Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
254
При округлении плат до целых рублей суммы 0,5 руб. (включительно)
отбрасываются, а более 0,5 руб. увеличиваются до целых рублей. При округлении плат до 0,1 руб. суммы до 0,05 руб. (включительно) отбрасы- ваются, а более 0,05 руб. увеличиваются до десятых частей рубля.
22.5. Определение платы за перевозку грузов
в универсальных и в специализированных вагонах
Плата за перевозку всех грузов в универсальных вагонах повагон-
ными отправками (кроме позиции ЕТСНГ — 691005) определяется по тарифным схемам, указанным в таблице 6 Приложения 5 Тарифного руководства № 1, часть 1.
Плата по тарифным схемам № И1, 8 определяется за общую массу груза в универсальном вагоне, но не менее МВН, установленной для соответствующих грузов в Приложении 2, в зависимости от тарифного класса груза.
Плата по тарифным схемам № В1 (платформа), В3 (крытый), В4
(полувагон) определяется по расчетным таблицам, приведенным в ча- сти 2 Тарифного руководства № 1, в зависимости от тарифного клас- са и массы перевозимого груза. В перевозочном документе делается отметка «ВО».
Плата за перевозку в специализированных вагонах общего парка или собственных (арендованных) определяется по схемам, указанным в таб- лице 7 Приложения 5 Тарифного руководства № 1, часть 1.
Плата за перевозку грузов в цистернах определяется путем умножения платы за 1 т по соответствующим тарифным схемам № И14—И17, 19—23
на массу груза в цистернах.
Плата за перевозку грузов повагонными отправками для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, в вагонах общего парка опреде- ляется по тарифной схеме № 84 за массу отправки в вагоне, но не менее минимальной весовой нормы 10 т, в собственных вагонах — по схеме
№ 84 с коэффициентом 0,8.
За перевозку грузов большой скоростью (кроме грузов, перевозимых в рефрижераторных вагонах, вагонах-термосах, ИВ-термосах, цистернах- термосах, изотермических вагонах-цистернах для молока в крупнотон- нажных рефрижераторных контейнерах, а также грузов, перевозимых от- дельным поездом по специально разработанному расписанию и перевози- мых контейнерными поездами) плата увеличивается в 1,5 раза.
255
В Тарифном руководстве № 1 (часть 1) определен также порядок опреде- ления провозной платы скоропортящихся грузов в рефрижераторных ваго- нах, за перевозку грузов в сопровождении проводников грузоотправителя,
на сцепах платформ, транспортерах, негабаритных грузов и др.
22.6. Определение платы за перевозку грузов
в сборном вагоне и в контейнерах
За перевозку грузов в сборных вагонах мелкими отправками про- возная плата взимается за массу отправки по тарифной схеме № 100, а в собственном вагоне — с коэффициентом 0,8. В перевозочных докумен- тах на перевозку грузов мелкими отправками делается отметка «МО».
При массе мелкой отправки от 1 до 10 т плата рассчитывается следу- ющим образом:
– по расчетной таблице плат (пункт 1.7 части 2) определяется плата за массу отправки в целых тоннах;
– определяется количество сотен килограммов сверх массы груза в целых тоннах;
– число сотен килограммов умножается на ставку по строке «за 100 кг при массе свыше 1 т до 10 т» и получаемая величина добавляется к плате за целое число тонн.
Плата по тарифным схемам № И2—И7, 9—13 определяется за вагон в зависимости от тарифного класса груза.
Плата по тарифным схемам № В1—В14 определяется по расчетным таблицам, приведенным в части 2 Тарифного руководства № 1, в зави- симости от тарифного класса и массы перевозимого груза.
За перевозку грузов в универсальных контейнерах общего парка и собственных плата определяется за каждый контейнер в зависимости от его длины и массы брутто по тарифным схемам, указанным в таблице 10
Приложения 5 (схемы № 85—94).
За перевозку грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд,
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, про- возная плата взимается по схемам № 95—99.
При отправлении грузов в контейнерах (транспорта и собственных)
полными комплектами на вагон на одну станцию назначения грузоотпра- вителю предоставляются скидки с провозной платы в зависимости от массы брутто контейнера.
256
В Тарифном руководстве № 1 (часть 1) определен также порядок оп- ределения платы за перевозку грузов в собственных специализирован- ных контейнерах, в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах.
22.7. Сборы за дополнительные операции,
связанные с перевозкой грузов
Составная часть тарифной системы — сборы за дополнительные опе- рации, связанные с перевозкой грузов и выполняемые перевозчиком.
В Тарифном руководстве № 3 указаны и определены правила приме- нения сборов:
– за хранение грузов;
– за взвешивание грузов;
– за подачу и уборку вагонов, за маневровую работу локомотивом до- роги, за пробег локомотива дороги при затребовании его с другой станции;
– за погрузочно-разгрузочные работы;
– за объявленную ценность груза;
– за переадресовку грузов;
– за сопровождение и охрану груза.
На станциях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате и доплаты, к ставкам сбора за хранение, взвешивание, подачу и уборку вагонов, маневровую работу и пробег локомотивов установле- ны коэффициенты от 1,05 до 1,75.
Сборы за погрузочно-разгрузочные работы повышаются на процент установленных доплат за работу в пустынных и безводных районах, на
80 % в районах Крайнего Севера, на 50 % — в местностях, приравнен- ных к ним.
22.8. Определение платы за пользование вагонами
и контейнерами федерального железнодорожного транспорта
Плата за пользование вагонами и контейнерами федерального желез- нодорожного транспорта взимается за время нахождения их у грузоотп- равителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей не- общего пользования либо ожидания их подачи или приема по причинам,
зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев же- лезнодорожных путей необщего пользования.
Порядок осуществления расчетов с перевозчиком за пользование ва- гонами и контейнерами определяется в договорах, на эксплуатацию пу- тей необщего пользования и в договорах на подачу и уборку вагонов.
257
Базовые часовые ставки за пользование вагонами, контейнерами диф- ференцированы по группам вагонов, контейнеров, интервалам времени пользования вагонами, контейнерами, размерам суточного вагонообо- рота, контейнерооборота.
Для определения платы за пользование вагонами, контейнерами рассчитывается «оплачиваемое время пользования». Порядок его исчис- ления рассмотрен выше в п. 13.10.
Вагоны подразделяются на шесть групп, например, группа 1 — кры- тые, платформы, полувагоны, группа 2 — окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары и т.д.
Контейнеры подразделяются на три группы:
1 — массой брутто до 5 т;
2 — массой брутто от 10 до 24 т;
3 — массой брутто свыше 24 т.
Интервалы оплачиваемого времени пользования дифференцированы по продолжительности пользования в диапазоне от 0 до 12 ч включительно, от
13 до 24 ч включительно и свыше 24 часов. В зависимости от этого диффе- ренцированы базовые ставки платы за пользование грузовыми вагонами и контейнерами (таблицы 1 и 2 Приложения 1 Тарифного руководства № 2).
Коэффициенты дифференциации базовых ставок плат за пользование вагонами (контейнерами) в зависимости от суточного вагонооборота
(контейнерооборота) приведены в таблицах 3 и 4.
Плата за пользование вагонами, контейнерами определяется умножением базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонообо- рот и контейнерооборот и на оплачиваемое время пользования и приводится в таблицах 5—10 Приложения 1 Тарифного руководства № 2. Кроме того, учи- тываются повышающие коэффициенты, действующие в данный период вре- мени, для вагонов и контейнеров в зависимости от их принадлежности (МПС
России или железнодорожным администрациям других государств). При выполнении сдвоенных операций плата за все время нахождения вагонов (кон- тейнеров) у грузополучателей (грузоотправителей) уменьшается на 25 %.
На линиях узкой колеи применяется коэффициент 0,5.
При задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользова- ния по вине грузоотправителей (грузополучателей), владельцев желез- нодорожных путей необщего пользования плата взимается по таблицам
9 и 10 (для суточного контейнерооборота до 50 контейнеров), а если вагоны собственные или арендованные, то 50 % от этих плат.
258
Для рефрижераторных вагонов, не требующих соблюдения температур- ного режима, к платам применяется коэффициент 0,8; для транспортеров с числом осей 16 и более, не требующих обслуживания бригад — 0,6; для восьмиосных вагонов 1 и 3 группы — 1,6; для рефрижераторных контейне- ров массой брутто 20—25 т коэффициент 2, а массой брутто 32—40 т —
2,5. В Тарифном руководстве № 2 предусмотрена также плата за пользова- ние вагонами и контейнерами, находящимися на ответственном простое,
грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользова- ния при несоблюдении ими требований статьи 36 Устава, при нарушении требований статьи 48 Устава, при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, при задержке подачи грузоотправителю порожних специализи- рованных вагонов в соответствии с принятой заявкой и др.
22.9. Определение платы за использование инфраструктуры
РЖД при пробеге отдельных собственных локомотивов
и поездных формирований
Плата за использование инфраструктуры РЖД при пробеге отдель- ных собственных (арендованных) локомотивов, поездных формирова- ний, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов как в груженом, так и в порожнем состоянии, определяется по тариф- ным схемам, указанным в таблице 16 Приложения 5 Тарифного руко- водства № 1, части 1.
Расчет плат производится: за тепловоз — по схеме № 110; электро- воз — по схеме № 113; за каждый груженый вагон по схемам № 111 и
№ 114 с применением действующих повышающих и понижающих ко- эффициентов; за каждый порожний вагон — по схемам № 112 или 115 с применением понижающих коэффициентов в зависимости от тарифного класса ранее перевозимого груза.
При выполнении технологических перевозок грузов в вагонах парка
МПС, оформленных перевозочными документами, локомотивом пред- приятия расчет плат производится по действующим тарифам с примене- нием понижающего коэффициента 0,7. При этом оплата пробега одиноч- ного локомотива или локомотива с порожними вагонами при выполне- нии таких перевозок не производится. В указанных случаях плата взи- мается за фактически пройденное расстояние от стрелок примыкания приемосдаточных путей.
259
Плата за пробег отдельных собственных (арендованных) локомоти- вов в ремонт (из ремонта) с оформлением полных перевозочных доку- ментов определяется по тарифным схемам № 110 или 113 с уменьшени- ем ее в размере, указанном в примечании к таблице 16 Приложения 5.
22.10. Автоматизация расчета плат за перевозку грузов
Основой для автоматизации таксировки провозных плат с примене- нием ЭВМ является классификатор тарифных схем, применяемых для определения плат за перевозку грузов (раздел 2, Приложение 7 Тариф- ного руководства № 1). В классификаторе приведены тарифные ставки за начально-конечные и движенческие операции для каждой тарифной схемы и формулы для их расчета. Все они заложены в памяти ЭВМ.
Результаты определения тарифного расстояния, расчеты провозной пла- ты и дополнительных сборов выдаются ЭВМ на печать по установлен- ным формам и используются товарными кассирами при оформлении перевозки. ЭВМ позволяет выдавать на запрос любую информацию о грузе, плату за перевозку, дополнительные сборы, сроки доставки и рас- печатывать эти данные.
Ниже приведено содержание справки, выдаваемой грузоотправите- лю на предварительную оплату перевозки на АРМ ТВК.
Таксировка на АРМ ТВК в локальном режиме изложена в п. 12.10.
При оформлении перевозочных документов в случае межмашин- ного обмена в одном из режимов таксировки («таксировка», «такси- ровка + печать») в АРМ ТВК формируется сообщение 251, которое автоматически пересылается в систему ЕК ИОДВ железной дороги.
Для формирования сообщения 251 в режиме «таксировка» кроме не- обходимых реквизитов для проведения таксировки товарным касси- ром заполняются дополнительные сведения, необходимые для форми- рования сообщения (служебная фраза, информационная фраза в со- ставе позиционной и координатной частей). Система ЕК ИОДВ после получения сообщения 251 по отправлению обрабатывает его, опреде- ляет провозную плату и пересылает в АРМ ТВК сообщение номер 497,
которое подтверждает правильность сообщения 251 или указывает на его ошибки. Сообщение 497 записывается в специальный архив АРМ
ТВК совместно с сообщением 251. В режиме «таксировка + печать»
при положительном ответе по сообщению 251 в корешке дорожной ведомости в графе «особые отметки» печатается сообщение 497.
260
Расчет провозной платы
Вид сообщения
Прямое
Вид отправки
ВОнав
Скорость
Грузовая
Груз 081135
ЛЕСОМАТ_КРУГЛЫЕ_ПР
Масса груза 00046000 кг
Станция отправления 285602
УХТА
Сев. ж.д.
Станция назначения 020004
ВЫБОРГ
Окт. ж.д.
Расстояние 01787 км
Номер схемы
И01+В04
Тарифные отметки
00 00 00 00
Срок доставки истек. 0312
Повышающий коэф- фициент
1
Провозная плата 17358.00
Итого провозная плата 17358.00
НДС 20 %
3471.60
Итого к взысканию 20829.60
___________________
25/11/2003 11:54
МПС ___ ЦИТТранс __________________________
Автоматизация расчета плат за перевозку грузов повышает произво- дительность труда коммерческих работников, избавляет их от рутинной работы, упраздняет ручную работу при оформлении перевозочных доку- ментов, составлении предусмотренных форм отчетности, обеспечивает непрерывный обмен информацией на всех уровнях, обеспечивает сервис- ное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
261
Р а з д е л V I I
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 42
Глава 23. Перевозка грузов мелкими отправками
23.1. Условия предъявления и особенности
перевозки грузов мелкими отправками
Количество груза, предъявляемого к перевозке мелкой отправкой,
ограничено по объему и массе.
По объему оно не должно превышать половины вместимости крыто- го вагона, контейнера или половины площади пола четырехосной плат- формы, полувагона.
Общая масса предъявляемого к перевозке груза мелкой отправкой должна быть не менее 20 кг и не должна превышать 20 тонн. При этом масса одного места груза (непакетированного и пакетированного, раз- мещаемого на поддоне или на подкладках) должна составлять:
– для грузов, перевозимых в крытых вагонах, — не менее 20 кг и не более 1500 кг;
– для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе, — не менее 1500 кг и не более 10 тонн;
– для грузов, перевозимых в крупнотоннажном универсальном кон- тейнере, — не менее 20 кг и не более 1500 кг, в среднетоннажном — не менее 20 кг и не более 1000 кг.
Длина одного места, предъявляемого к перевозке мелкой отправкой,
должна составлять:
– для грузов, перевозимых в крытых вагонах, — не более 2 м;
– для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе, — в со- ответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
– для грузов, перевозимых в универсальных контейнерах, — исходя из внутренних размеров контейнеров и требований Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.
Перевозки грузов мелкими партиями нерациональны, себестоимость их перевозок сборными вагонами выше, чем повагонных, значителен и срок их доставки. Это объясняется низкой средней загрузкой сборных
262
вагонов и контейнеров и тем, что значительная часть грузов претерпева- ет на пути следования к месту назначения несколько сортировок с задер- жкой на несколько суток.
Выполнение грузовых операций мелкими отправками требует боль- шой точности и четкости, обеспечивающих их сохранность и своевре- менность доставки в сборных вагонах с многократными перегрузками в пути. Характерная особенность мелких отправок: концентрация предъявления к отправлению и рассредоточенность выгрузки на боль- шом количестве станций. Для улучшения организации перевозок сле- дует максимально укрупнять отправки и концентрировать операции с ними на меньшем количестве станций, увеличивать число прямых сбор- ных вагонов, сокращать число грузосортировок, снижать время на грузосортировку, ускорять продвижение и повышать дальность пробе- га сборных перегрузочных вагонов без грузосортировки, повышать статическую нагрузку сборных вагонов и контейнеров, формировать прямые сборные контейнеры с мелкими отправками, заменять сборно- раздаточные вагоны автомобилями.
23.2. Виды сборных вагонов и контейнеров,
план их формирования
Вагоны и контейнеры, в которых перевозят мелкие отправки, называ- ются сборными. В зависимости от назначения груза сборные вагоны и контейнеры подразделяют на следующие категории:
– прямые сборные вагоны, контейнеры, загружаемые мелкими от- правками нескольких грузоотправителей на одну станцию без сортиров- ки груза в пути следования. При полной загрузке они наиболее эффек- тивны, так как обеспечивают быструю доставку, ускорение оборота, луч- шее использование грузоподъемности вагонов и контейнеров и сохран- ность груза;
– перегрузочные сборные вагоны, загружаемые мелкими отправка- ми, одного или нескольких грузоотправителей назначением на разные станции с сортировкой в пути следования. Эти вагоны следуют на гру- зосортировочные платформы для сортировки и последующего направ- ления грузов на станции назначения;
– сборно-раздаточные секционные вагоны или платформы с закреплен- ными на них контейнерами, обращающимися на участках, ограниченных смеж- ными грузосортировочными станциями. Они предназначены для развоза и сбора мелких отправок с промежуточных станций.