Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

435
Цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов бывают четырехос- ные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность
66,0 т и объем котла 72,3 м
3
. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъ- емность 67,0 т и объем котла 73,1 м
3
Цистерны оборудованы универсальным сливным прибором, кото- рый служит для слива груза из котла, а при необходимости — налива снизу при помощи насоса. Прибор увеличенного диаметра оборудо- ван паровой рубашкой.
Цистерны для вязких нефтепродуктов снабжены пароподогреватель- ным кожухом. Подогрев осуществляется с помощью горячего пара, воды или воздуха. По концевым частям кожуха снизу вварены патрубки для подачи и выпуска теплоносителя.
Битумы перевозят в бункерных полувагонах, которые имеют двой- ные стенки, образующие паровую «рубашку»; бункера поворачиваются на полуосях и удерживаются в вертикальном положении крючками. На внешней стороне каждого бункера имеется патрубок «рубашки» для впуска пара. Верхняя часть бункера закрывается двухстворчатыми крыш- ками. В пунктах слива к патрубкам присоединяют рукава, по которым в пространство между стенками подается пар; тонкий слой соприкасающего- ся с нагретыми стенками битума подплавляется, и при опрокидывании бун- кера содержимое его отдельными глыбами вываливается в приемную яму или на площадку.
Кроме того, для перевозки высоковязких продуктов используются цистерны-термосы. Для перевозки пищевых продуктов (спирта, моло- ка, вина) применяют специализированные цистерны.
Растительное масло и некоторые другие пищевые продукты перево- зят в цистернах обычной конструкции, но специализированных для кон- кретного груза. Специализированные цистерны для пищевых продуктов имеют трафареты о наименовании груза («Патока», «Растительное мас- ло» и др.), станции приписки и дополнительный трафарет «П» — пище- вые грузы.
Цистерны для перевозки нефтегрузов, кроме знаков и надписей, пре- дусмотренных ПТЭ, должны иметь знаки калибровочного типа (указы- ваются металлическими штампованными цифрами) и соответствующие трафареты в зависимости от вида нефтепродукта, а специализированные цистерны — точное наименование нефтепродукта. Цистерны для пере- возки бензина, лигроина, топлива эталонного и для реактивных двигате-

436
лей и других легковоспламеняющихся нефтепродуктов должны иметь знаки опасности, наносимые на транспортные средства в соответствии с рис. П6.3.1 и П6.3.2 на форзаце Правил перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов. Специализированные цистерны для пере- возки опасных грузов приведены в главах 41 и 44 учебника.
В соответствии со статьей 20 Устава подготовка цистерн под налив,
принадлежащих перевозчику, производится перевозчиком или грузоот- правителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а не принадлежащих перевозчику производятся гру- зоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей.
Перед наливом цистерн грузоотправителем проверяют герметичность котлов цистерн, техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов. Это обязан сделать грузоотправитель для того, что- бы избежать течи грузов из цистерн в пути следования.
Подготовка под налив собственных, арендованных и специализиро- ванных цистерн для определенного груза производится средствами и за счет грузоотправителя. Пригодность цистерн и бункерных полувагонов под перевозку данного груза в коммерческом отношении определяет грузоотправитель, который несет ответственность за порчу груза в ре- зультате налива в несоответствующую цистерну, а также за последствия их неправильного использования.
Запрещается подавать и использовать под налив цистерны с неисп- равными сливными приборами, внутренними лестницами, крышками и барашками, с течью в котлах, без проушин на крышках для наложения
ЗПУ, а также без уплотнительной прокладки, если есть специальный паз для ее укладки.
39.3. Прием и определение массы наливных грузов
Алфавитный указатель грузов, перевозимых наливом в вагонах- цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума,
приведен в Правилах перевозок этих грузов (Приложение 1). Для каж- дого груза указывается номер ООН, № аварийной карточки, класс,
подкласс опасности, цистерны, в которых разрешается перевозка, спе- циальные трафареты на цистернах и знаки опасности, штемпеля на пе- ревозочных документах.
К каждой накладной, предъявляемой грузоотправителем на перевоз- ки нефтепродуктов, должен быть приложен качественный паспорт.


437
В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель дол- жен указать точное наименование груза согласно Перечню, а если он относится к категории опасных, то и номер аварийной карточки. На- пример: «Бензин для промышленных целей. АК № 305»; «Нефть сырая.
АК № 305».
В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предус- мотренные для данного груза штемпеля красного цвета. Например, для не- фти сырой — «Легко воспламеняется», «Прикрытие 0-0-1-0». Грузоотпра- вители, ответственные за погрузку наливных грузов в цистерны, бункерные полувагоны, делают на оборотной стороне накладной в графе 1 отметку,
которую заверяют подписью: «Груз погружен согласно Правилам перево- зок грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожным транспортом».
Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, про- изводится путем взвешивания, динамическим измерением или расчет- ным путем замера высоты налива и объема налитого груза на основе применения таблиц калибровки железнодорожных цистерн. В этом слу- чае в накладной в графе «Наименование груза» указывается высота на- лива, плотность, температура груза.
Для определения массы груза расчетным путем необходимо изме- рить высоту налива продукта в цистерне, взять среднюю пробу про- дукта из цистерны для определения температуры и плотности продукта,
установить калибровочный тип цистерн по ее трафарету, определить по таблицам калибровки в соответствии с высотой налива объем жидко- сти, умножить объем жидкости на плотность продукта.
Высоту налива измеряют метрштоком— металлическим трубчатым стержнем диаметром 20—25 мм с длиной шкалы до 3500 мм. Цена наи- меньшего деления — 1 мм. Нижний конец прибора имеет медный нако- нечник. А верхний — металлическое кольцо или серьгу. Замеряют высоту налива при установившемся уровне спокойной поверхности жидкости и отсутствия на ней пены. Метршток плавно и строго вертикально опускают через люк котла до самой нижней точки котла, а затем быстро, но плавно извлекают из него и по линии смачивания определяют высоту налива.
Высоту измеряют в двух противоположных точках люка котла по про- дольной осевой линии цистерны не менее двух раз в каждой точке. Рас- хождение между двумя отсчетами замера не должно превышать 0,5 см.
За действительную высоту налива принимают среднеарифметическое зна-

438
чение замеров двух точек. Отсчет округляют до целого сантиметра (вели- чину менее 0,5 см отбрасывают, а 0,5 см и более считают за 1 см).
Влияние пены при определении уровня налива можно устранить за- мером высоты при помощи пеноизолятора, представляющего собой тонкостенный металлический конус длиной около 1 м, диаметром широ- кого конца 160 мм, а узкого 60 мм (узкий конец с донышком, которое можно открывать ручкой рычага, помещенной у широкого конца). Пе- ноизолятор погружают в цистерну узким концом вниз при закрытом донышке. Когда закрытый конец прибора окажется ниже слоя пены, до- нышко открывается и полость конуса заполняется продуктом без пены.
После этого метршток опускается в жидкость через пеноизолятор.
Одновременно из середины цистерны пробоотборником отбирают про- бу для определения температуры и плотности продукта.
Плотность жидкого продукта и его температуру определяют специ- альным прибором — денсиметром(ареометром). При наличии паспор- тных данных можно подсчитать его фактическую плотность при данной температуре и без денсиметра, используя средние температурные поправ- ки. Массу продукта, налитого в цистерну, в этом случае находят умно- жением объема на плотность при температуре груза в момент замера:
,
]
·
)
20
(
[
ф
α

±
=
t
d
V
Q
(39.1)
где Q — масса продукта кг; V — объем налитого продукта, дм
3
; d
плотность нефтепродукта при +20 °С, кг/дм
3
; t
ф
— фактическая температура в момент замера высоты налива, °С;
α
— температурная поправка плотности на 1 °С разницы температуры.
Если температура выше 20
°С, то температурная поправка вычитает- ся, ниже 20 °С — прибавляется.
Пример. Определить массу нефтепродукта в цистерне (калибровоч- ный тип 25), если высота налива 294 см, плотность нефтепродуктов при 20 °С 0,87235 кг/дм
3
, фактическая температура продукта в момент замера 30 °С.
Решение.По таблице калибровки для цистерны типа 25 по высоте налива 294 см определяем объем налитого продукта — 61190 дм
3
По таблице средних температурных поправок плотности нефтепро- дуктов определяем температурную поправку на 1 °С для 0,87235. Она составит 0,000673.


439
Находим массу налитого в цистерну продукта:
(
)
[
]
кг.
52967 000673
,
0
·
20 30 87235
,
0
·
61190
=


=
Q
Динамические системы определения массы наливных грузов осно- ваны на преобразователях массового и объемного расхода и поточных преобразователях плотности.
В настоящее время разработаны и внедряются новые способы опре- деления массы наливных грузов (акустический, оптический, тепловой и др.), позволяющие более точно и с минимальными трудозатратами опре- делить количество груза в цистернах.
39.4. Налив и слив нефтепродуктов
Налив и слив нефтепродуктов происходят на местах необщего пользо- вания, специально оборудованных и отвечающих требованиям безопас- ности. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию ор- ганов Госгортехнадзора России на право налива (слива) опасных гру- зов. Грузоотправители-владельцы собственных или арендованных цис- терн перед каждым наливом должны предъявлять работникам станции и
ПТО свидетельство о технической исправности вагонов, включая их рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного нефтепродукта. Номер свидетельства работники
ПТО проставляют в книге формы ВУ-14.
Перед началом налива (слива) наливных грузов на сливно-наливной эстакаде цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключа- ющее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов и другого подвижного состава.
На пунктах налива с незначительными размерами грузооборота на- лив цистерн производят через отдельные стояки (колонки) или из специ- альных резервуаров. На пунктах налива с большим объемом работы применяют эстакады.
Не допускается наливать имеющий температуру выше 100° С груз в цистерны, оборудованные универсальным сливным прибором.
Перед наливом работники наливного пункта осматривают поданные цистерны, проверяют их соответствие роду нефтепродукта, открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки,
после чего начинается налив. Налив грузов в цистерны не должен превы- шать грузоподъемность, указанную на котле цистерны. Расчет степени

440
заполнения цистерн производится в соответствии с Приложением № 3
Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебиту- ма. По окончании налива цистерн, замера высоты налива и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняю- щие прокладки из материалов, не вступающих в реакцию с перевозимой продукцией, устанавливают ЗПУ.
При приеме цистерн после налива приемосдатчик проверяет зак- рытие люков и сливных приборов, правильность установки ЗПУ, чи- стоту поверхности котлов цистерн, рам, ходовых частей, видимость знаков и трафаретов.
Способы опломбирования цистерн ЗПУ «Спрут-Универсал», ЗПУ
«ЛаВР-Гарант-М» с крышками загрузочных люков различных типов приведены в Правилах пломбирования вагонов и контейнеров.
Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливного груза не должна превышать 150 °С.
После налива грузоотправитель обязан закрыть крышки бункера. Грузо- отправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полуваго- ны, должен оборудовать места налива устройствами, защищающими от попадания атмосферных осадков в бункера.
В соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84 нефть и нефтепродукты из железнодорожных цистерн должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. После слива нефтепродуктов приемосдатчик обязан проверить полноту слива и дать раз- решение на закрытие колпаков цистерн. При обнаружении остатков груза в цистерне приемосдатчик обязан отказать в ее приеме и составить акт о недо- сливе цистерн формы ГУ-7. На цистерны с неочищенной наружной повер- хностью приемосдатчик обязан составить акт общей формы.
Технологическое время налива и слива для всей одновременно по- данной партии цистерн и бункерных полувагонов в местах налива и сли- ва не должно превышать: для налива в пунктах механизированного на- лива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов — 2 часа; в пунктах немеханизированного налива для цис- терн, имеющих четыре и более осей, — 3 часа; для слива соответ- ственно — 2 часа и 4 часа. При поступлении в пункт слива топлива Т-1,
Т-2, ТС-1 и авиационного бензина, при необходимости, устанавлива- ется дополнительное время — 35 минут для производства анализа.


441
39.5. Порядок возврата порожних цистерн
Порожние цистерны после слива направляют в пункты налива по пересылочным накладным или по полным перевозочным документам.
По полным перевозочным документам (накладной, дорожной ведомо- сти, вагонному листу) пересылают цистерны, принадлежащие грузо- отправителям и грузополучателям на правах собственности или арен- ды. В этом случае цистерны пломбирует грузополучатель и направляет на станцию приписки.
Перевозка порожних цистерн, бункерных полувагонов, следующих в пункты налива нефти и нефтепродуктов по регулировочному заданию,
оформляется: пересылочной накладной формы ГУ-27дс (при перевозке цистерн из-под слива светлых нефтепродуктов); пересылочной наклад-
ной формы ГУ-27дт — при перевозке бункерных полувагонов и по- рожних цистерн из-под слива темных нефтепродуктов.
Пересылочная накладная оформляется грузополучателем на каж- дую слитую цистерну или бункерный полувагон и предъявляется стан- ции одновременно с уведомлением об окончании слива нефтепродук- та. Без предъявления пересылочной накладной вагоны станцией не при- нимаются. Одновременно с пересылочной накладной грузополучатель заполняет корешок, остающийся на станции отправления порожней цистерны или бункерного полувагона. Работники станции слива обяза- ны проверить правильность заполнения пересылочной накладной. При обнаружении на промывочно-пропарочной станции цистерны или бун- керного полувагона с остатками недослитого груза в документе дела- ется отметка, которая является основанием для привлечения виновных к ответственности. Неполный слив цистерны или бункерного полува- гона, обнаруженный на станции налива или на промывочно-пропароч- ной станции, удостоверяется актом, который вместе с пересылочной накладной направляют перевозчику для расследования.
39.6. Промывка и пропарка цистерн
Промывочно-пропарочные предприятия устраивают, как правило, на станциях расположения нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транс- порта на железнодорожный. Эти предприятия в зависимости от техни- ческого оснащения, объема и характера работы делятся на промывочно- пропарочные станции, промывочно-пропарочные пункты, механизиро-

442
ванные промывочно-пропарочные поезда и пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов сливных приборов.
Промывочно-пропарочные станцииосуществляют массовую подго- товку цистерн к наливу и ремонту. Они расположены на значительной территории, имеют путевое развитие, оборудование и мощные обустрой- ства, обеспечивающие механизированную очистку цистерн. Работа про- мывочно-пропарочной станции организуется по единому технологичес- кому процессу с железнодорожной наливной станцией.
Объем работ промывочно-пропарочных пунктов в отличие от стан- ции меньше, они обеспечивают подготовку цистерн для налива нефте- продуктов сравнительно небольшой номенклатуры.
Механизированные промывочно-пропарочные поездапредназна- чены для подготовки цистерн на станциях, где нет стационарных уст- ройств и приспособлений.
Пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов
сливных приборов готовят цистерны к наливу без пропарки или промыв- ки внутренней поверхности котлов.
Организация обработки цистерн производится в соответствии с тре- бованиями Типового технологического процесса подготовки цистерн и вагонов для перевозки нефтепродуктов к наливу и ремонту на промы- вочно-пропарочных предприятиях железных дорог.
Характер обработки определяет ГОСТ 1510-84 в зависимости от наи- менования наливаемого, а также ранее перевозившегося груза и нали- чия в цистерне его остатков. Для сбора и очистки нефтепродуктов, про- мывочных вод и конденсата на промывочно-пропарочных предприятиях устраивают сливные лотки, резервуары, канализационную сеть, нефте- и песколовушку и другие очистные сооружения.
39.7. Особенности перевозки высоковязких
и застывающих наливных грузов
Некоторые нефтепродукты, перевозимые в цистернах и бункерных полувагонах обладают повышенной вязкостью и сгущаются при пониже- нии температуры. Степень вязкости определяют в условных единицах —
градусах, которые выражают отношение времени истечения 200 см
3
дан- ного продукта при определенной температуре к времени истечения тако- го же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С. Вяз- кие грузы по степени вязкости, а застывающие в зависимости от темпе-


443
ратуры застывания подразделяются на четыре группы. Перечень вязких и застывающих грузов с отнесением их к той или иной группе опубли- кован в Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Самую высокую вязкость (свыше 40 °С) и высокую температуру застывания (свыше +30 °С) имеют грузы IV группы (битум в цистернах,
гудрон, жир животный технологический, парафин спичечный, саломас и др.). Слив их, особенно в зимнее время, весьма затруднителен и вызы- вает значительные простои цистерн.
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необхо- димости их разогрева в холодный период года технологическое время на слив устанавливается с учетом дополнительного времени на разогрев и слив таких грузов. Общее технологическое время на разогрев и слив вязких и застывающих грузов принимается не более: для грузов I груп- пы — 4 ч; II группы — 6 ч; III группы — 8 ч; IV — 10 ч. В случае немеханизированного слива грузов I группы технологическое время на слив может быть увеличено для цистерн, имеющих четыре и более осей,
на 2 ч. При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливается тех- нологическое время, которое не превышает для грузов I и II групп — 3 ч;
III и IV групп — 4 ч. Необходимость увеличения технологического вре- мени на слив вязких и застывающих грузов определяется перевозчиком в каждом отдельном случае.
Грузополучатель должен иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие своевременный слив высоковязких и зас- тывающих грузов из цистерн и бункерных полувагонов.
Для выгрузки битума из бункерных полувагонов грузополучатели должны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные ус- тройства. Пар для подогрева бункеров вводят в пространство между стен- ками по шлангам, присоединенным к патрубкам. Пар вводят осторож- но, медленно открывая впускной вентиль. Разгружают бункерные полу- вагоны последовательно; одновременная разгрузка двух и более бунке- ров запрещается, так как при этом вагон может опрокинуться.
39.8. Особенности перевозки пищевых наливных грузов
Растительное масло, патоку, саломас, салолин, гидрол, глицерин и другие пищевые продукты перевозят в специализированных цистернах с нижним сливом, приписанных к станции налива. Цистерны, специали-

444
зированные для перевозки пищевых продуктов, имеют по всей длине котла с обеих сторон по две полосы красного цвета, шириной каждая
100 мм (промежуток между полосами 500 мм), а по периметру днищ —
кольцевую красную полосу шириной 100 мм. В промежутках между полосами вправо от середины котла буквами высотой 126 мм нанесено черной краской наименование груза: «Патока», «Растительное масло»,
«Гидрол» и др. Это же наименование нанесено и на верхней части днища буквами высотой 70 мм.
Этиловый (винный) спирт перевозят железнодорожным транспортом в модернизированных четырехосных цистернах, принадлежащих или арендованных грузоотправителем (грузополучателем), с верхним сли- вом, а также в специальных спиртовых цистернах. На цистернах для перевозки этилового спирта наносят трафареты «Спирт», «П», трафарет приписки, знак опасности (3) для легкогорючих грузов и номер ООН
(на оранжевой прямоугольной табличке ниже знака опасности).
На спиртовых цистернах с крытым кузовом вдоль боковых и лобо- вых стенок наносится полоса белого цвета.
После налива спирта грузоотправитель отбирает пробу, по которой определяет крепость спирта. Бутылки с отобранной пробой пломбиру- ют или опечатывают сургучной печатью станции и хранят у грузоотп- равителя до поступления к нему акта о приеме груза или до затребова- ния пробы на анализ.
При отгрузке в цистернах с колпаками (в том числе спиртовых) гру- зоотправитель совместно с приемосдатчиком специальной стандартной металлической рейкой определяет высоту недолива спирта в колпаке от верхнего его края до уровня спирта.
В накладной под наименованием груза грузоотправитель указыва- ет сорт спирта (сырец, ректификат), крепость спирта, а в случаях пе- ревозки в цистернах с колпаками — его температуру и высоту недо- лива. Здесь же указывается номер аварийной карточки (АК 308).
В верхней части накладной грузоотправитель проставляет красные штемпеля: «Легко воспламеняется», «Прикрытие 3/0-0-1-0».
Грузоотправитель может прилагать к накладной акт об отгрузке спирта.
ЗПУ устанавливают на крышку люка четырехосной цистерны (тип ка- либровки 62 и 66) по одному на каждую пару проушин (всего 2 ЗПУ).
Спирт, прибывший в исправных цистернах с неповрежденным ЗПУ
грузоотправителя, сливается грузополучателем. Если же он прибыл в