Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1021

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

382
ми поверхностями рядом и впереди (сзади) стоящих автомобилей дол- жен быть не менее 50 мм. Автомобили на верхний и нижний ярусы заез- жают или съезжают с них своим ходом через торцовую часть вагона.
Для закрепления автомобиля необходимо установить в ближайшие к колесам машины щелевые отверстия колесные упоры, сдвинуть их по направлению от колеса и зафиксировать каждый упор подпружи- ненной закидкой.
Погруженные автомобили, кроме того, должны быть заторможены руч- ным тормозом и опломбированы отправителем установленным порядком.
После окончания погрузки грузоотправитель устанавливает переезд- ные площадки в транспортное (вертикальное) положение и закрепляет их крюковыми захватами.
Передвижение вагонов с откинутыми переездными площадками зап- рещается.
После выгрузки автомобилей осмотрщики вагонов и приемосдатчи- ки груза принимают от грузополучателя порожние вагоны с проверкой исправности и комплектности колесных упоров, закрепления переезд- ных площадок в вертикальном положении крюковыми захватами.
33.5. Размещение и крепление машин на гусеничном ходу
Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах тракторов, бульдозеров и кусторезовна гу- сеничном ходу массой отдельных единиц до 25 т. Высота центра массы машины hц.м над полом платформы не должна превышать 1,5 м (рис.
33.4). Кратчайшее расстояние по ширине платформы от наружных кро- мок гусениц до направления линии действия силы тяжести (В
1
и В
2
)
должно быть не менее 0,8 высоты центра массы:
В
1

0,8h
ц.м
, а В
2

В
1
Кратчайшее расстояние по длине платформы от крайней точки опира- ния груза до направления действия силы тяжести L
1
и L
2
должно быть не менее 1,25 высоты центра массы:
L
1

1,25h
ц.м
, а L
2

L
1
Наветренная поверхность каждой машины с любой из боковых сто- рон должна быть не более 3м
2
на 1 т массы машины.
Машины на гусеничном ходу устанавливают непосредственно на пол платформы. В зависимости от размеров они могут быть размещены вдоль

383
Рис. 33.5. Схема размещения и крепления машин на гусеничном ходу:
1 — растяжки; 2 — поперечные упорные бруски; 3 — упорные бруски;
4 — деревянные упоры
Рис. 33.4. Схема размещения машин на гусеничном ходу платформы симметрично ее продольной оси (рис. 33.5) или поперек про- дольной оси, или под углом к ней.
Разрешается грузить машины в пределах льготного габарита.
Каждую из гусениц машин закрепляют поперечными упорными брус- ками, размеры которых в зависимости от массы определены в Техни- ческих условиях.
Упорные бруски должны плотно пригоняться по месту и плотно прилегать к тракам гусениц по всей длине соприкосновения с ними.
При этом шипы траков гусениц не должны своими гребнями касаться упорных брусков. При погрузке гусеничных машин с открытыми бор- тами платформ вдоль каждой гусеницы вплотную к ее внутренней стороне укладывают по одному упорному бруску размерами не ме-


384
нее 100
×
100
×
2000 мм, прибиваемому к полу платформы восемью гвоздями диаметром 6 мм.
Кроме упорных брусков, каждую машину закрепляют четырьмя рас- тяжками. Число нитей в одной растяжке определяется в зависимости от массы машины.
Запасные ковши при погрузке увязывают между собой проволокой диаметром 6 мм в две нити и закрепляют четырьмя растяжками из про- волоки диаметром 6 мм в две нити за стоечные скобы платформ.
В целях лучшего использования вместимости платформы допускает- ся размещать оборудование машин (отвалы кусторезов, ножи бульдозе- ров и др.) на специальных подставках, прикрепляемых к полу платфор- мы или к грузу. При этом выход груза за пределы лобового бруса не должен превышать 400 мм.
Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах роторных и траншейных многоковшовых, а также одноковшовых экскаваторов с различным рабочим оборудовани- ем (драглайн, грейфер, лопата и др.), кранов и трубоукладчиков с раз- личными видами рабочего оборудования.

385
Р а з д е л I X
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
(КРОМЕ ОПАСНЫХ)
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   42

Глава 34. Перевозка зерновых грузов
и продуктов их переработки
34.1. Качественная характеристика зерновых грузов
и продуктов их переработки
По своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т.д.); зер- нобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т.д.); масличные (семена под- солнечника, льна, конопли, клещевины и т.д.).
К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, отруби и от- ходы мукомольного производства.
Основными показателями, характеризующими качество зерна явля- ются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина,
содержание примесей.
В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Например, пшени- ца, рожь, ячмень, гречиха считаются сухими при влажности до 14 %
включительно, средней сухости от — 14 до 15,5 %, влажными — от 15,5
до 17 %, сырыми — свыше 17 %. Если влажность зерна более 18 %, то начинается прорастание, брожение, сопровождающееся повышением температуры. При температуре 50—55
°
С появляется затхлость, гнило- стный запах, зерно интенсивно разлагается (горит). Кроме того, повы- шенная влажность вызывает активное развитие микроорганизмов и вредителей зерна.
Для обеспечения сохранности зерновых грузов при перевозке Пра- вилами перевозок установлена максимально допустимая влажность: для зерна — 16 %, для зернобобовых — 17 %, проса — 15 %, семян мас- личных культур — 10 %, семян подсолнечника — 8 %.
Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в про- центах как отношение массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые. Сорные различают двух типов: минераль-

386
ные (земля, уголь, пыль, камешки) и органические (солома, стебли дико- растущих растений и др.). В свою очередь среди зерновых примесей раз- личают сорные семена, зерна с поврежденным ядром и вредные семена.
Учитывают также степень зараженности зерна амбарными вреди- телями (клещом, долгоносиком). Ее устанавливают по количеству таких вредителей в 1 кг зерна. Зерно, зараженное долгоносиком и другими вредителями (кроме клеща), можно отгружать только на предприятия,
специально выделенные для его переработки. Основные зерновые куль- туры (пшеница и рожь) делятся на типы и подтипы, для которых действу- ющими ГОСТ установлены качественные характеристики.
Зерно обладает большой текучестью и требует для перевозок ис- правного подвижного состава. Зерновые грузы обладают способно- стью поглощать пары воды и запахи различных веществ и прочно удерживать их.
Продукты переработки зерна обладают повышенной способностью абсорбировать из окружающей среды влагу и посторонние запахи, что необходимо учитывать при организации их перевозки и хранении.
Нормальная влажность наиболее распространенных продуктов пе- реработки зерна составляет от 11 до 16 %. Например, для крупы овся- ной — 11 %, крупы ячменной — 15 %, муки всех сортов — 14 %.
При повышении влажности и температуры продукты переработки зер- на самонагреваются и плесневеют. Повышение температуры муки и кру- пы стимулирует усиление процесса дыхания в их массе, что вызывает усушку и значительную потерю массы продукта.
Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерновых грузов и продуктов их переработки приводится в сертификатах каче-
ства Государственной хлебной инспекциипри Правительстве Российс- кой Федерации. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представите- лями государственной хлебной инспекции на перевозку зерна. В серти- фикате указывается род зерна, ГОСТ, тип, подтип, цвет, общая стекло- видность, клейковина, протеин, примеси (сорная, зерновая, в том числе минеральная, испорченная, вредная в %) и другие характеристики зер- на. Форма 2 выдается для муки, где указывается цвет, вкус, запах, влаж- ность, зольность, белизна, остаток на сите и другие характеристики муки. Форма 3 выдается на крупы, форма 4 — на комбикорма, форма
5 — на зерно в международном сообщении, форма 6 — на комбикорм в международном сообщении.


387
Рис. 34.1. Крытый вагон-хоппер для перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки (вагон-зерновоз)
34.2. Подвижной состав для перевозки зерновых грузов
и продуктов их переработки
Зерновые грузы и продукты их переработки перевозятся насыпью в крытых вагонах-хопперах для зерна (вагоны-зерновозы). Мука перево- зится насыпью в специализированных вагонах-муковозах, оснащенных системой аэрирования.
Вагоны-зерновозы(рис. 34.1) бывают: с объемом кузова 93 м
3
(гру- зоподъемностью 65,0 т); 94 м
3
(70,0 т); 111 м
3
(76,5 т). Вагоны-зерновозы имеют на крыше четыре загрузочных люка, а в нижней части кузова шесть разгрузочных люков. Загрузочные люки имеют такую систему запоров
(штангу, регистрирующую верхние загрузочные люки), которая позволя- ет их пломбировать одним ЗПУ. Каждый разгрузочный люк пломбируется отдельно. Торцевые стены вагонов-зерновозов наклонены под углом. Время разгрузки таких вагонов составляет 5-6 мин.
Вагоны-муковозы (рис. 34.2) бункерного типа имеют четыре емкости по 21,5 м
3
(полный объем вагона 86 м
3
, грузоподъемность 52,0 т). Каж- дая емкость имеет загрузочный люк диаметром 400 мм. Рабочее давле- ние в емкости при разгрузке 0,2 МПа (2 кгс/см
2
).
Вагоны-зерновозы, подаваемые под погрузку, должны иметь ис- правные кузова, крышки загрузочных и разгрузочных люков с рези- новыми уплотнениями, исключающими наличие щелей, кроме того, они должны иметь запорные механизмы и исправные устройства блоки- ровки, предотвращающие открывание люков без нарушения запорно-

388
пломбировочных устройств. После выгрузки зерновых грузов, зара- женных болезнями сельскохозяйственных растений, грузополучатель промывает и обеззараживает вагоны. Грузополучатель предоставляет железнодорожной станции назначения справку о промывке и (или)
обеззараживании вагонов.
Пригодность вагонов под погрузку зерновых грузов и муки опреде- ляется с участием представителей Государственной хлебной инспекции.
34.3. Условия перевозок
В Правилах перевозок грузов насыпью и навалом железнодорож- ным транспортом установлено, что зерновые грузы, отруби и отходы мукомольного производства перевозятся насыпью в вагонах-хопперах для зерна (вагонах-зерновозах). Кроме зерна в вагонах-зерновозах пе- ревозятся также крупы (гречневая, манная, кукурузная, овсяная, перло- вая, полтавская), дерть (крупнодробленое зерно), пшено, рис (крупа),
сечка (овсяная, рисовая, ячменная и др.), смесь зерновая, толокно, хло- пья (кукурузные, овсяные, пшеничные, рисовые) и др.
Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экс- порт, в районы Крайнего Севера, города Москву, Санкт-Петербург, во- енным организациям и приравненным к ним категориям потребителей,
для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающие по импорту, подвергаются государствен-
ному контролю с выдачей на них сертификатов качества Государствен- ной хлебной инспекции (формы 1, 2, 3, 4, 5, 6) в зависимости от вида продукции и сообщения.
Рис. 34.2. Вагон для бестарной перевозки муки (вагон муковоз)


389
При отсутствии у грузоотправителя указанных сертификатов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.
Зерновые грузы, подконтрольные Государственной инспекции по ка- рантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации, перевозятся в соответствии с Правилами пере- возок подкарантинных грузов на железнодорожном транспорте. К пере- возочным документам в этом случае предъявляется сертификат, удо- стоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов.
Прием к перевозке зерна, предназначенного на кормовые цели, произ- водится при наличии у грузоотправителя ветеринарного свидетельства,
которое прикладывается к перевозочным документам.
При перевозке семенного зерна грузоотправитель обязан к перево- зочным документам приложить удостоверение о кондиционности се-
мянили сертификат на семеназерновых, зернобобовых, крупяных и других культур установленной формы, за подписью и печатью Государ- ственной семенной инспекции района отгрузки.
Массу зерновых грузов и продуктов их переработки, перевозимых насыпью, определяет грузоотправитель и удостоверяет ее подписью в накладной. При отсутствии весов у грузоотправителя груз взвешивает- ся на весах перевозчика самостоятельно грузоотправителем или с помо- щью его работников.
Зерновые грузы и продукты их переработки взвешивают с останов- кой и расцепкой вагонов. Фактическая тара вагона определяется взве- шиванием на вагонных весах. При наличии ковшовых или элеваторных весов массу загружаемого зерна определяют в процессе погрузки и предварительного взвешивания тары вагона не требуется.
Масса зерновых грузов и продуктов их переработки, перевозимых в таре, определяется по количеству и стандартной массе одного места с указанием об этом в накладной.
Прием, хранение и отпуск зерновых грузов осуществляется на спе- циальных складах (зернохранилищах), которые различаются по вмести- мости, оборудованию и условиям выполнения погрузочно-разгрузоч- ных работ. Наиболее совершенны зернохранилища-элеваторы большой вместимости, на которых организована механизированная переработка,
сушка и очистка зерна. Они обеспечивают самые лучшие эксплуатаци- онные и экономические условия хранения зерна, приема и погрузки его в вагоны-зерновозы. Загружают зерновые грузы через открытые люки в кры- ше вагона-зерновоза.

390
Для зерновых грузов характерно большое распыление погрузки по промежуточным станциям и небольшой объем отправления каждой стан- цией. Выгрузка, как правило, сконцентрирована на сравнительно малом числе пунктов. Поэтому основной и наиболее эффективной формой орга- низации перевозок зерновых грузов является маршрутизация. В период массового поступления зерна для его завоза в основные потребляющие районы, а также на мельницы и зерноперерабатывающие предприятия организуют кольцевые маршруты из вагонов-зерновозов.
Зерновые грузы, перевозимые насыпью в вагонах-зерновозах, выда- ются за цельностью ЗПУ, наложенных на штангу, фиксирующую верх- ние загрузочные люки, и на нижние люки.
Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перево- зится в мешках в крытых вагонах. Муку и крупу перевозят в мешках стандартной массы 50, 80 кг. Мука восприимчива к посторонним запа- хам (особенно скипидара), сырости и к различным жирам. Муку всех сортов и крупу укладывают в штабеля. Высота штабеля зависит от тем- пературы и влажности и составляет от 8 до 12 рядов (мешков).
Рис перевозят в одинарных или двойных мешках. Он отличается боль- шим влагосодержанием, способен поглощать ее дополнительно, но мо- жет и легко испарять влагу. Рис восприимчив к различным посторон- ним запахам, поэтому требует активного вентилирования при хранении и перевозке.
Выдача муки и крупы, перевозимых в стандартных мешках, на мес- тах общего пользования производится с проверкой числа мест.
34.4. Перевозка зерновых грузов повышенной влажности
и зараженных амбарными вредителями
Перевозка зерновых грузов повышенной влажности допускается маршрутами при соблюдении условий, определенных Государственной хлебной инспекцией и согласованных с МПС России.
Маршруты перевозки влажного зерна оформляются отдельными на- кладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки в пути следо- вания. Для усиления внимания работников подразделений перевозчика к этим маршрутам отправитель в накладной обязан сделать отметку «Пе- ревозка на особых условиях; разрешена Государственной хлебной инс- пекцией и МПС», в верхней части накладной красным цветом наносят пометку «Зерно влажное — на просушку».