Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
454
в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование на- носится для каждого груза); классификационный шифр; номер ООН.
Знаки опасности, наносимые на транспортную тару (рис. 40.1), должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм,
который условно разделен на два равных треугольника. При размерах тары,
не позволяющих наносить знаки опасности указанных размеров, допуска- ется уменьшить сторону квадрата до 50 мм. В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника номер подкласса.
Между символом и номером подкласса располагают надпись, характе- ризующую опасность груза, а под ней — номер аварийной карточки.
Нанесение знаков опасности производится: на ящиках и транспортных пакетах — на трех поверхностях (боковой, торцевой и верхней); на бочках —
на одном из днищ и обечайке (цилиндрической части); на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях; на других видах тары (баллонах и др.) —
в наиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне.
Знаки опасности разделяются на: основной, характеризующий основ- ной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз, и дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности. Определяются по классификационным таблицам опасных гру- зов каждого класса Правил перевозок опасных грузов. В них в виде дроби указан: в числителе номер основного знака опасности, в знамена- теле — дополнительного.
Если груз обладает несколькими видами опасности, то грузоотпра- витель обязан нанести на упаковку все знаки, соответствующие этим видам опасности. Номер подкласса в этом случае наносится только на основной знак опасности.
При совместной упаковке опасных грузов различных классов на грузо- вое место наносятся знаки опасности, соответствующие каждому грузу.
При перевозке опасных грузов в транспортных пакетах знаки опасности должны быть нанесены как на упаковку, так и на пакеты, если в сформиро- ванном пакете знаки опасности, нанесенные на упаковку, не видны.
40.4. Особенности подготовки, упаковки
и маркировки взрывчатых материалов
Упаковка ВМ должна быть прочной, исправной, соответствовать стан- дарту или техническим условиям, обеспечивать их сохранность. Этим же требованиям должны отвечать транспортные пакеты, сформирован- ные из отдельных грузовых мест.
455
Рис. 40.2. Расположение маркировки на грузовой единице взрывчатых мате- риалов: 1 — условный номер; 2 — знак опасности; 3 — манипуляционные знаки; 4 — номер ООН; 5 — транспортное наименование груза
Находящиеся в таре ВМ должны быть уложены и закреплены в соот- ветствии с требованиями ГОСТ, ОСТ и ТУ, чтобы исключалось их пере- мещение внутри упаковки, а грузовых мест — в транспортном пакете.
При подготовке к отправлению ВМ запрещается соединять в одном грузовом месте (таре), а также транспортом пакете ВМ разных наимено- ваний, кроме случаев перевозки их в комплекте.
Метод упаковки для конкретного ВМ указан в табл. П10.1 и П10.2, и он должен соответствовать требованиям Приложения 11 Правил перево- зок опасных грузов.
Каждая грузовая единица маркируется транспортной маркировкой по
ГОСТ 14192-96 согласно нормативно-технической документации на кон- кретный вид ВМ, а также должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности (далее — транспортную опасность) ВМ.
Маркировка, характеризующая транспортную опасность, нано- сится в соответствии с ГОСТ 19433-88 на упаковку, транспортный па- кет, а также на контейнер или железнодорожное транспортное сред- ство. Для грузов, перечисленных в табл. П10.2, она должна содержать
(рис. 40.2, а): знак опасности (основной и дополнительный) и услов- ный номер.
Для ВМ, перечисленных в табл. П10.1. указанная маркировка долж- на содержать (рис. 40.2, б): знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН.
Знаки опасности в зависимости от подклассов ВМ выполняются в соответствии с рис. 40.3. Цвет фона указанных знаков опасности —
456
оранжевый. Высота цифр 1.4,
1.5, 1.6 составляет 30 мм, тол- щина — 5 мм. Надпись
«Взрывается» при междуна- родных перевозках на англий- ском, французском или ис- панском языке наносится толь- ко на тару.
Условный номер ВМ нано- сится в равностороннем треу- гольнике, расположенном под знаком опасности (см. рис.
40.2, а). Длина стороны треу- гольника должна быть не ме- нее 50, 80 или 150 мм при на- несении его на грузовую еди- ницу и не менее 250 мм — при нанесении условного номера на контейнер и железнодорож- ное транспортное средство.
Маркировка, характеризу- ющая транспортную опас- ность груза, наносится на:
упаковку и (или) транспорт- ный пакет (на контрастном фоне или ярлыке рядом с манипуляционны- ми знаками по ГОСТ 14192-96); контейнер (на дверь, боковые стенки и, если позволяет конструкция, на крышу); железнодорожное транс- портное средство (в центре обеих дверей так, чтобы она была видна персоналу при проведении погрузочно-разгрузочных, маневровых,
аварийно-восстановительных работ).
40.5. Требования к транспортным упаковочным
комплектам и радиационным упаковкам
Перевозки радиоактивных материалов с удельной активностью более
70 кБк/кг (2 нКи/г), радиоактивных материалов в количествах, суммарная активность которых превышает значения предельно допустимой активнос- ти, указанной в Приложении 17 Правил перевозок опасных грузов, а также радиоактивных делящихся материалов (уран — 233, плутоний — 238 и др.)
осуществляются в специальных транспортных упаковочных комплектах.
Рис. 40.3. Знаки опасности для взрывча- тых материалов: 1а — подклассов 1.1—1.3;
1б — подкласса 1.4; 1в — подкласса 1.5;
1г — подкласса 1.6; * — место нанесения класса; ** — место нанесения подкласса и группы совместимости; *** — место нанесения группы совместимости; —
место нанесения номера аварийной карточки
457
Транспортные упаковочные комплекты обеспечивают безопас- ность и защиту от излучений при перевозке, сохранность радиоак- тивных веществ, а также предохраняют попадание их в окружающую среду. Транспортные упаковочные комплекты делятся на два типа.
Комплект типа А обладает механической прочностью, исключающей потерю или рассеяние радиоактивного вещества и обеспечивающей эффективность защиты от излучений в нормальных условиях пере- возки, не сопровождающихся температурными воздействиями. Ком- плект типа В обладает повышенной механической прочностью и тер- мостойкостью, исключающей потерю и рассеяние радиоактивного вещества и обеспечивающей эффективность защиты от излучения при возможных авариях в момент перевозки, сопровождающихся темпе- ратурными воздействиями.
В один упаковочный комплект типа А должно быть загружено радиоак- тивное вещество в количестве (по активности), не превышающем значений,
приведенных в Приложении 17 Правил перевозок опасных грузов.
Упаковочные комплекты массой более 10 кг должны иметь рукоятки,
скобы или другие приспособления, облегчающие их погрузку и выгруз- ку. Упаковки массой более 25 кг должны быть снабжены приспособле- ниями для подъема и перемещения с помощью подъемно-транспортных средств. Приспособления для подъема должны выдерживать нагрузку,
в 6 раз превышающую массу упаковочного комплекта.
Минимальная масса упаковки, содержащей радиоактивные вещества,
должна составлять не менее 5 кг. Минимальный наружный размер упа- ковочного комплекта не должен быть менее 0,1 м.
На внешней поверхности упаковочного комплекта должны быть пре- дусмотрены устройства для установки пломбы таким образом, чтобы исключалась возможность ее срыва или повреждения при транспорти- ровании. Отправителем должна быть опломбирована каждая упаковка,
предъявляемая к перевозке.
На внешней поверхности упаковочного комплекта должны быть на- несены маркировка и знаки опасности согласно требованиям соответ- ствующих стандартов. На упаковках с радиоактивными материалами,
обладающими другими видами опасности, должны быть нанесены зна- ки дополнительной опасности.
Транспортные и промышленные упаковочные комплекты, содержа- щие радиоактивные материалы, называются радиационными упаковка-
458
ми. Груз, состоящий из одной или нескольких радиационных упаковок,
называется радиационным грузом, или грузом радиоактивных веществ.
Перед отправлением радиационных упаковок отправитель должен измерить мощность эквивалентной дозы излучения каждой упаковки для определения транспортного индекса (максимального значения мощ- ности эквивалентной дозы излучения на расстоянии 1 м от любой точки поверхности радиационной упаковки, выраженного в мбэр/ч). Сумма транспортных индексов малогабаритных радиационных упаковок не дол- жна превышать 50.
В зависимости от значения мощности эквивалентной дозы излучения на поверхности или на расстоянии 1 м от поверхности радиационные упаковки делятся на три транспортные категории и четыре группы опас- ных грузов. Образцы знаков опасности показаны на рис. 40.4.
До отправки радиационного груза грузоотправитель должен прове- рить, что на наружной поверхности радиационной упаковки нет «снима- емого» радиоактивного загрязнения, а уровень общего радиоактивного загрязнения не превышает допустимых значений: 10 альфа частиц/(мин.
см
2
), 100 бета частиц/(мин. см
2
).
«Снимаемое» радиоактивное загрязнение — радиоактивное загряз- нение, слабо связанное с поверхностью, которое может быть определе- но методом «мазков». «Снимаемое» радиоактивное загрязнение ваго- нов, контейнеров и наружных поверхностей радиационных упаковок не допускается.
Рис. 40.4. Знаки опасности, наносимые на радиационные упаковки и транспортные средства
459
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 42
Глава 41. Технические средства для перевозки
опасных грузов
41.1. Специально выделенные места станций для производства
грузовых операций с взрывчатыми материалами
Перечень железнодорожных станций, имеющих специально выделен- ные места для производства грузовых операций с ВМ, принадлежащих
Министерству обороны, МВД, ФСБ России опубликован в Приложении 16
Правил перевозок опасных грузов.
Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на специально выде- ленных станциях, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне сформированных составов (за исключением сорти- ровочных путей) должны быть удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных станционных путей на расстояние не менее
125 м. На электрифицированных участках для указанных целей выделя- ются, как правило, неэлектрифицированные пути.
Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и ус- тройства стационарного и переносного электрического освещения с ар- матурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении.
Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и выг- рузки должны быть обеспечены удобные подъезды.
Места, а также пути для стоянки вагонов с опасными грузами ука- зываются в техническо-распорядительном акте станции.
Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов долж- ны производиться на железнодорожных путях необщего пользования.
Запрещается хранение ВМ в складских помещениях станций.
41.2. Вагоны и контейнеры, используемые
для перевозки опасных грузов
Для перевозки опасных грузов по железным дорогам должны ис- пользоваться только предназначенные для этих целей технически ис- правные специализированные вагоны и контейнеры, принадлежащие объединениям, предприятиям и организациям, независимо от их форм собственности, или арендованные ими, а также универсальные вагоны
460
и контейнеры парка МПС России. Пара- метры вагонов-цистерн, предназначен- ных для перевозки опасных грузов, при- ведены в Приложении 6 Правил безопас- ности при перевозке опасных грузов же- лезнодорожным транспортом.
Вагоны и контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза в соответ- ствии с Правилами перевозок грузов,
номер ООН перевозимого груза и отли- чительную окраску согласно нормативно- технической документации. Род вагонов и тип контейнеров, в которых допускает- ся перевозка опасных грузов, указаны в
Алфавитном указателе.
Знаки опасности, наносимые на транс- портные средства, должны иметь размер стороны квадрата 250 мм. На расстоянии 15 мм от кромок знака располагают рамку черного цвета.
Вместо надписи между символами и номером класса на белом фоне проставляют номер аварийной карточки (рис. 41.1).
Символы и цифры на знаках опасности должны быть нанесены чер- ным цветом.
Под знаком опасности на оранжевой прямоугольной табличке разме- ром не менее 120
×
3 00 мм с черной рамкой шириной 10 мм по краям и высотой цифр в табличке не менее 25 мм указывается номер ООН.
Высота цифр номера аварийной карточки должна быть 100 мм, номера подкласса — 50 мм. Знаки изготовляют из плотной бумаги с пленоч- ным покрытием.
Знаки опасности располагают на: крытых вагонах (в центре двери с обеих сторон вагона); контейнерах и контейнерах-цистернах (с четы- рех сторон и сверху); универсальных контейнерах (рядом с номером контейнера).
В случае аренды вагонов для конкретных грузов или группы грузов грузоотправитель (грузополучатель) над знаком опасности наносит наи- менование груза или группы грузов (высота букв 15 см). Под знаком
Рис. 41.1 Знаки опасности на- носимые на транспортные средства: 1 — знак опасности;
2 — номер ООН