Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1023

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

391
На досмотровых пунктах государственной хлебной инспекции обна- руженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с гре- ющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные пред- приятия, которые должны обеспечивать беспрепятственный прием, раз- грузку вагонов и привести зерно в состояние, обеспечивающее надеж- ное хранение и перевозку.
Зараженное зерно может перевозиться в адрес организаций, опреде- ленных Государственной инспекцией по карантину растений Российской
Федерации для обработки или переработки такого зерна.
Для переработки такого зерна выделяются предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола с обязательной очисткой и обеззараживанием вагонов- зерновозов и погрузочно-разгрузочных механизмов. После промывки и обеззараживания вагонов-зерновозов железнодорожной станции назна- чения выдается справка о промывке и (или) обеззараживании вагонов.
Глава 35. Перевозка скоропортящихся грузов
35.1. Характеристика скоропортящихся грузов,
подготовка их к перевозке
К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них вы- соких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого об- служивания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и пре- дельные сроки их перевозки в зависимости от термической, технологичес- кой обработки и периода года указаны в Правилах перевозок железнодо- рожным транспортом скоропортящихся грузов (Приложения 1, 2, 3, 4, 5).
Отдельные скоропортящиеся грузы, требующие при перевозке со- блюдения определенных условий и температурных режимов, допуска- ются к перевозке на особых условиях, на основании заключаемых дого- воров между перевозчиком и заинтересованными грузоотправителями,
грузополучателями.
На железнодорожном транспорте в значительных объемах осуществ- ляются перевозки мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, све- жих плодоовощей, продукции молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яиц, различных видов консервированной продукции,
минеральных вод, напитков и вин.

392
Для сохранения качества перевозимых скоропортящихся продук- тов необходимо подготовить их к перевозке в соответствии с требо- ваниями, установленными ГОСТ и Техническими условиями, строго соблюдать Правила приема и требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов в вагоне, правильно обслуживать их в пути следования, ускорять продвижение, своевременно осуществлять выг- рузку и выдачу груза.
В зависимости от способа технологической обработки скоропортя- щиеся грузы подразделяются на охлажденные, подмороженные, моро- женые и термически обработанные. Охлажденный продукт имеет в тол- ще температуру от 0 до +4°С. При охлаждении био- и микрохимические процессы замедляются. Подмороженный продукт имеет температуру на глубине 1 см от поверхности от –3 °С до –5 °С. Замороженным называ- ется продукт, в толще которого температура не выше –8 °С.
В качестве вспомогательных средств для повышения сохранности продуктов применяют хранение в газовой и вакуумной среде, облуче- ние ультрафиолетовыми лучами, ионизацию при помощи катодных лу- чей, обработку консервантами, антиокислителем и в некоторых случаях антибиотиками. Консервирование продуктов (стерилизация (+110 °С),
пастеризация (+85 °С) в герметической упаковке, обезвоживание (суш- ка), посол, копчение и др.) также задерживает биохимические и микро- биологические процессы.
Особые условия перевозок скоропортящихся грузов требуют специаль- ного обслуживания их на станциях погрузки, выгрузки и в пути следова- ния. Общее руководство этими операциями осуществляют Департамент гру- зовой и коммерческой работы МПС России, службы грузовой и коммер- ческой работы железных дорог и соответствующие работники отделов отделений и станций. В целях повышения эффективности использования изотермического подвижного состава и привлечения дополнительных объемов перевозок скоропортящихся грузов в 1997 г. было создано
Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Рефсервис МПС».
Основные принципы взаимоотношений между МПС России, желез- ными дорогами и ГУП «Рефсервис» регламентируются Положением об основных принципах организации деятельности ГУП «Рефсервис», ут- вержденным МПС России.


393
35.2. Условия использования изотермических, крытых вагонов,
рефрижераторных и универсальных контейнеров
Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, ИВ- термосах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контей- нерах. К изотермическим вагонам относятся рефрижераторные вагоны,
вагоны-термосы, цистерны-термосы, молочные цистерны, изотермичес- кие вагоны-цистерны.
ИВ-термос — переоборудованный грузовой вагон рефрижераторных секций. Эксплуатируется без холодильно-отопительного оборудования как одиночный изотермический вагон в режиме «термос».
Изотермические вагоны, рефрижераторные контейнеры имеют теплоизо- ляцию кузова, позволяющую ограничивать теплообмен между грузом и на- ружным воздухом. В рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контей- нерах обеспечивается соблюдение заданного температурного режима при пе- ревозке грузов. В вагонах-термосах, цистернах-термосах, ИВ-термосах и кон- тейнерах-термосах в течение определенного срока сохраняется тепло или хо- лод, аккумулированный грузом.
Крытые вагоны, другой подвижной состав (цистерны, багажные ва- гоны и пр.), универсальные контейнеры защищают груз от осадков, а при утеплении сохраняют тепло или холод, аккумулированный грузом на определенный срок. Крытые вагоны, кроме того, позволяют прово- дить сквозное нерегулируемое вентилирование грузового помещения при перевозке грузов. Все транспортные средства, используемые для пере- возок пищевых продуктов, должны иметь санитарные паспорта, оформ- ляемые в установленном порядке.
В рефрижераторных вагонах, к числу которых относятся рефрижератор- ные секции и автономные рефрижераторные вагоны с обслуживающей бри- гадой (АРВ-Э), перевозятся скоропортящиеся грузы, перечисленные в Пра- вилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
В вагонах-термосах, ИВ-термосах, цистернах-термосах и термос-кон- тейнерах перевозятся термически подготовленные скоропортящиеся гру- зы. Перечень скоропортящихся грузов, предельные сроки и условия их перевозки в вагонах-термосах устанавливаются перевозчиком.
Вино и виноматериалы наливом перевозятся только в сопровожде- нии проводников грузоотправителя или грузополучателя, а молоко толь- ко в молочных цистернах. Допускается на особых условиях перевозка

394
вина и виноматериалов наливом в танк-контейнерах и в контейнерах с применением «плеститанков».
В крытых вагонах перевозятся скоропортящиеся грузы, если темпе- ратурный режим для данного груза (согласно технической документа- ции) на всем пути следования совпадает с температурой наружного воз- духа. Перечень скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в универсальных контейнерах устанавливаются перевозчиком.
Перевозка скоропортящихся грузов в крупнотоннажных рефрижера- торных контейнерах осуществляется на специально оборудованных сце- пах из фитинговых платформ и вагона-дизель-электростанции или ваго- на АРВ-Э, сопровождаемых бригадой механиков. Перечень, предельные сроки и условия перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах ус- танавливаются перевозчиком.
Пресноводная живая рыба перевозится в двухвагонной рефрижера- торной секции. Сроки перевозки устанавливает грузоотправитель.
35.3. Экипировка и техническое обслуживание
рефрижераторного подвижного состава
Выполнение операций по экипировке и техническому обслуживанию рефрижераторных вагонов сосредоточено в рефрижераторных депо и на пунктах экипировки рефрижераторного подвижного состава.
Текущее содержание и обслуживание рефрижераторных секций и АРВ-Э
производится сопровождающими их бригадами. Бригады сменяются в пунктах погрузки, выгрузки, в пути следования в порожнем состоянии.
Сопровождающая бригада несет ответственность за техническое со- стояние специального оборудования рефрижераторных секций и АРВ-Э и обеспечение в них заданного температурного режима.
Полная экипировка рефрижераторных секций перед погрузкой дол- жна обеспечивать нормальную работу оборудования при следовании в груженом состоянии до станции назначения без экипировки в пути из расчета продвижения по установленным нормам пробега с запасом на
2 суток. Экипировка в пути следования допускается лишь на дальнево- сточном направлении.
Сопровождающая бригада до начала подготовки рефрижераторных вагонов под погрузку обязана проверить исправность оборудования,
наличие горючесмазочных материалов и воды, а также состояние ваго- нов в санитарном отношении. При необходимости экипировки необходи-


395
мо оформить заявку. Исправность оборудования, кроме того, проверя- ется в процессе предварительного охлаждения (обогрева) вагонов, а в случае, если оно не производится, — пробным запуском оборудования с полной нагрузкой на 20—30 минут.
Обслуживающая бригада должна следить за точностью показаний штат- ных термометров и систематически проверять их путем сличения их пока- заний с показаниями контрольного термометра.
Техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава производится в соответствии с Инструкцией по эксплуатации рефриже- раторного подвижного состава.
35.4. Выбор способа перевозки и подготовка подвижного состава
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотпра- витель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества гру- за период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.
Периоды года (летний, переходный и зимний) и климатические зоны нахождения железных дорог определены Правилами перевозок скоро- портящихся грузов (Приложение 6). В зависимости от периода года,
термической подготовки и вида подвижного состава и контейнеров,
скоропортящиеся грузы перевозят с охлаждением, без охлаждения (с вентилированием или без), с отоплением, утеплением (определяется перевозчиком).
Температурные режимы и необходимость вентилирования скоропор- тящихся грузов при перевозке в рефрижераторных вагонах приведены в
Приложении 7 Правил перевозок скоропортящихся грузов. Перевозчи- ки должны должны предоставлять под погрузку скоропортящихся гру- зов исправные вагоны, контейнеры, которые, при необходимости долж- ны удовлетворять ветеринарно-санитарным требованиям. Соответствие вагонов, контейнеров ветеринарно-санитарным требованиям при пере- возке скоропортящихся грузов определяется грузоотправителем.
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотпра- витель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспорта- бельности, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохран- ности и качества груза период года в разных климатических зонах по предполагаемому направлению следования. В рефрижераторных ваго- нах при перевозке грузов обеспечивается соблюдение заданного темпе-

396
ратурного режима. Перед подачей таких вагонов под погрузку грузов,
предъявляемых к перевозке с температурой –8° С и ниже грузовое по- мещение вагона предварительно охлаждается до 0° С, а перед погрузкой охлажденных грузов — до температуры хранения. При погрузке нео- хлажденных грузов предварительное охлаждение грузовых помещений не производится. При отрицательной температуре наружного воздуха пе- ред погрузкой грузов, требующих отопления, грузовые помещения реф- рижераторных вагонов предварительно обогреваются до +6 °С. Перед погрузкой бананов температура воздуха в грузовом помещении вагонов должна быть доведена до +12 °С.
Продолжительность нахождения скоропортящихся грузов в грузо- вом вагоне рефрижераторной секции, отцепленном по заявке грузоотп- равителя (грузополучателя) от служебного вагона с дизель-электростан- цией, не должна превышать 6 часов. При отрицательной температуре наружного воздуха грузоотправитель обязан принять меры, предотвра- щающие переохлаждение или подмораживание плодоовощей в период их погрузки.
В летний и переходный периоды года до наступления заморозков при перевозке в крытых вагонах вентилируются на всем пути следова- ния: рыба вяленая, плодоовощи, яйца куриные пищевые неохлажден- ные. Непрерывное вентилирование крытых вагонов производится че- рез полуоткрытые боковые люки или через открытые боковые люки,
зарешеченные изнутри металлической решеткой. Крышки боковых люков в полуоткрытом положении должны быть закреплены проволо- кой с постановкой деревянных брусков, изготовленных грузоотправи- телем в соответствии с Правилами перевозок скоропортящихся грузов
(Приложение 10).
35.5. Прием скоропортящихся грузов к перевозке
Предъявляемые к перевозке скоропортящиеся грузы согласно ста- тьи 18 Устава должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами (стандартами, Техническими условиями и иными документами, содержащими требования к качеству груза и упаковки).
Скоропортящиеся грузы перевозят по железным дорогам в различ- ных видах тары. Охлажденное, остывшее, замороженное и подморо- женное мясо может перевозиться без упаковки.


397
Перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транс- порта общего пользования могут выборочно проверять качество предъяв- ляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и соот- ветствие их нормативным документам. Проверка производится в про- цессе предъявления груза к перевозке. Температура замороженных, мо- роженых, подмороженных, остывших и охлажденных грузов измеряет- ся в момент погрузки в вагон. Вскрытие отдельных мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, а также опломбирование вагона, контейнера осуществляется грузоотправителем.
Соответствие по товарной сортности груза при его предъявлении к перевозке перевозчик и владелец инфраструктуры не проверяют.
При предъявлении грузов к перевозке вместе с перевозочными до- кументами грузоотправитель представляет станции отправления документ
о качестве груза (удостоверение, сертификат качества), датированный днем погрузки в вагон, контейнер. В документе о качестве груза должно быть указано точное наименование, качественное состояние, срок транс- портабельности груза в сутках и температура груза перед погрузкой, а также для отдельных грузов другие данные, перечисленные в Правилах перевозок скоропортящихся грузов (дата убоя животных, птицы, бота- нический сорт и дата сбора овощных культур и т.п.). На оборотной сто- роне накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» гру- зоотправитель указывает наименование, номер и дату выдачи прилагае- мого документа о качестве. При перевозке плодоовощей грузоотправи- телем дополнительно прикладываются документ о содержании токси-
кантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов при-
менения пестицидов.
При перевозке продуктов и продовольственного сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ве-
теринарное свидетельство формы № 2 или 3 на грузы при транспорти- ровке по территории Российской Федерации и стран СНГ. Ветеринар-
ными справками формы № 4 сопровождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). На грузы, вывозимые на экспорт, погранич- ные ветеринарные пункты выдают ветеринарный сертификат формы
№ 5 взамен ветеринарного свидетельства, выданного Госветслужбой района (города).
При отгрузке плодоовощей, живых растений, семенного и посадоч- ного материала из зон, объявленных под карантином, грузоотправите-

398
лем дополнительно прикладывается карантинный сертификат, удостове- ряющий отсутствие в грузах карантинных организмов или фитосани-
тарный сертификат (при экспортных, импортных и транзитных пере- возках таких грузов) в соответствии с Правилами перевозок железнод- лорожным транспортом подкарантинных грузов.
Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в документе о качестве, и предельный срок перевозки менее срока доставки, установленного в соответствии с
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транс- портом. Скоропортящиеся грузы в специализированных изотермичес- ких вагонах и рефрижераторных контейнерах перевозятся только боль- шой скоростью.
В верхней части накладной грузоотправителем проставляется штем- пель «Скоропортящийся» и дата истечения срока доставки.
35.6. Требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов
Грузоотправитель при погрузке скоропортящихся грузов должен раз- мещать и укладывать их в вагоне, контейнере без загрязнения мест, по- вреждения тары и внутреннего оборудования вагона (контейнера).
При наличии на стенах вагона, контейнера вертикальных брусков или гофр скоропортящиеся грузы укладывают вплотную к ним, а при их отсутствии — на расстоянии 4-5 см от торцевых и продольных стен.
Скоропортящиеся грузы (кроме плодоовощей) укладывают плотным
штабелем.
Ящики при плотной укладке размещают по длине вагона (контейне- ра) плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине ваго- на (контейнера), который возникает за счет некратности размеров ящи- ков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно меж- ду ящиками. Грузы, перевозимые в бочках, мешках, сетках при некрат- ности размеров мест груза и ширины вагона (контейнера) размещают симметрично продольной оси вагона (контейнера).
Бочки устанавливают вертикально укупоренным днищем, втулкой вверх в один или несколько ярусов либо укладывают горизонтально,
если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов должны применяться прокладки. При закатывании бочек в изотермические ваго- ны на напольные решетки должны настилаться доски или щиты. Не до- пускается погрузка бочек емкостью более 400 дм
3
в изотермические


399
вагоны и более 100 дм
3
в контейнеры. При перевозке в крытых вагонах и универсальных контейнерах в зимний период бочки необходимо ос- тавлять незаполненными на 10-15 % их вместимости.
Плодоовощи в ящиках в вагоне размещают одним из следующих способов:
– при шахматной укладке ящики в нечетных ярусах размещают вдоль вагона с просветами между ящиками 4-5 см, на расстоянии 7-8 см от одной продольной стены вагона и 2-3 см — от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположен- ные ящики не менее, чем на 2-3 см;
– при вертикальной укладке дощатые ящики размещаются по длине вагона плотно один к другому и к торцевым стенам вагона, а по ширине —
с наличием просветов 4-5 см между ящиками, а также штабелем груза и продольными стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков на- кладывают рейки сечением 2-3 см, концы которых должны опираться в продольные стены вагона. В двух верхних ярусах ящики обязательно устанавливаются на рейки. При перекрестной укладке ящики размеща- ются в первом ярусе вдоль вагона, во втором ярусе — поперек вагона и т.д. с просветами между рядами ящиков 4-5 см.
Ящики-лотки и картонные ящикив вагонах устанавливают плот-
ным штабелем без применения реек. Стойки смежных ящиков-лотков верхнего яруса увязывают между собой проволокой или шпагатом.
Мешки, сетки с овощами размещают в вагоне (контейнере) «стой- мя» в несколько ярусов.
При перевозке бананов в зимний период во избежание их переохлаж- дения нижние ряды картонных ящиков (коробок) укладывают на поддо- ны, устанавливаемые на напольные решетки. Коробки с бананами уста- навливают в вагонах плотными штабелями без зазоров или шахматным способом. При отрицательной температуре наружного воздуха погрузка бананов со склада в рефрижераторные секции или АРВ-Э осуществляет- ся только через отапливаемые тамбуры. В акте экспертизы указывается температура наружного воздуха в период погрузки бананов.
Грузы в вагоне размещают так, чтобы обеспечивалось открывание дверей с обеих сторон (с отступлением от двери на 25 см.). Если груз в междверном пространстве неустойчив, то двери вагона следует ог- раждать досками или щитами. Если длина ящиков некратна длине ва-

400
гона, а также, если укладка производится шахматным способом, то междверное пространство на ширину 70—100 см должно ограждаться распорками.
Требования к размещению и укладке отдельных наименований гру- зов определены в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.
35.7. Условия использования рефрижераторных секций
и автономных рефрижераторных вагонов
Получив точные данные о погрузке, руководитель обслуживающей бри- гады выполняет ряд работ по подготовке грузовых вагонов, энергохоло- дильного и электрического оборудования к перевозке. После выполнения подготовительных работ производят пробный цикл охлаждения (отопления)
продолжительностью 1—2 ч. После окончания предварительного охлажде- ния (отопления) дежурному по станции или маневровому диспетчеру сооб- щается о готовности секции к погрузке. Вагоны секции могут загружаться скоропортящимися грузами с различными температурными режимами пе- ревозки. Погрузка секции должна происходить как правило на одной стан- ции. При погрузке рефрижераторной секции или АРВ-Э руководитель об- служивающей бригады обязан своевременно обеспечивать подготовку гру- зовых вагонов для подачи к месту погрузки, контролировать лично или через выделенного им работника бригады сохранность оборудования, в случае обнаружения нарушения правил укладки груза в вагонах требовать от грузоотправителей соблюдения правил погрузки, осуществлять контроль температуры загружаемого груза и выборочно осуществлять наружный осмотр состояния груза. После окончания погрузки руководитель обслу- живающей бригады должен сделать запись в рабочем журнале о точном наименовании груза в каждом вагоне, его технологической обработке, не- обходимых режимах перевозки и заверить эти данные своей подписью. Бри- гада должна быть ознакомлена с порядком обслуживания секции (АРВ-Э) в пути следования.
Имеющиеся в грузовых вагонах циркуляторы должны быть включены при перевозке грузов с отоплением — на все время отопления вагонов, при перевозке с охлаждением — на все время работы холодильных установок.
Основным документом бригадыв рейсе является маршрут секции
(форма ВУ-83), в котором отражается вся работа секции за период гру- женого рейса.
Рабочий журнал секции (АРВ-Э) является основным документом,
отражающим работу энергохолодильного оборудования и технологичес-