Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
373
Рис. 32.1. Размещение и крепление грузов в ящичной упаковке на платформе:
1 — торцовые стойки; 2 — упорные бруски; 3 — поперечные распорные бруски; 4 — продольные распорные бруски ки сечением 50
×
50 мм. Чтобы предотвратить продольные переме- щения, вплотную к грузу и торцовым бортам платформы укладывают упорные и распорные бруски (рис. 32.1).
Ящики общей массой до 40 т устанавливают вплотную друг к другу одной группой симметрично поперечной и продольной осям платфор- мы. К крайним ящикам прикрепляют скобами по одной поперечной про- волочной увязке, концы закрепляют за стоечные скобы. Ящики общей массой более 40 т размещают двумя группами вплотную к упорным брускам у торцовых бортов платформы. Каждую группу в середине ва- гона закрепляют одной поперечной проволочной увязкой. Чтобы пре- дотвратить поперечные перемещения ящиков, к полу платформы гвоздя- ми с обеих сторон каждой единицы груза прибивают не менее двух попе- речных распорных брусков. От опрокидывания ящики закрепляют попе- речными проволочными обвязками. Необходимость такого крепления опре- деляют в зависимости от размеров груза (глава 5 Технических условий).
Для крепления груза от сдвига и опрокидывания взамен упорных и распорных брусков, увязок и обвязок можно использовать проволочные растяжки. В этом случае каждую единицу груза закрепляют четырьмя ра- стяжками за специальные приспособления (скобы, крючки и др.). Число нитей в растяжке зависит от массы груза.
374
В полувагонах ящики размещают равномерно по всей площади пола вплотную друг к другу в один и более ярусов по высоте. При этом тор- цевые двери полувагонов должны быть закрыты.
Неупакованные грузыс плоскими опорами на платформу грузят в один ярус по высоте и в один и более рядов по ширине в зависимости от массы и размеров отдельных единиц. Закрепляют при помощи упорных и распорных брусков и проволочных растяжек порядком, предусмот- ренным для грузов в ящичной упаковке. Потребное число гвоздей для крепления упорных и распорных брусков, число нитей в растяжках за- висят от массы груза.
Передвижные домики вагонного типа массой от 7 до 8,5 т в количе- стве 4 шт. размещают на сцепе из трех четырехосных платформ (по од- ному на крайние платформы сцепа). Порядок их размещения и крепле- ния изложен в Технических условиях.
32.3. Основные требования к размещению
и креплению грузов цилиндрической формы
Техническими условиями установлены способы размещения и креп- ления грузов цилиндрической формы массой единицы до 30 т, диамет- ром 1,0—3,2 м и с расположением центра массы симметрично по ши- рине цилиндра и не выше его продольной оси. При этом общий центр массы вагона с грузом должен находиться на расстоянии не более 2300 мм от уровня головки рельсов и наветренная поверхность четырехосного вагона с грузом не должна превышать 75 м
2
Грузы длинной до 14 м грузят на одиночных четырехосных платфор- мах в один ярус в один-два продольных ряда (длиной 13,7—14,0 м —
только на платформы с длиной рамы 13,4 м) (рис. 32.2). Груз диаметром до 1,4 м размещают в двапродольных ряда, а более 1,4 — в один ряд.
Грузы большой длины могут размещаться в один ряд насцепах плат- форм, составленных из двух или одной грузонесущей платформы с плат- формами прикрытия. При размещении груза на сцеп из двух грузонесу- щих платформ используются турникетные опоры.
Каждую единицу груза размещают на поперечных деревянных под- кладках шириной не менее 200 мм и длиной, равной ширине платфор- мы. Каждую подкладку прикрепляют к полу платформы восемью гвоз- дями длиной, превышающей высоту подкладки на 50 мм. Допускается прикреплять подкладки с помощью продольных упоров. На каждую под-
375
Рис. 32.2. Размещение и крепление цилиндрических грузов в один ряд: 1 —
боковые упорные бруски; 2 — подкладки; 3 — упорные и распорные бруски;
4 — обвязки кладку вплотную к грузу с обеих сторон укладывают боковые упорные бруски шириной не менее 200 мм. При погрузке грузов диаметром до
1,4 м в два ряда между грузами на подкладку устанавливают распорные бруски. Каждый упорный или распорный брусок прикрепляют к под- кладке двумя шпильками (болтами) и восемью гвоздями. Каждый упор- ный брусок в местах контактирования с грузом должен иметь выемку шириной 20 мм, соответствующую очертанию поверхности груза. Вы- сота брусков определяется в зависимости от диаметра груза по табли- цам Технических условий (глава 6). Крепят цилиндрические грузы не менее чем тремя обвязками из полосовой стали с винтовыми натяжны- ми устройствами и четырьмя распорными брусками по два бруска с каждого торца. Вместо обвязок из полосовой стали можно применять обвязки из проволоки диаметром 6 мм, а вместо распорных торцовых брусков могут устанавливаться четыре растяжки. Сечение полосовых обвязок и распорных брусков, число гвоздей для крепления, количе- ство нитей проволоки в обвязках и растяжках определяются в зависи- мости от массы груза по таблицам Технических условий (глава 6).
376
Глава 33. Перевозка автотракторной техники
33.1. Порядок приема и выдачи автотракторной техники
Автотракторная техника принимается перевозчиком к перевозке с про- веркой правильности ее размещения и крепления, наличия на технике пломб грузоотправителя, количества расположенных на подвижном со- ставе вне кабин и кузовов ящиков с крупногабаритными деталями и узла- ми, наличия информационного листка и по внешнему осмотру.
Комплектность автотракторной техники, содержание емкостей и от- секов, опломбированных пломбами грузоотправителя, перевозчик при приеме к перевозке не проверяет.
При перевозке автотракторной техники в одном маршруте или груп- пе вагонов, следующих по одному перевозочному документу, ключи от всех машин укладываются в специальный планшет с ячейками, номера которых соответствуют номерам машин. Планшет перевозится в кабине или багажнике одной из машин, ключ от которой упаковывается, опеча- тывается грузоотправителем и прочно прикрепляется к перевозочным документам, о чем в графе 4 накладной делается соответствующая от- метка с указанием номера машины, которой принадлежит данный ключ.
Машины на одиночных платформах, бывшие в эксплуатации и от- правляемые в ремонт или для других целей, сопровождает проводник грузоотправителя. Выдача автотранспортной техники на станциях назна- чения и передача на пограничных передаточных станциях и пунктах пе- ревалки при коммерческой исправности перевозки производится в том же порядке, что и при приеме ее к перевозке на станции отправления.
Специализированные вагоны для перевозки легковых автомобилей пос- ле выгрузки принимаются перевозчиком с проверкой их исправности,
комплектности и направляются на станцию приписки.
Крытые вагоны для автомобилей направляются по полным перевозоч- ным документам с ЗПУ, установленными грузоотправителем.
Двухъярусные платформы направляются по пересылочным наклад- ным формы ГУ-27сп.
Перевозочные документы и пересылочные накладные на возврат по- рожних вагонов оформляет грузополучатель, осуществивший выгруз- ку автотранспортной техники из этих вагонов.
377
Рис. 33.1. Схема размещения машин на колесном ходу
33.2. Размещение и крепление машин на колесном ходу
Технические условия устанавливают способы размещения и крепле- ния машин с обрезиненными колесами и надежно действующей тормоз- ной системой массой до 24 т (до 7 т, если тормозов нет), и соответственно машин со стальными колесами до 15 и 5 т.
Высота центра массы машины hц.м над полом вагона не должна пре- вышать 1,7 м, если общая загрузка вагона до 40 т, и 1,5 м при загрузке
40 т и более. Кратчайшее расстояние от наружных боковых точек каса- ния машины до направления действия силы тяжести по ширине платфор- мы В
1
должно быть не менее 0,8 высоты центра массы, по длине плат- формы L
1
— не менее высоты центра массы (рис. 33.1):
В
2
≥
В
1
и В
1
≥
0,8 h
ц.м
L
2
≥
L
1
и L
1
≥
h
ц.м
Наветренная поверхность каждой машины с любой из боковых сто- рон должна быть не более 3 м
2
на 1 т массы машины.
В зависимости от массы, размеров и конструктивных особенностей машины грузят на одиночные платформы, в полувагоны или на сцепы из них горизонтально в один-два ряда по ширине и в один-два яруса по вы- соте вагонов; грузовые автомобили и прицепы — наклонным способом.
В полувагоны помещают только машины, ширина которых меньше ширины дверного проема полувагонов «в свету» при открытых дверях.
Машины со стальными безребордными или обрезиненными колеса- ми при погрузке на платформы устанавливают непосредственно на пол,
если передаваемая ими нагрузка не превышает величин, приведенных в
378
Технических условиях (глава 7) в зависимости от ширины обода колеса и расстояния от продольной оси платформы до центра опоры колеса.
Если нагрузки, передаваемые отдельными колесами машин, превышают установленные величины, то под эти колеса должны быть установлены продольные подкладки (доски). Концы всех подкладок затесывают под углом 25—35° для облегчения наезда на них колес машин.
Машины с колесами, имеющими гребни, при погрузке на платформы во всех случаях устанавливают на продольные подкладки.
Размеры подкладок в зависимости от нагрузки и расположения ко- лес по ширине платформы приведены в Технических условиях.
Все машины на платформах крепят проволочными растяжками и под- клиниванием колес упорными брусками (рис. 33.2), а в полувагонах —
проволочными растяжками. Машины, установленные на платформах горизонтально, подклинивают упорными брусками с наружных или с обеих сторон колес. Способ размещения упорных брусков зависит от их размеров и количества гвоздей, которые можно забить в один брусок.
Каждое колесо, имеющее гребни, должно быть подклинено упорными брусками с обеих сторон во всех случаях. Длина брусков должна быть больше ширины обода колеса, а сечение их устанавливается в зависимо- сти от диаметра колеса по таблице Технических условий. Число гвоздей для крепления одного упорного бруска зависит от массы машины, нали- чия тормозов, принятой схемы расположения брусков и определяется по таблице Технических условий. Каждую машину с обрезиненными коле- сами, установленную горизонтально на платформе, закрепляют, кроме упорных брусков, четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм,
располагаемыми по две с передней и задней стороны и направленными в противоположные стороны.
Рис. 33.2. Схема размещения и крепления двух машин на колесном ходу
379
Проволочные растяжки располагают таким образом, чтобы одновре- менно угол между растяжкой и полом и угол между проекцией растяж- ки на пол вагона и продольной осью платформы или полувагона не пре- вышал 45°. Если по конструктивным особенностям машин такое разме- щение невозможно, допускается увеличение углов наклона с обязатель- ным одновременным увеличением площади сечения растяжки. Один конец растяжки закрепляют на машинах за буксирные крюки и петли,
полуоси задних мостов, шасси, технологические отверстия рам, а также за другие детали, которые не могут быть повреждены растяжкой и одно- временно не вызовут срез проволочной растяжки, а другой – за торцо- вые или боковые стоечные скобы и кронштейны платформ или за ниж- ние увязочные косынки полувагона. Во всех случаях растяжки не долж- ны касаться резиновых покрышек колес машины.
Число нитей в каждой растяжке в зависимости от массы машины и наличия тормозов при погрузке на платформы определяют по таблицам
Технических условий.
При совмещенной погрузке машин легкую машину располагают в кузове более тяжелой. При погрузке в два яруса машину, опирающуюся на пол платформы, закрепляют с учетом суммарной массы обеих ма- шин. Машину, расположенную в кузове (во втором ярусе), закрепляют так же, как при опоре ее на пол платформы. Допускается под колеса машин второго яруса подкладывать распределительные подкладки.
При погрузке кузовных машин наклонным способом во избежание повреждений пола кузова впереди стоящей машины по усмотрению от- правителя под передние колеса наклонно установленной машины можно подкладывать разгрузочные щиты. Параллельно передним колесам на- клонно установленных машин на расстоянии 20—30 мм от боковой на- ружной поверхности колес укладывают продольные направляющие брус- ки, скрепляющие одновременно доски разгрузочных щитков. Задние борта машин, за исключением установленных последними, должны быть открыты и закреплены.
Стрелы автокранов для ограничения раскачивания дополнительно зак- репляют четырьмя растяжками (каждая в две нити) из проволоки диамет- ром 6 мм, из которых две растяжки крепятся за верх стрелы и две — в средней части стрелы.
Стрелы и ковши экскаваторов для ограничения перемещений закреп- ляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити
(по две с каждой стороны), направленными в противоположные стороны.
380
Тракторные прицепы грузят на платформу в три яруса. В Техничес- ких условиях установлен порядок размещения и крепления самоходных комбайнов различных марок и других сельскохозяйственных машин.
33.3. Перевозка машин на сцепах
Для перевозки машин на колесном ходу формируют сцепы из полу- вагонов и четырехосных платформ (рис. 33.3).
Запрещается устанавливать над сцеплением платформ и полувагонов автокраны, экскаваторы, грузовые автомобили со смонтированным на них специальным ценным оборудованием (киноустановками и т.д.).
При установке нескольких машин в наклонном или горизонтальном положении между ними должны быть оставлены зазоры не менее 270 мм со стороны машины, находящейся над сцепкой и не закрепленной на этой платформе или полувагоне (от продольного перемещения) и не ме- нее 50 мм — во всех остальных случаях.
У машин, устанавливаемых над сцепкой, подклинивают с двух сто- рон только задние колеса. Число гвоздей, необходимое для крепления одного бруска, определяют по таблице Технических условий (глава 7).
Параллельно передним колесам с наружной или внутренней сторо- ны на расстоянии 20—30 мм от их боковой поверхности при диаметре колес до 1200 мм укладывают продольные направляющие бруски раз- мером не менее 45
×
75
×
400 мм и 150
×
220
×
1000 мм при большом диаметре колес. Каждый упорный брусок прибивают четырьмя гвоздя- ми длиной, превышающей высоту бруска на 20 мм, при массе маши- ны 12 т, и восемью гвоздями при большей массе машины.
Рис. 33.3. Схема размещения и крепления машин на колесном ходу на сцепе из двух платформ
381
У машин над сцепкой закрепляют четырьмя растяжками только зад- нюю сторону машины, при этом по две растяжки направляют в противо- по-ложные стороны.
33.4. Перевозка легковых автомобилей
в специализированных вагонах
Техническими условиями предусмотрена перевозка легковых авто- мобилей в крытых цельнометаллических грузовых вагонах, на двухъя- русных цельнометаллических платформах и универсальных четырехос- ных платформах уплотненным способом.
Наибольшее распространение получили перевозки легковых автомо- билей отправительскими маршрутами или укрупненными группами на двухъярусных цельнометаллических платформах. Указанные вагоны приписываются к станциям погрузки автомобилей и имеют трафарет
«Срочный возврат на ст. …… ж.д.» (указывается станция и дорога при- писки на крайних левых несущих стойках с обеих сторон платформы).
Автомобили на двухъярусных платформах могут отгружаться только в адрес грузополучателей, имеющих подъездные пути со стационарны- ми или временными аппарелями, обеспечивающими выгрузку автомо- билей своим ходом с обоих ярусов вагонов. О наличии их у грузополу- чателя отправитель в накладной (в графе «Особые заявления и отметки отправителя») обязан сделать отметку «Средства разгрузки автомоби- лей у грузополучателей имеются».
Верхний и нижний ярусы платформы оборудованы направляющим устройством, предназначенным для следования автомобилей в опреде- ленном направлении при погрузке, выгрузке, а также для фиксирования места установки автомобилей по ширине вагона.
Для закрепления автомобилей от продольных и поперечных переме- щений платформы оснащены инвентарными крепежными устройствами
(колесными упорами), устанавливаемыми под каждое колесо погружен- ного автомобиля.
Пол верхнего и нижнего ярусов имеет щелевые отверстия, пред-на- значенные для установки и фиксирования колесных упоров.
Автомобили на нижнем и верхнем ярусах устанавливают симметрич- но относительно продольной оси платформы. Порядок размещения ма- шин зависит от их размеров и определяется Техническими условиями в зависимости от марки автомобиля. Зазор между наиболее выступающи-