Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

237
ГУ-45-ВЦ) для подписи. В автоматизированном режиме ведется Книга уве- домлений о времени подачи вагонов (форма ГУ-2-ВЦ). Грузоотправители
(грузополучатели) подают электронные уведомления о завершении грузо- вых операций. В ЭВМ формируется Книга уведомлений о завершении гру- зовой операции (форма ГУ-2а ВЦ). После завершения грузовых операций и уборки вагонов памятка (форма ГУ-45-ВЦ) выдается вторично на печать с заполненными сведениями о грузовых операциях с вагонами, включая вре- мя уборки. При этом порядковый номер памятки, выдаваемой вторично на печать, не меняется и идентичен памятке подачи. После подписи обе памят- ки скрепляются между собой и передаются в товарную контору для расчета платы за пользование вагонами, контейнерами и для начисления сборов.
При возможности перенесения подписей, подтверждающих время подачи вагонов из первично оформленной памятки подачи и уборки, памятка, вы- данная на печать, повторно подписывается два раза и передается в товарную контору. Ранее подписанная памятка уничтожается.
На основании памяток ГУ-45-ВЦ и актов общей формы с помощью
ПЭВМ товарного кассира по железнодорожным путям необщего пользования формируется ведомость подачи и уборки вагонов (форма
ГУ-45-ВЦ) или ведомость учета времени нахождения контейнеров (фор- ма ГУ-49к-ВЦ), затем начисляется плата за пользование вагонами и контейнерами. ПЭВМ выдает распечатки указанных ведомостей в трех экземплярах для подписи товарным кассиром и грузополучателем (гру- зоотправителем). При формировании ведомостей формы ГУ-46-ВЦ и
ГУ-49к-ВЦ в нижнем поле ведомостей даются сведения о номере при- каза о кратности, дате приказа и сроке его действия.
Для контроля нахождения вагонов под грузовыми и техническими операциями в режиме реального времени, обеспечения автоматизиро- ванного расчета платы за пользование вагонами и контейнерами созда- ется вагонная модель железнодорожных путей необщего пользования линейно-дорожно-сетевого уровня. Предусматривается поэтапное повсе- местное внедрение автоматизации учета работы перевозчиков с желез- нодорожными путями необщего пользования, автоматизации взаимодей- ствия станционных АРМ с ДВЦ в части передачи информации о подаче вагонов на них и уборке их для ведения модели вагонов на железнодо- рожных путях необщего пользования дорожно-сетевого уровня (инфор- мационное сообщение № 1397).


238
20.9. Единый технологический процесс работы
железнодорожного пути необщего пользования
и станции примыкания
Для улучшения работы железнодорожных путей необщего пользо- вания и станций примыкания большое значение имеет организация их деятельности на основе единой технологии. С этой целью разрабатыва- ют Единые технологические процессы работы железнодорожных
путей необщего пользования и станций примыкания (ЕТП). Их раз- рабатывают для железнодорожных путей необщего пользования, об- служиваемых собственными локомотивами и имеющих среднесуточ- ный грузооборот 100 и более вагонов, а также для предприятий про- мышленного железнодорожного транспорта. При этом ЕТП должен раз- рабатываться с учетом внедрения прогрессивных технологических норм, рационального использования технологических процессов, а так- же согласованной технологии работы железнодорожного пути необ- щего пользования и станции примыкания. Для каждого предприятия и станции ЕТП имеют свои особенности. Однако общее требование,
предъявляемое к содержанию, состоит в том, чтобы обеспечить на- дежное транспортное обслуживание предприятий при рациональном ис- пользовании вагонов по времени и грузоподъемности.
Разработка ЕТП осуществляется комиссией, в которую входят пред- ставители инфраструктуры и владельца железнодорожного пути необ- щего пользования. По согласованию сторон к разработке проекта ЕТП
могут привлекаться перевозчики и другие организации. Комиссия руко- водствуется Уставом, Правилами эксплуатации и обслуживания желез- нодорожных путей необщего пользования, Методикой по разработке еди- ного технологического процесса работы железнодорожного пути необ- щего пользования и железнодорожной станции примыкания.
ЕТП оформляется в двух экземплярах. Разработанный и утвержден- ный владельцем инфраструктуры проект ЕТП направляется владельцу железнодорожного пути необщего пользования, который утверждает проект полученного ЕТП и возвращает его владельцу инфраструктуры в месячный срок. Единый технологический процесс — это документ, рег- ламентирующий порядок работы станции и примыкающих к ним же- лезнодорожных путей необщего пользования. Главная его задача увя-

239
зать технологию обработки составов и вагонов на станциях примыкания и железнодорожных путях необщего пользования с ритмом производ- ственного процесса промышленных предприятий.
Если к станции примыкает несколько железнодорожных путей необ- щего пользования одного владельца, составляется комплексный ЕТП.
Он объединяет в единое целое технологию работы станции и примыкаю- щих к ней всех железнодорожных путей необщего пользования одного владельца. Комплексный ЕТП составляют и тогда, когда железнодорож- ные пути необщего пользования одного владельца примыкают к несколь- ким станциям.
ЕТП разрабатывают с учетом особенностей деятельности их пред- приятий. Например, на железнодорожных путях необщего пользования угольной промышленности преимущественно загружаются вагоны. Здесь первостепенное значение имеет систематическая и регулярная подача стан- циями порожних полувагонов, пригодных под погрузку угля. Расписа- ние подач порожних вагонов увязывается с накоплением угля в бунке- рах, с технологическими перерывами в работе шахт. Для этой цели раз- рабатывают специальные балансовые графики погрузки и накопления угля. Они представляют собой графическое изображение поступления угля в бункер или напольный склад и отгрузки его в установленное рас- писанием время. Для железнодорожных путей необщего пользования предприятий черной металлургии характерны большой коэффициент сдво- енных операций. Готовую продукцию почти полностью грузят в вагоны,
освобожденные после выгрузки. Технология работы предприятия ме- таллургической промышленности предъявляет особые требования к ма- гистральным железным дорогам: ритмичный завоз сырья и материалов,
доставка грузов к определенному сроку по твердым графикам движе- ния, согласованным с грузоотправителями, грузополучателями и желез- ными дорогами (логистические системы).


240
Р а з д е л V I
ТАРИФЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТ ЗА ПЕРЕВОЗКУ
ГРУЗОВ, ПОЛЬЗОВАНИЕ ВАГОНАМИ,
КОНТЕЙНЕРАМИ И ИНФРАСТРУКТУРОЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42

Глава 21. Грузовые тарифы и система их построения
21.1. Тарифы и сборы за услуги федерального железнодорожного
транспорта, их роль в развитии экономики
Железнодорожными грузовыми тарифами называется система цен,
включающая утвержденные в установленном порядке платы, взимаемые за перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые при пере- возках, а также правила их исчисления.
Сбор — не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной опе- рации или работы.
Грузовые тарифы влияют на состояние экономики страны и произ- водственно-экономические связи различных предприятий и регионов.
Затраты на транспортирование грузов входят в издержки произ- водства и в цену на продукцию почти всех отраслей экономики. Наи- более значителен удельный вес тарифа в конечной цене продукции отраслей добывающей промышленности. В зависимости от транспор- тной составляющей в конечной цене продукции определяется ее сто- имость и услуги практически всех отраслей экономики. В свою оче- редь железнодорожный транспорт потребляет различные виды про- мышленной продукции, стоимость которых оказывает влияние на уро- вень себестоимости перевозок.
В соответствии со статьей 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монопо- лии, устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О есте- ственных монополиях» и иными нормативными актами Российской
Федерации.

241
Указанные тарифы, сборы, плата устанавливаются на основе себес- тоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточную деятельность организации железнодорожного транспорта и индивиду- альных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необще- го пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной моно- полии, устанавливаются также в соответствии с Федеральным законом
«О естественных монополиях».
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте в других случаях устанавливаются на договорной основе и контролируются го- сударством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ог- раничении монополистической деятельности на товарных рынках.
В целях реализации этого положения в части тарифного регулирова- ния грузовых перевозок Правительство Российской Федерации приняло
Постановление об утверждении Положения об основах Государственно- го регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Данным документом устанавливаются принципы государственного Та- рифного регулирования, определяется компетенция федеральных орга- нов исполнительной власти, принимающих решения по установлению
(изменению) уровня тарифов, а также вводятся единые принципы фор- мирования и применения тарифов на перевозки грузов железнодорож- ным транспортом.
Органом, осуществляющим формирование государственной поли- тики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, является комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте. На основании ее решений Федеральная энергетическая ко- миссия (ФЭК) России, получившая полномочия по регулированию та- рифов субъектов естественных монополий на железнодорожном транс- порте, осуществляет государственное регулирование путем издания со- ответствующих актов, регистрируемых в Министерстве юстиции Рос- сийской Федерации.
Предельный уровень изменения тарифов на грузовые железнодорож- ные перевозки определяется на основе мониторинга (средств и методов контроля и наблюдения) основных ценообразующих факторов: объема грузовых перевозок и их особенностей, расходов организаций железно- дорожного транспорта, конъюнктуры (сложившейся экономической об-


242
становки временного характера) товарных рынков и рынка транспорт- ных услуг, амортизационных отчислений, объемов государственной под- держки, налогов и т.п.
Тарифное руководство — систематизированное издание, в котором опубликованы утвержденные в установленном порядке, включенные в тариф цены на работы и услуги железнодорожного транспорта, сборы,
порядок исчисления ставок платы за перевозки пассажиров, грузов,
багажа, грузобагажа, пользование вагонами, контейнерами.
Сведения об изменениях тарифов и сборов на перевозки грузов МПС
сообщаются в средствах массовой информации не позднее чем за
10 дней до введения таких изменений. Подробная предварительная ин- формация позволяет грузоотправителям сопоставить свои возможности с изменяющимися тарифами.
В товарной конторе должна быть информация о грузоподъемности транспортных средств, предоставляемых грузоотправителю, о перечне грузов, которые не могут быть приняты к перевозке, о ценах на перевоз- ки грузов, о размерах дополнительных сборов и др.
21.2. Цели и принципы государственного регулирования тарифов
на грузовые железнодорожные перевозки
Государство, регулируя тарифы на грузовые железнодорожные пе- ревозки, ставит целью обеспечить баланс интересов между владельцами инфраструктур, перевозчиками и потребителями их услуг. Государствен- ное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки направлено на защиту экономических интересов потребителей услуг орга- низаций железнодорожного транспорта, снижение народно-хозяйствен- ных затрат и обеспечение доступности услуг железнодорожного транс- порта для потребителей, на развитие конкурентной среды на рынке транс- портных услуг, обеспечение устойчивости и экономической эффектив- ности функционирования организаций железнодорожного транспорта,
создание при этом экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания.
Принципы государственного регулирования тарифов:
– соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и кон- куренции от тарифов на перевозки, регулируемых государством, к до- говорным);

243
– применение на всей территории Российской Федерации единой структуры и системы построения тарифов, обеспечивающих возмеще- ние экономически обоснованных затрат и получение прибыли;
– распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;
– обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услу- гам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
– установление для всех грузоотправителей (грузополучателей) еди- ных правил тарификации особых условий грузовых железнодорожных перевозок;
– обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирова- ния тарифов, в том числе установления их уровня, изменения этих тари- фов и правил применения;
– ведение раздельного учета затрат в естественно-монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
– ограничение перекрестного субсидирования одних видов перево- зок за счет других.
Особое значение приобретает принцип о постепенном переходе к договорным тарифам в свете структурной реформы на железнодорож- ном транспорте, в результате которой будет активно развиваться конку- ренция в сфере перевозок. Государственное регулирование тарифов сохранится к базовым ставкам для оплаты инфраструктуры и тягового подвижного состава федерального железнодорожного транспорта и к предельным ставкам за использование вагонов парка российских же- лезных дорог.
21.3. Система построения грузовых тарифов
Грузовые тарифы устанавливают для всей сети дорог России с уче- том среднесетевой себестоимости перевозок.
За основу построения тарифов приняты себестоимость перевозки раз- личных грузов и уровень рентабельности, обеспечивающий безубыточ- ную деятельность организаций железнодорожного транспорта и инди- видуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте. При этом учитывается величина транспортной составляющей в цене продук- ции предприятий. Система тарифообразования построена на рыночных методах формирования цен в комплексе с той или иной степенью их государственного регулирования.