Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1041

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

296
мя пол платформы должен быть посыпан тонким слоем (1-2 мм) чисто- го сухого песка. Торцевые борта платформы дополнительно закрепляют- ся короткими деревянными стойками (по две стойки на каждый борт). При размещении контейнеров на платформах, продольные борта которых обо- рудованы запорными устройствами в виде закидок, каждую секцию борта необходимо закрепить одной деревянной стойкой.
Размещение и крепление крупнотоннажных контейнеров на контей- нерных специализированных или переоборудованных железнодорожных платформах осуществляется в соответствии со схемами размещения,
установленными Техническими условиями. При погрузке контейнеров типоразмеров 1С и 1СС на длиннобазную контейнерную платформу с длиной рамы 18400 мм в первую очередь устанавливаются контейнеры на середину платформы, а затем два других контейнера по ее концам.
При погрузке на эту платформу совместно контейнеров 1А (1АА) и 1С
(1СС) сначала следует погрузить контейнер 1А (1АА). Допускается пе- ревозка крупнотоннажных контейнеров на специализированных платфор- мах неполными комплектами с размещением их на фитинговых упорах посредине платформы при условии обеспечения равномерной нагрузки на тележки платформы. Контейнеры устанавливают на платформу так,
чтобы их торцевые двери были обращены к смежно располагаемым кон- тейнерам. Перед погрузкой у контейнеров должны быть очищены от сне- га, льда и грязи опорные поверхности и внутренние полости нижних фитингов, у специализированных платформ должны быть очищены шты- ревые упоры и опорные площадки в местах расположения фитингов кон- тейнеров, проверена их исправность.
Контейнеры устанавливают на платформы так, чтобы штыревые упо- ры, расположенные на платформах и предварительно приведенные в ра- бочее (вертикальное) положение, вошли в отверстия фитингов, распо- ложенных снизу контейнеров. После установки контейнеров работник,
ответственный за погрузку, обязан через боковые отверстия в фитингах,
проверить правильность расположения и неподвижность штыревых упо- ров платформы в рабочем положении, которыми контейнеры закрепля- ются от продольных и поперечных перемещений.
Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах предусматривается погрузка и крепление крупнотоннаж- ных контейнеров в обычные платформы, а также комплектов специали- зированных контейнеров различных типов и конструкций.

297
25.7. Контейнерные пункты и терминалы
Переработка контейнеров на станциях железных дорог организуется на контейнерных пунктах, где осуществляется погрузка, выгрузка, сор- тировка, хранение, завоз, вывоз, комплектование, технический и ком- мерческие осмотры, а также текущий ремонт контейнеров, оформление перевозочных и транспортно-экспедиционных документов, информиро- вание грузополучателей и другие операции, обеспечивающие сохран- ность грузов и контейнеров (охрана, осмотры ЗПУ).
Комплекс устройств, входящих в контейнерный пункт: площадка для краткосрочного хранения контейнеров, автопроезды, железнодорожные погрузочно-выгрузочные пути, грузоподъемные механизмы, стоянки для полуприцепов, служебные и бытовые помещения.
Контейнерные пункты размещаются либо непосредственно на желез- нодорожных станциях, либо на подъездных путях предприятий. В зави- симости от характера выполняемых операций они бывают:
– грузовые, предназначенные для погрузки и выгрузки контейнеров,
принятых к отправлению или подлежащих выдаче на данной станции;
– грузосортировочные, где, кроме операций, выполняемых на грузо- вых пунктах, сортируют транзитный поток контейнеров;
– сортировочные, выполняющие только сортировку транзитных кон- тейнеров.
На перегрузочном комплексе станций-терминалов в большом объе- ме производятся операции с крупнотоннажными и среднетоннажными контейнерами как по приему контейнеров от грузоотправителей и выдаче их грузополучателям, так и по передаче потока контейнеров с одного вида транспорта на другой.
При наличии на контейнерном пункте (перегрузочном комплексе)
нескольких площадок производится их специализация по прибытию и отправлению. Размещение контейнеров на площадках должно соответ- ствовать технологическим схемам, приведенным в Типовом технологи- ческом процессе работы грузовой станции.
Каждая площадка делится на секторы, состоящие из двух попереч- ных рядов контейнеромест для среднетоннажных контейнеров и из двух- трех поперечных рядов контейнеромест для крупнотоннажных контей- неров (рис. 25.7; 25.8).
Секторам присваивают порядковые номера и объединяют их в специа- лизированные участки (по отправлению, прибытию, для маршрута и т.п.).


298
Рис. 25.7. Схема комплексной механизации и размещения крупнотоннажных контейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем: а — при поступлении контейнеров с боковыми дверями, б — у контейнеров нет боко- вых дверей; 1 — козловой кран КК-24 (КК-32), 2 — железнодорожный путь,
3 — подкрановый путь, 4 — автомобиль

299
Под контейнероместом понимается площадь, занимаемая одним кон- тейнером массой брутто 3 или 24 т.
Контейнеры массой брутто 5 или 30,5 т занимают два контейнероместа.
Между секторами должны быть проходы шириной не менее 0,6 м, а между контейнерами в секторах — зазоры 0,1 м. Через каждые 100 м на
Рис. 25.8. Схема комплексной механизации и размещения среднетоннажных контейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем, обслу- живаемой козловым краном пролетом 16 м: 1 — автостроп, 2 — козловой кран грузоподъемностью 6 т; 3 — железнодорожный путь, 4 — подкрановый путь; 5 — контейнеры; 6 — автомобиль

300
площадке устраиваются поперечные противопожарные проезды шири- ной 10 м. Проезды для автотранспорта принимаются шириной 3,5—4 м для каждой полосы движения.
На рис. 25.7 представлена одна из типовых схем комплексной ме- ханизации и размещения крупнотоннажных контейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем, обслуживаемой козловым кра- ном пролетом 25 м.
Крупнотоннажные контейнеры размещаются на площадке длинной стороной вдоль площадки. Все груженые контейнеры устанавливаются две- рями друг к другу. Установка контейнеров дверями наружу допускается только при условии, что каждый контейнер в секторе устанавливается сво- ей дверью к ограждающему брусу.
Площадки складирования контейнеров должны быть размечены контрастной краской для установки контейнеров. На площадке круп- нотоннажные контейнеры могут устанавливаться в два яруса по вы- соте, а при достаточной прочности покрытия площадок и наличия со- ответствующих погрузочно-разгрузочных машин до шести ярусов.
При установке во второй и третий ярус должны учитываться условия удобства обозрения контейнеров и исключения случаев перестановки контейнеров для отправки нижнего контейнера до того, как будет от- правлен верхний.
Среднетоннажные контейнеры устанавливаются на площадках, как правило, в один ярус. В случае необходимости при наличии кранов с достаточной высотой подъема и площадок с достаточно твердым по- крытием среднетоннажные однотипные контейнеры могут устанавливаться не более чем в два яруса. На рис. 25.8 представлена одна из типовых схем комплексной механизации и размещения среднетоннажных кон- тейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем, обслу- живаемой козловым краном пролетом 16 м. Контейнеры расставлены дверями внутрь секторов.
Расстояние от наиболее выступающих частей опор крана до контейне- ров, установленных на площадке, должно быть не менее 700 мм, а от оси железнодорожного пути до контейнеров — 3150 мм.
При специализации контейнерных площадок, выделенных для пе- реработки местных контейнеров, их делят на участки по отправлению и прибытию. Участок контейнероместа, расположенный ближе к же- лезнодорожному пути, предназначается для контейнеров, подлежа-


301
щих отправлению по железной дороге, а находящийся со стороны подъезда автомобилей — для контейнеров, подлежащих вывозу ав- тотранспортом. Участок по отправлению делят на секции по назначе- ниям плана формирования. При недостаточной вместимости площад- ки применяют скользящую по дням недели специализацию секций в соответствии с календарным планом завоза контейнеров, либо зак- репляют за одной секцией несколько назначений, предусмотренных планом формирования.
25.8. Организация работы контейнерного пункта
Работа контейнерного пункта организуется на основании оператив- ных планов, составляемых на сутки и смену заведующим контейнерной площадкой (пунктом), исходя из плана работы станции, положения на контейнерном пункте к началу планируемого периода, информации о подходе вагонов с контейнерами, норм технологического процесса на обработку вагонов, автомобилей, контейнеров.
Для рациональной организации работы кранов приемосдатчик до подачи вагонов с контейнерами на контейнерный пункт составляет
план отработки контейнеров в подаче в целом и для каждого крана в отдельности. План состоит из двух частей: комплектование контей- неров и распределение комплектов по вагонам. В плане комплектова- ния контейнеров указывают маркировочный код каждого контейнера,
входящего в комплект, и станцию его назначения, а в плане распреде- ления комплектов — инвентарные и порядковые номера вагонов, на которые должен быть погружен каждый из комплектов, станцию на- значения каждого вагона, порядок формирования комплекта контей- неров на каждый вагон.
Завоз и вывоз контейнеров осуществляется автомобилями на основа- нии плана–задания на выделение автотранспорта диспетчеру по автопе- ревозкам. Количество одновременно подаваемых автомобилей устанав- ливают по числу погрузочно-разгрузочных машин из расчета один авто- мобиль на один работающий кран (погрузчик). Интервал между подачами автомобилей в район одного крана должен соответствовать продолжи- тельности загрузки-разгрузки автомобиля.
В тех случаях, когда завоз и вывоз контейнеров со станции осуще- ствляется силами экспедиторов, имеющих договоры со станцией на вывоз контейнеров, применяют наряды формы КЭУ-16. Наряд выпи- сывается станцией в трех экземплярах. Под номером наряда указыва-

302
ется порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению или
Книги выгрузки грузов. По нарядам КЭУ-16 также производится учет времени нахождения контейнеров у грузоотправителей, грузополуча- телей и экспедиторов. С этой целью в нарядах КЭУ-16 в обязательном порядке проставляются номера контейнеров. При этом при подаче ва- гонов с контейнерами на железнодорожные подъездные пути наряд формы КЭУ-16 оформляется вместе с ведомостью подачи и уборки вагонов с контейнерами. При поступлении импортных грузов наряд формы КЭУ-16 вместе с накладной передается в таможенный орган,
обслуживающий станцию назначения. При выгрузке груза таможен- ный орган ставит штамп установленной формы на накладной и на наря- де формы КЭУ-16.
При выдаче груженого или порожнего контейнера, а также при воз- врате их, работник станции проставляет дату и время выдачи и возвра- та контейнера. Эти отметки заверяются подписями работника железной дороги и экспедитора.
Два экземпляра наряда выдаются вместе с контейнером экспедитору,
один экземпляр остается на контейнерной площадке.
По прибытии контейнеров под выгрузку приемосдатчик составляет план переработки подачи вагонов с контейнерами и дает заявку маневровому диспетчеру на расстановку вагонов по площадке в соответствии с суще- ствующей специализацией. Составитель, получив задание от маневрово- го диспетчера, осуществляет подборку и расстановку вагонов с контейне- рами по площадкам и специализированным участкам.
Одновременно с расстановкой вагонов на площадке приемосдатчик производит наружный коммерческий осмотр прибывших контейнеров.
Выгрузкой груженых и порожних контейнеров и размещением их на площадке руководит приемосдатчик. В процессе выгрузки он про- изводит коммерческий осмотр выгруженных контейнеров, проверяет
ЗПУ, отмечает в вагонном листе номера сектора и ряда, на котором фактически размещен контейнер. По окончании выгрузки каждого вагона в вагонном листе отмечает время его выгрузки. Данные о выгруженных контейнерах заносятся в Книгу выгрузки (форма ГУ-
44). Вагонные листы передаются в товарную контору, а в накладных отмечается место установки контейнера на площадке.


303
Одновременно с обработкой поездов и вагонов на станционных путях и выгрузкой контейнеров на площадке в товарной конторе оформляют перево- зочные документы, заполняют Книгу прибытия грузов (форма ГУ-42) и ин- формируют грузополучателей о прибывших в их адрес грузах. В накладных на местные контейнеры отмечают координаты места установки контейнера на площадке (на основании переданных в товарную контору вагонных листов).
После оформления перевозочных документов по прибытию и состав- ления плана завоза-вывоза контейнеров заполняют наряды на вывоз и завоз контейнеров автотранспортом.
25.9. Технология работы контейнерного пункта в условиях
функционирования автоматизированной системы управления
Типовой технологический процесс работы грузовой станции в усло- виях функционирования автоматизированной системы управления пре- дусматривает функционирование комплекса АРМ работников станцион- ного технологического центра, маневрового диспетчера, контейнерного пункта на основе унификации разработанных вариантов программного обеспечения для ЭВМ последнего поколения. Для этой цели введена система запросов и ввода информации в ЭВМ по макетам под различ- ными номерами (№ 5, М-6 и т.д.). Применение ЭВМ позволяет автомати- зировать целый ряд операций по прибытию, погрузке, выгрузке и сор- тировке контейнеров, визированию накладной, завозу и вывозу контейне- ров, составлению нарядов КЭУ-16 и других документов, операции по от- правлению, учетно-отчетные операции, ведение книг прибытия, выгрузки,
начисление провозных платежей, платы за пользование контейнерами и сборов за предоставляемые услуги, оформление счетов и других опера- ций. В ЭВМ производится непрерывный сбор и накопление информации о контейнерах (поступление на контейнерную площадку, вывоз в город, на обменные пункты, завоз из города, сдача в ремонт, получение из ремон- та). В автоматизированном режиме ведутся учетные карточки на контей- нер, учетные карточки выполнения заявок на перевозку грузов формы
ГУ-1, выдаются оперативные сведения о контейнерах, производится ком- плектообразование контейнеров, оперативное планирование работы кон- тейнерного пункта, поиск контейнеров на грузовых площадках, у грузо- отправителей и грузополучателей. Результаты выдаются на печать, а так- же на дисплей по запросу для анализа ситуации и применения рацио- нальных управляющих воздействий.


304
В технологию переработки контейнеров в настоящее время внедряет- ся системный АРМ товарного кассира во взаимодействии с АРМ при- емосдатчика на контейнерной площадке и с дорожным уровнем номер- ной контейнерной модели автоматизированной системы контроля за ис- пользованием и передвижением контейнеров.
25.10. Управление контейнеропотоками
Основным документом, определяющим систему управления контей- неропотоками, служит план формирования контейнеров. Вначале разра- батывается план формирования контейнерных поездов, а затем план фор- мирования вагонов с контейнерами.
Контейнерным поездомназывается поезд, сформированный из вагонов, загруженных контейнерами. Его можно формировать из специализированных вагонов для перевозки контейнеров или уни- версальных. Вагоны могут быть загружены универсальными или спе- циализированными контейнерами всех типов и размеров, а также контрейлерами. Контейнерные поезда делятся на ускоренные, сквоз-
ные и групповые.
Вначале определяют целесообразность ускоренных поездов, а затем сквозных и групповых. Назначение ускоренных контейнерных поездов яв- ляется одним из основных факторов улучшения сервисного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. Перевозка контейнеров в сквозных поездах до места назначения исключает переработку на сортировочных стан- циях, а это позволяет повысить сохранность грузов и самих контейнеров,
особенно крупнотоннажных.
На сети дорог России введены в обращение сквозные контейнерные поезда Новороссийск—Москва, Москва—Иркутск, Москва— Екатерин- бург, групповые контейнерные поезда Москва—Новосибирск— Красно- ярск, Москва—Екатеринбург—Новосибирск, Москва— Екатеринбург—
Омск—Иркутск и др.
В соответствии с достигнутым международным соглашением введе- ны в обращение ускоренные контейнерные поезда Берлин—Москва, Бу- дапешт—Москва, Братислава—Москва, Хельсинки—Москва, Одесса—
Москва и др. По Транссибирской магистрали курсируют поезда Наход- ка—Бусловская, Находка—Брест (Чоп). Доставка контейнеров поез- дами из Находки-Восточной в Европу позволяет сократить сроки пере- возки грузов в контейнерах на 15 суток по сравнению с морским ва- риантом при сравнительно одинаковых тарифных условиях.

305
План формирования вагонов с контейнерами рассчитывают для гру- женых контейнеропотоков, не охваченных контейнерными поездами. Он устанавливает категории и станции назначения вагонов с контейнерами:
прямые (под выгрузку на одну станцию назначения) и перегрузочные
(для переформирования на пунктах сортировки контейнеров). Разраба- тывают сетевые и дорожные планы формирования вагонов с контейне- рами. Причем каждый вид плана формирования составляют для двух типов контейнеров: среднетоннажных и крупнотоннажных. При разра- ботке плана формирования стараются максимально увеличить количе- ство прямых вагонов и свести к минимуму сортировку контейнеров,
перевозимых в перегрузочных вагонах.
25.11. Перевозка автопоездов и контрейлеров
В последние годы в мировой практике, в том числе и на железных дорогах России, начали интенсивно развиваться комбинированные (сме- шанные) перевозки грузов с транспортировкой большегрузных автомо- билей, полуприцепов, прицепов, съемных кузовов и контрейлеров на специальных железнодорожных платформах.
Под комбинированными(или смешанными) перевозками пони- мается технология перевозки автопоездов, контрейлеров и контейне- ров на специальных железнодорожных платформах комбинирован- ного транспорта.
Автопоездом называется автомобиль-тягач в сцепе с полуприцепом и прицепом. Контрейлером называется двух- или трехосный грузовой полуприцеп с крытым или открытым кузовом (в том числе и специаль- ного назначения), приспособленный для буксировки автотягачами по автомобильным дорогам и для безопасной перевозки по железной доро- ге на специализированных платформах. На рис. 25.9 показаны схемы размещения контрейлеров и автопоездов на платформах комбинирован- ного транспорта.
Комбинированные перевозки позволяют эффективно использовать технические, экономические и экологические преимущества разных видов транспорта. Так, при смешанных железнодорожно-автомобиль- ных перевозках обеспечивается сочетание высокой мобильности и ско- рости доставки автомобильным транспортом с большой производитель- ностью, экономией энергии и экологическими преимуществами желез- нодорожного транспорта.