостоверяет факт погрузки и является основанием для оформления приема груза в товарной конторе.
Получение груза, прибывшего на железнодорожный путь необщего пользования, оформляют в товарной конторе. Подтверждением факти- ческой выдачи груза является подпись грузополучателя или владельца железнодорожного пути необщего пользования (при передаче вагонов,
контейнеров на выставочных путях) в Памятке приемосдатчика в графе
«Вагон принял».

232
Порядок передачи и приема вагонов, контейнеров устанавливается
Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
При возврате вагонов и контейнеров после выгрузки груза проверя- ется их сохранность, очистка от остатков груза и мусора, снятие рекви- зитов крепления, удаление разметок, закрепление бортов платформ, зак- рытие дверей и люков вагонов, очистка загрязненной наружной поверх- ности цистерн, бункерных полувагонов, вагонов типа «хоппер», проти- рание до ясной видимости знаков и трафаретов на котле и раме, закры- тие крышек люков и сливных приборов цистерн. Вагоны, требующие промывки после выгрузки грузов, указанных в Правилах, принимаются только после их промывки средствами грузополучателя.
Все случаи ожидания подачи вагонов к местам погрузки, выгрузки или на выставочный путь по причинам, зависящим от грузоотправите- лей и грузополучателей, так же как и задержки их уборки, оформляются актами общей формы с указанием причин ожидания или задержки. Вла- делец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, гру- зополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользова- ния в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения ва- гонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользова- ния, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположен- ный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодо- рожный путь необщего пользования. Охрана грузов, вагонов и контей- неров на железнодорожном пути необщего пользования лежит на при- нявшей их стороне и за ее счет.
20.6. Учет времени нахождения вагонов,
контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования
Учет времени нахождения вагонов и контейнеров на железнодорож- ных путях необщего пользования осуществляется номерным спосо-
бом (ст. 61 Устава). Этот способ учета применяется независимо от того,
кому принадлежит железнодорожный путь необщего пользования и не- зависимо от величины его вагонооборота. Номерной способ учета вре- мени нахождения вагонов является наиболее точным, так как время на- хождения определяют по каждому вагону в отдельности. При номерном способе учета каждая подача вагонов и контейнеров на железнодорож-


233
ный путь необщего пользования (передача на выставочный путь) и каж- дая уборка вагонов (возврат на выставочный путь) оформляются Памят- кой приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45, Гу-45а и
ГУ-45-ВЦ и удостоверяются подписями работников сдающей и прини- мающих сторон. Для рефрижераторных секций, сцепов, а также групп вагонов, если в договоре предусмотрена их одновременная подача и

234
уборка, ведется одна памятка подачи и уборки. При незначительных объе- мах погрузки или выгрузки допускается оформление памятки подачи и уборки для одиночных (небольших групп) вагонов.
Время нахождения вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой в случае обслуживания железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки грузов до момен- та получения перевозчиком от владельцев пользователей или контраген- тов уведомления о готовности вагонов к уборке.
Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Порядок заполнения памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов изложен в Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности.
Памятки на подачу вагонов и памятки на уборку вагонов подписыва- ются работниками перевозчика и принимающей стороной (грузоотпра- вителем, грузополучателем) один раз. После подписи памятки на подачу и памятки на уборку вагонов передаются в товарную контору для расче- та платы за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки ваго- нов (формы ГУ-46, ГУ-46-ВЦ) и учета нахождения вагонов на станции по соответствующим формам (ДУ-4, ДО-2 и др.). Памятки на подачу и уборку вагонов подписываются работниками перевозчика и принимающей сто- роной два раза: первый раз — при подаче вагонов, второй раз — при уборке вагонов.
20.7. Ведомость подачи и уборки вагонов
Ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 (ГУ-46-ВЦ) пред- назначена для расчета почасовой платы за пользование вагонами при их нахождении у грузоотправителей, грузополучателей либо за время ожи- дания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучате- лей, грузоотправителей. Правила применения ставок платы за пользова- ние вагонами, контейнерами и порядок их исчисления изложен в Тариф- ном руководстве № 3. Кроме платы за пользование вагонами по ведо- мости подачи и уборки вагонов начисляются сборы за подачу и уборку вагонов, за маневровые операции и за пробег локомотива. Ведомость подачи и уборки вагонов составляется на основании памяток при-


235

236
емосдатчика на подачу и уборку вагонов и актов общей формы, оформ- ленных на задержку в подаче (передаче) вагонов по причинам, завися- щим от грузоотправителей, грузополучателей.
Ведомости подачи и уборки вагонов составляются в трех экземплярах.
При определении платы за пользование вагонами на станции первый эк- земпляр направляется в ТехПД, второй — выдается грузоотправителю
(грузополучателю), третий остается в делах станции. При определении платы за пользование вагонами в ТехПД три экземпляра направляются в ТехПД.
Два экземпляра (второй и третий) с отметкой о таксировке и взыскании платежей через ТехПД возвращаются на станцию. Второй экземпляр вру- чается грузоотправителю (грузополучателю), а третий остается в делах станции. Ведомости подачи и уборки вагонов составляются отдельно по каждому договору в зависимости от условий договора.
Все документы (письменное уведомление, акт общей формы, выпис- ки из приказов об увеличении кратности), используемые при расчете ведомости, подклеиваются к третьему экземпляру. По ведомости подачи и уборки рассчитывается итоговая сумма по плате и сборам. Итоговая сумма состоит из суммарной платы за пользование по всем вагонам,
включенным в ведомость, сбора за подачу и уборку по ведомости, сбо- ра за маневровые операции и сбора за пробег локомотива. Для расчета платы за контейнеры, передаваемые на местах необщего пользования,
оформляется Ведомость учета времени нахождения контейнеров у гру- зоотправителей и грузополучателей при передаче их на местах необщего пользования формы ГУ-49к; ГУ-49к-ВЦ.
20.8. Автоматизация учета времени нахождения вагонов
и контейнеров и начисления платы за пользование ими
В условиях функционирования на грузовой станции автоматизиро- ванной системы управления и наличия АРМ у приемосдатчика и товар- ного кассира по железнодорожным путям необщего пользования ведет- ся автоматизированный учет времени нахождения вагонов, контейнеров и производится начисление платы за пользование вагонами, контейнера- ми, сборов за подачу и уборку вагонов, за маневровые операции и про- бег локомотивов в автоматизированном режиме.
Приемосдатчик, проверив номера вагонов, подаваемых на железнодо- рожный путь необщего пользования, вводит информацию о них в ПЭВМ и после внесения времени подачи выдается памятка приемосдатчика (форма