Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1219
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
279
При приеме грузов в транспортных пакетах приемосдатчик обязан проверить наружным осмотром наличие и сохранность пакетов, средств пакетирования и соответствие их данным, указанным в накладной, нали- чие специальной и железнодорожной маркировки (на повагонные от- правки); соответствие средств пакетирования и параметров пакетов стан- дартам и техническим условиям.
При перевозке пакетов на платформах и в полувагонах проверяется правильность формирования, размещения и крепления пакетов в откры- том подвижном составе в соответствии с Техническими условиями раз- мещения и крепления груза.
Выдача грузов в транспортных пакетах производится по счету числа пакетов без проверки количества груза в транспортном пакете, если он исправен в коммерческом отношении. При обнаружении на станции на- значения поврежденных пакетов, станция обязана проверить содержи- мое пакета, а в поврежденных местах — количество, массу и состояние груза по фактурным счетам.
Порядок использования и сроки возврата средств пакетирования регу- лируются между грузоотправителями и грузополучателями. Перевозка средств пакетирования, принадлежащих грузоотправителям и грузополу- чателям, производится повагонными и мелкими отправками на общих основаниях по полным перевозочным документам с оплатой тарифа.
24.6. Размещение и крепление транспортных пакетов в вагонах
Размещение и крепление транспортных пакетовв вагонах и контей- нерах осуществляется в соответствии с Техническими условиями раз- мещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и с соблюдением правил перевозок соответствующих грузов.
В междверном пространстве крытых и изотермических вагонов транс- портные пакеты необходимо размещать таким образом, чтобы обеспечи- валась возможность их механизированной выгрузки из любой двери вагона. Укладка пакетов в междверном пространстве производится с отступлением от дверей не менее 25 мм. Если способ размещения и крепления транспортных пакетов в открытом подвижном составе техни- ческими условиями не предусмотрен, грузоотправитель обязан разра- ботать такой способ. Способы размещения и крепления пакетов в транс- портных средствах определяются условиями безопасности движения и использования их грузоподъемности и вместимости.
При пакетной переработке тарно-упаковочных грузов с помощью ме- ханизмов неизбежны так называемые манипуляционные зазоры. Они не
280
Рис. 24.5. Схема размещения пакетов в крытых вагонах вместимостью
106 м
3
(а) и 120 м
3
(б, в)
должны превышать 60 мм. При определенных условиях сумма манипуля- ционных зазоров может превысить допускаемую величину. Тогда пакеты могут сдвинуться (если они не закреплены). Поэтому при пакетной пере- возке креплению грузов уделяется особое внимание. Погрузка пакетов с модулем 800
×
1200 мм в вагон наиболее рациональна в два яруса. Макси- мальная высота пакета в этом случае составляет 1150 мм для крытых ва- гонов вместимостью 106 м
3
и 1350 мм для вагонов — 120 м
3
Пакеты устанавливают длинной стороной по ширине вагона в два ряда. Схемы загрузки крытых вагонов представлены на рис. 24.5 (циф-
281
рами обозначен порядок установки пакетов в вагоне, причем сверху указаны пакеты первого ряда, а внизу — второго).
У изотермических вагонов длина кузова больше, чем у крытых, по- этому схемы размещения в них пакетов другие и помещается их больше.
Транспортные пакеты, перевозимые в крытых и изотермических ва- гонах с погрузкой и выгрузкой на местах необщего пользования без перегрузки в пути следования, могут быть закреплены грузоотправите- лем в вагоне средствами крепления (например обвязки, пояса, щиты,
распорные приспособления и др.), обеспечивающими сохранность гру- зов в пути следования.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 42
Глава 25. Перевозка грузов в контейнерах,
автопоездах и контрейлерах
25.1. Основные сведения о контейнерах
и контейнерных перевозках
Грузовым контейнером называется единица транспортного обору- дования многократного использования, имеющая конструкцию, которая обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими ви- дами транспорта (без промежуточной выгрузки), оборудованная при- способлением для ускорения погрузки, выгрузки и перегрузки. Грузо- вой контейнер обладает достаточной прочностью и имеет внутренний объем не менее 1м
3
. По своему назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные контейнеры предназначены в основном для перевоз- ки тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузо- вых единиц и мелкоштучных грузов.
Специализированные контейнеры предназначены для транспортиро- вания ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов (руд- ных концентратов, минеральных удобрений, химических наливных гру- зов, опасных, скоропортящихся продуктов и др.).
Универсальные и специализированные контейнеры могут принадле- жать перевозчику, а также юридическим и физическим лицам на правах собственности или аренды либо находиться в ведении юридических лиц.
В соответствии со статьей 17 Закона о железнодорожном транспорте предназначенные для перевозок грузов контейнеры, независимо от их
282
принадлежности, должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог. В случаях, установленных законодатель- ством, иметь соответствующие сертификаты соответствия.
В транспортном отношении контейнер является прежде всего особым ви- дом съемного кузова подвижного состава, приспособленного для перевозки укрупненных партий грузов на различных видах транспорта и для автомати- зированной погрузки, выгрузки и перегрузки. В то же время контейнер явля- ется укрупненной грузовой единицей транспортного оборудования, что по- зволяет объединить разрозненные грузовые места в одно, более крупное.
Важнейшими параметрами контейнеров являются габаритные размеры
(длина — L, ширина — B, высота — H), внутренние размеры (длина — l,
ширина — b, высота — h), ширина и высота дверного проема, внутрен- ний объем, а также масса перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу брутто (табл. 25.1).
Кроме стандартного конструктивного исполнения, обязательным яв- ляется наличие на контейнере соответствующих кодов, надписей табли- чек и других элементов, удостоверяющих его целевое назначение и под- тверждающих безопасное использование.
Контейнерные перевозки — способ транспортирования грузов с ис- пользованием грузовых контейнеров, обеспечивающий бесперегрузочную доставку грузов от склада грузоотправителя до склада грузополучателя или непосредственно из сферы производства в сферу потребления.
Контейнерные перевозки позволяют:
– освободить грузоотправителя от необходимости упаковки груза в транспортную тару;
– автоматизировать грузовые, складские и коммерческие операции и сократить их количество;
– повысить производительность труда в 5-6 раз по сравнению с без- контейнерными способами перевозки;
– ускорить и удешевить грузовые операции;
– в несколько раз сократить простои транспортных средств под гру- зовыми операциями;
– уменьшить потребность в крытых складах на станциях и железно- дорожных путях необщего пользования;
– повысить степень сохранности перевозимых грузов, ликвидиро- вать потери и порчу грузов при транспортировании;
283
Таблица
25.1
Т
ип ора зм ер ко нтейнер а
Габар ит ные ра з- мер ы
, мм
Вну тр енние ра з- мер ы
, мм
Ра зм ер двер но го прое м
а, мм об оз нач ение со гл асно
ГОСТ
18477-
79 об оз нач ение по ст андар ту
ИСО
-668
Длина
, фу т
М
асса бр утто
, т
Вну тр енний об ъе м
, м
3
длина L
шир ина B
высота
H
длина l шир ина b
высота
h шир ина высота
1А
1АА
1А
1АА
40 30,48 61,3 65,6 1219 2 2438 2438 2591 1199 8 2330 2197 2350 2286 2134 2261 1В
1ВВ
1В
1ВВ
30 25,4 45,7 48,9 9125 2438 2438 2591 8931 2330 2197 2350 2286 2134 2261 1С
1СС
1С
1СС
20 24,0 30,0 32,1 6058 2438 2438 2591 5867 2330 2197 2350 2286 2134 2261 1Д
1
Д
10 10,16 14,3 2991 2438 2438 2802 2330 2197 2286 2134
УУК
-5
(6
) 3
А
–
6,0 10,3 2100 2650 2400 1968 2520 2121 1950 2090
УУК
-3
(5
) 3
С
–
5,0 5,25 2100 1325 2400 1978 1321 2150 1225 2090
284
– повысить пропускную способность мест погрузки и выгрузки;
– увеличить степень использования складских помещений;
– упростить транспортно-экспедиционные, передаточные и другие коммерческие операции;
– осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешан- ные перевозки различными видами транспорта;
– обеспечить реализацию услуг перевозчика на фирменном уровне по принципу «от двери до двери».
Система доставки грузов от грузоотправителя до грузополучателя в контейнерах различными видами транспорта получила название контей- нерной транспортной системы.
Контейнерная транспортная система — это комплекс техничес- ких средств, технологических процессов и организационных мер, эко- номических и правовых нормативов, обеспечивающих эффективную перевозку грузов.
Современный этап развития контейнерных перевозок характеризует- ся созданием комплексных национальных и межнациональных контей- нерных систем.
Техническая база контейнерной транспортной системы нашей стра- ны включает парк унифицированных универсальных и специализиро- ванных контейнеров, средств их перевозки на различных видах транс- порта, сеть контейнерных пунктов и терминалов, оснащенных перегру- зочными средствами.
Комплексной программой развития контейнерных перевозок предус- мотрено в 2005 г. довести их объем до 16,5 млн тонн и увеличить перевоз- ки грузов в крупнотоннажных контейнерах до 70 %. Основной поток пе- ревозок грузов в контейнерах концентрируется на Транссибирской маги- страли. Основные направления: Центр—Урал, Центр—Сибирь, Центр—
Дальний Восток.
25.2. Универсальные контейнеры и средства их
транспортирования
Универсальный контейнер — унифицированная грузовая единица,
предназначенная для перевозки тарно-штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габарит- ным размерам конструкцию, снабженную стандартизированными по форме, содержанию, месту расположения надписями, табличками и обо-
285
рудованную приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Контейнер среднетоннажный — контейнер с максимальной мас- сой брутто более 3 тонн, но менее 10 тонн.
Контейнер крупнотоннажный — контейнер с максимальной мас- сой брутто равной 10 тонн и более.
Конструкция крупнотоннажного контейнера (рис. 25.1) представляет собой «зашитый» со всех сторон гофрированным или листовым метал- лом жесткий несущий каркас, включающий угловые стойки, продоль- ные и торцовые верхние и нижние балки, боковые стенки, настил пола,
дверные створки и механизмы запора дверей. В углах верхних и нижних продольных и торцовых балок расположены верхние и нижние фитинги
(рис. 25.2, а), представляющие собой детали специальной конструкции,
обеспечивающие присоединение контейнеров к захватам погрузочно- разгрузочных машин, подвижному составу железнодорожного и авто-
Рис. 25.1. Общий вид и конструкция крупнотоннажного контейнера: 1 — фитинг;
2 — вертикальная (угловая) стойка; 3 — верхняя продольная балка; 4 — нижняя продольная балка с пазами для вилочного захвата; 5 — торцовые (верхняя и нижняя) балки; 6 — дверные створки; 7 — механизмы запора дверей;
8 — боковые стенки
286
Рис. 25.2. Угловые захватные устройства универсальных контейнеров:
а — фитинги; б — рымы мобильного транспорта, а также крепление контейнеров при складиро- вании их на площадках и при перевозке морским транспортом. В ниж- ней продольной балке предусмотрены пазы для вилочного захвата.
Конструкция среднетоннажных контейнеров цельнометаллическая сварная, состоит из нижней, дверной, верхней и торцевой рам, обшитых по стенкам гофрированным, а по крыше гладкими листами, двухствор- чатой двери и деревянного настила пола. Для механизации перегрузоч- ных операций среднетоннажные контейнеры оборудованы в верхней ча- сти рымами (рис. 25.2, б), в основании — вилочными проемами. Для крепления на автомобилях на угловых стойках контейнеров предусмот- рены проушины.
Универсальные контейнеры оборудуются вентиляционными устройства- ми с заградительной системой. Внутри крупнотоннажных контейнеров на боковых стенках предусмотрены скобы для крепления груза, а в полу —
розетки для крепления тяжелых грузов. Для хранения транспортных доку- ментов имеются специальные карманы.
Международная организация по стандартизации (ИСО) рекомендует применять контейнеры в соответствии со стандартом ИСО-668, устанав- ливающим основные размеры и области применения контейнеров. Дли- на наибольшего контейнера принята 40 футов (12192 мм), а остальных